"Благолепно все то, что имеет смирение», — говорит преподобный Исаак Сирин.
Так что же такое смирение? Отвечает святой Макарий словами другого великого святого: «На вопрос: что есть смирение? — преподобный Варсонофий Великий, многим хорошо известный старец VI века, ответил: „Смирение состоит в том, чтобы ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всем отсекать свою волю, повиноваться всем и без смущения переносить то, что постигает отвне. Смиренномудрый не должен стараться выказать свое смирение на словах (я всех хуже, ни к чему не годен и т. п.), но довольно для него говорить: прости меня, или: помолись о мне. Не должно также самому собою вызываться на исполнение низких дел, то есть таких, которые считаются в глазах других унизительными; ибо и то и другое ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию и более делает вред, чем пользу. Но когда велят что-либо, не противоречить, а исполнить с послушанием, что приводит к преуспеянию»».
Рождается смирение от любви, сознания недостоинства; спокойно переносит огорчения, унижения; приобретается трудом, подвигом; обнаруживается в одежде, в безропотном несении послушаний…
«Резеда смирения родится на почве, состоящей из любви, все покрывающей, из воспоминания своих грехов, своих нравственных недостатков — каприза, недоброжелательства; смирение терпеливо переносит огорчения, не обижается, когда кто злословит; смирение видно в одежде, в служении другим, участии в низких (называемых) трудах… Смирение приобретается трудом и молитвою: „Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего»». «Смирение состоит не в том, чтобы себя называть грешным, гордым, честолюбивым; а в том, чтобы переносить спокойно, когда другие нас будут называть таковыми, и стараться в сердце признавать себя достойными таковых наименований, не гневаясь на тех, кто бы назвал нас таковыми».
Святитель напоминает каждому апостольские слова: воздавать «другому большую честь» (см.: Рим. 2, 10). Или: «В людях стараться… видеть больше доброе, чем злое; больше добрые намерения, чем злые, считать других лучшими себя». «Мир лучше сохраняется там, где каждый старается усматривать прежде всего свои недостатки, а чужие грехи как бы не видеть; а видя, прикрывать их своею любовию. Для хранения мира и любви мало молчания, то есть чтобы ничего не говорить тому, кто согрешает против нас; нужно стараться говорить с ним и заговорить ласково, стараться сделать ему угодное; отнюдь не говорить о нем при других худо, хотя бы то и справедливо». Еще: «Как хотелось бы мне напомнить всем слова канты: „Будь последним, будь всех ниже, и служи усердно всем; сим ко Мне ты будешь ближе в веке будущем и сем»». Напоминает и примеры — уроки смирения: «Первый урок подал нам Божественный Учитель, умывший ноги ученикам и сказавший: „И вы так поступайте. Болий из вас да будет всем слуга». Нужно бояться барства: елико высок еси, толико смиряйся. Помни урок преподобного Сергия, который первый пошел рубить дрова, когда все отказались по разным предлогам». И паки повторяет: «Помнить нужно слова Господа …».
Итак, «истинный путь» — «видеть себя ниже всякого человека». «Когда являются неприятности, сплетни… то лучше думать: это по грехам моим или для пользы моей, по воле Божией. Потерплю ради Господа, чтобы Он помянул меня во смирении моем. Но думать, что не стоит на это обращать внимания, что нужно быть выше всего этого, выше этих сплетен, сие помышление мирское, не христианское, в нем горделивость, а не христианское смирение, презрение, а не терпение Бога ради. Старцы говорят: „Ошибку исправят люди, немощь души уврачует отец духовный, а гордость может исправить только Бог, сокрушая рог гордыни»».
Плод смирения духовно красив и богат: кто вступил с ним «в брак, по слову Лествичника, кроток, приветлив, милосерд, паче же всего — тих, благопокорлив, беспечен, добр, неленостен — словом, бесстрастен. Тебе такие качества приобрести весьма желаю». И святитель рассказывает «небезынтересный» сон своего близкого знакомого о спасительности смирения: «… стоят трое в виде просящих у прохожих милостыню. Вид этих просящих казался настолько жалким, что вызвал у меня слезы… Кто же эти нищие? Это священник, диакон и псаломщик… Утирая слезы, я… говорю: …вот… до чего дослужились… А стоящий со мной, как бы утешая меня, говорил: …не плачь… — все к лучшему».
Стяжи же, — призывает богомудрый архипастырь, — «смиренный дух, учись быть слугою всех, готовая помочь всякому. Если Господь приведет тебе быть старшей над другими, положи себе за правило слова Спасителя твоего: кто хочет быть больше, будь всем слуга, считай себя послушницей для всех, живи так, чтобы самые лучшие подходили к тебе с доверием; но это не мешает во всем поддерживать порядок и подчинение. Истинное начальствование есть страдания за других и от других. Начальник же, почивающий на мягких подушках, требующий услуг принудительных, только господствующий, но не страдающий за вверенных ему и живущий душою далеко от них, — плохой начальник".
Источник: профессор К.Е. Скурат. Алфавит духовный. Новые исповедники Святой Руси. О вечном.