ДУХОВНЫЕ СОВЕТЫ ПРЕПОДОБНОГО НИКОНА ОПТИНСКОГО
Надо терпеть не только постигающие скорби, но и себя терпеть надо.
Мимолетные мысли, к которым сердце не прилепляется, быстро проходят, как в калейдоскопе. Ум наш никогда не останавливается, всегда занят. Дурные мысли не надо считать своей неотъемлемой собственностью, они не от нашего естества. Не может один и тот же ум славословить Бога и хулить. На такие мысли не надо обращать внимания, надо выбрасывать их, как сор, как нечто постороннее. Если же какая-либо дурная мысль неотступно приходит на ум и сердце к ней прилепляется, сочувствует ей, тогда надо приложить все силы, чтобы выбросить ее с помощью молитвы Иисусовой и исповеданием старцу. Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого нужно ежедневно проверять свою совесть.
Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно.
Боязнь смерти – от бесов. Это они вселяют в душу такой страх, чтобы лишить надежды на милосердие Божие.
Исполняйтесь Духом... (в день Святой Троицы). Что это значит? Ведь мы сподобились получить дары Святого Духа при крещении. А многие ли помнят об этом? Мало получить, надо сохранить, усовершить, умножить. Для этого надо возгревать ревность. Как?
1. Читать Священное Писание, которое написано Святым Духом. От Священного Писания и веет Он. Никакое светское удовольствие не может дать того мира, той радости, которая дается Святым Духом.
2. Внимать себе.
3. Часто участвовать в святых Таинствах. Чрез них Святой Дух сообщается человеку.
4. Посещать часто святые храмы, ибо это место особого присутствия Святого Духа.
5. Молитва. Особенно молитва "Царю Небесный". Ее с особенным благоговением надо выслушивать не только в церкви, но и во время работы произносить, испрашивая помощи Св. Духа.
К священным книгам и священным предметам надо относиться благоговейно. Прежде всего, должно иметь страх Божий. Он научает благоговению. Он научает всему доброму. Небрежное, неблагоговейное обращение со святыней получается от привычки. И это не должно быть.
Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам.
Что лучше – редко или часто приобщаться Святых Христовых Таин? – сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя, Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по убеждению – одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству.
Молиться только молитвой Иисусовой необязательно. Один молился молитвой Иисусовой. Другой, стоя в храме, со вниманием молился словами церковных молитв, употребляя вне церковных служб другие некоторые молитвы. И того и другого молитву одинаково слышит Господь. Но молитва Иисусова все превосходит. Батюшка Варсонофий говорил: «Можно березовыми дровами натопить печь, а можно и осиновыми. Лишь бы тепло было». Вся суть в том, чтобы в душе было молитвенное настроение.
О времени пришествия антихриста никто не знает, как сказано в Евангелии, но признаки скорого пришествия антихриста уже есть. Видя такое гонение на веру и стремление уничтожить ее, а также и многое другое, надо думать, что время это приближается. Но все же точно ничего нельзя сказать. Бывали и раньше времена, когда считали, что пришел антихрист, например, при Петре Великом, а последствия показали, что это было ошибочно, мир еще существует. Да и какой смысл в этом исчислении? Важно одно, чтобы совесть была чиста. Твердо держаться веры Православной, жизнь проводить нравственную, по заповедям Божиим, чтобы быть всегда готовым, а для этого надо, не откладывая на неизвестное будущее, пользоваться настоящим временем для того, чтобы покаяться и исправиться.
Смирение – это нечто великое и божественное, а путь к нему – считать себя ниже всех. Что это значит – считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться.
Во время молитвы неполезно стремиться к высоким чувствованиям, надо только в смысл вникать произносимых слов, внимательно молиться, и тогда, со временем, Господь даст и озарение духовное и умиление сердечное.
Прп. Афанасий Печерский скончался. Его еще не предали земле, когда он очнулся. Сидя в гробе, на все расспросы братии отвечал только слезами. Наконец, после многих просьб, со слезами повторял только одно слово: «Спасайтесь! Спасайтесь!» Ушел в затвор, молчал, постоянно плакал и через 10 или 14 лет скончался. Другой подвижник тоже обмирал и, когда проснулся, после долгих просьб братии, ответил: «Братия! Верьте, что есть ад!»
Сила страданий – не в величине самих страданий, а в том, как человек переносит эти страдания. Иногда, по-видимому, ничтожные обстоятельства причиняют человеку величайшее горе. Надо сочувствовать. И один и тот же факт по видимости разным людям причиняет страдания в разной степени. Это зависит от того, как человек принимает их.
Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль исходит от привязанности к видимым вещам.
«Просите и дастся вам, толцыте и отверзется» (см.: Мф. 7, 7). Многие из вас, не получая долго просимого, унывают. Унывать не следует. Вспомните, как Господь поступил с хананеянкой. Как она Его просила исцелить ее дочь! Даже апостолы стали умолять Господа, чтобы Он отпустил ее, а Господь даже с псом сравнил ее... А вы немного помолитесь и, не получая просимого, унываете. Это бывает от того, что между сеянием и жатвой должно пройти известное время.
Многие страдают так называемым "совопросничеством". Постоянно задают вопросы себе и другим: «А это почему? А это зачем? А это для чего?» Когда-то и я страдал этим недостатком. Но когда я прочитал статью епископа Игнатия "Судьбы Божии", во мне произошел перелом. Я понял, что незачем испытывать судьбы Божии. Когда прп. Антоний Великий задумывался над подобными вопросами, то услышал голос: «Человек, не твое дело испытывать судьбы Божии. Смиряйся».
Теперь могут быть такие случаи: последовать своей воле нельзя и спросить не у кого. Как же поступить? Нужно подумать, как Господь поступил бы по Своей кротости... Заповеди Божии есть и были всегда основанием жизни... Предайтесь воле Божией.
Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем.
В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.
Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как она благотворно действует на душу!
Не следует добиваться человеческой правды. Ищи только правды Божией.
В настоящее время люди века сего смотрят на нас, верующих, как на юродивых, как на глупых. Им не нравится наша православная вера, наши церковные постановления, правила и обряды. Они смеются презрительно над всем, для нас священным. Мне часто приходится слышать от верующих, вынужденных жить среди мира враждебного, как тяжело переносить им постоянные насмешки, глумление. А мне думается, что надо честью для себя считать такое отношение.
«Аще укоряеми бываете о Христовом имени, блаженни, яко слава и Дух Божий на вас почивает» (1 Пет. 4, 14), – сказал апостол Петр. Если над нами смеются, если нас не любят, значит, мы не от мира сего. Огорчаться и смущаться таким отношением к нам не следует.
Если скажешь про брата или сестру что-либо дурное, даже если это будет правда, то ты своей душе нанесешь неисцельную рану. Передавать о погрешностях другого можно только в том случае, когда в сердце твоем единственное намерение – польза души согрешившего.
Терпение есть непрерывающееся благодушие.
Спасение ваше и погибель ваша – в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий.
Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицем Божиим. Помните, что Господь видит все.
Источник: Вечное/«L'Éternel» // Православный журнал. № 343 март. – Аньер (Франция), 1984. С. 38-44.