Господь Иисус Христос в продолжение сорока дней от
Воскресения до Вознесения многократно являлся ученикам. И Он не просто являлся,
но «со многими верными доказательствами», дабы ученики уверовали, что Он
воистину воскрес из мертвых (Деян. 1: 2, 3).
Но почему же Господь являлся ученикам многократно? Не
достаточно ли было одного такого явления? Нет, не достаточно, ибо ученики Его
не сразу и не легко уверовали в чудо Воскресения. Из Евангелия мы знаем, что
апостолы не поверили Марии Магдалине, которая возвестила им, что Христос жив и
что она видела Его (Мк. 16: 9-11). После этого Спаситель явился Луке и Клеопе,
но и им не поверили прочие ученики (Мк. 16: 12-13). Когда Христос явился
ученикам на горе в Галилее, то и там некоторые усомнились (Мф. 28: 16-17).
Смутились, испугались ученики и тогда, когда Иисус явился им возлежавшим на
вечере, ибо они думали, что видят духа. «Но Он сказал им: ...Посмотрите на руки
Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и разсмотрите» (Лк. 24: 36-39).
Однако на той вечере не было апостола Фомы, и когда ученики
стали уверять его, что видели Господа, то он возражал, что не поверит до тех
пор, пока сам не прикоснется к ранам Спасителя. И вот через восемь дней после
Воскресения Иисус, чудесно пройдя затворенные двери, вновь явился ученикам,
собравшимся в одном доме. Явившись, Он сказал Фоме: «Подай перст твой сюда, и
посмотри руки Мои; подай руку твою, и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим,
но верующим». Тогда наконец и Фома уверовал. А «Иисус говорит ему: ты поверил,
потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 24-29).
Из этих евангельских событий сделаем, для собственного
назидания, три важных вывода.
Во-первых, мы должны стараться подражать Спасителю в
долготерпении по отношению к ближним. Посмотрите, с каким терпением и любовью
Христос вел учеников Своих от неверия к вере. И у нас часто случаются
противоречия по разным вопросам. Важно помнить, что убеждать ближних нужно не
гневливым фарисейским тоном, но с кротостью и долготерпением. Особенно это
важно при попытках обратить кого-либо (скажем, родственника или друга) в
Православие.
Не секрет, что обратить заблудшего бывает трудно и очень
трудно, но дело это благое. И что может быть утешительнее для христианина, чем
видеть всех своих ближних православными. Потому, встречая непонимание и
противление на поприще благовестия, мы не должны останавливаться. Ведь
Спаситель приходил к ученикам через наглухо закрытые двери. Так и мы должны
любовью проходить сквозь закрытые двери тех душ, которые еще не уверовали в
Господа. Это и есть второй вывод, который мы можем сделать.
Третий урок извлечем из слов Спасителя, обращенных к уже
уверовавшему Фоме: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Почему блаженны не
видевшие? Потому, что уверовав, они стали видеть! Они стали видеть Христа.
Фоме было достаточно единожды видеть и осязать язвы Господа,
чтобы на всю жизнь сохранить веру в живого Бога. Горе видящим, но не верующим
или маловерующим.