Как должно молиться в церкви.
1. Войдя во святой храм и осеняя себя крестным знамением, творят три малых поклона, произнося: «Создавый мя, Господи, помилуй». «Боже, милостив буди мне грешному». «Без числа согреших, Господи, прости мя».
2. Затем, поклонившись направо и налево, стоят на месте и слушают псалмы и молитвы, читаемые в церкви, но не говорят про себя иных, собственных молитв и не читают их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает св. Апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания (Евр. 10, 25).
3. Поклоны малые и великие должно творить не по своему произволению, а по установлению церковному, а именно: при чтении Трисвятого («Святый Боже»), «Приидите, поклонимся» и троекратного «Аллилуйя» трижды осенить себя крестным знамением, совершая малые поклоны; также и при чтении: «Сподоби Господи», а равно и в начале великого славословия «Слава в вышних Богу», и после слов священника: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше». После каждого возгласа священника, а также при чтении чтецом «Честнейшую Херувим», осенять себя крестным знамением и творить малый поклон.
4. Во дни будничные творить земные поклоны на литургии:
а) при начале пения: «Достойно и праведно»;
б) когда оканчивается молитва « Тебе поем»;
в) в конец молитвы «Достойно есть» или Задостойника;
г) в начале молитвы «Отче наш»;
д) при изнесении Св. Даров для причастия;
е) и при словах: «Всегда, ныне и присно». На утрени или всенощной, когда возглашается: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим».
Во дни воскресные, а также от дня св. Пасхи до вечера дня св. Троицы, а равно от дня Рождества Христова по день Крещения, а также в день Преображения и Воздвижения, Свв. Апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны, как о том свидетельствует св. Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. Тоже самое утвердили и Вселенские соборы - 1 и VI; ибо воскресные и прочие Господские праздники содержат воспоминание о нашем примирении с Богом, по слову Апостола: «Уже неси раб, но сын» (Гал. 4, 7); сынам же не подобает рабское поклонение творити.
5. Православным христианам не свойственно стоять на коленях, поднявши голову, но при словах священника: «Паки и паки, преклонше колена» и проч. повергаться ниц на землю; обычай же становиться на колена по собственному произволению, складывать руки и бить себя в грудь воспринять от западных еретиков, а в Православной Церкви он не допускается.
Православные христиане, согласно уставу церковному, в положенное время творят земные поклоны, повергаясь ниц и снова становясь на ноги.
6. Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся, преклоняя главу; а когда осеняют свечами, или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам не должно креститься, а только наклонять голову; лишь во св. седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, то все крестятся и говорят: «Воистину воскресе».
Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и в священном сане.
7. Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, ибо сие свойственно только иудеям, но правую, через которую преподается благословение.
8. Крестное же знамение, должно совершать так: сложив троеперстно правую руку, возлагать ее на лоб, на чрево, на правое плечо и на левое и потом уже, положив на себя крест, наклоняться; о тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой по воздуху или по груди своей, сказано в Златоусте: «тому неистовому маханию беси радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое истово с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.