Category:
Старцы
Старец Сергий ( Шевич, 1903 - 1987 ) - одна из самых ярких фигур русского церковного зарубежья на Западе. Он переписывался с преподобным Силуаном и со знаменитым игуменом Харитоном с Валаама, был духовником Николая Бердяева, Владимира Лосского и знаменитого иконописца Григория Круга. Его учение было очень простым, конкретным, тесно связанным со своими евангельскими и святоотеческими истоками, глубоко укорененным в личном внутреннем опыте "жизни во Христе". Оно может оказаться полезным для всех верующих, стремящихся в рамках повседневности вести более глубокую жизнь.
Молитва – это дыхание. Молитва должна стать для нас абсолютным правилом. Мы должны молиться во что бы то ни стало, ибо это – вопрос жизни и смерти. Мы дышим не по собственной воле; мы не ищем поводов к тому, чтобы дышать; мы не обсуждаем необходимости дышать, мы не задаемся вопросом о целях дыхания. Мы знаем, что если перестанем дышать, то умрем. Без дыхания тело не может жить; без молитвы не может жить дух. Мы должны относиться к молитве как к чему–то абсолютному, что не подлежит обсуждению. Нужно сказать себе: “Это так, и все тут”. Мы должны установить себе молитвенное правило, которого будем придерживаться во что бы то ни стало. Нет молитвы без усилия. Главное: когда молитва не идет, нельзя бросать ее, нужно упорствовать.
Молитва – это как свет, который освещает все и который позволяет нам лучше разглядеть глубины своей души. Молиться нужно прежде всего о покаянии, о сокрушении, о смирении. Сосредоточиться на богослужении и лучше воспринимать службу мы можем благодаря Иисусовой молитве. Молитва должна стать необходимостью. Молитва должна связывать воедино все наше существо. Молитва – единственное средство, при помощи которого мы можем победить искушения.
Молитва – это язык иного мира. И мы рано или поздно должны будем перейти в мир иной. Когда мы собираемся переезжать в другую страну, нужно, чтобы мы умели говорить на ее языке. Молитва учит нас этому языку. Правило жизни: больше молиться и меньше рассуждать.
Говорить, что не имеешь желания молиться, - это безумие, это как если сказать, что не хочешь дышать. Это тяжкий грех.
Что очень важно для духовной жизни, так это постоянство, верность и регулярность в молитве. Духовная жизнь- это длительный труд. Нужно быть готовым всю жизнь бороться с “ветхим человеком”.
Вся сила для борьбы с грехом приходит от Бога, и получаем мы эту силу по молитве.
Молитва об усопших очень важна для них и для нас. В то же время она является исповеданием веры в то, что смерти не существует.
Есть вещь, которой нужно бояться как чумы, - это осуждение ближних. Нужно очень внимательно следить за тем, чтобы не осуждать других, так как этот грех всегда обращается против нас. Осуждение ближнего связано с гордостью, а гордость – это наш главный враг. От нее – все наши несчастья.
Все люди нуждаются в нашей доброте. Нужно не осуждать людей, а молиться за них, потому что они несчастны. Все люди больны. Нет ни одного, кто был бы духовно здоров. Каждый грех – это болезнь. Но даже если люди кажутся счастливыми, чувствуют себя хорошо, с точки зрения жизни вечной они больны. Их недуг в том, что они не знают Бога. Многие, кто не знает Бога, поражают нас своим добродетельным поведением. Очень часто нам оказывается до них далеко. Зачастую христиане бывают хуже других людей. Но эти другие люди не знают Бога, и их грех – в этом. Это самый значительный и самый тяжелый из грехов.
Крещение не избавляет нас механически от первородного греха, оно дает нам силы бороться. Бог предпочитает того, кто грешит и кается, тому, кто думает, что не грешит, и не раскаивается. Если в первые века христианства чудеса происходили чаще, чем теперь, то это потому, что они являлись самым подходящим средством для того, чтобы впечатлить и обратить язычников. В наши дни они уже не принесут такой пользы; сами чудеса стали, скорее, не внешними, а внутренними: самое большое чудо из тех, что бывают и которое совершается на протяжении веков у огромного числа христиан, не проявляясь при этом внешне никаким зримым образом, - это чудо полного преображения внутреннего человека Божественной благодатью.
Нужно изо всех сил стараться не впадать в гнев. Гнев изгоняет благодать. Благодать – как птица: спугнешь ее, и она улетит.
Нельзя переживать пост, как свод правил: это, в первую очередь, повод к тому, чтобы изменить свою жизнь. Все это дано нам, чтобы изменить свою жизнь. Все это дано нам, чтобы мы, по слову Писания, изменились.
Каждый день нужно проживать так, как будто он – единственный в нашей жизни.
Искать нужно смирения, а не святости, так как святость без смирения – лишь тщеславие. Ангелы, которые пали и стали бесами, обладали совершенством, поскольку были ангелами, но не имели смирения. Вот почему, обладая лишь совершенством, они стали бесами. Смирение – это самый краткий путь к спасению, без которого рушится все.
Болезнь может стать полезной для человека, преобразить его. Но она может принести и вред, если станет для человека единственным предметом безпокойства, и он будет думать только о ней.
Основа всего – это евангельское учение. Евангелие – это всеобъемлющая программа нашей духовной жизни.
Покаяние – это ключ к духовной жизни. Оно позволяет нам облечься в ту брачную одежду, без которой нас выставят вон.
Необходимо прежде всего думать о том, что на этой земле мы проездом, как на вокзале. Нам нужно сесть на поезд, но когда он приедет, мы не знаем. Когда мы уйдем из этой жизни, то оставим все. Надо прямо сейчас начинать думать о своей жизни там и о том, как мы предстанем пред Богом. В Писании сказано: «Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7:39).
Мы должны непрестанно стремиться к Царствию Небесному. Нашей целью постоянно должна быть вечная жизнь.
Составлено по книге Жан-Клода Ларше «Старец Сергий»