Пасхальная память (часть 1)
Воспоминания об иеромонахе Владимире (Шикине)
По благословению преосвященного Вениамина, епископа Владивостокского и Приморского
Автор-составитель Ерофеева Е.В.
2004
Иерей Владимир Шикин (1947 - 2000), принявший монашеский постриг незадолго до своей кончины, служил в Серафимо - Дивеевском монастыре всего 6 лет, но сделал за это время столько, сколько иные не успеют и за 60... Тысячи душ согрел он любовию Христовой, привел к Церкви, обратил к покаянию. Он стал поистине духовным отцом для многих паломников, приезжавших в Дивеево.
Из воспоминаний благодарных ему людей составлена эта книга.
«Я тут бегаю и прыгаю милостью молитв преподобного Серафима, и не больше того!». (Иеромонах Владимир (Шикин)
Склоняюсь перед памятью незабвенного батюшки, вспоминаю строки: «Дар покаяния мне дороже и вожделеннее сокровищ всего мира. Очищенный покаянием да узрю волю Твою непорочную, путь к Тебе непогрешителъный и да возвещу о них братии моей! Вы, искренние друзья мои, связанные со мною узами дружбы о Господе, не посетуйте на меня, не поскорбите о моем отшествии. Отхожу телом, чтоб приблизиться духом; по-видимому, теряюсь для вас, по сущности вы приобретаете меня»*. Быть может эти слова пришли на память потому, что вокруг так много безутешных, плачущих на батюшкиной могиле, тоскующих без его сиюминутной отзывчивости, ощутительной поддержки — словом, делом, действенной молитвой. Но не может уйти в небытие тот, кто так любил Христа, и преданно, как можно любить только ради Него,** - всякого человека. И служил, помня редко исполняемую заповедь, каждому как верный слуга: «...кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий... {ведь) Я посреди вас, как служащий», - говорит Господь. (Лк., 22, 26-27). Не может быть лишен духовного слышания тот, кто отзывался на чужую боль, вблизи и на расстоянии, без рассказов о ней. Священник, для которого покаяние с молитвой были первым деланием жизни. Из наших твердокаменных сердец он изводил источники «воды живой» - слезы о своих грехах. Для многих — это большее чудо, чем явление вещественных источников из реальных камней. Для Бога нет ничего дороже в нас, чем нелицемерное покаяние. Недаром в современном христианине оно редкость. Во все времена молитва, совершаемая без покаянного чувства, подвергалась сомнению. Оно обучит всякой добродетели. Одухотворит рассуждение, которое без него может стать рассудочностью.
* Святитель Игнатий Брянчанинов. «Аскетические опыты». Т.1. «Плач мой». Правило веры. Москва 1993 г.
** Примечание и выделенные фразы - автора.
Отец Владимир относился к числу священников, отдающих главное время и силы основе нашего спасения - покаянию людей . Всенародное покаяние, по сей день неосуществленное, — единая и последняя надежда для продления жизни России. Он касался глубинных струн сердечных, оживлял безчувственную совесть, реанимировал души.
Начинал плакать о попранном образе Божием, прежде чем стоящий перед Крестом и Евангелием становился способен действительно предстать перед ними — увидеть грехи свои. И через минуту или сразу же — начинал плакать сам исповедующийся. Потому что истинная скорбь о грехах чужих, дарованная зрением своих, — чудотворная сила, передающаяся во мгновение, как пламя одной свечи - другой.
* «Признак живой рыбы то, что она плывет против течения...». Отечник.
Этот человек, возвращавший ежедневно к жизни никем кроме Бога, не сосчитанные, сотни и сотни людей, нередко способных плыть уже только по течению,*— не только жив, но жив особенным, цельбоносным для нашего времени образом. Ибо о нас сказано: «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24,12). «Где мала любовь, там мала и вера в Бога и в безсмертие души. Где нет любви, там полный мрак неверия, а это значит— ад» (святитель Иустин Сербский). Прежде чем завершить сатанинский проект по уничтожению Православия на земле, нужно затянуть душу народа ледяной корой безсердечия, чтобы лишить нас главных черт, присущих России и русским: способности с о-с m p a д a m ь — болеть чужой болью, радоваться не только своей радостью, любить, забывая себя, разлюбив себя. Батюшка не только сам приобрел эти Небесные черты, он дарил стремление к их обретению другим людям, возвращая теплохладным христианам видение их порочного, внешнего благочестия. Он созидал из них воинов Христовых, любящих убиенного Царя и свое Отечество, нетерпимых к ересям явным и тайным, готовых биться за свою подлинность: за жизнь души и духа в себе и ближних в безпощадной войне с гордостью, самолюбием, самоутверждением, нечистотой, всяческой ложью, начиная с оправдания себя, духовной атрофией, чувством само-достаточности... — всеми безчисленными видами грехов, погружаясь в смрадные, тинные воды которых, мы теряем все дары Божий, начиная с радости. Забываем свое предназначение: воздавать, пусть немощною любовью,— за всеобъемлющую, безконечно снисходящую, без числа прощающую Любовь Божию - единую заповедь, на которой созиждется весь Закон и пророки.
Воистину было расширенно сердце этого человека, способное вместить и понести неудобоносимое. Так естественно стремление иметь отдых, уединение, отстраненную от шквала чужих бед жизнь. Но у батюшки, кажется, этого не было. Подобно старцу Алексию Мечеву, который, имея семью, держал двери дома незапертыми, считая, что духовный отец днем и ночью должен быть доступен для духовных детей, как для своих собственных.
За полтора года до конца жизни отца Владимира в его доме единовременно замироточило около сорока, или больше — их никто не считал - икон и фотографий. Запомнила дату: день Владимирской иконы Божией Матери. Среди них многочисленные портреты подвижников нашего времени.
Помню, как батюшка двигался в своей молельне, смиренный, безшумный, под взглядами живых духоносных старцев, столь близких ему, которые вместе с Царицей Небесной, Господом и преподобным Серафимом были здесь главными хозяевами. С благоговейным страхом смотрела на мокрый след от скатившейся капли на лике архимандрита Сергия (Сребрянского), духовника Марфо-Мариинской обители милосердия: на черно-белом снимке глубоко чтимого отцом Владимиром святого, как у живого человека, глаз наполнялся новой слезой. В эти минуты батюшка тихо, с большой духовной силой произнес, не отрывая взора от другого портрета, на котором также было рассеяно несколько крупных капель: «Мой любимый пастырь — отец Алексий Мечев. Когда я еще не предполагал стать иереем, думал: «Если быть священником — нужно быть т а к и м священником». Незабываемо ощущение Неба, склонившегося над этой кельей, кротко и пристально внимающего всему, что здесь происходит. Душа чувствовала непривычную робость, выбирала слова, боялась произнести что-нибудь неверное, недостойное той невыразимо чуткой тишины, которая наполняла — явную для этих скорбящих старцев и сокровенную для нас — тайную жизнь этой малой обители.
И на смертном одре, по свидетельству матушки Ирины, отец Владимир о всех безпокоился, скорбел, молился, продолжая до конца с глубокой отдачей участвовать в жизни своих духовных детей. Многие справедливо негодовали: почему не прекращают пускать людей к батюшке, ведь он при смерти? Но исполняли требование отца Владимира. Все это почти невероятно, так как несколько последних месяцев он питался считанными глотками сока в день. Физические силы были истощены, недостаточно сказать: до предела. Завершающий период его жизни - явление вышеестественное.
Теперь, в первые месяцы возвращения батюшки на единственную и подлинную нашу Родину, мы приобретаем его заново: с новым чувством покаяния за многие наши вины перед ним и новой благодарностью. Постоянно замечаем его ежедневную заботу с тех далеких, недосягаемых Небес, которые он приблизил к нам своей жизнью, смертью... Жизнью по смерти.
Низкий поклон Тебе, Господи, за то, что батюшка был, есть, будет всегда - с нами. Безмерно благодарим, ибо успением Ты сделал его приобретением, достоянием всех.
Памяти духовного отца иеромонаха Владимира (+23.03.2000)
Как быстро скрылось солнце красное,
Родник живой воды иссяк,
Но сердце доброе, прекрасное
Жизнь обрело на Небесах.
Весной природа оживится
С уходом матушки-зимы,
Все вновь на круги возвратится,
И не вернешься только ты.
С земли последние уходят,
Добро способные творить...
Как в этом мире лжи и злобы
Нам без тебя на свете жить?
В чужих чертах тебя впустую
Мы взглядом жаждем отыскать,
Походку быструю, живую,
И милый голос услыхать.
В печали боли безутешной
Осталось сердцу лишь мечтать:
В нужде и горе ты поспешно,
Как прежде, выйдешь нас встречать.
Кому-то путь укажешь к Богу,
Слезу отчаянья сотрешь.
Развеешь скорбь, беду, тревогу
И на себя болезнь возьмешь...
Теперь другой стоит священник
Там, где часами ты стоял.
Где ты, наш мученик-плачевник,
Себя для ближних распинал.
При жизни должным и привычным
Казался пастырский надлом,
Труд титанический — обычным
Служебным делом, ремеслом.
А ты грехи больных и темных
Чрез сердце пропускал свое,
И этой ношей неподъемной
Здоровье подкосил свое...
Ты ради нас сгорел, истаял,
Для Бога жертвою ты стал.
Пример живой Любви оставил.
Жить по-евангельски позвал:
Переносить клеветы, злобу
И образ Божий не терять,
И в Царство Вышнее дорогу
На суету не променять.
Тебя завистники чернили
Все экстрасенсом, колдуном.
Теперь пусть совесть до могилы
Изобличает бедных в том.
А мы тебя как изводили
Своею ревностью пустой...
Как мало мы тебя любили,
Прости нас, батюшка родной.
За Сербию болел душою —
Тебя снедали боль и грусть.
Всю жизнь Царя с Его Семъею
Молил спасти Святую Русь.
Твоя Любовь не знала меры.
Границ не знала и конца.
Подай твои — Любовь и веру,
чтоб вместе прославлять Творца.
Отца духовного другого
Себе искать не будем мы.
И светлой памяти до гроба,
Навек останемся верны.
Ты на могилку, как к живому,
К себе ходить благослови.
И все вопросы и сомненья
Мольбой небесной разреши.
Нам, чадам, всех грехов прощенье
Ты каждодневно посылай.
Крестом могильным исцеленья
Душе и телу подавай.
Как стаю птиц, Бог неразлучно
С тобою вместе нас связал.
Чтоб к Небу путь в ненастных тучах
Ты нам управить помогал.
Твой Ангел возвестил спасенье:
В пречистый мир восходишь ты,
И отразили восхищенье
Твои смиренные черты.
Смерть, хоть хотела, не коснулась
Чела и теплых рук в гробу.
Душа в родимый дом вернулась,
Послушна Богу одному.
В мороз и сумрак хоронили,
Но день вдруг солнцем просиял.
Прекрасный голубь до могилы
Твой светлый путь сопровождал.
И потому печаль и радость
Всегда соседствуют в сердцах:
Ведь дни разлуки бренной — малость —
Нас встреча ждет на Небесах!
Ты там в лучах Любви и Света,
В теченье радостных минут...
Но есть печальная планета.
Где люди — любят, помнят, ждут.
Рожден ползти — летать не может,
Нам недоступна благодать.
Мы так слепы, грешны и все же
Тобой дерзаем Небо звать
В покой Твой, Боже милосердный,
Введи отца, чтоб вечно жил.
Он дар Любви стяжал безценный,
За ближних душу положил.
От духовных чад на девятый день — батюшке
Библиотека сайта Преподобного Серафима Саровского http://sl.btv.ru/ChudesaSerafima/chudesa-pamiat-1.html