Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

« Предыдущая страница  |  просмотр результатов 41-45 из 45  |  Следующая страница »
Размещено 11:41 30/11/2010
Священномученик Дионисий Александрийский

В послании ко мне, вернейший и разумнейший сын мой, ты спрашиваешь, в какой час следует оставлять пост при наступлении пасхальнаго разрешения от поста. Некотрые из братьев утверждают, как ты говоришь, что следует делать это во время пения петуха, а другие, что следует с вечера. Находящиеся в Риме братья, как говорят, ожидают (пения) петуха, а о находящихся здесь ты сказал, что они ранее прекращают пост. А ты желаешь установить точное время и вполне определенный час; но это и не легко и не безопасно. Что после времени воскресения Господа нашего следует начинать празднование и радование, смиряя до того времени души свои постом, с этим легко согласятся все. Но в послании своем ко мне ты весьма здраво и с надлежащим пониманием божественных евангелий показал, что в них не оказывается ничего определеннаго о часе воскресения. Ибо евангелисты различно описали приходивших ко гробу в различныя времена и все сказали, что они нашли Господа уже воскресшим, и поздно в субботу, как сказал Матфей (28, 1), и заутра, еще сущей тме, как пишет Іоанн (20, 1), и зело рано, как говорит Лука (24, 1), и зело заутра возсиявшу солнцу, как пишет Марк (16, 2). Но когда Он воскрес, ясно никто не показал. Все совершенно согласны с тем, что поздно в субботу, свитающи во едину от суббот, пришедшие ко гробу уже не нашли Его лежащим во гробе. И не будем предполагать, что евангелисты разногласят или противоречат друг другу. Хотя, по-видимому, может возникнуть небольшое разногласие по вопросу о том, не различно ли говорят евангелисты о часе (воскресения), все согласуясь в том, что в эту ночь возсиял свет мира Господь наш, но мы постараемся благоговейно и с верою примирить сказанное ими. Слова Матфея читаются так: поздно в субботу свитающи во едину от суббот, прииде Мария Магдалина и другая Мария видети гроб. И се трус бысть велий: ангел бо Господень, сшед с небесе, приступль отвали камень (от двери гроба) и седяше на нем. Бе же зрак его, яко молния, и одеяние его бело, яко снег. От страха же его сотрясошася стрегущии и быша яко мертви. Отвещав же ангел рече женам: не бойтеся вы, вем бо, яко Іисуса распятаго ищете. Несть зде, воста бо, яко же рече (Матф. 28, 1-6). Иные подумают, что выражение поздно по общему употреблению этого слова обозначает вечер субботы; но выслушивающие (слова евангелиста) с большею разсудительностью скажут, что (здесь разумеется) не это, а глубокая ночь, так как слово поздно заключает в себе указание на медленность и продолжительное время. И так как он говорит здесь о ночи, а не о вечере, то и прибавил слова: свитающи во едину от суббот. И оне пришли еще не с ароматами, как говорят прочие, но видети гроб, и нашли, что произошло землетрясение, и что ангел сидит на камне, и услышали от ангела: несть зде, воста. Подобным же образом (повествует) Іоанн: во едину от суббот, говорит он, Мария Мадалина прииде заутра еще сущей тме на гроб и виде камень взят от гроба (Іоан. 20, 1). Согласно с этим, она пришла ко гробу еще сущей тме, но уже к утру. Лука же говорит: в субботу убо умолчаша по заповеди; во едину же от суббот, зело рано приидоша на гроб, носящя, яже уготоваша ароматы; обретоша же камень отвален от гроба (Лук. 23, 56; 24, 1-2). Глубокое утро, может быть, обозначает начинающийся свет утренней зари единой от суббот; итак, когда суббота вполне уже прошла со всею следующею за ней ночью и начинался другой день, пришли носящия с собою ароматы и миро. Отсюда ясно, что Он воскрес задолго пред сим. Согласно с этим и Марк говорит: купиша ароматы да пришедшя помажут Іисуса. И зело заутра во едину от суббот приидоша на гроб, возсиявшу солнцу (Марк. 16, 1-2). И он сказал: зело заутра, а слова эти значат то же, что и выражение: зело рано, и прибавил: возсиявшу солнцу. Выход и путешествие их, очевидно, начались еще зело рано и зело заутра. Но в путешествии и в пребывании у гроба оне провели время до восхода солнца, и тогда то сказал им юноша в белом одеянии: воста, несть зде (Марк. 16, 6). Если это так, то людям, требующим точнаго решения, в который час или в которую половину часа или четверть часа следует начинать радование о воскресении из мертвых Господа нашего, мы отвечаеим: тех, которые слишком спешат и оставляют пост хотя незадолго до полуночи, мы не одобряем, как невнимательных невоздержных людей, оставляющих поприще несколько преждевременно, ибо, как говорит мудрец: не мало (составляется) в жизни из малаго. А тех, которые хотят быть последними (в прекращении поста), выдерживают более всех и терпят до четвертой стражи, в которую Спаситель наш, ходя по морю, явился плавающим (Матф. 14, 25), мы одобряем, как мужественных и трудолюбивых. Что же касается тех, которые оставляют пост в средине между ними сообразно со своим расположением или силами, то мы не желаем чрезмерно отягощать их. Ибо не все рaвно и однообразно проводят и шесть дней поста; но одни пребывают без пищи в строгом посте все шесть дней, другие же два, иные три, иные четыре, иные ни одного. Потрудившимся в полном воздержании, потом утомившимся и едва не лишившимся всех сил извинительно вкусить скорее. Если же некоторые, не только не налагавшие на себя строгаго поста, но и вовсе не постившиеся или даже роскошествовавшие в первые четыре дня, потом, дойдя до последних двух дней и наложив на себя строгий пост только на эти два дня, пятницу и субботу, полагагот, что они сделают нечто великое и славное, когда пробудут (в посте) до зари, то я не думаю, что они совершили подвиг, равный подвигу тех, которые подвизались в посте более значительное число дней. Такой совет об этом предмете написал я по своему разумению.

Священномученик Дионисий Александрийский
Из послания к Василиду о великой субботе и о том, когда следует оставлять пост

Размещено 11:42 30/11/2010
Священномученик Кирилл Смирнов

Ныне бо ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом. Нощь убо прейде, а день приближися; отложим убо дела темная и облечемся во оружие света. (Рим. 13, 11–14)

Слова эти слышали мы ныне в послании апостольском, которое говорит нам: приблизилось время, когда мы должны отложить темные, худые дела свои и положить разум и душу на дело нашего спасения. В Евангелии мы слышали сегодня, как Господь говорил ученикам Своим: ...когда постишься, помажь голову твою и умой лице свое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом Твоим, Который втайне (Мф. 6, 17—18).

Приступая к посту, братие, мы должны, так сказать, прочувствовать, что он есть упражнение, установленное Церковью, к совершенствованию нашему. Но в наше время многие отвергают посты и находят много оправданий для неисполнения их. Одни пищу постную считают вредной для здоровья; другие — дорогой, иные же говорят, что пища нас не поставляет пред Богом. Речи такие встречают немалое сочувствие. Я не хочу обманывать себя, зная, что слова мои относительно поста будут малоприемлемы, но, как архипастырь, я должен предупредить вас, что настанет день, когда все, не признающие постов и вообще легко относящиеся к уставам Церкви, горько пожалеют об этом. Сам Законоположитель Христос исполнял пост и указывал на него как на оружие против злого духа, говоря: род сей изгоняется токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21), то есть род диавола, все козни его предотвращаются молитвой и постом. Что же касается вреда постной пищи для здоровья, то всего лучше в неправильности этого взгляда убедиться, побывав в каком-нибудь хорошем монастыре, где посты исполняются со всякой строгостью. Там на братских кладбищах, на надгробных надписях мы читаем: этот старец прожил до 65 лет, причем 30 лет провел в монастыре; тот лет 80 и тоже лет 30 — в монастыре, а другие и дольше. Все они работали и физически, и умственно не меньше живущих в миру. Следовательно, пост расстроить здоровье не может, и эта робость пред ним есть желание оправдать себя.

У нас в народе сложилась верная поговорка: «лучшая приправа ко всякой пище есть голод». И действительно, когда человек голоден, он ест не разбирая, чтобы напитаться; а человек, избалованный излишеством, будучи пресыщен, становится прихотлив в пище, и эта-то прихотливость делает то, что люди не могут исполнять постов. Кроме того, пост надо считать отдыхом от мелочных забот, которыми человек связывает себя, хлопоча постоянно о своей пище. Святитель Иоанн Златоуст поучал своих слушателей, которые, надо полагать, были люди достаточные, говоря: «Дай отдых повару твоему и слугам твоим в эти дни покаяния». Сама природа указывает нам, что все нуждается в отдыхе. Например, что такое зима, как не отдых для всего растущего, прекращающего на время свою жизненную деятельность. Вы должны памятовать, что мы существа духовные, разумные. И вот пост есть прекрасное упражнение к проявлению духовной силы над телом: надо уметь позабыть свое тело, отрешиться от угождения и служения ему и всячески заботиться о другой пище — пище духовной.

Но скажут некоторые, что часто люди, исполняя посты, живут не по заповедям, делают много худого и тем самым заставляют говорить о них так: «Посты соблюдают, а зло творят». Но ведь Господь не требует от нас худого поведения, и не пост понуждает людей творить зло. Но если бы все исполняли посты, то не стали бы замечать сучков в глазах ближних, желая заслонить свои собственные недочеты. Есть и теперь благочестивые семьи, исполняющие посты; но, конечно, не в нашей городской жизни, а так далеко, в захолустных уголках, куда еще не успела проникнуть услужливая в этом отношении наука, отвергающая посты.

Как свято хранили посты наши предки, братие! Все, от едва лепечущих детей до глубоких стариков, строго соблюдали посты, а между тем люди не были слабей ни нравственно, ни физически. Сейчас мне припомнилось, что в войсках отменили посты после Турецкой войны. И что же мы видим? Защитник наш от этого не стал крепче, а наоборот, в последнюю войну можно было наблюдать, что когда наши войска, казалось, должны были одержать победу, им приходилось отступать по неисповедимому Промыслу Божию. Не есть ли это — жезл Божий, указывающий нам на необходимость исполнения постов и вообще всех установлений церковных. Будем же молить Господа, да поможет Он нам всем избежать этого жезла.

Священномученик Кирилл Смирнов
Поучение о посте
http://www.pravoslavie.ru

]]> ]]> ]]> ]]>]]> ]]>]]>]]>
Размещено 11:42 30/11/2010
Священномученик Серафим Чичагов

Возможно ли покаяние без поста? По мнению многих людей, покаяние не только возможно без поста, но должно быть в сердце человеческом независимо от принимаемой пищи, ибо между покаянием и постом нет ничего общего; пост влияет на плоть, а покаяние есть действие совести. Чувственный человек ни против чего не восстает так, как против святого поста, находя, что он противоречит здравым понятиям о человеческой природе, здоровье и требованиям нашей жизни на земле.

В действительности же покаяние без поста немыслимо. Хотя пост по наружности кажется законом для чрева, но, в сущности, он есть закон для ума и сердца. Чем это доказывается? Не только научными исследованиями, но и жизненным опытом человека, на котором основана и притча Христа Спасителя о блудном сыне. Пока блудный сын не стал лишать себя роскошной пищи, за неимением средств не начал питаться пищею животных, сердце его было - непреклонно, ум - мечтателен и весь он - нецеломудрен, ленив, уныл, тщеславен и горд. Только пост образумил его.

Невольно является желание спросить противников поста: признают ли они себя грешными, больными духом и телом, имеющими нужду в исцелении и истреблении страстей? Если никакая телесная болезнь не лечится пресыщением, то почему они не допускают, что такое же врачевание необходимо и душе? Не странно ли это противоречие? Ведь лечение всякой болезни начинается врачебной диетой без опасения, что таким изнурением тела увеличится недуг, но при церковном посте, употребляемом в отсутствии недуга, когда человек совершенно здоров, является боязнь вредно повлиять на телесные силы. Начало поста, каков бы он ни был, врачебный или церковный, всегда ослабляет тело, в этом и выражаются целебные силы поста. Не следует этого пугаться и от первого впечатления разочаровываться в пользе поста, необходимо быть терпеливым и продолжать врачевство по прошествии первых дней, когда чувствуется неудовлетворение и некоторое раздражение вследствие испытываемого лишения в обычной пище, тело начинает постепенно успокаиваться и оживать. Не удивительно, что и церковный пост, духовное врачевание, начинает свое действие, как выражаются святые отцы, ослаблением нашего ското-человека и раздражением организма, но затем вскоре смущение заменяется сердечным покаянием, довольством и бодростию.

Святой пост действует на восстановление сил, а не на упадок их, и это нетрудно доказать. Ведь тело наше есть искуснейшая машина, которая приводится в движение двумя способами: дыханием и питанием. Хотя дыхание действует непрестанно, однако же оно требует известной равномерности и также умеренности. Питание же при всем разнообразии своего состава необходимо человеческому организму в значительно меньшем количестве, чем принято его употреблять вообще, по привычке. Непрестанное питание причинило бы смерть, и это надо считать за указание самой природы на пост, как на средство к поддержанию здоровья. От многоядения расстраиваются органы питания, и порождается множество болезней, нарушающих кровообращение. Вследствие этого врачебная наука стремится, прежде всего, восстановить действия органов питания. Но как восстановить? Естественно, что для этого надо прекратить изнурительную работу органов, остановить употребление пищи. Не имея нового материала для работы, органы пищеварения истощают собственный запас, а также излишки, и кровь получает необходимую свободу в кровеносных сосудах. Жизненная сила пробуждается и начинает исправлять произошедшие повреждения. Таким образом, с научной точки зрения пост восстанавливает здоровье, а не разрушает его.

С духовной же точки зрения истинный пост состоит не только в воздержании от насыщения, ибо, чтобы примириться с Богом, недостаточно одного воздержания. Так как оправдание и помилование доставлены нам заслугами и крестной смертию Сына Божия, то и удовлетворить правде Божией за грехи свои можно лишь верою в заслуги и смерть Спасителя, упованием на помощь Божию и глубочайшим смирением. Все это добывается молитвою, самоиспытанием, сокрушением о грехах, слезами, мучениями совести, возненавидением греха, строжайшим постом, размышлениями и чтением Слова Божия. Как говорит святитель Василий Великий: "Истинный пост есть устранение от злых дел. Сколько отнимаете от плоти, столько придаете душе, чтобы сиять ей духовным здравием, потому что не телесными силами, но постоянством души и терпением в скорбях одерживается победа... Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить".

Адам в раю был более совершенным, чем мы, но, вообразив, что он может обойтись без поста, - погиб. "Как телесная пища утучняет тело, - учит святитель Иоанн Златоуст, - так пост укрепляет душу, сообщая ей легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту, помышлять о горних и поставлять небесное выше удовольствий и приятностей жизни... Постися, потому что согрешил, постися, чтобы не грешить, постися, чтобы получить все доброе, постися, чтобы не потерять того, что имеешь!"

"Основа страстей - в плоти, - говорит другой святитель, - и без поста одолеть страсти было бы чудом, похожим на то, чтобы быть в огне и не обгореть".

"Да и что такое пост, - учит святой Варсонофий, - как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову апостола: "Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен" (2 Кор. 12, 10).

Если порицатели поста и без него добродетельны, то пусть покажут силу и твердость на обуздание чувственных пожеланий! Если они и без поста - истинные христиане, то пусть докажут это покорностью распоряжениям Церкви Христовой! Если же вы, возлюбленные, желаете исполнять Уставы Церкви, но отказываетесь поститься по немощи, то старайтесь вникнуть в намерения Святой Церкви, ибо она не накладывает постом на кого-либо новой тяжести, а слагает со всех прежний, невыносимый гнет. Не можете поститься, сколько желали бы, поститесь, сколько можете, и, таким образом, сами увидите, что вы можете гораздо больше, нежели думаете.

Если же кто испытал достоинства поста, то следуйте примеру блудного сына, о котором нам читали ныне в Евангелии: "Придя же в себя, сказал: ...встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин, называться сыном твоим, прими меня ..." (Лук. 15. 17-19).

Священномученик Серафим Чичагов
Слово о посте

Размещено 11:45 30/11/2010
Пост и торжества

Можно ли во время поста праздновать семейные торжества?

— Сама сущность поста заключается в сдерживании своих телесных желаний. Христианский пост непременно связан с покаянным настроением. Понятно, что по большей части это несовместимо со светской веселостью. Если есть возможность избежать развлечении во время поста или же перенести празднование памятных семейных дат на другое время, то желательно это сделать. Но прежде всего нужно помнить о братолюбии и любви, чтобы попыткой личного духовного и телесного поста не оскорбить своих близких, которые могут не разделять наших духовных порывов. Чрезвычайно метким является в этом случае совет святого апостола Петра: «Прилагая все старание, покажите в вере нашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1, 5—7).

Если день рождения приходится на пост, как его правильно отпраздновать?

— Существует благочестивая православная традиция воздерживаться от празднований в течение поста. Ибо У человека, который пребываете покаянии и искуплении грехов, должно быть и настроение соответствующее. Потому лучше было бы перенести празднование дня рождения на Светлую седмицу - первую неделю после Пасхи, когда весь православный люд празднует и радуется.

Но если вы все же решили праздновать свой день рождения в пост, то и проводить его желательно соответственно. Постный стол тоже может быть праздничным. а постные кушанья вкусными и изысканными. От избыточного употребления алкоголя христианам необходимо воздерживаться не только в постные дни. А развлекательную музыку и танцы для молодежи можно заменить музыкой классической и братским общением.

И такой праздник может стать настоящей действенной проповедью для ваших друзей, которые еще не живут церковной жизнью.

Если в пост пригласили на праздник, отказаться невозможно, а на столе непостная еда? Как надо себя вести?

Святое Евангелие учит нас, что пост, прежде все-го, должен быть перед Богом, а не перед людьми. По этому, если нет возможности воздержаться от участия и праздновании, всегда есть возможность воздержать ся от употребления непостной (скоромной) еды. И это необходимо сделать, не привлекая к себе внимание окружающих. Помните, что от вашего поведения будет зависеть, возникнет ли желание жить христианской, жизнью у того, кто пока еще не постится. Если люди находящиеся рядом с вами, знают, что вы поститесь, но все равно уговаривают вас попробовать скоромной то лучше отказаться, без злости, но убедительно Знайте, что это искушение не столько для вас, сколько для этих людей, которые по вашему поведению будут судить о Церкви и церковных людях. А как учит Свя щенное Писание. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18, 7).

Пост и торжества
Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Предстоятель Украинской Православной Церкви

Размещено 11:50 30/11/2010
Первая заповедь, данная Богом человечеству, - о посте. Она была необходима для нас в раю, до грехопадения, и тем нужнее стала после изгнания из рая. Мы должны поститься, исполняя Божию заповедь.

В книге пророка Иоиля сказано: Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании... назначьте пост (Иоил. 2, 12-15).

Бог повелевает здесь, чтобы грешные люди постились, если хотят получить Его милость. В книге Товитовой Ангел Рафаил говорит Товии: Доброе дело - молитва с постом и милостынею и справедливостью... Лучше творить милостыню, нежели собирать золото (Тов. 12, 8).

В книге Иудифи написано, что Иоаким, великий священник Господень, обходил весь народ израильский и говорил, что Господь услышит их молитвы, если они пребудут в посте и в молитвах.

В книге святого пророка Ионы рассказывается, что царь ниневийский, услышав пророчество Ионино о гибели города, облекся во вретище и запретил вкушать всему городу, чтобы не только люди постились, но чтобы и скотам не давали пищи в течение трех дней.

Царь Давид упоминает в псалмах о том, как он сам постился: одевался во вретище, изнурял постом душу мою (Пс. 34, 13); и в другом псалме: Колени мои изнемогли от поста (Пс. 108, 24). Вот как постился царь, чтобы Бог был милостив к нему!

Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в Святую Четыредесятницу.

Пишется в Евангелии от Матфея, что Христос, изгнав беса из некоего юноши, сказал апостолам: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).

Постились и святые апостолы, как об этом говорится в Деяниях: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 2-3).

Святой апостол Павел во Втором послании к Коринфянам, увещевая верных всем являть себя, как служителей Божиих, между иными богоугодными делами упоминает и пост: в бдениях, в постах (2 Кор. 6, 5), и затем, вспоминая свои подвиги, говорит: в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. 11, 27).

"Поститься христианину необходимо для того, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, - чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а чрез то отпадаем от Источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы, и там научились Божественной премудрости. И как человек унижает себя чревоугодием, объядением и пьянством! Он извращает свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту бессловесному, и даже делается хуже его. О, горе нам от пристрастий наших, от беззаконных навыков наших! Они препятствуют нам любить Бога и ближних и исполнять заповеди Божии; они коренят в нас преступное плотское себялюбие, коего конец - погибель вечная. Поститься и потому христианину необходимо, что с вочеловечением Сына Божия природа человеческая одуховлена, обожена, и мы поспешаем к Горнему Царствию, которое не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17); Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1 Кор. 6, 13). Есть и пить, то есть иметь пристрастие к чувственным удовольствиям, свойственно только язычеству, которое, не зная духовных, небесных наслаждений, поставляет всю жизнь в удовольствии чрева, в многоядении и многопитии. Оттого Господь часто обличает в Евангелии эту пагубную страсть... Кто отвергает посты, тот забывает, отчего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне (постясь сорок дней и ночей), тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще чрез невоздержание, как это и было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, - ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной к плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел".

Таким образом, пост служит для нас необходимым средством к нашему освящению и единению с Богом, средством к живому участию в жизни, страданиях, смерти и славе Богочеловека и святых Его.

С давних пор христиане добровольно лишали себя удобств, удовольствий, жизненного комфорта, противопоставляя этому пост, поклоны, молитвенные бдения, стояния, хождение по святым местам, паломничество ко святыням. Это всегда считалось лучшим и живым свидетельствованием нашей православной веры.

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда месяцами не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег даже на самые дешевые продукты, пост - не тема для разговора. Напомним слова Оптинских старцев:

"Не хотят поститься добровольно - будут поститься недобровольно...".

Основа поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста. Как писал святитель Иоанн Златоуст, пост - это лекарство, но даже самое полезное лекарство становится бесполезным, если больной не знает, как его употреблять.

Пост - это аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Тем, кто начинает поститься уже в зрелом возрасте, кто никогда раньше не постился, необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Начинай исполнять заповеди, касающиеся малого, и ты исполнишь заповеди, касающиеся великого: малое везде ведет к великому. Начни исполнять хотя заповедь о посте в среды и пятницы или десятую заповедь, касающуюся худых помыслов и желаний, и ты исполнишь все заповеди. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10). Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно - мало-помалу.

Каждый сам должен определить - сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, - неспособности к делу.

Тут главное - правило, данное Самим Господом: да не... отягчают сердца ваша объядением и пианством (Лк. 21, 34). Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают noститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, - злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. "От чрезмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). - Сколь вредно невоздержание, столь вреден (или еще более) неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной силой".

Каждый, приступающий к подвигу поста, должен знать: "Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. И оказывается, что он не только не положил камень, а снял два и может разрушить всю стену осуждением ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника..." (преподобный авва Дорофей).

Значение поста: Какое же значение имеет пост для здоровья души? Как известно, пост, прежде всего, выражается переходом с более питательной мясной пищи на менее питательную рыбную, а иногда на еще менее питательную растительную и, наконец, даже на сухоедение; этот переход с одного рода пищи на другой предписывается Церковью не потому, чтобы она один род пищи считала чистым, а другой не чистым: всякая пища чиста и благословенна Богом! И не потому даже, почему так называемые вегетарианцы отказываются от мясной пищи, т.е. — из чувства жалости к животным тварям или по сознанию большей полезности растительной пищи. Переменою пищи Церковь имеет в виду ослабить чувственность и дать перевес нашему духу над нашей плотью. Переходя с более питательной на менее питательную пищу, мы делаем себя более легкими, подвижными, более способными к духовной жизни.

Насколько большое влияние имеет пища на нашу духовную жизнь и работу, это легко можно увидать по собственному опыту. Попробуйте после сытного обеда заняться серьезною умственною работой, и вы увидите, как это трудно! Говорят, что можно злоупотреблять и постною пищей. Это верно, но мы должны иметь в виду не злоупотребления, а то, что предписывает нам Церковь. Церковь же предписывает и в постной пище соблюдать воздержание и умеренность.

Говорят некоторые, что постная пища вредна для здоровья. Это неверно. Для здоровых она не вредна. Кому же, по слабости здоровья, необходимо усиленное питание, тому и Церковь разрешает облегчение от поста. Ибо она имеет в виду, как сказано выше, не изнурение нашего тела, а лишь ослабление нашей животной чувственности.

Что пост нисколько не вреден для здоровья, это видно, во-первых, из того, что постящиеся меньше болеют, чем не постящиеся, а во-вторых, из того, что они и живут не меньше. Многие великие постники доживали, как это видно из житий святых, до 80, 90, 100 и более лет.

Перемена пищи, предписываемая Церковью в пост, имеет для нас еще и то значение, что дает нам возможность упражнять нашу волю в борьбе со своими желаниями и привычками и в победе над ними. Переход со скоромной пищи на постную нам неприятен. Но, побеждая это неприятное чувство и подчиняя себя уставу Церкви, мы себя дисциплинируем, проявляем власть свою над своими привычками и вкусами, а это очень полезно. Это нас закаляет, делает мужественнее, выносливее, крепче, помогает нам становиться выше своих привычек и не быть их рабами. Иные добровольно закаляют себя всевозможными лишениями. Но нам не нужно изыскивать способы этих лишений — достаточно быть только верными исполнителями правил Церкви.

Мы еще более оценим значение поста, если вспомним, что пост состоит не только в том, чтобы заменить скоромную пищу постною, но и в том, чтобы ограничивать себя в излишествах и прихотях, например, меньше спать, удерживаться от лакомств, от курения табака и т.п.

Наконец, Церковь требует от нас и духовного поста. Во время поста мы должны особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний.

По этому поводу св. Иоанн Златоуст говорил так — ты не можешь поститься? Но почему ты не можешь простить обиду твоему другу? Перемени свой нрав: если ты зол, старайся быть кротким; если мстителен, не мсти; любишь злословить и сплетничать — воздержись и т.д. Делай в дни поста побольше добра, будь участливее к людям, охотней помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее, теплее и т.п. Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим собою — только имей охоту трудиться!

Итак, Церковь не напрасно приняла и хранит святой пост. Научимся уважать пост, оценим его пользу, не будем нарушать его легкомысленно и относиться к нему высокомерно!

  « Предыдущая страница  |  просмотр результатов 41-45 из 45  |  Следующая страница »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму