Category:
Размышления
Говорят, что со старостью приходит мудрость, но к некоторым первая приходит одна. Жизненные наблюдения подтверждают эту мысль: таки да, к некоторым старость приходит одна…
Наблюдала старушек в больнице, где неоднократно лежала моя свекровь. Очень многие из них, пребывая более чем в преклонном возрасте, так и не встретились с мудростью.
Как-то раз одна из них, очень древняя на вид, пыталась, безуспешно семеня ногами, перейти коридор от своей палаты к туалетной двери, которая была буквально напротив неё. Ей казалось, что она идёт, но в действительности лишь топталась на месте. Предложила ей помощь. И зря! Совершенно неожиданно для меня бабушка буквально прошипела, что ей ничья помощь не нужна и что она «сама с усами». Через пару месяцев та же бабушка оказалась в одной палате со свекровью. Появилась возможность получше узнать её. Злость на всех и вся перемежалась с лестью и покладистостью, когда она понимала, что ей может что-то перепасть из «вкусненького», либо же когда нужна была чья-то помощь. Тем не менее, никто ей был не нужен: ни «мужики», как она выразилась, ни дети - одна обуза. Вот-де, всю жизнь ходила по театрам, кино и не было никаких забот. Правда, сейчас была рада и похлёбке, потому что к ней никто не ходил, больничная же еда едва давала возможность выжить.
И таких стариков было много - одиноких, злых, так ничего и не понявших в жизни. Говорят, горбатого могила исправит. Исправит ли?
Были, правда, и другие бабушки, тоже одинокие. К ним иногда кто-то приходил - соседи, знакомые. Не часто, но, тем не менее, навещали. Эти были более мягкими и простыми в общении. Определённая грусть в глазах присутствовала, но всепоглощающей злости не было. Они мягко слушали, что я говорила им о Божьей любви и, как правило, впоследствии восклицали, что кто-то из их родственников, родителей или предков были верующими, молились за них, либо даже кто-то из них самих когда-то ходил в церковь. Но все это было «почти сто лет назад»…
Размышляя над всеми этими и многими другими «божественными встречами», захотелось посмотреть, что же пишут люди о мудрости в старости. С удивлением обнаружила, что до приличного количества людей дошло, что мудрость со старостью приходит не всегда. Правда, народ, в основном, констатировал єтот факт, не вдаваясь в детали, почему так происходит.
Кто-то написал, что мудрость даже иногда уходит со старостью, хотя должно быть наоборот. А кто-то написал, что со старостью приходит отчаяние... Бывает, что когда приходит мудрость, уже слишком поздно…
Некоторые написали, что «какая мудрость может быть в этом жестоком мире, ведь здесь можно заразиться одной только глупостью!» (И то правда).
А вот эта мысль мне особенно понравилась: «Мудрость стучится в дверь к каждому, но не все дома»… Класс! Почти как в книге Откровение: «Се, стою у двери и стучу…». Дальше вы знаете.
Ну, а чья-то фраза о том, что часто мудрость и старость сильно отстают одна от другой, подвела к вопросу: когда же приходит мудрость? На это люди ответили по-разному.
Один человек написал, что мудрость в последнее время стала приходить с первыми прыщами, и дети сейчас довольно мудры. Наверное, говорит, спасибо Интернету, Гуглу и каналу National Geographic. Я, правда, не согласна с автором этой мысли, потому что в одной из самых древних книг, Библии, нахожу слова, написанные, что называется «за царя Гороха»: «Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду». Как видно, проблема эта древняя, как мир, и раньше тоже не только старики были мудры. Так что, дело не в Нете, Гугле и канале National Geographic.
Мысли бегут всё дальше и дальше… Чем-то эта тема сильно зацепила. Всё-таки, как-то больно и обидно за пожилых людей, которые на своем жизненном пути так и не обрели мудрости или, того хуже, растеряли её. Ведь логично, когда на склоне лет человек украшен не только сединой…
Кстати, о седине. Всё в той же Библии нахожу слова, которые меня буквально потрясли. Звучат они так: «Венец славы – седина, которая находится на пути правды». Задумалась. Седина сама по себе уже является венцом - венцом человеческой жизни. Но есть, оказывается, более прекрасный венец, лучшее достижение в жизни - не просто дожить, «дохромать» до седых волос, накопив даже при этом мудрость, что само по себе хорошо, но познать правду и - что немаловажно! - следовать ей до конца своих дней, потому что приведет она, эта правда, к жизни вечной и истинной. В этом-то и состоит самое большое достижение человеческой жизни! И открывается эта правда всем желающим познать её в той самой Библии, единственной книге, которая ставит правильный диагноз всем человеческим проблемам. Она же указывает и на единственно верный путь решения этих проблем.
Но самым печальным остается факт, что эта старая, как мир проблема: «Не всегда «многолетние» мудры» или «Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы», «свила» своё осиное гнездо внутри церкви и христианских организаций. Хотя, где, как ни здесь, человек преклонного возраста, умудренный не только жизнью, но и истинами Слова Божьего, должен был бы являть тем, кто моложе, пример благочестия, мудрости и драгоценных сокровищ сердца?!
Но не тут-то было! На некоторых людей преклонного возраста «нападает» какая-то особая инфекция, носящая характер эпидемии, которая «косит» именно их ряды, вынося за пределы церкви или другого христианского сообщества, то на волне «несмирения», то на волне «ни с чем несогласия», то на волне «клеветничества», а то и на волне «сами с усами». Так и хочется спросить: «Какая муха их укусила?»
Пожилой человек, несомненно, заслуживает глубокого почтения, его возраст заслуживает такого отношения. Однако не является ли, по аналогии, венцом позора седина, которая не только правды, но даже обычной человеческой мудрости так и не нашла на своём жизненном пути или, того хуже, растеряла? Сколько таких стариков! Печальный конец.
Кому-то заголовок статьи может показаться грубым. Тем не мене, это почти крик души, да простят мне такую патетику!
Бывает довольно неловко наблюдать за пожилым человеком, чье поведение, слова и поступки, мягко говоря, не соответствуют его возрасту. Тем более больно наблюёать подобные «процессы» в недрах церкви и вообще среди христиан. В этом нет Божественной логики, а у Бога всё логично. Божественная логика заключается не в деградации, а в прогрессе. Эта мысль, я верю, находит своё подтверждение в цитируемом выше стихе: «Венец славы – седина, находящаяся на пути правды». Можно оказаться не просто у разбитого корыта, подобно упомянутой выше старушке из больницы, но ещё в худшем месте из-за каких-то «невинных» пороков души, которые буквально сносят человека с истинного пути. А мне такой жалкой участи - это правда! - не хочется ни для кого.
Не хочется оставить читателя в неведении и относительно лекарства от вышеуказанных болезней (да простят меня за то, что вообще берусь кого-то «лечить»!). Прописано это лекарство всем желающим. Особенно хорошо действует в качестве профилактического средства для тех, кто ещё «в лучшем состоянии и держится спасения» ибо, как известно, болезнь легче предотвратить, чем лечить. И таким вот «средством от всех болезней» я бы назвала страх Божий, который, кстати, является и началом мудрости, что возвращает нас к вопросу: «Когда же приходит мудрость?» Приходит она со страхом Божьим, который является также превосходным противоядием от греха.
Мудрости же, как и любви, "все возрасты покорны", но особым украшением она служит для людей старшего поколения, которые источают её, как благоухание, в сочетании с любовью, мягкостью и добротой во славу Божью.
Елена Сердюк
ОБ АВТОРЕ: Елена Сердюк - кандидат в члены Союза христианских писателей Украины. О себе она рассказывает так: "Мне 50 лет. Родом из Луганской области.
В 8-м классе родители привезли меня в Киев в спецшколу французского языка.
После её окончания поступила в Киевский институт иностранных языков.
Получила диплом учителя французского и английского языков.
Работала менеджером-переводчиком, коммерческим директором на разных инофирмах.
Сейчас работаю заместителем директора одной швейцарской компании.
Приезд в Киев в 1978 г. был судьбоносным. В 2001 г. Господь привлек мое внимание к Себе, покаялась. Практически все эти годы после покаяния вела дневник. Была потребность записывать свои мысли во время молитвы, при размышлении над Словом. Постепенно потребность писать оформилась в публицистическом жанре".