Александра Соколова
Священник Александр Ельчанинов где-то во Франции в далекие
довоенные годы писал: "...все почти юноши унылы, мрачны, тяжелы. У всех
девушек — легкость, простота, лучистость какая-то. Им все дается легче, в
обращении их к христианству им легче дается сердечность этого обращения. Для
юноши надо преодолеть гораздо больше — прежде всего рассудочность, самолюбие и
т. д. Поэтому в будущем русском церковном обновлении женщине предстоит, верно,
немалая роль..."
Пророческие слова! Вот я смотрю на тех, кто привел в храм
детей. Почти исключительно это женщины — такие же молодые, как и я, или уже
почтенного возраста матушки. Редко-редко можно увидеть в храме христианскую
семью в полном составе: дети с отцом и матерью. В основном это все-таки мамы и
бабушки.
На своем опыте я убедилась, насколько труден путь воцерковления семьи. Всей душой работаешь над
этим, и не может быть момента, когда бы женщина могла сказать себе: "Вот —
я все сделала, и нечего больше прибавить к этому". Какую же ношу вновь
взяли на себя наши русские женщины! Опять наши женщины, трудолюбивые и верные в
деле, впереди всех и, впрягшись в этот воз, потащили его. Я удивляюсь терпению
русских женщин, их верному чутью на благо, готовности все претерпеть ради своих
семей, их великому трудолюбию. А еще я восхищаюсь их красотой и хочу
запечатлеть ее на бумаге хотя бы в портретах двух женщин, которыми я имела
возможность любоваться в наших храмах.
...Юную девушку с таким современным, ничего не значащим для
русских ушей именем Кристина я заметила сразу, едва она появилась в нашей
церкви. очень удивилась, заметив рядом с ней трехлетнюю девочку, как оказалось,
дочку Кристины. В лице было смятение, в движениях — некая суетливость и
излишняя резвость. Она с чисто юной готовностью исполняла все-все, что положено
делать в церкви: крестилась, кланялась, вставала на колени. В церкви Кристина
начала бывать очень часто, однако внимание на нее я обращать перестала, лишь
однажды очень удивилась, рассмотрев ее взволнованное лицо в толпе причастников.
Потом я заметила ее с новорожденным ребенком на руках,
сидящую в самом укромном уголке церкви. Это была для меня новость, но то, как в
дальнейшем они все трое (Кристина и две ее дочки) буквально жили в церкви,
явило передо мной такой сюжет, какого я и в книжках о старой России не
читывала. Она причащала своих детей раза три в неделю и за миновавшие два года,
в течение которых я ее видела, помню лишь один день, когда, придя в церковь, не
заметила их в толпе прихожан. С новорожденным ребенком она приходила в церковь к
началу службы, была ли это обедня или всенощная, и уходила в самом ее конце. Ее
дети очень мало плакали и капризничали в храме, а голос самой Кристины я
слышала считанное число раз. Никогда я не видела ее разговаривающей во время
богослужения, и она ни с кем в церкви не подружилась.
Об этой юной женщине мой старший сын спросил меня как-то:
—А та, у которой маленькая Надя сидит на руках, это кто ей?
—Мама.
—А разве бывают мамы-девочки?
—Бывают, — кратко ответила я, не став развивать этой темы.
Как-то удивительно ловко, грациозно и очень тихо делала все в церкви Кристина.
Долгое время на нее обращали сугубое внимание, но потом перестали, и это,
по-видимому, было то, к чему она стремилась всей душой: стать незаметной в
толпе. Эта ее скромность особенно бросилась мне в глаза и покорила собой,
поскольку мамы с детьми порой бывают так нарочито картинны в церкви. Подолгу
Кристина с ребенком на руках простаивала на коленях, опустив глаза, не видя
вокруг никого и ничего. Частенько я видела ее буквально распростертой на полу и
знала тогда: значит, ее ребенок заснул в коляске где-нибудь в уголке. А заметив
маленькую Надю на чужих руках, тотчас понимала: Кристина на исповеди.
Она очень часто причащалась сама. И я, заметив это,
постаралась разглядеть как следует ее правую руку. Странно — кольцо есть. Как
же ей, будучи замужем, удается так часто причащаться?
Мой старший сын до сих пор просит меня приводить его в
церковь не к началу обедни, которую ему стоять тяжеловато, а чуть попозже. И
вот как-то в Рождество я, поддавшись такой "вражеской агитации" да и
убоявшись праздничной толпы, привела детей в храм минут на десять позже
обычного и, рассчитывая на большую толпу исповедников, просчиталась. Едва войдя
в храм, я увидела уходящего батюшку в епитрахили, с крестом и Евангелием в
руках. Исповедь закончилась, и мы на нее опоздали! Такое с нами случалось и
раньше, и что же в подобном случае я испытываю? Досаду на себя, на ребятишек,
которые нестерпимо долго возились дома со своей одеждой, на их капризы, на
домашних, каким-то образом задержавших меня... Со словами "Видно, Бог нам
с тобой сегодня не судил причаститься, Митюша" я повернулась назад и
буквально застыла от изумления: сзади стояла Кристина и горько плакала. Плакала
она молча, не закрывая лицо руками и только пониже опустив голову.
Я в ужасе подумала: "У нее что-нибудь стряслось с
детьми!" Посмотрела вниз: в коляске спокойно сидела малышка, посмотрела
вбок — другая стояла себе рядом. Снова взглянула в лицо плачущей женщины с
намерением спросить: "У вас что-нибудь случилось?" И вдруг все
поняла! Румяная с мороза, в верхней одежде, которую она обычно в церкви
снимала, Кристина явно, как и я, опоздала с детьми к исповеди. И вот теперь она
плакала о "Хлебе насущном", который в этот праздник Рождества
Христова пронесут мимо нее! Я молча, не потревожив ее, отошла со своими детьми
подальше и оттуда, спустя некоторое время, видела, как Кристина добралась-таки
до батюшки, вышедшего из алтаря исповедать ее. Они были хорошо видны со
ступенек придела, где стояли. Однако я, грешница, туда не поспешила, лишь
отправила к исповедующему батюшке своего старшего сына, да он не смог
пробраться к ним сквозь праздничную толпу прихожан.
—Не судьба нам сегодня с тобой, миленький... Надо вовремя к
обедне ходить. Это нам урок, — сказала я расстроенному Мите.
На этом я и закончу рассказ об этой удивительной красоты
женщине и расскажу о другой.
С ношей выполосканного белья я шла по цветущему лугу к дому,
где мы гостили, и вдруг увидела на его крыльце незнакомую мне женщину. Подошла
и — обомлела: "Анька!" Она стояла на невысоком, в три ступеньки,
крыльце и, может быть, поэтому показалась мне выросшей на целую голову. А может
быть, ее новая одежда так поразила и буквально "возвысила" в моих
глазах: черная широкая юбка до самых пят, белая блузка с серенькими цветочками,
туго завязанный, с подобранными концами светлый платок. Еще год назад Анька
была цветущей мужней женкой, а нынче это — горькая вдовица...
Мы вошли в дом, уселись, как и положено бабам, на кухне и
стали неспешно беседовать. Говорили об общих знакомых, вспоминали прошлое,
рассуждали о настоящем. Ведь мы с ней знаем друг друга давно, больше десяти
лет! У Аньки очаровательный подбородочек — остренький, торчащий вперед, и
оттого всегда кажется, будто бы голову она держит, гордо подняв кверху. Глаза
ее смотрят на собеседника смело и прямо. Говорила Анька о погибшем муже, детях,
нынешнем своем вдовьем житье-бытье.
Припоминала, что о вдовах говорил святой Иоанн Златоустый и другие отцы Церкви,
объясняла верность сказанного ими на собственном примере. Я молча слушала, и
вдруг как будто кто-то шепнул мне на ухо: "Это юродивая. Смотри и
запоминай. Увидишь ли еще такое в жизни?"
Разговор наш тек неспешно, потому что маленький сынок ее, с
которым Анька приехала, спал в соседней комнате. Но вот зазвонили ко всенощной,
и Анька, взяв ребенка, ушла в церковь. Часов через пять я встретила ее
выходящей из церкви и отругала, как могла:
—Ты вот по-русски одеваешься, юбку длинную надела, так будь
ты русской бабой по сути, а не по одеже! Где это видано — ребенка ко всенощной
некормленым вести? Пять часов его, трехгодовалого, там держала! Зачем? Хоть бы
пожалела голодное свое дитятко! И вообще, имей в виду: я тебе свекровь. Спуску
не дам. Еще раз увижу такое — отругаю снова.
Анька не обиделась, лишь добродушно засмеялась:
—Глядите-ка вы! Мужа нет, а свекровь есть".
В десятом часу вечера по белой дороге, ведущей из монастыря,
уходила от меня вдаль женщина, ведя по зябкому августовскому холодочку мальчика
в легкой летней рубашке и синих трусах. "Ох-хо-хо", — только и
сказала я, покачав им вслед головой.
Снова эту парочку я увидела на следующий день, в полдень.
Они зашли к нам после обедни. Анька принесла с собой мешочек с едой, переданный
ей прямо в церкви хозяйкой, у которой она ночевала: сама Анька о еде для сына
позаботиться не могла... Посидели они немножко и стали собираться на автобус.
Анька что-то надела на себя в сенях и пошла, взяв ребенка за руку. Увидев их в
окошечко, я побежала прощаться с ними на улицу. Выскочила за калитку,
посмотрела и — застыла от удивления. На белой дороге, ведущей в монастырь,
стояла женщина в черной длинной юбке, большом синем, с мужнего плеча свитере,
подпоясанном ремешком, в туго затянутом светлом платке. За плечами — скромный
рюкзачок, а в руках... Я ведь прекрасно помню, что никакого посоха у нее в
руках не было, но, вновь и вновь разглядывая ту картину, не уходящую из моей
памяти, я вижу у нее в руках страннический посох. Она держала за руку
беленького мальчика с тихими светлыми глазами. На нем была розовенькая новая
рубашка (как же — он нынче причастник!) и синие застиранные трусы. И эти
спокойные лица. И готовность идти куда-то. И бесстрашие этих вечных русских
глаз... Их покой. Их грусть. Их любовь.
"Не умерла ты, Святая Русь! — думала я, глядя на них
широко открытыми глазами. — Как же возможна для тебя смерть, если щемящая
красота твоя тревожит наши сердца, исторгая из них слезы умиления, жалости,
любви? Вечно зовешь ты нас, тянешь к себе тоской и мукой невыразимой. Не
суждена тебе смерть, потому что этой красоте жить вовек! И всегда будут сердца,
тоскующие о тебе, зовущие тебя, Святая Русь!"
Ушли они. Остались досужие разговоры о странной женщине,
неумехе, лентяйке. А я ходила, слушала и
думала свою думу. Ох, как трудно найти благочестивую женщину, по-особому горячо
любящую церковь, о которой бы не только внешние, но зачастую и церковные люди
могли бы сказать: "Вот уж хозяйка так хозяйка! Везде-то у нее чистота. А
как готовит! Детки у нее ухоженные, а уж рукодельница — поискать таких!" Никогда не забуду, как один
мужчина сказал мне в деревне: "А у нас в приходе нормальных баб только
одна и есть (такая-то). У нее и корова, и огород, и варенья-соленья, и с
детьми-внуками все хорошо, все при деле. Вот праздник, стоит она у свечного
ящика, а я твердо знаю: ни одного дела у нее дома не брошено. Все успела и в
церковь пришла. А у других что? Какой-то кавардак, а не дом!"
Долго я размышляла над этой
"хозяйственно-психологической" загадкой, а потом взяла да и решила ее
для себя очень просто. Эти женщины, горячо любящие свою церковь и так много сил
отдающие ей, они и есть "нищие духом", о которых говорил Господь. А
ведь, по слову Иисуса Христа, таковые блаженны. Они нищенки! Их, по сравнению с
удачливыми, процветающими "мужними женками", Бог обделил многими
свойственными их полу талантами да умениями. Однако в душе у них есть некое
разряженное пространство. Я-то уж знаю тот беспорядок, который зачастую можно
найти в доме, где живет такая благочестивая женщина! Пирогами, как правило, их
дома не красны: печь или не умеют, или некогда. Однако в душе у них есть некое
разреженное пространство, куда призывается благодать Божия, ибо если эту
пустоту не заполнять ею, то начинает там ныть и посасывать от чисто духовного голода.
Покоя себе не найти вне церкви! А ведь такими, нищими да убогими, если
сравнивать их с преуспевающими в миру женщинами, церкви наши и стоят. Так было
всегда: и в старой России, и в советской, и сейчас. Ведь мы-то туда не пойдем
дни и ночи простаивать там на молитве да обихаживать Божии храмы. Мы совсем
другие. Мы люди с достоинством. Нам много чего от жизни надо, а прежде всего —
славы от людей, которая нам нужнее Божией. А они вот такие: нищие, убогие. Не
все, конечно. Немало среди благочестивых женщин хороших хозяек. Не хочу на них
наговаривать и брать грех на душу. Могу лишь сказать, что среди молодых
верующих женщин едва ли не большинство бесхозяйственных. Наши матери были
великими труженицами, и мы почему-то сильно отстаем от них на хозяйственном
фронте.
Частенько мне приходится защищать от разного рода нападок
своих сестер: то у них дети слишком
бледные, то сами не так одеты, то еще что-нибудь. Однако мы с ними, как говорят
в вологодских деревнях, одинокие, и я хорошо знаю ту алчбу и жажду, что т да и с нехристианами, не скрывающими своей
веры. Пришла пора и мне говорить и с иудеем, и с лютеранином, и с
евангелисткой. У них, крепких в вере, не смогла я разглядеть этих глаз. Отчего
же я узнаю эти глаза в толпе, не будучи знакома с человеком, не зная о нем
ничего? Долго размышляла я о потрясении, которое зачастую испытываю от глаз
христиан, и мужчин и женщин, встречаемых мною в православных храмах. И решила
сама для себя так: Кровь Христова, доступная им в таинстве приобщения Святых
Христовых тайн, омыла эти очи изнутри, сделав их по-особому чистыми,
печалующимися и радующимися за меня, грешную, любящими меня, недостойную. Тихие
это очи. Светлые. Бездонные, как тайна
Христа... Глядеться не наглядеться мне в
них.