Молитва за ближних
За ближних и страждущих призван усердно молиться христианин. К молитве за других призывают апостолы. «Молитесь друг за друга», - пишет апостол Иаков (Иак. 5:16), а апостол Павел так об этом говорит: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех» (Еф.6:18).
Известная подвижница благочестия игуменья Арсения пишет: «Так хорошо, когда помолишься о спасении кого-либо и отдашь спасение этого человека в руки Божии».
То же советует и святой праведный Иоанн (Кронштадтский): «Когда видишь в ближнем недостатки - моли Бога от всего сердца об их исправлении».
Как пишет святитель Филарет Московский: «Душа усиленно молящегося не входит ли в общение с тем, за кого молится? В сем общении не простирается ли иногда ток силы к душе, ищущей помощи? Мы может быть думаем, что мы не можем изменить сердца своих ближних и отвести их от порока, страсти, греха? Но святые отцы говорят, что в этом очень трудном деле мы не бессильны.
Мы многое можем сделать с сердцами ближних, если мы будем усиленно молиться за них сами, просить о том Церковь и совершать другие подвиги, угодные Богу. Если мы не сделали всего этого, то нельзя думать, что мы сделали все возможное для нас ради ближних».
Действенность наших прошений зависит от нашей близости к Богу, - подвига ради богоугождения и наличия у нас чистоты сердечной и христианских добродетелей.
Святой праведный Иоанн (Кронштадтский) говорит по этому поводу: «Если ты живешь верою и добродетельно, особенно кротостью, смирением и милосердием соединен с Богом, то проси у Него чего хочешь, чему научить тебя просит Дух Святой: и будет тебе - или скоро, во мгновение, в один час, или через некоторое время, по усмотрению премудрости Божией».
Однако при чувстве своего недостоинства нельзя оставлять молитв как за себя, так и за ближних, и как бы ни были мы нищими Духом, как бы не слаба была наша молитва, все же мы своею молитвою можем помочь ближним, и это будет самой действенной и надежной помощью.
Святой Силуан Афонский так говорит об этом: «Раньше я думал, что Господь творит чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что грешнику сотворит Господь чудо, как только смирится душа его, ибо когда человек научится смирению, тогда Господь слушает его молитвы.
Многие по неопытности говорят, что такой-то святой сделал чудо, но я узнал, что это Дух Святой, Который живет в человеке, творит чудеса. Господь хочет, чтоб все спаслись и вечно были с Ним, и поэтому слушает молитвы грешного человека ради пользы других или самого того, кто молится».
Приведем пример из жития святых. Одна блудница, христианка по крещению, встретилась с женщиной, язычницей, находившейся в отчаянии из-за смерти единственного сына. В страшном горе своем мать стала умолять блудницу, чтоб та помолилась о воскрешении сына.
Зная свое недостоинство, блудница ужаснулась в душе этой просьбе матери, но, видя отчаяние последней и ее веру, она возопила ко Господу: «Не ради меня грешницы окаянной, но слез ради матери, отчаянно скорбящей о сыне своем, но в милосердии и могуществе Твоем Христе Боже твердо уверенной, воскреси, Господи, сына ее». И Господь воскресил сына.
Каждому христианину будут встречаться случаи, когда его будут просить помолиться о ком-либо. Конечно, всегда надо исполнять такие просьбы, но вместе с тем в смирении считать себя недостойными предстательствовать в молитве за других. В таких случаях надо исполнять такой совет святого Иоанна (Кронштадтского). "Когда тебя попросят помолиться о спасении кого-то от какого-либо бедствия, то скажи: «Буди благословенна вера ваша, по вере вашей да даст Господь исполнение моей недостойной, маловерной молитвы и да приложит мне веру»".
Опыт жизни говорит, что в тех случаях, когда мы хотели бы исправить недостатки наших ближних, самым действенным средством для этого является не увещевание их, а молитва за них.
Увещевание может действовать лишь при наличии кротости у нас и великой любви к ближним, и если мы пользуемся у ближних авторитетом. Этого чаще всего у нас недостает, и поэтому увещевания вызывают у ближних большей частью лишь раздражение и враждебность.
Святой отец Силуан Афонский учил, что молиться надо и за раздражительного, недоброго начальника, как молятся за больного; молиться надо за подчиненных и за тех, кто тебя обидел, чтоб на душе всегда были мир и любовь. Молиться за ближних надо так горячо, как бы «кровь проливать», по выражению старца.
Последнее подтверждается из молитвенного опыта святого Иоанна (Кронштадтского), описанного ниже.
«Девять раз я ходил молиться о смертельно больных младенцах с дерзновенным упованием, что Бог призрит на мой труд, на ходьбу мою, на молитвы и коленопреклонения, на дерзновение мое, на упование мое... Прихожу в десятый раз - младенцы здоровы».
Однажды праведный Иоанн молился о больном с непреодолимой силой любви к ближнему. Он стучал все громче и громче в заветную обетованную дверь. Он весь преобразился, черты лица его светились, глаза таинственно блестели, трепет пробегал по его телу, капли пота струились по лбу. Наконец мольба его была услышана. Он почувствовал, как влилась в него светлая, дивная, могучая сила. Поднявшись с колен, подошел к больному и положил ему руку на голову. «Встань и помолимся вместе», - тихо сказал он. И больной встал с кровати.
Кроме ближних, есть еще категория людей, за которых всегда необходимо молиться христианину.
Это те люди, с которыми мы не можем более почему-либо встретиться, но перед которыми мы остались виновными - или в обиде их, оскорблении, несправедливости, или, может быть, даже в соблазне их ко греху и к неверию.
Все они будут свидетельствовать о нашем недостоинстве на Страшном Суде. И единственный способ смягчить нашу вину перед ними - это молитва за них, молитва о спасении их души.
В равной мере надо усердно молиться и за тех, которые нас оскорбляли, гнали, поносили, так или иначе вредили нам.
По указанию аввы Зинона: «Кто хочет, чтоб Бог услышал его молитву, тот прежде всякой другой молитвы, да принесет молитву о врагах своих, ради этого Бог услышит всякую молитву его».
За всех ли без исключения нужно и можно молиться?
Здесь надо вспомнить одно указание святого апостола Иоанна Богослова: «Если кто видит своего брата согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится и Бог даст ему жизнь. Есть грех к смерти. Здесь нужно думать. Запрещается молиться о житейском благополучии для такого брата, но не исключаются прошения о том, чтобы такой брат покаялся в своем грехе, обратился к Богу и пошел путем истины».
Особенную нужду в наших молитвах имеют усопшие. В церковной истории имеются многочисленные свидетельства о том, какое большое значение для умерших имеют молитвы о них живых.
Вместе с тем при усердной молитве за усопших, последние сами становятся ходатаями к Богу за живых.
Вот как говорит о значении молитвы за усопших архиепископ Иоанн Шаховский: «Молитва за ушедших с этой земли очищает и сердце самого молящегося от всех ненужных осадков, в отношении этих усопших. Молитва за живущих на земле может быть и корыстна, и своевольна. Молитва за усопших такой не бывает, она всегда источает небесную, очищенную любовь, истинный воздух вечности».
Материал подготовила Н.И. Васильева.