Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

"БРАК ЧЕСТЕН, ЛОЖЕ НЕСКВЕРНО"
Модератор
Сообщений: 23
Регистрация: 15 лет назад
10:21 3/09/2015

Каледа Глеб, прот. "БРАК ЧЕСТЕН, ЛОЖЕ НЕСКВЕРНО"

Иногда приходится встречаться с мнением, что всякие отношения полов - это либо грех, либо извинительная и допустимая слабость. Очень многое в этом вопросе навеяно платонизмом и монашеской аскетической литературой. В истории Церкви случались ереси, отрицающие брак. Отголоски этих воззрений иногда встречаются и в современной богословско-нравственной литературе. Святоотеческая литература посвящена в основном монашескому пути спасения и, естественно, почти не касается духовного художества и невидимой брани в миру, в семье, в браке.

Хотя александрийско-римский мыслитель Плотин (204-269) и "был совершенно непричастен к христианскому богословию" (Философская энциклопедия. Т. 4, с. 275), он, тем не менее, оказал заметное влияние на философско-этическую мысль некоторых церковных писателей первых веков христианства. Для Плотина материя есть зло, царство материи, или "несущего", противоположно Божеству и враждебно истинной природе человека, "человек никогда не побеждает этого мира, а может только бежать из него с пустыми руками в лоно Божества". "Идеал единичного человека - не живая и свободная личность, “друг Божий”, а лишь отрешенный от мира созерцатель и аскет, стыдящийся иметь тело" (В. С. Соловьев. Т. 10, с. 482; подчеркнуто автором).

Плотину чуждо представление апостола Павла, который писал к Коринфянам: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога <...> Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии"(1 Кор. 6, 19-20).

Христос освятил тело Своим вочеловечением, а брак - Своим личным присутствием. Первое чудо, которое Он совершил (и это весьма примечательно), было чудо на браке в Кане Галилейской. Осуждающие брак создали легенду, что новобрачные Каны Галилейской остались девственниками, но эта легенда отнюдь не основана на Священном Писании. Запрещающих вступать в брак ап. Павел прямо называет лжесловесниками, сожженными в совести своей (см. 1 Тим 4, 3-2).

Еретическое отрицание брака осуждается и "Апостольскими правилами". В 51-м правиле говорится: "Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от церкви. Такожде и мирянин", а 5-е правило гласит: "Епископ или пресвитер, или диакон да не изгонит жены своея под видом благоговения. Аще изгонит, да будет отлучен от общения церковного: а оставаясь непреклонным, да будет извергнут от священного чина".

В первом правиле поместного Гангрского собора сказано: "Аще кто порицает брак и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается или порицает оную, яко не могущую войти в Царствие: да будет под клятвою" (то есть отлучен от Церкви). И далее (14-е правило): "Аще которая жена оставит мужа, и отъяти восхощет, гнущаяся браком, да будет под клятвою, а девственник буде превозносится над бракосочетавшимися, да будет под клятвою".

Мы, христиане, говоря словами отцов поместного Гангрского собора, "и девство, со смирением соединенное, чтим <...> и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем и брачное честное сожительство почитаем" (правило 21).

Подобные выписки из канонических постановлений можно продолжить, но и из приведенных правил видно, что Церковь всегда почитала честный брак и защищала святость его от неправомыслящих и еретичествующих, применяя к ним суровые меры церковного наказания. Приводя в пример Акилу и Прискиллу, свт. Иоанн Златоуст призывал "не осуждать брака и не считать препятствием и помехою на пути, ведущем к добродетели, - иметь жену, воспитывать детей, управлять домом и заниматься ремеслом" (Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 1-я на слова: "целуйте Прискиллу и Акилу и пр." // Беседы на разные места Священного Писания. Т. 2, с. 41). Акила и Прискилла были муж и жена, управляли мастерскою, занимались ремеслом и показали любомудрие, гораздо лучшее, нежели многие живущие в монастыре.

Согласно православному учению, только в церковном браке совершается сущностное соединение двух личностей: духовное, душевное и телесное. Только отношение мужа и жены сравниваются с отношением Христа и Церкви (Еф. 5, 23, 25).

Святость брака, определяемая апостольскими посланиями, охватывает и интимные отношения мужа и жены как дополняющих друг друга, любящих друг друга личностей: "И будут двое в плоть едину". Этот сокровеннейший момент жизни супругов может быть свят, если он является итогом и символом их полной духовной и душевной близости и телесного соответствия. Это особый этап взаимоотношений. Иногда можно наблюдать, как глаза молодоженов светятся новой гранью любви и радости. За это можно благодарить Бога, помня, что "вся добро зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их" (51-е правило свв. Апостолов).

В древней Церкви первую неделю новобрачные жили как брат и сестра и носили церковные венцы. Это делалось, чтобы брак их был целомудренным, чтобы в нем преобладало духовное, молитвенное начало, чтобы молодые по-человечески, душевно раскрылись друг ко другу. Только на восьмой день по снятии венцов они могли перейти к другим отношениям. Это способствовало более глубокому осмыслению всех этапов сближения в брачной жизни и любви.

Сейчас венцы снимают в конце обряда бракосочетания с чтением молитвы на разрешение венцов в восьмой день (она сохранила свое древнее название). На новобрачных теперь не накладывается правило целомудрия первой недели.

Супружеские отношения требуют терпения и нежности, величайшего взаимного такта и согласия. Женщина не должна быть травмирована, она должна получать радость через новое раскрытие личности мужа, его любви к ней и своей любви к нему. Пестов, втор " Пути к совершенной радости" отмечает даже случаи самоубийств после первой брачной ночи.

Период сохранения целомудрия после Венчания хотя бы два-три дня, если не неделю - залог целомудрия брака. Он позволяет неторопливо осмыслить совершившееся Таинство и как новое событие осознать новый этап развития брачного союза. Не надо с этим торопиться, но не следует и затягивать до преддверия приближающегося поста, если для этого нет каких-либо особых причин. Лучше вступать в брак не в преддверии постов (в последний день, когда венчают), а после постов, или, по крайней мере, недели за две-три до начала поста. Это, конечно, не церковное постановление, а совет, пожелание собирающимся вступать в брак.

Вообще, касаясь интимных супружеских отношений, нельзя давать общих и обязательных советов кроме одного, сформулированного апостолом Павлом: "Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" (1 Кор. 7, 4). Мужчина должен помнить вторую половину этой формулы, а не только требовать выполнения первой. Лучше вначале уступить инициативу жене, чем допускать даже тень насилия над ее психикой и телом.

Освящая брак и супружеское ложе ("брак честен и ложе нескверно, ложе их ненаветно" - великая ектения на обручение), Церковь учит миру и воздержанности в супружеских отношениях. Перед едой православный христианин читает молитву и, если есть рядом священник, он просит: "Благослови, Господи, ястие и питие рабом Твоим", но обжорство и пьянство Церковь осуждает и вменяет в грех. Так же и благословляя брак, Церковь осуждает сосредоточенность взаимных интересов супругов исключительно на плотских отношениях. Когда в браке преобладает секс, тогда под его покровом скрывается разврат; когда муж, предварительно поругавшись с женой, требует ее тело или мирится с нею только для того, чтобы обладать им, тогда и в браке совершается половой грех.

Обращаясь к христианским супругам, Климент Александрийский пишет: "Человеку надо воздерживаться от сладострастия <...> здесь должны быть мера и границы". Отсутствие воздержания закрывает друг от друга полноту восприятия троичности личности каждого из супругов, - любовь подменяется сладострастием. В браке необходима воздержанность - от монахов же требуется полное воздержание. Счастливый я человек, "все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1 Кор. 6, 12). Пост учит владеть своими чувствами и телом, он требует временного воздержания от супружеской близости. Необходимо соблюдать кануны постных дней и длительные посты (Великий, Рождественский, Петровский, Успенский), когда Церковь не совершает браков. Воздержание должно соблюдать и в дни приготовления к причастию (дни говения). Следует также блюсти кануны Великих праздников, Пасхальную седмицу, Рождественские святки. В это время христианин должен быть наполнен духовной "радостью о Боге", перед которой отступают все другие радования.

Лишь умеренность и воздержанность, духовная и душевная близость супругов, всеобъемлемость их любви делает святыми и радостными моменты телесного слияния. Оно становится выражением и глубочайшим символом их взаимной любви и полной близости. "Не уклоняйтесь друг от друга, - пишет ап. Павел, - разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим"(1 Кор. 7-5).

Почитая "брак честен" и "ложе нескверно", Церковь осуждает добрачные и внебрачные отношения, считая их смертным грехом. "Блуд не есть брак, - пишет свт. Василий Великий, - и даже не начало брака" (Каноническое послание второе, правило 26). Человек, имевший добрачную связь даже со своею невестой (обручницей), не может, согласно церковным канонам, поставляться в священники (Правило свт. Василия Великого 68-е).

То, что, "сходит" неверующему, не проходит без последствий для христианина: кому много дано, с того много спросится. Не умевший блюсти целомудрие до брака обычно не выдерживает и в браке. Бывший еретик, принявший Православие, может стать священником, но православный, совершивший однажды грех прелюбодеяния или двоебрачный (даже после смерти первой жены) в священный сан не поставляется (Правило свв. Апостолов 17-е, свт. Василия Великого 12-е).

У православных юношей и девушек должна быть исключена сама мысль о возможности добрачных связей. Это относится и к вступающим во второй брак. Настоятельно повторяем: добрачные связи даже со своим будущим супругом можно сравнить с попыткой совершить литургию, не имея благодати священства - одно называется блудом, другое святотатством. Это сопоставление правомерно, поскольку брачный союз мужа и жены уподобляется отношению Христа и Церкви. Такое сравнение режет слух только потому, что мы слишком привыкли к добрачным связям, но почти не встречаемся с упомянутым святотатством.

Девушка должна стоять на страже чистоты добрачных отношений, к чему она призвана самой своей природой. В этом вопросе не может быть никаких "милостей", никаких "снисхождений".

Мы признаем верный и честный брак неверующих и с любовью оденем на них брачные венцы, если они придут к вере и потянутся в Церковь Христову. Нет на них греха, если, конечно, они были верны друг другу. Наши слова обращены к так называемым членам Православной Церкви, которые своими добрачными связями отвергают благодать Божию и впадают в двойной грех: грех блуда и отвержение благодати Божией.

Новый Завет, установленный Иисусом Христом, изменил отношение между Богом и человеком, и тем самым изменил отношения между людьми и, прежде всего, между мужем и женою. Это надо помнить, читая Ветхий Завет и наблюдая семейную жизнь внешнего мира. Наш, христианский брак должен быть новозаветным.

"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие" (1 Фес. 5, 23-24).

Дерзайте и трезвитесь. Вступив в брак, соединившись "в плоть едину", "как живые камни, устрояйте из себя дом духовный" (1 Пет. 2, 5), будьте единым двойным храмом Бога нашего. ?

Сообщений: 100
Регистрация: 9 лет назад
13:30 5/10/2015
Хорошая статья, но не стоит забывать о возрасте женитьбы еще несколько столетий назад и сейчас. В современном мире брак "постарел" ,если можно так выразить мысль. Женятся и выходят замуж часто уже в достаточно зрелом возрасте, когда девственность уже не естественное состояние. Главное сохранить чистоту помыслов, не ошибиться в определении отношения к будущей жене, не сомневаться в своей любви и ее. Семью хочется создать раз и навсегда и воспитывать с любовью детишек.
Сообщений: 1
Регистрация: 9 лет назад
15:41 17/10/2015
Андрей, но можно же сохранять девственность и до зрелого возраста! Я считаю, что если молодой человек действительно любит девушку, то ему не сложно подождать до свадьбы. А если не любит и им движет страсть, то отпустить такого человека с Богом. Значит не ее это человек. Я вот пока нахожусь в поиске того, кто впоследствии станет моим мужем, время не теряю. Научилась вязать крючком, сейчас осваиваю другой вид рукоделия, читаю книги, катаюсь на велосипеде, езжу в лес за ягодами летом. В жизни ведь так много интересного.
Сообщений: 464
Регистрация: 14 лет назад
20:57 17/10/2015
если у батюшки 3 детей , а жена умерла ? он не может жениться ? тогда ему нужно уходить из сана и заниматься детьми , или детей в приют , а самому в монахи .
счас уже времена иные , сохранять себя для брака в молодости можно а с годами это уже не реально . хоть бы избежать одиночества , а такие жесткие требования --кто может исполнить ? герой
Сообщений: 12
Регистрация: 9 лет назад
09:33 21/10/2015
Мария Магдалина девственницей не была. Обстоятельства разные и у мужчин и у женщин. Брак это основа семейной жизни, а все что было до...это частная жизнь. Главное быть честным в браке.
Сообщений: 1
Регистрация: 14 лет назад
17:10 23/09/2016
странно на православном сайте читать такие комментарии. Так, ссылаясь на времена, в которых мы живем, далеко можно зайти.Понятно, что все мы не без греха, и много ошибок совершили, но зачем же истину то искажать. Друзья, Православие, все-таки ортодоксальное христианство.
Сообщений: 58
Регистрация: 9 лет назад
20:36 15/10/2016
Согласен с *Elena*
Сообщений: 464
Регистрация: 14 лет назад
20:39 16/10/2016
про батюшек не могу говорить ---это их выбор и есть устав , про людей --проще сказать ))) если молодые люди , можно сохраняться и стремиться к пожизненной моногамии . но ---в реальности бывает иначе . если человек развёлся --а это у нас часто бывает , может жениться ещё --что бы найти пару . не перебирать , а ошибся он ? что ж делать ? реальность --то иная ! не всем везёт и не у всех складывается удачно . одному жить ? это хуже всего . очень важно обрести супруга и друга в жизни . ради удовольствий не стоит перебирать и разводить промискуитет , но абсолютный идеал не часто бывает . и не у всех . желательно без эгоизма строить отношения с людьми и сохранять верность . но ---1 брак в абсолюте --не для меня такие рамки . культурный поиск второй половины ни кого не касается . это моё сугубо личное дело . Бог тут не при чём . это моя личная жизнь , которую я буду охранять ото всех . буду искать столько -- сколько мне надо .
Сообщений: 58
Регистрация: 9 лет назад
22:33 9/11/2016
Эх, брат мой Павел.....
Всё то у тебя как игра в ромашку.
Как такое можно сказать, что Создатель тут не причём?

НЕ КАК ты ХОЧЕШЬ, а как Бог даст

Сообщений: 464
Регистрация: 14 лет назад
10:02 10/11/2016
почему в ромашку ? я не ратую за беспорядочные связи , надо выбрать себе жену . но я не хочу горестей через брак , что бы Бог через жену устраивал полосу препятствий . хочу друзей и жену и работу , что бы просто жить . просто мне уже не выносимы и болезни и горести и хочется друзей , что бы с ними просто было спокойно . этого я и буду добиваться как смогу . нет сил уже для страданий , пропади они в ад обратно
Модератор
Сообщений: 442
Регистрация: 15 лет назад
10:51 10/11/2016
Поверь мне, Паша, ты одинок у тебя один груз скорбей и страданий.

Появится вторая половинка, у нее будет свой груз скорбей и страданий и будете Вы взаимно помогать друг другу нести Ваш общий груз.

Такова жизнь православного христианина и от нее никуда не денешься.

Я как-то переживала, что у меня проблемы со здоровьем, а пообщалась с другими ровесницами,а у них тоже куча болячек, хотя они гораздо благочестивые, чем я.

Значит, судьба у православного человека такая, в Земной жизни нести скорби, болезни и страдания, что бы как в огне отмыться от своих грехов, как золото в огне, и попасть в Жизнь Вечную с чистой, омытой совестью.

От Бога спрятаться невозможно, да и зачем? Нужно не роптать, смириться и молиться.
Сообщений: 464
Регистрация: 14 лет назад
21:48 10/11/2016
спасибо , Аня ! я что имел ввиду ---Бог мне даёт общаться именно с не простыми людьми . с людьми , которые имеют отклонения психики пограничного качества . иногда эти отклонения превращаются в одержимость . с таким человеком нельзя договориться вообще . я увидел , что настоящие сумасшедшие с клиническим диагнозом бывают гораздо лучше и добрее одержимых . к погрничнику и придраться нельзя ---он может быть уважаемым человеком , с виду нормальным , но именно в в таких полуболезнях прячутся настоящие демоны . очень разные ---тираны , деспоты , злыдни ----в общем , изощрённые эгоисты . чем они питаются ? есть мнение , что они питаются человеческими жертвами )))) да , так и есть ---страстью , и вовлекают людей , кого могут для питания . людоеды по сути . вот таких людей я и не хочу собой кормить и терпеть . это да . с относительно здоровым человеком я договорюсь , с психом --нет , с болезнью , которой человек ещё и живёт ---невозможно договориться . это ---экстремум . видимо , такой экстремум живёт и во мне --отсюда мои проблемы . мне нужно компенсировать это несовершенство для нормальной жизни ---изжить его из себя . и не допускать к себе таких же экстермистов . это не совместимо с нормой . видимо Бог даёт всё это для совершенствования и очищения , но ---моя цель стабилизировать свою жизнь . это ---главное . изжить горести , стать нормальным и работать . если я оздоровлюсь --смогу работать . там меня уже ни кто не сможет мучать --ни Бог ни люди . я буду защищён по всем направлениям и стану нормальным . это я имел ввиду . горести , экстремизм , терроризм , вымучивание уже мне ненавистны . пусть Бог обратит своё внимание на более молодого и желающего человека , я устал , хочу просто нормы и покоя . поэтому ---часть себя плохую , убрать и убирать людей --людоедов , их кормить я не буду . уже я их просто не воспринимаю . тут воля моя . Бог может заставить ---только на сильно , добровольно я не согласен , наград ни каких не жду , рай такой тяжкой ценой не желаю . желаю позитива и хочу восстановить свою жизнь до нормы и всё
Сообщений: 66
Регистрация: 7 лет назад
23:08 17/06/2017

Люди вступают в брак легко и быстро выйти из него. Растворимый (instant) кофе - растворимый брак. Секс до брака стал обычным делом. Поэтому в Сербии каждый год около 250 000 абортов девочек (в основном в возрасте от 15 до 18 лет).
Девушки смотрят на есть ли у вас деньги (это лучше иметь много денег), хорошую квартиру, дорогой автомобиль .... а любовь ..... любовь умерла в 19-м веке.
Я говорю для Сербии и на Балканах в целом!

Сообщений: 5
Регистрация: 7 лет назад
17:35 20/07/2017

ВОТ И ЧТО ПОТОМ ПРОИЗОШЛО В СЕРБИИ? ВОЙНА! ЗА ГРЕХИ СМЕРТНЫЕ ! ТОЖЕ И В РОССИИ ....
А ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ХРАНИТ СВОЮ ДЕВСТВЕННОСТЬ ( И НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ ВОЗРАСТ ЕГО!!!!) ДЛЯ ОДНОГО И ЕДИНСТВЕНОГО , А " ПРОБУЕТ ", " ПРИТИРАЕТСЯ" КАК ЛЮБЯТ ТАК ОПРАВДЫВАТЬ СВОЙ СМЕРТНЫЙ ГРЕХ НЕКОТОРЫЕ " ПРАВОСЛАВНЫЕ" ( В КАВЫЧКАХ), ТО И ПОВЕНЧАВШИСЬ В ЦЕРКВИ , ОНИ НЕ ОЩУТЯТ ТО СВЕТЛОЕ, СВЯТОЕ ЧУВСТВО , КОТОРОЕ ДАЁТСЯ БОГОМ КАК НАГРАДА ЗА ХРАНЕНИЕ СЕБЯ В ЧИСТОТЕ!

Сообщений: 1
Регистрация: 12 лет назад
20:06 18/01/2018
Все привет!Скажите ваше мнение(особенно барышни). Вот ,когда парень ищет девушку , то для него важно ,что бы она была невинна.А так ли важна для девушек мужская невинность?

Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму