СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
(Часть 1)
АГИОСОРИТИССА - иконографический тип изображения Богоматери, стоящей без Младенца, вполоборота, с руками, воздетыми к сегменту с десницей или полуфигуре Христа.
АКАФИСТ (греч. - пение несидальное) - особое богослужебное песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых, состоящее из 24 частей (12 кондаков и 12 икосов) сообразно числу букв греческого алфавита, с которых начинается каждая часть самого первого акафиста, посвященного Богоматери.
АМВОН (греч. - восхожу) - возвышенное место посреди храма перед Царскими Вратами, с которого диакон провозглашает ектенью, читает Евангелие, а священник произносит проповеди. Обозначает ту гору, с которой проповедовал Христос (Нагорная проповедь), и тот камень, с которого ангел благовествовал женам-мироносицам о Воскресении Христовом (Мф. 28.5-8; Мк. 16.1-8; Лк. 24.1-9).
АНАЛОЙ (греч.) - особый стол, на который во время богослужения кладут Евангелие, Крест или иконы.
АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА - одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета (Ис. 9.6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в виде архангела с крыльями, которое встречается как самостоятельно, так и в составе различных символико-догматических композиций ("Сотворение мира" - "И почил Бог в день седьмый..." и др.).
АНТИМИНС - (греч. - вместопрестолие) - четырехугольный льняной или шелковый плат с изображением Христа во гробе (реже - креста с орудиями страстей и др.) и четырех евангелистов (по углам) и с зашитыми в углах частицами мощей. В некоторых случаях может заменять освященный престол. Принесение и возложение антиминса на престол предшествует совершению таинства Причащения. В России, на Московском соборе 1675 г., установлено на каждом престоле иметь антиминс, освященный архиереем.
АПОКРИФЫ (греч. - тайный, сокровенный) - произведения раннехристианской литературы, не вошедшие в канон Св. Писания, повествуют о священных лицах и событиях, большей частью от имени персонажей Св. Писания. Некоторые апокрифы, наряду с каноническими книгами, широко использовались в средневековой литературе и изобразительном искусстве (к апокрифическим источникам восходят изображения Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Сошествия во ад, Успения Богородицы и др.).
АПСИДА - глубокая, полукруглая или многогранная алтарная ниша, выступающая на восточном фасаде храма.
АРХИЕРЕЙ ВЕЛИКИЙ (СПАС АРХИЕРЕЙ ВЕЛИКИЙ) - одно из символических именований Христа, раскрывающее Его в образе новозаветного первосвященника. В основе иконографии - ветхозаветное пророчество - "Ты священник вовек по чину Мельхиседека" (Пс. 109.4), комментарии к которому принадлежат апостолу Павлу (Евр. 5.6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в архиерейском одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другим символическим изображением, представляющим Христа как Небесного Царя (см. Царь Царей).
АССИСТ (лат. - присутствующий) - в иконописи лучи и блики, исполненные золотом или серебром, составляющие рисунок одежд, волос и т.п. Символизирует присутствие Божественного света.
БАЗИЛИКА (греч. ) - прямоугольная постройка, состоящая обычно из трех продольных частей (нефов), ориентированных с запада на восток и разделенных колоннами или столбами. Сформировалась еще в архитектуре Древнего Рима, а затем получила широкое распространение в раннехристианскую эпоху как основной тип культовых сооружений. На востоке трансформировалась в крестово-купольный храм.
БАПТИСТЕРИЙ (лат.) - особое здание, предназначавшееся в раннехристианскую эпоху для совершения таинства Крещения. Появляется не ранее IV века. В центре баптистерия, имевшего обычно круглую или восьмиугольную форму, располагался бассейн с тремя ступенями. Кроме того, баптистерий имел небольшой алтарь, посвященный Иоанну Крестителю, где принявшие св. Крещение причащались св. Тайн.
БАРАБАН - венчающая часть здания, несущая купол, имеет цилиндрическую или многогранную форму. БАСМА (татарск.) - тонкие металлические или кожаные листы с выбитым по деревянной матрице узором. Предназначалась для украшения икон (только металлическая басма) и книжных переплетов.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ - один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 25 марта (7 апреля). Установлен в воспоминание о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения через нее Бога Слова (Лк. 1.26-38). Празднуется с IV века (свидетельство Афанасия Великого). Праздничные каноны составлены в VIII веке Иоанном Дамаскиным и в IX веке - Феофаном, митрополитом Никейским. Изображения "Благовещения" известны с V века; икона "Благовещение" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.
БОГОЯВЛЕНИЕ - одно из названий христианского праздника, относящегося к числу двунадесятых и установленного в воспоминание о Крещении Иисуса Христа в водах Иордана и явлении в этот момент одновременно всех трех лиц Св. Троицы - Бога Отца в гласе ("Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение"), Иисуса Христа ("Вот Агнец Божий") и Св. Духа в виде голубя (Мф. 3.13-17; Мк. 1.9-11; Лк. 3.21- 22). Отмечается 6 (19) января. До V века под общим названием "Богоявление" отмечались совместно Рождество и Крещение. Праздничные каноны составлены в VII веке Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным. Изображения крещения Христа в Иордане наряду с изображениями новообращенных христиан, над которыми совершается таинство крещения, известны уже в живописи катакомб; икона "Богоявление" ("Крещение") входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.
ВАСИОТИССА - один из иконографических изводов Богоматери "Одигитрия", по которому она изображается стоящей с Младенцем на правой руке.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ Пресвятой Богородицы - один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 21 ноября (4 декабря) и установленный в воспоминание о введении трехлетней Девы Марии в Иерусалимский храм и посвящении Ее Богу (во исполнение обета, данного по ее рождении). Описание этого события отсутствует в канонических текстах, оно известно из т.н. "Протоевангелия Иакова" и других апокрифических источников. Установлен не ранее VIII века. Праздничные каноны составлены Григорием Никомедийским и .Василием Пагариотом. Икона "Введение во храм" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.
ВЕЛУМ (лат. - парус) - в иконописи ткань (обычно красного цвета), перекинутая в виде полога между двумя архитектурными сооружениями. В знак того, что действие происходит в интерьере, в некоторых иконах ("Рождество Богородицы", "Введение Богородицы во храм", Благовещение", "Сретение") символизирует собой связь Ветхого и Нового Заветов. Иконография велума восходит к античности.
ВЛАХЕРНЫ - местность в северо-восточной части Константинополя, вдоль бухты Золотой Рог, где находился один из самых знаменитых на востоке храмов, посвященных Богоматери. Этот храм был основан в 451 году Пульхерией Августой. В 474 году при императоре Льве Мудром здесь был помещен мафорий (покрывало) Богоматери, привезенный из Святой Земли, а уже с 511 года известны особые службы, посвященные Богоматери и совершавшиеся в этом храме. Именно во Влахернском храме происходили многие чудесные события, демонстрировавшие особое покровительство Богоматери Константинополю, в частности явление Богородицы, послужившее основанием праздника Покрова. Храм был разрушен в XV веке.
ВЛАХЕРНЕТИССА - особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери, которые по своему происхождению были связаны с Влахернским храмом, т.е. спискам с почитаемых влахернских икон. Кроме того, этот эпитет иногда присваивался изображениям Богоматери Оранты, поскольку именно такое изображение находилось, вероятно, в абсиде Влахернского храма
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА Господня - один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 14 (27) сентября и установленный в воспоминание о чудесном обретении голгофского Креста св. Еленой, матерью императора Константина, в 326 году, во время экспедиции по святым местам. Обретенный Крест был вознесен над толпой (воздвигнут) присутствовавшим при этом событии Макарием, епископом Иерусалимским, - откуда и происходит название праздника. Отмечается с IV века. Праздничный канон составлен Козьмой Маюмским. Икона "Воздвижение Креста" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о Вознесении Спасителя во плоти на небо в присутствии Его учеников (Мк. 16.19; Лк. 24.51; Деян. 1.4-11) и отмечаемый на сороковой день после Пасхи. Восходит к апостольским временам. Праздничные каноны составлены Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнописцем. Каноническая иконография "Вознесение" складывается уже в IV веке и достаточно точно воспроизводит новозаветный текст (Деян. 1.4II). В центре композиции помещается изображение Богоматери Оранты, представляющей образ новозаветной Церкви. Тем самым раскрывается догматический смысл праздника - рождение Церкви Христовой, восприемниками которой становятся присутствующие при Вознесении апостолы. Икона "Вознесение" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.
ВОСКРЕСЕНИЕ - важнейший акт земной жизни Христа Спасителя, завершение Его земного служения. Акт окончательной победы над смертью, прообразующий грядущее воскресение мертвых и открытие человечеству жизни вечной. Засвидетельствован во всех четырех Евангелиях (Мф. 28; Мк. 16; Лк. 24; Ин. 20-21). Православный канон (за исключением позднейшего времени) отрицает возможность изображения непостижимой тайны Воскресения. Символической заменой подобного изображения служат, во-первых, "Явление ангела женам-мироносицам", описание которого содержится в канонических Евангелиях (Мф. 28.1-8; Мк. 16.1-8; Лк. 24.1-7), и, во-вторых, "Сошествие во ад", которое, в соответствии с апокрифическим Евангелием от Никодима, последовало сразу же за Воскресением Спасителя - воскресший Христос сошел во ад и извел оттуда ветхозаветных праведников и пророков во главе с Адамом и Евой.
ВОХРЕНИЕ - в иконописи постепенный переход от основного темного тона (санкиря) к более светлым. Достигается последовательным наложением слоев охры с добавлением белил (иногда только белил).
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ - собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Основные деяния Вселенских Соборов: I Никейский (325 г.) - принятие первой редакции Символа Веры, осуждение арианства, определение времени празднования Пасхи; II Константинопольский (381 г.) - выработка понятий, раскрывающих представление о Троице, уточнение и канонизация Символа Веры, осуждение арианства, савеллианства и др.; III Эфесский (431 г.) - осуждение несторианства и признание Девы Марии Богородицей; IV Халкидонский (451 г.) - осуждение монофизитства и определение понятия о Богочеловеке как о лице Иисуса Христа, единосущного Богу Отцу; V (II Константинопольский, 553 г,) и VI (III Константинопольский, 680-681 гг.) - осуждение различных ересей; VII (II Никейский, 787 г.) - осуждение иконоборчества и утверждение правила о почитании икон и Креста. После разделения церквей (1054 г.) общехристианские соборы не проводились.
ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ (Богоматерь Всех Скорбящих Радость) - наименование чудотворной иконы Богоматери. Помимо изображения Богоматери - самостоятельно или перед Христом - включает в себя изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери. Согласно церковному преданию, обретена в 1643году. Память 24 октября (6 ноября).
ВХОД В ИЕРУСАЛИМ - один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о прибытии Христа в Иерусалим перед своей мученической кончиной и воскресением (Мф. 21.1-2; Мк. 11.1-10; Лк. 19.29-38; Ин. 12.12-15). Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой. Другое название праздника - неделя Ваий (т.е. пальмовых ветвей), поскольку, согласно евангельским свидетельствам, жители Иерусалима вышли навстречу Иисусу с пальмовыми ветвями. В церковном ритуале, сложившемся в России, роль пальмовых ветвей играет верба; отсюда - Вербное воскресенье. Установлен с III века. Праздничный канон составлен Козьмой Маюмским. Икона "Вход в Иерусалим" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.
ГИМАТИЙ (греч. ) - верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой.
ГЛИКОФИЛУСА (греч. - сладколобзающая) - один из самых распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем: Младенец сидит на руке Богоматери, прижимаясь щекой к ее щеке. В литературе известен под названием Елеусы (Умиления). С догматической точки зрения, Гликофилуса прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Самое раннее изображение такого типа относится к 650 г. (фреска в церкви Санта Мария Антиква). Получает широкое распространение в ХI-ХII вв. в связи с богословскими спорами о крестной жертве и некоторыми изменениями в православном богослужении. К этому типу относятся такие широко почитаемые в России иконы, как Владимирская, Федоровская, Донская и др.
ГОЛГОФА (евр. - череп) - холм вблизи древнего Иерусалима, на котором был распят Иисус Христос; по преданию, на Голгофе был погребен Адам.
ГОЛУБЕЦ - в иконописи голубая краска.
ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ (Богоматерь Гора Нерукосечная) -один из символических типов изображения Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила (истолкование сна Навуходоносора о камне, Дан. 2.34), предрекающем воплощение Сына Божия. Богоматерь с Младенцем на троне держит в своих руках гору и отвалившийся от нее камень, Неопалимую Купину, лествицу Иакова, иногда - ковчег и скинию Завета и другие ветхозаветные прообразы воплощения. Известен с XV века.
ГРАФЬЯ - контурный рисунок, процарапанный по левкасу или штукатурке.
ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (1296-1359 гг.) - святитель, один из отцов церкви, выдающийся представитель поздневизантийской культуры. Митрополит Фессалоникийский с 1350 г. Создатель богословского обоснования исихазма - особой молитвенной практики, "умного делания" распространенной в основном, в монашеской среде. Разработал учение о сообщаемости нетварных Божественных энергий - главным образом, на примере нетварного Фаворского света. Через "умное делание", в котором участвуют равным образом душа и тело, человек может видеть Бога, воспринимать Его анергию (божественный свет), т.е. стать обоженным по благодати. Залогом такого молитвенного воссоединения с Богом является единство Божественной и человеческой природ в Христе - Бог непознаваем, но откровение Его в Христе есть полное откровение, устанавливающее единство Бога и человека. По учению Паламы, Божественные энергии сообщаемы не только в мистическом опыте, но и в Крещении и в Евхаристии. После Константинопольского собора 1351 года учение Паламы считается официальной доктриной православной Церкви. Память 14 (27) ноября.
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - металлический ковчежец, часто сделанный в виде миниатюрного храма или гробницы, который находится на престоле в церкви, в нем хранятся запасные Святые Дары.
ДВИЖКИ (оживки, отметки) - белильные блики, положенные поверх вохрения на личном письме; могут иметь форму мазков, пятен, линий и т.п.
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ - двенадцать основных праздников, установленных Русской Православной Церковью в воспоминание о событиях из жизни Христа, Богоматери, а также о некоторых событиях из церковной истории. Включают в себя девять неподвижных праздников, отмечаемых в одно и то же время: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Введение во храм, Рождество Христово, Богоявление (Крещение), Благовещение, Сретение, Преображение, Успение Богородицы, - и три подвижных, связанных с пасхальным циклом: Вход в Иерусалим, Вознесение и Сошествие Св. Духа на апостолов. Иконы, посвященные двунадесятым праздникам, составляют основную часть праздничного ряда иконостаса русского православного храма.
ДЕИСУС, ДЕИСИС, деисусный чин (греч. - моление, прошение) - икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа Вседержителя (Пантократора), а справа и слева от него соответственно - Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. В послеиконоборческую эпоху икона "Деисус" помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратилась в деисусный чин высокого иконостаса.
ДЕИСУСНЫЙ ЧИН - ряд икон иконостаса, в котором помещен Деисус.
ДЕРЖАВА и СКИПЕТР - символы власти монарха (золотая сфера с крестом или с короной и жезл) изображаются в некоторых богородичных иконах ("Византийская", "Державная", "Холмская").
ДЕСНИЦА (старосл.) - правая рука.
ДИАДЕМА - царский венец, буквально повязка с висящими сзади концами, которую носили на голове.
ДИАКОННИК - помещение в южной части алтаря, где хранятся состоящие в ведении диакона священные предметы: ризы, священные сосуды, напрестольные Евангелия, кресты, дарохранительницы и пр.
ДИПТИХ (греч. -дважды складываю) -две соединенные между собой таблички из дерева, слоновой кости или драгоценных металлов, которые покрывались изнутри воском и употреблялись для различных записей. Были широко распространены в древнем Риме; в раннехристианской церковной практике использовались в качестве поминальников: на одной стороне диптиха записывались имена живых, на другой - усопших. Снаружи диптихи нередко украшались рельефными изображениями. Со времен иконоборческих гонений священные изображения стали помещаться на внутренней стороне диптиха. Присоединением еще одной иконы превратился в триптих (складень), получивший широкое распространение на Руси вплоть до настоящего времени.
ДИСКОС - золотое или серебряное богослужебное блюдо, на которое во время литургии кладется священный хлеб.
ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ, Христос - символический тип изображения Христа, широко распространенный в раннехристианском искусстве; раскрывает эпитет, прилагаемый к Христу в Св. Писании (Ис. 6.0.11; Ин. 10.11). Изображался в виде пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче - с заблудшей овцой за плечами (Лк. 15.3-7). Особое распространение получил во времена гонений на христианство, поскольку этот образ выражал идею особого покровительства избранным. Был ориентирован на аллегорический язык позднеантичного искусства. Со временем уступил место в иконографии историческому типу изображения Христа.
ДРЕВО ИЕССЕЕВО - символическое наименование родословия Иисуса Христа, который, согласно ветхозаветным пророчествам, должен был родиться в колене Иудином из царского рода Давида, сына Иессеева, что известно из пророчества Исайи (Ис. 11.1-5). Полностью родословие Иисуса Христа приведено в Евангелиях от Матфея (Мф. 1.1-17) и от Луки (Лк. 3.23-38). Икона "Древо Иессеево" представляет лежащего на земле Иессея, из груди которого разрастается родословное древо с изображениями предков Христа в медальонах.
ЕВЛОГИЯ (греч. - благословенная) - памятный предмет, привозимый паломниками из святых мест.
ЕЛЕУСА (греч. -милостивая) -особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери. В Византии был больше известен как Гликофилуса.
ЕПИТРАХИЛЬ (греч. - нашейник) - знак священного сана; одежда, плотно обхватывающая шею сзади, а спереди - свободно спускающаяся через грудь книзу. Происходит от ораря раннехристианских священников, спускавшегося с плеч двумя концами.
ЖЕРТВЕННИК - особое помещение в северной части алтаря православного храма, где во время литургии на специальном четырехугольном столе приготавливаются для Евхаристии Святые Дары, т.е. совершается проскомидия.
ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК (Богоматерь - Живоносный Источник) - наименование чудотворной иконы Богоматери, происходившей из храма, основанного, по преданию, в 450 году византийским императором Львом Мудрым. Храм был основан близ целебного источника, местонахождение которого было чудесным образом указано Богоматерью. Икона "Богоматерь - Живоносный Источник" представляет Богоматерь с Младенцем по пояс в небольшом бассейне, круглом или овальном, к которому со всех сторон припадают страждущие и жаждущие исцеления. Помимо иллюстрации предания, это изображение имеет и догматический смысл - Богоматерь, родившая Спасителя, есть источник жизни вечной (этот смысл раскрывается в некоторых богослужебных текстах). В позднесредневековом искусстве образ "Живоносного Источника" получает прежде всего назидательно-аллегорическое толкование. Память 5(18) апреля.
ЗЕРЦАЛО - в византийской и древнерусской иконографии изображение прозрачной сферы в руках архангела; символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом.
ЗНАМЕНИЕ (Богоматерь Знамение) - широко распространенный тип изображения Богоматери, основанный на важнейшем из пророчеств Исайи, неоднократно приводимом в новозаветных текстах (Ис. 7.14), - "Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил". Представляет Богоматерь с воздетыми руками (Оранта), несущую на груди изображение Христа Эммануила (обычно в круглом медальоне). Центральная тема этого изображения - воплощение Сына Божьего в человеческом образе. Изображения Богоматери Знамение получают широкое распространение в ХI-ХII вв. - как в византийском, так и в древнерусском искусстве. Однако само наименование "Знамение" известно только на русской почве и связано, очевидно, с текстом ветхозаветного пророчества Исайи ("Господь даст вам знамение..."). Во всех остальных местах подобным изображениям присваивались самые разнообразные эпитеты, заимствованные главным образом из молитвенных песнопений в честь Богоматери. Из икон этого типа особую известность приобрела на Руси икона Богоматерь Знамение Новгородская, оказавшая чудесную помощь новгородцам во времена их битвы с суздальцами в 1169 году. Память 27 ноября (10 декабря).