Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 
Любые темы, связанные с обсуждением книг, авторов, произведений православного и духовно- нравственного содержания.

Сербские святые и литература
Сообщений: 66
Регистрация: 7 лет назад
23:30 20/06/2017

Святитель Николай (Велимирович)

(1880-1956)

Святитея и его книг на русском языке:

lib.pravmir.ru/library/author/252

Павел (патриарх Сербский, 1990-2009)

После Святого Савву Сербского, его Сербы очень любили. В то время как он жил, люди называли его «живым святым». lib.pravmir.ru/library/author/156

sretenie.com/book/element.phpwww.

pravoslavie.ru/90406.html

Сообщений: 66
Регистрация: 7 лет назад
03:31 21/06/2017

Преподобный Иустин (Попович) (Челийский)
(1894-1979)

Философия антихриста стремится занять место Христа и в мире, и в человеке.. - говорил Святой Отец Иустин Сербский.
Святой Отец Иустин Сербски родился и упокоился в тоже самой день, на Благовещение (25 марта/07 апреля), но прославляется в церкви - 1 июня по юлианскому или 14-ого июня по григорианскому..
Современник, сотрудник и собрат Святого Отца Николая Сербского и Святого Иоанна Шанхайского

www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/52759.htm

Литература:

azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/

prav-book.ru/books/view/241-собрание-творений-преподобного-иустина-поповича

lib.pravmir.ru/library/author/86

www.koob.ru/iustin/

Сообщений: 66
Регистрация: 7 лет назад
01:54 28/06/2017

Видовдан

Святой мученик Лазарь, князь сербский и все святые сербские мученики

Сегодня есть Видов день — главный национальный праздник Сербии, отмечается 15 (28) июня. У христиан день посвящён святому Виту.

Особенно сильно в сербской традиции Видовдан связан с Битвой на Косовом поле. 28 июня 1389 года войска князя Лазаря в битве с турецким войском султана Мурата.

В сербском фольклоре считается, что это поражение привело к потере независимости Сербии почти на 500 лет; с другой стороны, турки также понесли тяжёлые потери, а Косовская битва надолго задержала и затруднила их дальнейшую экспансию в Европу.

Битва произошла на Косовом поле, в 5 километрах от современной Приштины. Сербские войска возглавляли князь Лазарь Хребелянович, Вук Бранкович и великий воевода Влатко Вукович. Османским войском командовал султан Мурад I вместе со своими сыновьями Якубом и Баязидом.

В бою погибла большая часть сражавшихся армий и оба предводителя: Лазарь, попавший в плен и затем казнённый, и Мурад, предположительно убитый Милошем Обиличем. Несмотря на победу османских войск, сразу же после битвы армия султана спешным маршем направилась к Адрианополю из-за больших потерь, а также опасений наследника Мурада Баязида, что смерть его отца может привести к смутам в Османской империи. Косовская битва играет важную роль в сербском национальном самосознании, истории и фольклоре.

Лазарь и Милош Обилич почитаются как святые православной церковью.

Султан был убит ещё в начале боя. По некоторым данным, его убил сербский князь Милош Обилич, который, выдав себя за перебежчика, проник в шатёр султана и заколол того ножом, после чего был убит султанской охраной. В флорентийском письме королю Твртко говорится, что Мурад был убит одним из 12 знатных сербов, которые в начале боя смогли прорваться сквозь ряды турецких солдат.

Турецкое войско после битвы оставило Косово поле и двинулось на восток, так как новый султан Баязид опасался за свою власть и стремился укрепить своё влияние. Вук Бранкович, владевший территорией, где произошло сражение, остался у власти и не сразу покорился туркам. Гибель обоих правителей и факт того, что Баязид не остался в Сербии, дабы использовать победу своего войска, вызвали дискуссии о том, насколько убедительной была турецкая победа и одержала ли победу вообще какая-либо из сторон. И на протяжении нескольких месяцев после битвы в соседних странах не было известно, кто же победил. Гибель турецкого султана была воспринята в Византии и других европейских странах как подтверждение победы христиан.

Историк иеромонах Игнатий (Шестаков) рассказал корреспонденту портала “Православие и мир” о смысле праздника, том, как прошел праздник в этом году и о современном положении дел в Косово.

На самом деле объясняется это довольно просто. 28 июня – это помимо даты Косовской битвы, еще и день памяти святого мученика Вита, пострадавшего при Диоклетиане. По-сербски – Видовдан – буквально день Вита.ж

Подобного рода названия церковных праздников и дней памяти святых характерны для сербской церковной традиции. У сербов есть такие праздники как Йовандан (Собор Иоанна Крестителя), Никольдан (свт.Николая), Митровдан (св.вмч.Димитрия Солунского), Илиндан (пророка Илии), Джурджевдан (вмч.Георгия) и так далее.

Видовдан на протяжении веков ассоциируется именно с Косовской битвой, эти два понятия фактически стали синонимами. Они в равной степени встречаются в сербской богословской, философской, исторической литературе, звучат в проповедях.

Если говорить о современном значении этого дня, то это одновременно и праздник и день скорби. Скажем день скорби и торжества одновременно.

С одной стороны в этот день в жизни сербского народа произошла величайшая трагедия – поражение в Косовской битве, которое считается отправной точкой, с которой началось утверждение турецкого владычества над Сербией. Как говорят сами сербы «турецкого рабства». (Хотя, конечно, порабощение турками сербских земель было более сложным, постепенным процессом и в основном закончилось только во второй половине XV века.) Поэтому для сербов – день гибели земного «Сербского царства».

Но вместе с тем – это и день памяти великого жертвенного подвига, победы Царства Небесного над царством земным. Победа Вечной Жизни над этим преходящим миром. Победа жертвенной любви над законами тленного мира.

Можно сказать, что Косовский бой никогда не прекращался для сербов и продолжается и сейчас и в прямом и в переносном смысле.

– Этот день сербы отмечают не только в Косово, но и по всему миру, повсюду, где только они живут.

Обычно в этот день проходят торжественные богослужения, Божественные литургии, панихиды. К этому дню приурочены культурные мероприятия, концерты, благотворительные акции. Для сербов это и день воинской славы, поэтому обычно, особенно в последние годы, в торжествах принимают участие и военные.

Особые торжества проходят на самом Косовом поле, на Газиместане – это такой мемориальный комплекс. Здесь ежегодно в этот день собирается множество сербов практически со всех концов света.

Легенды и предания, связанные с Видовданом

По церковному преданию, в ночь перед битвой князю Лазарю явился ангел и спросил его, что он выбирает — «царствие земное», то есть победу над турками и благополучие Сербии (но только пока он сам будет жить на земле) или мученичество ради Царствия Небесного (а также обещание, что сербский народ до конца времён останется православным). Лазарь ответил, что «земное царство — на миг, а небесное царство — навек» («земаљско је за малена царство, а небеско увек и довека»).

Князь Лазарь был пленён, изрублен, а потом обезглавлен. Его мощи были перенесены в монастырь Раваница. Отрубленная голова до сих пор находится в Турции (турки отказываются вернуть её сербам). По одному из преданий, Сербия возвратит себе былую мощь только тогда, когда голова князя Лазаря вновь соединится с его мощами.

Согласно легендам, накануне «Видовдана», в глухую пору ночи все реки начинают течь красные, как кровь, потому что очень много воинов в тот день оставили свои жизни на Косовом поле. В «Видовдан» кукушки перестают куковать — в память о погибших косовских героях. В этот день в Сербии не поют и не веселятся.

Из песни «Погибель царства Сербского»:

Милый Боже, как же поступить мне

И к какому прилепиться царству:

Изберу ли Царствие Небесное?

Изберу ли царство земное?

Если ныне выберу я царство,

Выберу я царствие земное,

Краткое есть царствие земное,

Небесное ж Царство будет вечно…

Через два года сыновья святого Лазаря Стефан и Вук открыли гробницу отца и нашли его тело нетленным, источавшим благоуханное миро. Святые мощи были перенесены в монастырь Рованица и почивали в Вознесенском храме обители до 1690 года, когда перед войной с турками были перенесены в Венгрию, а затем, в 1697 году, в один из монастырей на Фрушской горе в Среме. 14 апреля 1942 года святые мощи были перенесены в соборный храм Белграда.

Сербским народом было сложено множество песен, сказаний и похвальных слов, посвященных благоверному князю Лазарю.

На Руси князь Лазарь почитается, очевидно, с середины XVI века. В 1550 году его образ и служба ему были подарены Иоанну Грозному Хилендарским игуменом Паисием.


Тропарь благоверного князя Сербского Лазаря
глас 3
Красоту возжелев славы Божия,/ в земней Тому благоугодил еси/ и, порученный ти талант добре возделав, усугубил еси,/ о немже и подвизався до крове./ Отонудуже и мзду болезней твоих,/ яко мученик, приял еси от Христа Бога:/ Егоже моли спастися/ поющим тя, Лазаре.


Кондак благоверного князя Сербского Лазаря
глас 8
Возбранника благочестия всеизрядна/ и мученика о истине непостыдна,/ честне и по долгу восхваляет тя стадо твое, Богомудре,/ но яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ тебе славящим смирение испроси, да зовем ти:/ радуйся, Лазаре приснопамятна.

Фильм Битва Косово (Русские Субтитры)

www.youtube.com/watch


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму