Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

Сегодня в нашей рубрике на вопросы читателей отвечает священник Казанского храма г. Нерюнгри отец Михаил Зайцев

 

«Насколько греховные помыслы отличаются от греха совершенного? Я ничего плохого не делаю, но внутри иногда бывает какая-то агрессия. Поэтому страшно идти на исповедь. И вообще, с каким грехом даже соваться на исповедь не стоит, близко к церкви подходить?» Наталия А.

Наташа, дорогая, такого греха в природе нет. В Евангелии Петр спросил: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?», Христос ответил: «До седмижды семидесяти раз» (Мф. 18, 21-22), то есть столько, сколько просят прощение. В другом месте говорится, что «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится» (Мф. 12. 31) – только один практически грех.

Но за этим вопросом что стоит? – недоверие к Богу. Когда человек такую позицию занимает, значит, у него внутри уже произошла трагедия: на какой-то грани он перестает доверять милосердию Божию, он перестает верить в то, что любовь Божия выше всего того, что мы все вместе можем сделать. И вопрос надо ставить не так – с каким грехом нельзя идти на исповедь? Надо спросить – а с каким сердцем нельзя идти? Если сердце покаянное, если оно доверяет Богу, ищет его, нет ничего, что бы не потеряло над нами силу. А если сердце растворило в себе эгоизм, эгоцентризм, пожалуй, не надо идти на исповедь, потому что я уже иду не к Богу, я к себе иду – пытаюсь уйти от себя и прихожу к себе.

А что касается помыслов – они всем в голову приходят, за исключением, людей особой святости. Хотя в Патериках пишется, что большая часть человечества до конца жизни будет подвергаться нападкам худых желаний и мыслей. И здесь не это важно. А важно то – принял ли я их. Если коротко отвечать – тот помысел, который я не принял, как норму, как допущение действия, не надо к себе относить, надо про него по возможности забыть поскорее. Если же я согласился с этим помыслом, вне зависимости от того, дошло ли до конкретных человеческих действий, грех состоялся. Потому что сердце отравлено, а, по словам Господа, именно из сердца все исходит. Внешнее, физическое действие – это констатация того, что уже состоялось внутри. Тем более, что ограничить внешнее проявление греха может другой грех – тщеславие, например, боязнь того, что о тебе плохо подумают, осудят.

 


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму