В Библии мы видим христианский образ любви и брака.
Здесь мы встречаем первое признание в любви: Адам говорит
Еве: кость от костей моих и плоть от плоти. Вдумайтесь, как это прекрасно
звучит.
В самом чине венчания сначала говорится о помощи друг другу,
а потом только восприятие рода человеческого: «Боже святой, создавший из праха
человека, и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника,
соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному
быть человеку на земле». И потому многодетность тоже не является целью. Если семье
задать такую задачу: обязательно воспроизводить и воспроизводить, то может
возникнуть искажение брака. Семьи не резиновые, люди не бесконечные, у каждого
свой ресурс. Нельзя ставить такую колоссальную задачу, чтобы Церковь решала
демографические вопросы государства. У Церкви другие задачи.
Семья – малая Церковь
И в современном мире слово о семье, как о малой Церкви,
должно прозвучать громко. Цель брака – это воплощение христианской любви. Это
место, где человек присутствует по-настоящему и до конца. И реализует себя как
христианин в своем жертвенном отношении друг другу. Пятая глава Послания
апостола Павла к Ефесянам, которая читается на Венчании, содержит образ
христианской семьи, на который мы ориентируемся.
У о. Владимира Воробьева есть замечательная мысль: семья
имеет свое начало на земле и имеет свое вечное продолжение в Царствии Небесном.
Вот ради чего создается семья. Чтобы двое, став единым существом, это единство
перенесли в вечность. И малая Церковь и Небесная стали едиными.
Семья – это выражение антропологически заложенной в человеке
церковности. В ней реализуется осуществление Церкви, заложенное Богом в
человеке. Преодоление, выстраивание себя по образу и подобию Божию – очень
серьезный духовный аскетический путь. Об этом надо нам очень много и серьезно
говорить с приходом, юноше с девушкой, друг с другом.
А сведение семьи к стереотипам надо разрушать. И я считаю,
что многодетная семья – это хорошо. Но каждому по силам его. И оно не должно
приводиться в исполнение ни духовническим руководством, ни какими-то соборными
решениями. Деторождение есть исключительно исполнение Любви. Дети, брачные
супружеские отношения – это то, что наполняет семью любовью и восполняет ее как
некое оскудение.
Надежда Антонова