Сегодня в нашей рубрике на вопросы читателей отвечает
священник Казанского храма г. Нерюнгри отец Михаил Зайцев.
«Мои бабушка и
дедушка уже старые люди, бабушка была крещеной, а дедушка нет. Они вряд ли
будут что-либо слушать о вере и уже не смогут постичь глубину христианского
учения. А что будет, когда настанет их последний час? Я хочу, чтобы они
спаслись, а ведь некрещеных не исповедуют. Но я верю, что Господь не оставит
нас и каждого человека Он ведет к спасению своим путем. В этом мой вопрос».
Александра Т.
Тут сразу несколько вопросов поставлено. Всех ли Господь
ведет ко спасению? Да, безусловно. Господь всех хочет спасти. Другой вопрос,
что спасение происходит на грани желания Бога нас спасти и нашего искреннего
отклика в этом деле. Нет тех, кого Бог не хочет спасти, но мы, люди –
богоподобны, у нас есть право выбора. Если я откликаюсь с доброй волей, да,
спасение будет.
Что касается невозможности для бабушки и дедушки постичь
учение христианское. Не глубина познания веры определяет спасение, а желание
принять Бога. И малоразвитые, умственно поврежденные, и гениальные дети любят
своих родителей, равно те, и другие могут родителей не любить. Поэтому спасение
определятся не мерой познания, а тем, насколько мое сердце открыто для Бога.
Кто для меня Бог? Нужен ли Он мне? Можно не знать Символа веры, можно даже не
читать Евангелия (мы знаем такие примеры), и быть очень близким к Богу. Опять
все к нашему личному фактору возвращается.
По поводу крещения. Есть моменты в истории церкви, когда
люди некрещеные спасались, но не потому, что были некрещеными, а потому что по
каким-то условиям не смогли креститься, хотя и хотели. Вот это принципиально
важно. Я бы даже больше сказал. Формальное крещение не спасает. Крещение без
покаяния не спасает. В Церкви ничего не бывает механически. Если нет веры и
покаяния, все, что мы знаем о Церкви, не работает, проходит мимо нас.
Что тут Александре посоветовать? Если у тебя вера глубокая,
молись, чтоб Господь их сердце тронул. Если дедушку даже под каким-то
формальным предлогом покрестить, а Христос не стал для него чем-то важным, это
ничего не даст. Молиться надо, и говорить с ними на том языке, который они
готовы принять. Самыми простыми словами. В первую очередь они должны осознать,
что за порогом земной жизни продолжается жизнь.
Зачем? Спасается человек для вечности, а если для меня вечности нет,
зачем мне тогда Церковь, зачем Сам Христос?
Можно привести человека к Богу без единого слова – жизнью
просто. С другой стороны, в Церковь сегодня много людей пришло, вчера еще мало
что знавших о Евангелии, о Спасителе. Одним словом, надо самому жить по
заповедям, понимаешь? Мы должны обратиться к примеру Евангельскому. Господь
проповедовал, прежде всего, образом жизни своей. Да, он говорил, но это были
слова, подтвержденные жизнью.