-Судьба христианства и православия в Европе и России?
-Православие было мало известно на Западе. Оно
рассматривалось как религия христиан на Востоке, которые отошли если не в
лжеучение, то в какие-то фантазии. И первая моя школа была в Австрии. Я помню,
они не знали, что такое "православный". Поэтому они отправили меня на
первой неделе к раввину. Это было для них самое близкое к понятию православие.
Раввин посмотрел на меня и спросил: а что на тебе головного убора нет? Я
сказал: мама меня учила никогда не носить головного убора в комнате, потому что
в ней может быть икона или крест. Раввин посмотрел на меня: ты христианин?
Вон!!! Я вылетел вон… Меня директриса поймал в коридоре и сказала: ах, ты христианин?
Повела меня к католику. Он поставил передо мной вопрос: кто ты такой? Еретик в
моем классе? Вон!!! И этим кончилось все мое религиозное воспитание...
И я за это страшно, страшно благодарен, потому что никто мне
Бога не испортил. И я это очень серьезно говорю. Я стал верующим, потому что
встретился с Богом, с Богом, а не с ритуалами, уставами, практикой, а с Богом
через Евангелие. Евангелие я первый раз прочел, чтобы убедиться, что все это вздор
и ложь.
Мне тогда было четырнадцать лет. Я был тогда мальчиком в
русской организации, где был священник, но на нас не очень давили в этом
направлении. В конце поста к нам приехал провести беседу один священник. Я не
хотел идти. Но мой руководитель был умный, он сказал мне: ты должен пойти. А я
заартачился. Тогда он мне сказал: "Знаешь что, если никто из вас не
пойдет, представляете, что он разнесет о вас по Парижу? Я тебя не прошу
слушать. Иди, сядь и думай свои думы". Я пошел, послушал и то, что он говорил,
меня возмутило! Потому что это шло вразрез со всем, чему нас учили. Нас учили
готовиться к освобождению России с мечом в руке. А он начал говорить о Христе,
о смирении, о прощении обид и о любви к врагам. Я сидел и кипел. И когда он
кончил, я ушел, на поле игры не вернулся, поехал домой, повторяя себе: если это
так, я с этим кончил, никогда я не буду верующим христианином и выброшу вон
свой крестильный крест! И тогда я попросил у мамы Евангелие, чтобы проверить.
Из беседы с отцом Сергием Булгаковым..
.
-Это был отец Сергий?
Да, это был он. Так вот, я запомнил только одно: есть четыре
Евангелия. Стало быть решил я, одно из них короче. Я начал считать главы,
наткнулся на Евангелие от Марка и попался! Потому что оно написано для таких
дикарей, как я, - для молодых римлян, которые были язычниками. Я начал читать.
И между второй и третьей главой Евангелия от Марка со мной случилось что-то, о
чем говорят: ты с ума сошел, одурел! Между первой и третьей главой Евангелия от
Марка, я вдруг явно почувствовал, что по ту сторону письменного стола, за
которым я сидел, стоит Христос, живой. Я ничего не видел, не слышал, не обонял,
никаких чувственных переживаний я не испытывал, но была абсолютная уверенность
в Его присутствии. Я откинулся на спинку стула и подумал: если Он здесь, живой
и от Него исходит такой свет и покой, причем свет не чувственный, а тот,
который меня пронизал, значит все, сказанное в Евангелии, - правда. И я начал
читать. Я стал открывать Евангелие в
разных местах и первое, что мне попало,
- это то место в Евангелии от Матфея, где говорится, что Бог проливает свет на
добрых и на злых, и все Ему дороги. И тогда, помню, я подумал: я хочу быть с
Богом, и поэтому я буду всех любить, что бы они мне ни делали.
Знаете, в тот период это сказать - это было довольно
мужественно. Потому что условия Первой мировой войны, революции, нашего
беженства создали много мучительного. Это было первое место, которое мне
попало. Второе было - история о блудном сыне, о том, что блудный сын признает
себя никчемным, а отец видит его только как сына. Это были два первых
впечатления от того вечера.
И вот я наконец решил пойти посмотреть: что в церкви? Рядом
с нами был маленький приход под Парижем, бедный, как все тогда было. И там я
обнаружил не устав, не правило, не богослужение как форму. А богослужение как
собрание людей, которые хотят встретить Бога, Который там живет, к Которому
можно обратиться, к Которому можно прислушиваться, Который будет говорить в
Евангелии и в молитвах через святых. И я обнаружил, что Православная Церковь
обладает чем-то, что я пережил, читая Евангелие. Для меня это сыграло
колоссальную и решающую роль - то, что меня привело не учение, а встреча с
Богом. Встреча с Богом через Евангелие и встреча с Ним в православном храме.
Бедный храм, жалкое пение, малая община, беднота и...
присутствие Бога. Я не могу иначе выразить, это не было мистическое какое-то,
величественное переживание. А совершенно ясное, прозрачное, спокойное чувство,
что Бог здесь среди нас и мы с Ним.
И я думаю, что у большинства православных есть это чувство,
хотя они, может быть, не так сознательно это выражают, но все же чувствуют: да,
мы в Божием присутствии. Умею ли я молиться? Если не умею, я могу свечку
поставить. Если я не умею молиться, я могу сказать: Господи, я тут и Ты тут,
благослови, Ты любишь меня несмотря на то, что я собой представляю.
Богослужение в этом смысле для православных есть раскрытие
неописуемой глубины и красоты, это прежде всего не устав, не обязательства, это
момент, когда ты можешь встать в Божием присутствии и перед тобой раскрывается
Царство Божие в молитвах святых, в песнопениях, которые сложились в течении
двух тысячелетий, в иконах, в присутствии людей. И церковь в каком-то смысле -
это место, где невидимое делается видимым. Иконы нам говорят о святых, которые
тут, но которых мы не можем видеть по нашей ослепленности греховной. Нас окружают люди, которые все
являются иконами Божиими. "Кто видел брата своего, тот видел Бога
своего", - говорил кто-то из древних пустынников. Алтарь - это священное
место, где Бог живет, где совершается несказанное, где хлеб и вино, которые мы
приносим, но которые являются также даром нам от Бога, делаются Телом и Кровью
Христовыми, освящаясь Самим Христом и Силою Святого Духа, при нашем участии
через веру.
С другой стороны, кроме трудностей с переводом слов, есть
трудности в понимании самих понятий. Молитвы были сложены на разных языках,
языки со временем менялись, и теперь мы часто не понимаем, что люди хотели
сказать в своей молитве. Например: "Господи, помилуй!". Сейчас
"помилуй" часто воспринимается как почти раболепская мольба о том, что "не бей меня". А
между тем слово "помилуй" происходит от слова "милость",
того же слова "милуй", "прояви ласку ко мне". Из греческого
это ясно - помилуй как "излей свою
милость", как масло, елей изливают на рану. И очень много таких случаев, когда то, что имеет более
глубокий смысл, по непониманию приобретает смысл более жесткий и формальный. И
это надо объяснять, ведь менять это, конечно, невозможно. Но это надо объяснять
людям, чтобы наши отношения с Богом в этих молитвах, которые часто кажутся
такими резкими и жесткими, были ласковыми и нежными. "Помилуй" -
значит "излей Свою милость на меня", а не скажи: "Ну хорошо, Я
тебя не накажу".
С другой стороны, из столетия в столетия, у нас сложилось
представление о том, что есть правила (я имею в виду молитвенные правила),
которые обязательно надо вычитывать. И часто получается, что люди часто
вычитывают эти правила автоматически. Потому что их не учат тому, чему не я,
слава Богу, а святитель Феофан Затворник учил. Он говорил (о первом псалме
вечерни): начни читать молитву и если твою душу охватит какое-нибудь слово или
строчка в начале псалма - остановись на этом, сколько бы ни было времени - и
живи этим. Дело не в том, чтобы вычитать, а в том, чтобы дать словам молитвы
как бы пронизать душу. И этому мы должны учить себя и других.
- Каким Вы видите будущее Православия здесь, в
Великобритании, а с другой стороны - в России?
- Я отвечу на этот вопрос так: ударение нам нужно ставить на
познании Бога, а не на форме. Древняя форма, разумеется, сохранится. Но акцент
должно делаться именно на Богопознании.
Вообще я думаю, что Православие сейчас растет, но растет не
как пожар. А просто растет - постепенно. В Англии оно имеет особое значение в
двух планах: с одной стороны, как исповедание веры - открытое, определенное, не
колеблющееся, тогда как западные исповедания сейчас шатки и валки в этом
отношении. С другой стороны, как я Вам уже говорил, оно важно как
вероисповедание, которое не ищет интеллектуального спора, а ищет опыта общения
с Богом и на этом основании нового взаимообщения между людьми.
- Что бы Вы хотели пожелать православным молодым людям в
России сегодня?
- Чего я могу пожелать всем - это того, чтобы они
погружались в православную русскую традицию (в богослужении, молитве и так
далее), но не делались бы ее пленниками. Чтобы они ей питались, оживали через нее, как оживает человек от общения с кем-то, у кого есть большой опыт, какого у них нет.
Интервью с митрополитом Сурожским Антонием (Блумом)
Беседовал Дмитрий Сапрыкин
22 июня 2001 года, Лондон.