Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

Город Далматово носит свое название от Далматовского Успенского монастыря, основателем которого был старец Далмат, в миру Дмитрий Иванович Мокринский. Родился Далмат в 1594 году в семье тобольского казака, выходца из Малороссии, награжденного за свои заслуги перед Отечеством званием дворянина. Мать Дмитрия татарского происхождения, из рода знатного тюменскою мурзы Илигея Магметова. Дмитрий был обучен родителями элементарной грамоте сколько возможно по тогдашнему времени для сибирского края. После смерти родителей получил в наследство их дом, имущество, жил в Тобольске безбедно, «без великия скудности, но и без заметной нужды». Был женат, имел пятерых детей. Будучи от рождения воспитан в благочестии и богопослушании, после смерти жены своей Дмитрий удалился от мира и посвятил себя службе Богу. Оставив родительское место и дом свой в Тобольске, пришел он в Богоявленский монастырь, что на реке Нейве Верхотурского уезда. Здесь был пострижен в монашество и наречен Далматом. По прошествии немного времени, взяв икону Успения Божья Матери, Далмат отправился пешком в неведомые зауральские земли. Достигнув берегов реки Исети, где в нее впадает речка Теча, он остановился у подошвы возвышенного места, называемого Белым Городищем. Здесь в овраге с северо-западной стороны он и поселился, выкопав себе «пещеру» (землянку). Случилось это в 7152 году от сотворения мира (1644). «С этого времени заисетский край, покрытый непроходимыми лесами, стал быть населяем русскими жителями и просвещаться христианскою верой» . Первоначально место, где поселился Далмат, называлось Исетской пустыней, позже — Далматовской пустыней. Земли эти принадлежали тюменскому татарину Илигею, и сдавал он их в аренду «ирбитцам и невьянцам по прозвищу Шипицыным и Королевым со товарищи».

 

Арендаторы занимались на татарских землях промыслом выдр и бобров, в большом количестве ловили рыбу и били птиц. Узнав о появлении на Белом городище нового пришельца, они задумали выжить его, ради чего и нажаловались Илигею, убеждая, что пришедший русский намерен построить здесь монастырь и захватить близлежащую землю. В завязавшейся борьбе за землю и угодья края победил Далмат. Он оказался более смелым и энергичным, одновременно хитрым и ловким человеком. Используя свое происхождение, Далмат сумел привлечь на свою сторону татарских феодалов, с помощью которых в 1646 году стал единственным владельцем всех земель вокруг Белого городища

 

Как мы видим, Далмат был незаурядной личностью. Однако, на наш взгляд, не только это обусловило его победу в борьбе за землю с русскими промысловиками. Вполне логично предположить, что не последнюю роль сыграла реальная поддержка местной администрации, крайне заинтересованной в быстрейшем закреплении этих мест в составе Российского государства. Наиболее эффективной мерой по достижению этой цели было бы устройство в этих землях какого-либо форпоста, вокруг которого мог бы формироваться район компактного проживания русских. В данном случае местной тобольской администрации «подвернулся под руку» старец Далмат, стремившийся организовать на Исети монастырь. Видимо, хорошо зная и представляя роль монастырской колонизации в истории Руси, администрация решила поддержать предприимчивого монаха. В 1651 году досмотром тобольского сына боярского П. Я. Шульгина и по царской грамоте от 1654 года были описаны границы и переданы в вотчинное владение занимаемы монастырём земли площадью 160 тыс. десятин.

 

Подробная информация

 

alt

 

Приход Далмата на Исеть

Город Далматово - одно из первых русских поселений в Зауралье. Наш город старше соседних городов Шадринска и Кургана, старше даже Санкт-Петербурга, а город Каменск-Уральский начался с поселья Далматовского монастыря на реке Железянке.

Это было время заселения Сибири русскими людьми, время продвижения Российского государства на восток. Свое название город получил от Далматовского Успенского мужского монастыря, основателем которого стал в далеком 1644 году от Рождества Христова старец Далмат.

До пострижения в монахи преподобный Далмат звался Дмитрием Ивановичем Мокринским. Родился он в 1594 году в городе-крепости (остроге) Березове. Жил в Тобольске, состоял на государевой службе, был женат, имел детей. Отец его был казачьим атаманом, мать - дочерью новокрещен-ного татарина из рода мурзы Илигея, владельца земель по берегам реки Исети. Родство это сыграло заметную роль в судьбе основателя монастыря.

После смерти жены Дмитрий Мокринский ушел в Невь-янский монастырь, где и был наречен Далматом. За свою начитанность и приверженность к вере Далмат пользовался таким уважением братии, что вознамерились они поставить Далмата наставником. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, Далмат тайно покинул Невьянский монастырь и ушел на дальнее поселение, захватив с собою родовую икону Успения Божией Матери. Нет, не убогий старец уходил в иноческий подвиг, а человек, рассчитывавший на свои силы и Божью помощь. Ведь ему пришлось нести на себе не только тяжелую икону, но и все, что необходимо для уединенного бытия.

Далмат поселился в урочище Белое Городище, что расположено на высоком берегу реки Исети, недалеко от впадения в нее реки Течи. Первым жилищем его была пещера около чистого ключа. Вскоре к нему начали приходить люди. Пещера становилась мала, и по благословению Тобольского архиепископа Герасима Кремнева Далмат с товарищами построили деревянную часовню с оградой - первое здание будущего монастыря.

Склонив на свою сторону владельца приисетских земель татарского мурзу Илигея, Далмат добился того, что урочище Белое Городище с окрестными землями стало собственностью монастыря. По его ходатайству тобольский боярин Павел Шульгин описал монастырскую вотчину по тем межам, по которым Илигей отдал ее Далмату в присутствии родственников и соплеменников. Длина владений «от высокова Соснового Яру» до «Атяшу озера» составила примерно 90 верст, ширина - 25-30 верст. Наверное, с тех пор и пошла у монахов поговорка: «Вплоть до Атяша все наше». В 1659 году описанные земли были окончательно утверждены за монастырем грамотой царя Алексея Михайловича. В дальнейшем территория монастыря еще не раз расширялась за счет приобретения татарских земель.

Монастырь, расположенный на высоком берегу выше слияния двух рек, занимал выгодное стратегическое и географическое положение и поэтому стал своеобразными воротами для заселения обширного Исетского края. Он с первых лет основания манил к себе все новых и новых поселенцев. Первыми русскими поселенцами были исетские казаки, потомки казацкой дружины Ермака. Слух о новом монастыре распространился, и сюда стали прибывать люди из Верхотурского уезда, с Усолья и других мест, принося сюда свои фамилии и прозвания, живущие и поныне.

Скончался Далмат в 1697 году. По благословению Патриарха всея Руси Алексия II преподобный Далмат Исет-ский причислен к лику местночтимых святых Курганской епархии. Его имя включено в Собор Сибирских святых с установлением дня памяти 8 июля.

alt

Возникновение Города

 Город Далматово и Далматовский мужской монастырь воспринимают порою как одно целое. Они одинаково испытали набеги кочевников и опустошительные пожары, "наживали копеечку" на ярмарках и торжках, росли и развивались на берегу Исети. Но все-таки у города своя история, своя судьба...

В версте от монастыря на запад были поставлены первые избы слободы Служней, где поселились крестьяне, работавшие на монастырской земле, подписавшие "порядные грамоты", но не вступившие в монашеское братство. Одним из первых в 1653 году здесь поселился Алексей Иванчиков. Его отец "скитался меж дворов", т.е. не был крепостным, и Алексей был "гулящим человеком". В переписи 1669 года было отмечено, что у Алексея на подворье живут еще два гулящих человека. Гулящими люди в России XVI - XVIII веков называлось особое сословие людей, не приписанных ни к служилым, ни к посадским, ни к крестьянам.

По обследованию боярина Ефима Шубина и подьячего Ивана Оксенова, в 1662 году в поселении Служняя слобода и деревне Нижнеярской проживало 150 человек обоего пола: 94 мужчины и 56 женщин. Треть из них проживали только первый год.

Далее на запад тек небольшой приток Исети, прозванный вначале Никольским ручьем, а затем Мельничным. Эти избы и деревянная церковь монастыря - два корня нашего города.

Село Николаевское - так стала называться слобода Служняя после постройки в ней и освящения церкви во имя Святого Николая Угодника - быстро развивалось. Название села Николаевское появляется впервые в исторических документах в 1691 году - в переписи Филарета Черницына. Первая деревянная церковь стояла на северной стороне современной улицы Суворова. Остатки ее каменного фундамента скрыты под асфальтом и угловым двухэтажным зданием, построенным в шестидесятых годах XX века для мастерских средней школы имени А.С. Попова. Рядом с церковью было первое кладбище, доходившее до угла нынешних улиц Советской и Чапаева.

