Тебя удивляют слова Спасителя: ибо кто имеет, тому дано
будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Мф. 13,
12). Разве справедливо, спрашиваешь ты, давать богатому, который уже имеет, и
отнимать у бедного и то малое, что еще имеет? Здесь не может идти речь о материальном
имении.
Если и случается в жизни, что богач обогащается еще больше,
а бедный совсем нищает, если и бывает, что последнее имение отнимается у
бедного и отдается богатому, то это – символ, образ того, что происходит в
духовной реальности. Истинный смысл этих слов Христа понятен из
предшествующего. А предшествуют им притчи о сеятеле [3] и о свече, свет которой
светит всем [4]. Истина есть свет. Кто вкусил сладость истины, как дара Божия,
тот жаждет ее все больше и стремится к ней все сильнее, и ему еще приумножится,
чтобы мог другим благовествовать о ней.
Многие высокоумные философы, не имея истины, думают, что
имеют, и не стараются познать истину, которая только от Христа исходит. Потому
их мнимая истина отвергнется и не принесет плода, а дар Божий, который они
употребили для своей пагубной гордости против Творца, отнимет Податель даров и
отдаст другим, имеющим страх Божий и ревность, веру и любовь. "Так же
надлежит поступать и нам,– говорит святой Иоанн Златоуст,– когда мы видим, что
кто-то слушает нас рассеянно и оставляет без внимания все наши убеждения, да
умолкнем, ибо, чем больше усердствуем, тем нерадение их увеличивается".
Господь поступает, как тот хозяин, который сеет семя и у дороги, и на
каменистой почве, и в тернии, и на доброй земле, но, когда видит, что бывает с
семенем, посеянным в первых трех случаях, он всю свою заботу отдает семени,
посеянному на доброй земле. Чем больше плода приносит нива, тем более
внимателен и заботлив к ней хозяин. А землю, что у дороги, на камне и в тернии,
он постепенно оставляет, видя, что не приносит она плода, и семя, которое сеял
в нее, забирает и сеет на плодородной земле.
Все это относится к слову Божию, посеянному Христом в мире.
Кто отвергнет слово Божие или злоупотребит им, у того отнимется оно и
приумножится у тех, кто уже имеет его и принимает с радостью.
Мир тебе и радость от Господа.
1.Мф. 5, 42.
2.См.: Лк. 16, 19–31.
3.См.: Мф. 5, 15.
4.См.: Мф. 13, 3–8.
Святитель Николай Сербский