Встреча с архимандритом Тихоном в Донском монастыре
— Приходится бывать в обществе нецерковных людей. Случаются разговоры, когда христианство поносится. Как найти грань между «не мечите бисера» и «молчанием предается Бог»?
— Очень хороший, интересный вопрос. Вы знаете, все определяет наша любовь к людям. Искренняя, без сопливости, знаете, без елейности лишней. И возможность стать над ситуацией.
Нас вызывают поиграть вот на этом поле, заполненном грязью и нечистотами. Поле недоброжелательных споров о Церкви. И мы порой забегаем на это поле, и сами пачкаемся, и людям никакой пользы, и всё вокруг в брызгах, и нам тяжело и плохо после этого, и толку никакого. Не надо играть в их игры.
Надо поступать так, как поступал о. Иоанн (Крестьянкин). Когда он, например, на вокзале, в подрясничке, в курточке такой священнической, зашел как-то в «стоячую» столовую. Помните, может быть, — были такие столовые на вокзалах, стоя можно было чайку за три копейки попить, какой-нибудь коржик съесть. И вот ждал он поезд. И люди вокруг, — тяжелое советское время, Церковь поносилась страшно, клеветали ужасно, во всех газетах, — стали над ним хихикать, показывать на него, ругаться. А он вместо того, чтобы смутиться или начать какие-то пререкания, спокойно над своею едой перекрестился, помолился, благословил её — направо, налево. Добродушно, спокойно. И сразу поднялся над всей ситуацией.
Мы должны быть иными. Не только иноки должны быть иными, а и все христиане. Не играть в их игры. Конечно, каждый случай уникален, индивидуален. Но дискуссия на уровне «сам дурак», — она, конечно не работает.
Вообще-то нам, конечно, надо иметь набор аргументов — спокойных, доброжелательных, выдержанных. Но человек чувствует, — тут даже не наши доводы важны, хотя они, конечно, тоже имеют огромное значение, — а доброжелательный, спокойный, ровный дух. Душа с душой говорит, — люди чувствуют это умиротворение.
Помните, как покойный Патриарх Алексий II… Он довольно часто бывал в Донском монастыре. Как приятно было слушать его проповеди! А что за проповеди он говорил? Да всё одно и то же. «Братья и сестры, в наше непростое время я хотел бы передать вам отеческое благословение. Храни вас Господь». Что-то такое скажет, и всё, — никакого особенного, сверхобычного содержания. Просто отеческие, искренние, христианские, иные, добрые взгляд и улыбка.
Поэтому надо сразу ломать их игру. Просто беспощадно, — то есть решительно. И тогда всё получится. Они должны увидеть совершенно что-то иное, — вот это самое важное. Это тяжело, потому что в каждом из нас, православном, есть и христианин, живущий обновленным духом Христа, и наш ветхий человек. И мы по ветхому человеку всё время хотим по закону мира сего поступать. А надо совсем, совсем по-другому.
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
8 марта 2013 года