Одна девушка поехала отдыхать в Крым, поехала одна. Опытный глаз маньяка выхватил ее из толпы. В новостях сообщили: «погибли две гражданки Украины и одна россиянка». И вот эта россиянка- наша, переславская. И отпевал ее в одном из наших городских храмов мой друг. Не буду рассказывать, как выглядела эта девушка в гробу. Страшно представить, что пережили ее родные и близкие, что могла пережить перед смертью она сама. Особенно страшно становится, когда пытаешься поставить себя на место ее родителей. Невольно отгоняешь от себя такие мысли, боишься «накликать» беду на свой дом, на своих близких. Гораздо легче считать, что беда, хоть и имеет, конечно, место, но находится где-то за пределами твоего личного мира. А еще удобнее считать, что «дыма без огня не бывает», что все несчастья и беды, которые происходят с людьми из нашего ближнего окружения, вызваны прямыми или косвенными грехами этих людей или их близких. То есть, мир — это такая причинно-следственная машина, которая разумно запрограммирована стричь грешников и обходить праведников. Этакая «грехокосилка»…
И придумываешь ты себе такую машину в пору своего неофитства, обкладывая ваткой лжи свой кокон, который готовишь себе для многолетнего уютного пребывания в Православии…
«Грохнули» банкира — так ему и надо, ворюге! А вот какого-то священника прямо в монастыре убили «братки». А может, он был им денег должен, или как-то еще с ними связан? Девушку изнасиловали… -так они же сами провоцируют! Вон они какие раздетые летом ходят! Страшно глаза поднять. Так и идешь, в столбы врубаешься…
Ребенка невинного зверски убили. И тут «причину» найдешь: знать, по грехам родителей.
Потом я понял, что мстительный и злобный божок и Христос не имеют между собой ничего общего…
«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете…» (Лк. 13:1–5)
«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31)
Кто не подпишется под этими словами? Кто с ними не согласится? Едва ли мы найдем таких. Есть эта мысль и у древнего Конфуция. Звучит она и в Талмуде, и в Коране. Эта мысль вполне солидарна с законами справедливости. Но дальнейшие слова Христа сразу же выводит нас за рамки этой общечеловеческой справедливости: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят…» (Лк. 6:32)
И действительно: если это естественный закон, что ему цена? Не вменяем же мы в праведность реке ее течение? Естественно помочь слабому, заступиться за ребенка … старушке помочь через дорогу перейти…
А если эта дорога — федеральная трасса, на середину которой старушка с велосипеда упала чуть не под колеса пролетающих мимо машин — спасти ее, поднять, помочь вместе с велосипедом добраться до обочины — это, наверное, вдвойне хорошо, вдвойне естественно. И не о чем тут было бы и говорить … если бы не дальнейшие действия этой старушки, которая, придя в себя от падения и осмотревшись, вдруг заявила своему спасителю: «Вот ты-то меня и сбил своей машиной! Я на тебя заявлять буду!»
Правда, не совсем то, что мог бы услышать человек, рассчитывающий на элементарную человеческую благодарность?
И самое печальное то, что случай этот не выдуман мной, а произошел в нашем городе буквально на днях. Самое печальное то, что многие люди, узнав об этом, скажут, усмехнувшись: «Не делай людям добра — не получишь от них зла!»
Конечно же, нет! Просто у того, что мы считаем в мире простым и естественным, совсем все не просто. «Брать» — дар не меньший, чем дар «отдавать», если посмотреть на эти понятия с позиций не барахолки, а Евангелия. Спасенная бабушка просто была его лишена. Она оказалась не готовой к тому, что к ней отнеслись не так, как она привыкла. Ей проще и удобней было оставаться в том мире зла, в котором ей естественно жить, чем принять мир добра, который для нее не обитаем. Проще было решить, что, если человек бросился к ней, значит, есть к тому причины. Значит, он виноват. А иначе что б ему не пройти мимо, как все?
«Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего…» (Лк. 6:35)
А вот эти слова уже не вместимы в человеческое сердце. Под ними не подпишется ни мусульманин, ни иудей. Китаец хитро усмехнется и пройдет мимо. Да и мы солжем себе, если скажем: да, мы живем по этому закону, который дал нам Христос. Не живем мы по нему.
Протоиерей Андрей Кульков