Лес был верным другом переселенцев. Он дарил тепло и кров, он кормил человека и давал ему почти все для земной жизни от зыбки и до гробовой доски, от ложки и березового туеса до сохи, от шалаша до избы. Ложка, кадка, соха, сани, прялка, ткацкий станок и многое другое - щедрая дань необъятного в прошлом зауральского леса.

К заготовке строевого леса приступали с наступлением морозов и устойчивого снежного покрова, в эту пору древесина становилась относительно сухой. Лес оглашался звонким стуком топора, окриками работников, треском падающих деревьев. Для строительства домов предпочитали брать мелкослойную по годичным кольцам сосну. Срубленые деревья волоком доставляли к месту стройки.

Сруб начинали рубит с весенним пригревом. Дома и избы строили обычно из бревен толщиной 30 - 40 см. Вначале рубили в бревне поперечные выемки - "чашки", чтобы верхнее бревно плотно улеглось в них. В верхнем бревне делали продольную выемку, между венцами прокладывали мох. Покрытие, как и стены, делали большей частью из горизонтально уложенных бревен. Потолочные балки - матицы тесали на четыре канта, превращая их в брус, и врубали в бревна противоположных стен. На матицы настилали потолок из пластин - распиленных вдоль тонких бревен. Для утепления жилья потолок промазывали глиной или застилали берестой, не поддающейся гниению, и засыпали землей.

Двускатные крыши покрывались тесом без применения гвоздей. Для этого на слеги клали «курицы» - молодые елки с корнями, образующими на концах крюки. Эти крюки поддерживали «водотечники» - желоба из тонких бревен, в которые своими нижними концами упирались кровельные тесины. По верху стыки тесин покрывались «охлупнем» или «коньком» - выдолбленным бревном. Конец «конька» обычно выдавался вперед и иногда декоративно обрабатывался.

Здешний дом был невелик. Чаще всего он состоял из одной черной избы. На лицевой части было три «волоковых» окна, вырубленных на полбревна вверх и на полбревна вниз, два таких же окна находились на противоположной стороне. Среднее окно на лицевой стороне делалось выше, и иногда было «колодным», то есть с косяками. В зимнее время окна затягивали брюшиной, зажиточные хозяева затягивали окна слюдой. Стекло появилось здесь только во второй половине XVIII века.

 Печи в домах топились по-черному, то есть без труб. Дым выходил в сени через дымное окно, к которому приставлялся дымволок (труба) из теса или дупла дерева. Около печи находился голбец, самое теплое место в избе, по бокам стен располагались лавки, а сверху - полки для хранения хозяйственной утвари; под потолком над входной дверью устраивался специальный настил для спанья - полати. У зажиточных хозяев в домах было до шести комнат, а печи топились по-белому - имели дымовые трубы.

Как жили крестьяне тех давних лет, можно увидеть, заглянув в Далматовский краеведческий музей имени А.Н. Зырянова. Там стоит старенькая изба, ровесница пугачевских событий на нашей земле. Срубленная из половин толстенных бревен, с крошечными оконцами, игрушечная и одновременно настоящая, она когда-то укрывала и согревала не одно поколение далматовских жителей.

В 1711 году в селе насчитывалось 28 дворов, в которых проживала 51 семья. Поскольку в то время было установлено подворное обложение, следовательно, налогом облагались только 28 домохозяев, а квартировавшие семьи налогов не платили. Сельским старостой в те времена был Поликарп Кочев.

В 1724 году вместо подворного обложения был введен подушный налог. Податью облагалось только мужское население. В этом году правительственный чиновник князь Иван Васильевич Солнцев-Засекин провел перепись населения Далматовской вотчины и выявил, что в селе Николаевском проживало 330 душ мужского пола.

Во время следующей переписи (ревизии) вотчины Далматова монастыря 1744 году, т.е. через 100 лет после прихода Далмата на берег Исети, в селе Николаевском и 18 монастырских деревнях проживало 2156 душ мужского пола.

 

Следующие статьи

 

Тревожные Времена

Крестьянские Повинности

Мирское Правление

Дубинщина

Святые ворота монастыря

Осада Монастыря Пугачевцами

Мастеровые Люди Села Николаевского

Управители Села Николаевского

Административное Подчинение Села Николаевского

Дорожное Строительство

Земская Школа

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944)

 

Фото

Далматово и  Далматовского Успенского монастыря

 

 

 

Материалы предоставлены информационным порталом «Далматовский Край»

http://www.kraydalmatovo.ru/pro.htm

 

 

   

Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму