Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

« Предыдущая страница  |  просмотр результатов 1-10 из 14  |  Следующая страница »
Размещено 23:55 8/08/2011


АКАФИСТ (текст и видео)

КАНОН

Другие статьи о св. великомученике Пантелеимоне на Сайте "Православие и Мир (ссылка)

Свято - Пантелеимонов монастырь  г. Афон (видео)

Тропарь, глас 3:
Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, моли Милостивого Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 5:
Подражатель сый Милостиваго, и исцелений благодать от Него прием, страстотерпче и мучениче Христа Бога, молитвами твоими душевныя наша недуги исцели, отгоня присно борца соблазны от вопиющих верно: спаси ны, Господи.

Величание
Величаем тя, страстотерпче святый великомучениче и целебниче Пантелеимоне, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.



Житие святого
Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе.

В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20000 христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.

Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.

После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (всемилостивый). Беседуя с Евсторгием, святой Пантелеимон подготовил его к принятию христианства, и когда отец увидел, как сын исцелил слепца призыванием Имени Иисуса Христа, то он уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом.

После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону.

Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного Именем Иисуса Христа. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.

Господь явился святому и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.

В то же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Все трое твердо исповедали свою веру во Спасителя и были обезглавлены (сведения о них помещены 26 июля).

По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: "Велик Бог христианский!" Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а великомученику Пантелеимону отрубить голову.

Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призвавший в Небесное Царство. Услышав Голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.

Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным и было погребено христианами († 305). Слуги великомученика Пантелеимона Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь и слышали Голос с Неба. Они написали повествование о жизни, страданиях и кончине святого великомученика.

Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру: честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеимона.

Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с ХII века. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, сын святого Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войну 1151 года. В день памяти великомученика Пантелеимона русские войска одержали две морские победы над шведами (в 1714 году при Гангаузе, в 1720 году при Гренгаме).

Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит "лев во всем". Второе имя, данное при Крещении, – Пантелеимон, то есть "всемилостивый", раскрывается из почитания великомученика как целителя. У западных христиан он считается покровителем врачей. Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души.

Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного.

Размещено 01:26 17/01/2012
Sirena (Maks)

Размещено 13:25 3/4/2010
Святой великомученик Пантелеймон с давних времен является покровителем врачей. Молитвы больных, с верой обращенные к нему, приносят облегчение, излечивают от физических и духовных заболеваний. Пантелеймон жил во времена правления императора Максимиана, в вифанском городе Никомидии. Известно, что его отец Евстрогий был уважаемым человеком языческой веры, а мать Эввула исповедовала христианство. При рождении мальчику дали имя “Пантолеон”, которое означает “по всему лев”, и только потом, когда он раскрыл в полноте своей целительские и духовные дары, дарованные ему Господом, люди стали именовать его Пантелеймон – что означает “всемилостивый”.

Земная жизнь Пантелеймона была короткой, он был замучен в юном возрасте. Поэтому на иконах он изображается юношей. Но насколько сильное воздействие он оказал на современников, что остался в вечной памяти, как целитель, и истинный христианин, принявший великие мучения, но не отрекшийся от своей веры, и, наконец, святой, то есть стяжавший особую божественную благодать Святого Духа.

Жития святых говорят нам, что св. Пантелеймон получил превосходное образование. Он изучил греческую мудрость, проявляя при этом отличные способности, отличался приятным характером и манерами, имел добрый нрав, за что был любимым окружающими. Мать воспитывала мальчика в христианской вере, но рано умерла, и воспитанием сына занялся его отец, пытаясь приобщить ребенка к язычеству. Но в полной мере ему это не удалось, видимо потому что “человеческая душа по своей природе является христианкой” (Тертуллиан), и уроки матери глубоко запали в его душу еще в раннем детстве. Искусству врачевания Пантелеймон учился у знаменитого врача Евфросина, к услугам которого прибегал сам император Максимиан, жестокий гонитель христиан. Он вскоре обратил внимание на юношу, и пожелал сделать его в будущем своим придворным врачом.

Переломным моментом в жизни святого Пантелеймона стала встреча с престарелым пресвитером Ермолаем. Старец подолгу беседовал с юношей, наставляя его в вере, и вскоре полюбил его как родного. Во время душеспасительных бесед со старцем, Пантелеймон по-видимому получил, и некоторые рекомендации по врачеванию, которые могут совершаться по истинной вере во Христа. Юноша хотел проверить их на практике, но пока такого случая не предоставлялось. И вот однажды, идя от старца, Пантелеймон наткнулся на мертвого ребенка, которого ужалила большая змея. Сама змея лежала около умершего. Видя это, юноша сначала испугался и отступил в ужасе, но потом он сказал себе: “Сейчас надо испытать и узнать, истинно ли говорит старец Ермолай”. И, подняв глаза к небу, он произнес: “Господи Иисусе Христе, я не достоин призывать Тебя, но если Ты Желаешь, чтобы я стал твоим рабом, то яви силу Свою и сделай так, чтобы по имени Твоему мальчик ожил а ехидна стала мертвой” И произошло чудо, мальчик встал живым, а змея сдохла. Юноша со слезами на глазах начал прославлять и благодарить Бога, а затем был крещен старцем Ермолаем, оставаясь после крещения у него еще семь дней. Особенность этого чудесного исцеления в том, что оно произошло не по полной вере Пантелеймона, и вместе с воскрешением ребенка совершенно возродило душу юного врача.

Через некоторое время произошло второе чудесное исцеление, которое, как и первое описано в книге “Жития Святых”. В это время к Пантелеймону обратился слепой, совершенно разочаровавшийся во врачах, потративший на лечение почти все свое состояние, но не получив от него никакой пользы. Он услышал об искусстве врачевания юноши и стал умолять его: ” Умоляю тебя, помилуй меня, ослепшего, не видящего сладкого света: все врачи, находящиеся в этом городе, меня лечили, но не принесли никакой пользы “. Между тем выяснилось, что среди врачей, которые его безрезультатно лечили, был и Ефросин – учитель Пантелеймона. Видя, сильную веру болящего, Пантелеймон взялся его лечить, и не только исцелил его телесный недуг (наступило полное прозрение), но и возродил дух его, приведя к истинной вере Христовой. Эпизод исцеления в (Житиях Святых) описывается следующим образом: ” Коснувшись очей слепца, св. Пантелеймон произнес: “Во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего ослепленных, прозри и начни видеть”. Вы можете себе представить, сколько радости испытал этот человек, который вновь увидел свет. После исцеления бывший слепой (вместе с отцом Пантелеймона) принимает крещение. Это привело к полному выздоровлению, и не только физическому, но и духовному, об этом говорит тот факт, что исцеленный не отречется и в будущем от истинной веры, и как и исцеливший его примет за нее смерть.

После кончины отца своего Пантелеймон раздал наследство свое нуждающимся и бедным, и продолжал врачевать телесные и душевные недуги людей. ” Ему послан был свыше дар исцеления, и он всегда бесплатно лечил больных не столько травами, сколько призыванием имени Иисуса Христа”. (Жития святых) ” Он являлся врачом не только болезней, но и нищеты человеческой “(там же). Видя такое удивительное искусство врачевания и бескорыстие святого, больные из города и близлежащих мест, приходили к нему за помощью.

Из-за зависти других врачей, по их клевете, и за то что он исповедовал христианство, Пантелеймон был отправлен императором в тюрьму. Он был обвинен в колдовстве и магии, в отступлении от языческой веры. Храбрый юноша отстаивал правоту христианской веры, и предложил императору устроить своего рода соревнование: привести любого безнадежно больного человека, и предоставить его лечению врачей язычников. Император согласился. Тогда принесли парализованного больного, над которым тщетно целители и языческие жрецы призывали своих богов: кто Зевса, кто Асклепия, кто Диану. Но никакой помощи больной от них не получил. Тогда Пантелеймон, помолился, взял его за руку и сказал: “Во имя Господа Иисуса Христа, встань и будь здоров”… Больной тут же выздоровел и встал.

В бессильной ярости император приказал умертвить юношу, на что тот мужественно ответил: “умереть за Христа для меня приобретение”. Св. Пантелеймон был замучен. Его тело строгали железными когтями, ребра жгли горящими свечами, бросали в раскаленное олово, после этих жесточайших мучений Император приказал войнам, отсечь его честную главу мечем. Смерть он встретил радостно, воспевая псалмы.

Память святого великомученика Пантелеймона празднуется 27 июля/9 августа.
Размещено 01:27 17/01/2012
+++ +++

Размещено 19:36 9/3/2011

Житие,страдания святого великомученика и целителя
Пантелеимона.

Когда царствовал нечестивый Максимиан1, жестокий мучитель христиан, и когда почти вся вселенная была покрыта тьмою идолопоклоннического нечестия и повсюду на верующих во Христа воздвигнуто было великое гонение и мученически скончалось много исповедников пресвятого имени Иисуса Христа, тогда пострадал за Христа в Вифинской стране в городе Никомидии2 и святой великомученик Пантелеимон.
Этот преславный среди мучеников страстотерпец Христов родился в том же городе Никомидийском от знатного и богатого отца, по имени Евсторгий, и от матери Еввулы. Отец его, по своей вере был язычник, горячо прилежавший к идолопоклонству; мать — христианка, от прародителей своих наученная святой вере и усердно служившая Христу. Итак, соединенные телесно были разделены духовно: он приносил жертвы лживым богам, она приносила «жертву хвалы» истинному Богу. Родившегося же у них отрока, о котором наше слово, назвали Пантолеоном, что значит: во всем лев, ибо предполагалось, что мужеством он будет подобен льву. Но, впоследствии, отрок был переименован Пантелеимоном, то есть всемилостивым, потому что всем оказывал милосердие, когда без платы лечил больных или подавал милостыню нищим, щедрою рукою раздавая нуждающимся отцовское богатство.
С раннего детства мать воспитывала отрока в христианском благочестии, научая познанию единого истинного Бога, живущего на небесах, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы он веровал в Него и угождал Ему добрыми делами, отвращаясь языческого многобожия. Отрок внимал наставлениям матери и усваивал их, насколько возможно было по его отроческим летам. Но, какая утрата и лишение! Добрая его мать и руководительница в молодых летах отошла ко Господу, оставив отрока еще не пришедшим в совершенный разум и возраст. После ее смерти отрок легко пошел по следам отцовского заблуждения; отец часто приводил его на поклонение к идолам, утверждая в языческом нечестии.
Затем отрок был отдан в грамматическую школу, а когда он с успехом прошел курс всего внешнего языческого любомудрия, отец отдал его одному славному врачу Евфросину в медицинскую школу, дабы он получил навык во врачебном искусстве. Отрок, будучи восприимчивого ума, легко усваивал то, чему его учили, и вскоре, превзойдя своих сверстников, мало чем не сравнялся и с самим учителем: к тому же он отличался поведением, красноречием, красотою и на всех производил приятное впечатление; был он известен и самому царю Максимиану. Ибо Максимиан жил в то время в Никомидии; предавая христиан мучению, он сжег их 20 000 в церкви3, в день Рождества Христова умертвил епископа Анфима4, и многих, после различных мучений, предал различного рода смерти. Врач Евфросин часто приходил с лекарствами в царские палаты мучителя или к нему самому, или к его придворным, потому что врач этот давал средства от болезней всему царскому двору. Когда Евфросин приходил к царю во дворец, его сопровождал и отрок Пантодеон, следовавший за своим учителем, и все удивлялись красоте и доброму разуму отрока. И царь, увидев его, спросил: «Откуда он и чей сын?»
Получив ответ, царь приказал учителю скорее и как можно лучше научить отрока всему врачебному искусству, выразив желание иметь его при себе всегда, как достойного предстоять перед царем и служить ему. В то время юноша приходил уже в совершенный возраст.
В те дни был в Никомидии старец пресвитер, по имени Ермолай5, из страха перед нечестивыми укрывавшийся с немногими христианами в маленьком и незначительном доме. Путь Пантолеона, когда он шел из своего дома к учителю и обратно, лежал мимо жилища, в котором укрывался Ермолай. Видя в окошечко юношу, часто проходящего мимо, Ермолай по лицу и взгляду его познал его добрый нрав; уразумев духом, что юноша будет избранным сосудом Божиим, Ермолай вышел однажды навстречу юноше и упросил его на самое малое время зайти к нему в дом. Кроткий и послушный юноша вошел в дом старца. Посадив его около себя, старец спрашивал его о происхождении и родителях, о вере и о всем образе его жизни. Юноша все рассказал подробно и сообщил, что его мать была христианка и умерла, а отец жив и, согласно языческим законам, почитает многих бесов. И спросил его святой Ермолай так:
— Ну, а ты, доброе чадо! К какой стороне и вере хотел бы принадлежать, отцовской или материнской?
Юноша ответил:
— Моя мать, пока была жива, учила меня своей вере, и я возлюбил ее веру. Но отец, как более сильный, принуждает меня исполнять языческие законы и желает водворить меня в царской палате в чине близких и сановных воинов и слуг царя.
Святой Ермолай спросил опять:
— А в каком учении наставляет тебя твой учитель?
Юноша передал так:
— Учению Асклепиада, Иппократа и Галена6; так именно хотел отец мой, да и учитель говорит, что если я усвою учение этих, то легко могу лечить всякие болезни у людей.
В последних словах святой Ермолай нашел повод к полезной беседе и начал в сердце юноши, как на доброй земле, сеять доброе семя Божиих словес:
— Верь мне, — обратился он, — о, добрый юноша! Я говорю тебе одну истину; учение и искусство Асклепиада, Иппократа и Галена ничтожно и мало могут помогать прибегающим к ним. Да и боги, которых царь Максимиан и твой отец и прочие язычники почитают, суетны и не что иное, как баснословие и обман для слабоумных. Истинный же и всемогущий Бог есть един — Иисус Христос, в Которого если ты будешь веровать, то будешь исцелять всякие болезни одним призыванием Его Пречистого имени. Ибо Он слепым давал зрение, прокаженных очищал, мертвых воскрешал; бесов, которым язычники поклоняются, изгонял из людей одним словом; не только Сам Он, но и одежды Его подавали исцеление: ибо жена, двенадцать лет одержимая кровотечением, едва только прикоснулась к краю одежды Его, тотчас исцелилась. Но кто может подробно рассказать о всех чудесных действиях Его? Как невозможно исчислить песок морской, небесных звезд и капель воды, так нельзя исчислить чудес и измерить величия Божия. И теперь Он — Помощник крепкий Своим рабам, утешает печальных, исцеляет больных, избавляет от бедствий и освобождает от всех вражеских зол, не ожидая, что будет умолен тем или другим, но предупреждая молитвы и даже сердечное движение. Силу совершать все это дает и тем, которые любят Его, и посылает им дар еще больших чудотворений; наконец дает бесконечную жизнь в вечной славе небесного царствия.
Пантолеон веровал этим наставлениям святого Ермолая, как истинным, принимая в свое сердце; с радостью он углублялся в них умом и сказал он святому старцу:
— Я много раз слышал это от матери моей и часто видел, как она молилась и призывала того Бога, о Котором ты мне рассказываешь.
С этого дня Пантолеон каждый день приходил к старцу и наслаждался его богодухновенными беседами, укрепляясь в познании истинного Бога. И когда он возвращался от своего учителя Ефросина, то не раньше приходил домой, как посетив старца и приняв от него душеполезные наставления.
Однажды случилось ему, когда на обратном пути от учителя он свернул несколько в сторону, найти мертвого ребенка, укушенного огромною ехидною, и самую ехидну, лежавшую тут же близ ужаленного. Видя это, Пантолеон сначала испугался и немного отступил, а потом подумал сам в себе так: «Теперь пришло время испытать мне и убедиться, истинно ли все, что говорил старец Ермолай».
Взглянув на небо он произнес: «Господи Иисусе Христе, хотя я и недостоин призывать Тебя, но если ты хочешь, дабы я сделался рабом Твоим, яви силу Твою и сделай так, чтобы во имя Твое, отрок этот ожил, а ехидна издохла».
И тотчас отрок, как будто от сна, встал живым, ехидна же расселась пополам. Тогда Пантолеон, совершенно уверовав во Христа, обратил свои телесные и духовные очи к небу и благословил Бога с радостию и слезами за то, что Он вывел его из тьмы к свету познания Своего. Быстро пошел он к святому Ермолаю пресвитеру, припал к его честным стопам, прося крещения. Он рассказал ему о случившемся, как мертвый отрок ожил силою имени Иисуса Христа и как погибла ехидна, причинившая смерть. Святой Ермолай оставив дом пошел с ним взглянуть на издохшую ехидну и, увидев, благодарил Бога за совершенное чудо, через которое Он привел Пантолеона к Своему познанию. Возвратясь домой, он крестил юношу во имя Отца и Сына и Святого Духа, и, совершив литургию во внутренней своей комнате, причастил его Божественных Тайн Тела и Крови Христовых.
По крещении Пантолеон оставался при старце Ермолае семь дней, поучаясь от божественных слов, сообщаемых ему устами старца и благодатию Христовой: как из источника живой воды утучнял он свою душу к изобилию духовных плодов. На осьмой день он пошел к себе домой, и отец его спросил у него:
— Сын мой, где ты пробыл столько дней; я беспокоился о тебе?
Святой ответил:
— Был с учителем у царя во дворце, — лечили больного, которого царь очень любит, и не отходили от него семь дней, пока не возвратили ему здоровье.
Так говорил святой и говорил не ложь, но под видом притчи сообщая истину таинственно и иносказательно: в уме своем учителем называл он святого Ермолая пресвитера, под царской палатой разумел он тот внутренний покой, в котором совершалось божественное таинство, а больным называл свою душу, которую возлюбил небесный Царь и которая была пользуема семь дней духовным врачеванием.
Когда следующим утром он пришел к учителю Евфросину, тот спросил у него:
— Где ты пропадал столько дней?
— Отец мой, купив имение, послал меня принять его, и я замедлил, внимательно осматривая все, что там есть: потому что оно куплено за дорогую цену.
И это он говорил иносказательно о святом крещении, которое он принял, и о прочих таинствах христианской веры, которые он узнал и которые все необычайной цены, превосходящей всякие богатства, ибо они приобретены Кровию Христовою. Услышав это, Евфросин прекратил свои расспросы. Пантолеон же блаженный преисполнен был благодати Божией, нося внутри сокровище святой веры. Он сильно заботился об отце своем, как бы извести его из тьмы идолобесия и привести к свету познания Христа и каждый день, беседуя с ним с мудростию притчами и вопросами, говорил ему:
— Отец! Почему боги, сделанные стоящими, как сначала поставлены, так и до нынешнего дня стоят, никогда не садятся; сделанные же сидящими до нынешнего дня сидят и никогда не встают.
— Не совсем ясен и мне вопрос твой, — отвечал отец, — и сам не знаю, что на это отвечать.
Святой же, постоянно предлагая и другие, подобные этому, вопросы отцу, заставил того сомневаться в своих богах и понемногу понимать ложь и заблуждение идолопоклонства; отец уж перестал так почитать идолов, как почитал их прежде, принося им каждодневно многочисленные жертвы и поклонение, а начал презирать их и не поклоняться им. Видя это, Пантолеон радовался, что хотя возбудил в отце сомнение относительно идолов, если не успел совершенно отвратить его от них. Не раз хотел Пантолеон разбить идолов отца своего, коих много было в его дому, но удерживался, частию чтобы не прогневать отца своего, которого, согласно заповедям Божиим, должно почитать, отчасти ожидал, когда отец, познавши сам истинного Бога, захочет своею рукою сокрушить их.
В то время привели к Пантолеону слепого, просившего об исцелении таким образом:
— Умоляю тебя, пощади меня, ослепленного и лишенного драгоценного света; все врачи, какие только есть в этом городе, лечили меня и не получил я от них никакой пользы, но и последних проблесков света, какие я мог видеть, лишился я вместе со всем моим имуществом; ибо много потратил я, награждая их, и вместо исцеления получил от них только вред и потерю времени.
Святой возразил ему:
— Если ты все имущество раздал тем врачам, от которых не получил пользы, то чем вознаградишь меня, если получишь исцеление и прозреешь?
— Все последнее немногое, — воскликнул слепец, — что у меня осталось, с готовностию отдам тебе.
Святой произнес:
— Дар прозрения, открывающий для тебя свет, даст тебе Отец светов, истинный Бог через меня, недостойного раба Своего, а ты обещанное не мне отдай, а раздай нищим.
Услышав это, Евсторгий, отец Пантолеона, сказал ему:
— Сын мой! Не решайся касаться такой вещи, которой ты не можешь сделать, иначе ты будешь осмеян: что, в самом деле, можешь ты сделать больше лучших тебя врачей, которые лечили его и не могли вылечить?
— Никто, — возразил святой, — из врачей тех не знает, какое средство применяемо в данном случае, как знаю я, ибо огромное различие между ними и между учителем моим, который открыл мне это средство.
Отец его, думая, что он говорит об учителе Евфросине, заметил:
— Я слышал, что и учитель твой лечил этого слепца и ничего не мог сделать.
— Подожди немного, отец мой! — ответил Пантолеон, — и увидишь силу моего врачевания.
С этими словами он коснулся пальцами глаз слепого, сказав:
— Во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри.
Тотчас открылись очи слепого — и он стал видеть. И в ту минуту отец Пантолеона, Евсторгий вместе с прозревшим человеком, уверовали во Христа и были крещены святым пресвитером Ермолаем, и преисполнились они великой духовной радости о благодати и силе Христовой.
Тогда Евсторгий начал сокрушать в своем доме всех идолов, в чем помогал ему и сын его святой Пантолеон; раздробив идолов на части, они бросили последние в один глубокий ров и засыпали землею. Прожив после этого недолгое время, Евсторгий преставился ко Господу. Пантолеон же, сделавшись наследником весьма богатого отцовского имения, тотчас даровал свободу рабам и рабыням, щедро наградив их; имущество же стал раздавать нуждающимся: убогим, нищим, вдовам и сиротам. Он обходил темницы и, посещая всех тех, которые страдали в оковах, утешал их врачеванием и подаянием того, в чем они нуждались; таким образом, он был врачом не только ран, но и бедноты человеческой; ибо все принимали от него неоскудную милостыню; нищие обогащались от его щедрот; а в лечении помогала ему благодать Божия. Ибо ему дан был свыше дар исцеления, и он безмездно исцелял всякие болезни не столько аптекарскими средствами, сколько призыванием имени Иисуса Христа. Тогда-то Пантолеон явился, в действительности, Пантелеимоном, т.е. всемилостивым, и по имени и на деле оказывая всем милость и не отпуская от себя никого без подаяния или неутешенным, ибо недостаточным вручал вспоможения, а больных безмездно лечил. Обратился к нему весь город со своими больными, оставив всех прочих врачей, ибо ни от кого не получалось столь скорых и совершенных исцелений, как от Пантелеимона, успешно лечившего и ни от кого не принимавшего платы. И стало известно имя всемилостивого и безмездного врача во всем народе, а прочие врачи осуждались и осмеивались. Вследствие этого возникла со стороны врачей по отношению к святому немалая зависть и вражда; началась она еще с того времени, когда прозрел вышеназванный слепец. Дело возникло следующим образом. Однажды, когда этот слепец, прозревший благодаря святому Пантелеимону, шел по городу, увидели его врачи и говорили про себя:
— Не это ли тот, что был слеп и искал у нас исцеления и мы не могли вылечить его? Как же он теперь видит? Кто и какими средствами исцелил его и открыл ему глаза?
И спросили его самого, как он прозрел? И тот человек не скрыл, что врачом его был Пантелеимон. Те, зная, что он был учеником Евфросина, сказали:
— Великого учителя великий ученик.
Не знали, что через Пантелеимона действовала сила Христова и, не догадываясь, исповедали истину, что Пантелеимон — великий ученик великого учителя — Иисуса Христа. Но хотя устами они лицемерно похваляли святого, а между тем в сердцах своих от зависти задумывали злое и наблюдали за святым, отыскивая против него какое-нибудь обвинение, чтобы его погубить. И заметив, что он ходит в темницы и здесь исцеляет язвы учеников, страдающих за Христа, заявили Максимиану мучителю:
— Царь! Юноша, которого ты повелел научить врачебному искусству, желая иметь его при себе в твоей палате, презрев твою столь очевидную к нему милость, обходит темницы, врачуя узников, хулящих богов наших, одинаково с ними мудрствуя о наших богах и других склоняя к тому же зломудрствованию. Если ты не погубишь его в скором времени, то немало причинишь себе беспокойства, потому что увидишь, как многие, благодаря его прельщающему учению, отвратятся от богов. В самом деле, врачебное искусство, которым Пантолеон исцеляет, он приписывает не Эскулапу7 или другому из богов, а какому-то Христу, и все, кого он лечит, веруют в Него.
Так говорили клеветники, умоляя царя, чтобы он приказал призвать исцеленного Пантолеоном слепца в удостоверение и точное свидетельство справедливости их слов. И царь тотчас приказал отыскать того прозревшего слепца и, когда тот был приведен, спросил его:
— Скажи, человек, как Пантолеон исцелил твои глаза?
Тот отвечал:
— Призвал имя Христово, коснулся глаз моих, и я тотчас прозрел.
— А ты как думаешь, — обратился к нему царь, — Христос тебя исцелил или боги?
— Царь! — отвечал он. — Врачи эти, которых ты видишь вокруг себя, прилагали много забот и в течение долгого времени к моему излечению; они взяли все мое имущество и не только не принесли мне никакой пользы, но лишили меня и того малого зрения, которое я имел, и вконец ослепили меня. Пантелеимон же одним призванием имени Христова сделал меня зрячим. Теперь ты уж сам, о, царь! рассуди и реши, кто лучший и настоящий врач: Эскулап ли и прочие боги, в течение долгого времени призываемые и нисколько не помогшие, или Христос, только один раз одним Пантелеимоном призванный и тотчас давший мне исцеление.
Не зная, что на это отвечать, царь, по обычаю всех мучителей, стал принуждать его к нечестию:
— Не безумствуй, человек, и не вспоминай Христа, ибо очевидно, что боги дали тебе возможность видеть свет.
Исцеленный же, не обращая внимания на власть царя и не боясь угроз мучителя, ответствовал Максимиану дерзновеннее, чем евангельский слепец (Ин 9, 27), некогда представленный на допрос к фарисеям:
— Ты сам безумствуешь, о, царь! Слепых твоих богов называя подателями зрения, и сам ты подобен им, не желая видеть истины.
Исполнившись гнева, царь приказал тотчас лишить его жизни мечом, и была усечена глава доброго исповедника имени Иисуса Христа, и он отошел, чтобы лицом к лицу в немерцающем небесном свете видеть Того, Которого исповедал на земле, получив телесное зрение. Тело его святой Пантелеимон купил у убийц и похоронил близ тела отца своего.
После того царь велел призвать к себе Пантолеона. Пока воины вели святого к царю, он пел слова псалма Давидова: Боже хвалы моей! не премолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные (Пс 108, 1. 2) и далее из псалма того (108). Так он телом предстал перед земным царем, духом — перед Небесным. Царь Максимиан, глядя на него без всякого гнева, кротко начал так убеждать его:
— Нехорошие вещи слышал я о тебе, Пантолеон; говорят мне, что ты всячески порицаешь и унижаешь Эскулапа и прочих богов, Христа же, погибшего злою смертию, прославляешь и на Него надеешься и Его одного называешь Богом. Тебе, кажется, не безызвестно, сколь великое я обратил на тебя внимание и сколь великую явил к тебе милость, что и в моем дворце ты принят, и учителю твоему, Евфросину, приказал в скорости научить тебя врачебному искусству, чтобы ты неотступно всегда находился при мне; ты же, презрев все это, уклонился к врагам моим. Но, впрочем, не хочу верить тому, что говорят о тебе; потому что привыкли люди говорить много неправды. Вот почему я призвал тебя, чтобы ты сам рассказал о себе правду и обличил лживую на тебя клевету завистников в присутствии всех, принесши, как подобает, жертву великим богам. Святой отвечал:
— Делам больше, нежели словам нужно давать веру, о, царь! Потому что истина гораздо более познается из дел, чем из слов. Итак, поверь рассказам обо мне, что я отрекаюсь от Эскулапа и прочих ваших богов, а прославляю Христа, потому что из дел Его я познал, что он Единый Истинный Бог. Вот выслушай хотя вкратце дела Христовы: Он сотворил небо, утвердил землю, воскрешал мертвых, возвращал зрение слепым, очищал прокаженных, одним словом поднимал с одра расслабленных. Что подобного сотворили почитаемые вами боги — не знаю — и могут ли сотворить? Если же теперь хочешь узнать всемогущую силу Христову, увидишь ее действие тотчас на самом деле. Прикажи принести сюда какого-нибудь человека, лежащего на одре смертной болезни, относительно которого врачи потеряли надежду, и пусть придут ваши жрецы и призовут своих богов, и я призову Бога моего — и который из богов исцелит больного, тот пусть будет признан Единым истинным Богом, прочие да будут отвергнуты.
Царю понравился этот совет святого, и он приказал тотчас поискать такого больного.
И вот принесен был на постели человек, расслабленный в течение многих лет, который не мог пошевелить ни рукой ни ногой и был как будто какое-нибудь бесчувственное дерево. Пришли же и жрецы, — служившие идолам и опытные во врачебном искусстве, и предложили святому, чтобы он сначала призвал своего Христа.
Святой возразил им:
— Если я призову моего Бога, и Бог мой исцелит сего расслабленного, то кого же будут исцелять ваши боги? Но пусть вы первые призовете ваших богов, и если они исцелят больного, то не для чего будет и призывать моего Бога.
Итак жрецы начали призывать своих богов: один Эскулапа, другой — Зевса, тот — Диану, другие — иных бесов и не было заметно ни голоса, ни внимания. И долго они упражнялись в своих богопротивных молитвах без всякого успеха. Святой же, видя их напрасное старание, посмеялся. Увидев его смеющимся, царь обратился к Пантолеону:
— Сделай ты, Пантолеон, если можешь здоровым этого человека призыванием своего Бога.
— Пусть отойдут жрецы, — сказал святой, — и они отошли. Тогда святой, подойдя к постели, возвел очи свои на небо и произнес следующую молитву:
— Господи! Услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день [когда] воззову [к Тебе], скоро услышь меня (Пс 101, 2—3) и яви всемогущую Твою силу перед не знающими Тебя, ибо все возможно для Тебя, о, Царю сил!
Произнесши эту молитву, святой взял расслабленного за руку со словами:
— Во имя Господа Иисуса Христа, встань и будь здоров!
И тотчас расслабленный встал, почувствовал крепость во всем теле и радовался, ходя, и, взяв свою постель, понес ее в свой дом. Видя такое чудо, многие из предстоявших уверовали во Христа; жрецы же, служившие идолам, скрежетали зубами на раба Христова и обратились к царю с такими словами:
— Если он останется в живых, то уничтожатся жертвоприношения богам, и мы будем осмеяны христианами; погуби его, о, царь! как можно скорее.
Тогда царь сказал Пантолеону:
— Принеси, Пантолеон, жертву богам, чтобы не погибнуть понапрасну; ты знаешь, ведь, сколько людей погибло потому, что отреклись от наших богов и вследствие ослушания нашим приказаниям. Разве ты не знаешь, как жестоко был мучим старец Анфим?
— Все умершие за Христа, — ответствовал святой, — не погибли, а нашли себе вечную жизнь. И если Анфим, будучи стар и немощен телом, мог вынести жестокие мучения за Господа нашего, тем более мне, юному и сильному телом, должно безбоязненно претерпеть все муки, на которые ты меня обречешь, ибо я буду считать жизнь пустою, если не умру за Христа, а если умру, сочту это приобретением.
Царь приказал повесить обнаженного мученика на мучилищном дереве и железными когтями строгать его тело, опаляя ребра горячими свечами. Он же, перенося эти страдания, воззрел на небо и сказал: «Господи Иисусе Христе! Предстани мне в эту минуту, дай мне терпение, дабы я до конца мог вынести мучения». И явился ему Господь в образе пресвитера Ермолая, изрекши: «Не бойся, Я с тобою». И тотчас руки мучителей ослабели и как бы омертвели, так что из них выпали орудия пытки и свечи погасли. Увидев это, царь приказал снять мученика с места мук и сказал ему:
— В чем сила твоего волшебства, что и слуги изнемогли, и свечи погасли?
Мученик отвечал так:
— Волшебство мое — Христос, всемогущая сила Которого все соделывает.
Царь возразил:
— А что ты сделаешь, если я назначу еще сильнейшие муки?!
— В больших муках, — отвечал мученик, — большую силу явит Христос мой, посылая мне большее терпение на то, чтобы посрамить тебя. А я, понесши за Него более тяжкие муки, получу от него большие воздаяния.
Тогда мучитель повелел растопить олово в большом котле и бросить туда мученика. Когда олово кипело, мученика подвели к котлу, он же возвел очи свои к небу и так молился: «Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага; укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев» (Пс 63, 2—3). Когда он так молился, опять явился ему Господь в образе Ермолая и, взяв его за руку, вошел с ним в котел, и тотчас огонь угас и олово остыло, а мученик пел слова псалма: Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня. Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой (Пс 54,17—18). Предстоявшие дивились чуду, а царь воскликнул:
— Что же, наконец, будет, — если и огонь погас, и олово охладело? Какой же муке предам этого волшебника?
Предстоявшие посоветовали:
— Пусть он будет ввержен в морскую глубину, потому что не может же он все море околдовать, — и тотчас погибнет.
Мучитель повелел, чтобы так и было сделано.
Слуги, схвативши мученика, повели его к морю, посадили его в лодку, навязав на шею большой камень; отплыв далеко от берега, они бросили его в море, а сами вернулись на берег. Когда святой был брошен в море, снова явился ему Христос, как и в первый раз в образе Ермолая, и стал камень, привязанный к шее мученика, легок, как лист, так что Пантелеимон держался с ним на поверхности моря не погружаясь, но, точно посуху, ходил по водам, руководимый, как некогда апостол Петр, десницею Христовой; он вышел на берег, воспевая и прославляя Бога и предстал царю. Царь несказанно изумился такому чуду, воскликнув:
— Какова же сила волшебства твоего, Пантолеон, что и море ты подчинил ему?
— И море, — объяснил святой, — повинуется своему Владыке и исполняет волю его.
— Так ты и морем владеешь? — спросил царь.
— Не я, — ответил мученик, — но Христос мой, Создатель и Владыка всей видимой и невидимой твари. Он обладает как небом и землею, так равно и морем: Путь Твой в море и стезя Твоя в водах великих (Пс 76,20).
После того мучитель повелел приготовить вне города звериный цирк, чтобы отдать мученика на съедение зверям. Весь город собрался на это зрелище, желая видеть, как прекрасного и безвинно страдающего юношу будут терзать звери. Явился сюда и царь; приведя мученика, он показывал ему пальцем на зверей с такими словами:
— Они приготовлены для тебя; итак, послушай меня, побереги твою юность, пощади красоту твоего тела, принеси жертву богам, иначе умрешь жестокою смертью, терзаемый зубами зверей.
Святой же изъявил желание лучше быть растерзанным зверями, нежели повиноваться такому лукавому совету и повелению. И его бросили зверям. Господь же и тут, явившись святому в образе пресвитера Ермолая, заградил пасти зверей и сделал их кроткими, подобно овцам, так что, подползая к святому, они лизали ноги его. Он гладил их рукою и каждый из зверей старался, чтобы рука святого коснулась его, оттесняя один другого. Народ же, видя это, изумился и громогласно восклицал:
— Велик Бог христианский! Да будет отпущен неповинный и праведный юноша!
Тогда царь, преисполнившись гнева, вывел солдат с обнаженными мечами на тех, которые славили Христа Бога, и многие из народа, уверовавшие во Христа, были убиты; приказал же царь и зверей всех убить. Видя это, мученик возгласил так:
— Слава Тебе, Христе Боже, что не только люди, но и звери умирают за Тебя!
И удалился царь с места зрелища, скорбя и гневаясь, а мученика бросил в темницу. Убитые люди, взятые своими, преданы были погребению, а звери были оставлены на съедение псам и плотоядным птицам. Но и тут совершилось великое чудо: звери эти много дней лежали без всякого прикосновения не только со стороны псов, но и птиц, и мало того — трупы их не издавали запаха. Узнав это, царь приказал бросить их в глубокий ров и засыпать землею. Для мученика же приказал устроить страшное колесо, усеянное острыми спицами. Когда же к нему привязали святого и стали то колесо вертеть, тотчас колесо действием невидимой силы разлетелось на части и многих, стоявших поблизости ранило насмерть, а мученик сошел с колеса цел и невредим. И напал на всех страх ввиду таких чудес, какими Бог прославлялся в лицо Своего святого. А царь сильно изумился и спрашивал мученика:
— Кто научил тебя совершать столь великие волшебные действия?
— Не волшебству, но истинному христианскому благочестию я научен, — сказал мученик, — святым мужем пресвитером Ермолаем.
— А где тот учитель твой Ермолай, — спросил царь, — хотим видеть его?
Мученик же, разумея духом, что для Ермолая приблизилось время венца мученического, ответил царю:
— Если прикажешь, я призову его к тебе.
И отпущен был святой в сопровождении трех стерегущих его воинов призвать пресвитера Ермолая.
Когда же мученик пришел к тому дому, в котором жил пресвитер, старец, увидев его, спросил:
— Чего ради пришел ты, сын мой?
— Господин и отец, царь зовет тебя.
— Вовремя ты пришел звать меня, — сказал старец, — потому что наступил час моего страдания и смерти; ибо в эту ночь явился мне Господь и возвестил: «Ермолай! Надлежит тебе много пострадать за Меня, подобно рабу Моему Пантелеимону».
С этими словами старец радостно пошел с мучеником и предстал перед царем. Царь, увидя пресвитера, спросил его об имени. Святой же, называя свое имя, не скрыл и своей веры, громогласно называя себя христианином. Царь снова спросил его так:
— Есть ли еще кто-нибудь с тобой той же веры? Старец ответствовал:
— Имею двух сослужителей, истинных рабов Христовых, Ермиппа и Ермократа.
Тогда царь приказал и тех привести перед себя и сказал трем тем служителям Христовым:
— Это вы отвратили Пантолеона от наших богов?
— Сам Христос, — возразили они, — Бог наш тех, кого считает достойными, призывает к Себе, выводя их из тьмы идолобесия к свету Своего познания.
— Оставьте теперь, — предложил царь, — ваши лживые слова и обратите снова Пантолеона к богам, тогда и первая вина вам простится и заслужите от меня почести в такой степени, что сделаетесь ближайшими друзьями мне в моем дворце.
— Как можем мы это сделать, — с твердостию спросили святые, — если мы и сами готовимся умереть с ним за Христа Бога нашего?! Ни мы, ни он не отречется от Христа, ни тем менее принесем жертвы глухим и бездушным идолам.
Сказав это, они обратили все свои мысли к Богу и стали молиться, возведши глаза свои к небу. И свыше явился им Спаситель, и тотчас произошло землетрясение и поколебалась местность та.
— Видите, как боги прогневались на вас, — провозгласил царь, — они колеблют землю!
— Ты правду сказал, — согласились святые, — что из-за ваших богов поколебалась земля, ибо они упали со своих мест наземь и разбились, низверженные силою Бога нашего, прогневавшегося на вас!
Когда они так говорили, прибежал к царю вестник из капища с известием, что все их идолы пали на землю и рассыпались в прах. Безумный же правитель, видя во всем этом не силу Божию, но волшебство христиан, воскликнул:
— Поистине, если этих волхвов не погубим в самой скорости, то весь город погибнет из-за них.
Он приказал Пантелеимона отвести в темницу, старца же Ермолая и с ним его двух друзей, подвергнув многим истязаниям, осудил на усекновение мечом. Итак, три святых мученика: пресвитер Ермолай и сослужившие с ним Ермипп и Ермократ, совершив свой мученический подвиг, вместе предстали Святой Троице в славе небесной.
После убиения трех святых мучеников, царь, приказав представить перед собой святого Пантелеимона, обратился к нему с такими словами:
— Многих я обратил от Христа к нашим богам, ты один не хочешь послушать меня. Уж и учитель твой Ермолай с обоими своими друзьями поклонился богам и жертву принес им, и я почтил их почетным саном в моем дворце. Поступи и ты также, чтобы получить с ними одинаковую честь.
Мученик же, зная своим духом, что святые скончались, попросил царя:
— Прикажи им придти сюда, чтобы я видел их перед тобою.
— Нет их теперь здесь, — солгал царь, — потому что я отослал их в другой город, где они получат великое богатство.
— Вот ты, против желания, изрек истину, — разъяснил ему святой, — ты отослал их отсюда, предав смерти, и они действительно отошли в град небесный Христа получить богатства, которых невозможно видеть глазу.
Царь, видя, что мученика никоим образом нельзя преклонить к нечестию, приказал жестоко бить его и, подвергши жестоким ранам, осудил его на смерть, чтобы отсекли ему главу мечом, а тело его повелел предать огню. И воины, взяв, повели его на усекновение вне города.
Святой, идя на смерть, пел псалом Давида: Много теснили меня от юности моей, но не одолели меня. На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои (Пс 128, 2. 3). И так до конца слова псалма того.
Когда воины вывели мученика из города на расстояние больше, чем одно поприще, тогда пришли на место, на котором Господу угодно было, чтобы скончался раб Его; они привязали Пантелеимона к маслине, и, приблизившись, палач ударил мечом святого по вые, но железо перегнулось, как воск, а тело святого не приняло удара; потому что он еще не окончил своей молитвы.
Воины в ужасе воскликнули:
— Велик Бог христианский!
И, упавши к ногам святого, просили:
— Молим тебя, раб Божий! Помолись за нас, да отпустятся грехи наши, что мы сделали тебе по повелению царя.
Когда святой молился, послышался с неба голоc, обращенный к нему и утверждающий переименование его; потому что Господь, вместо Пантолеона назвал его Пантелеимоном, явно сообщая ему благодать, чтобы миловать всех прибегающих к нему во всяких бедах и горестях, — и призывал его Господь на небо. Святой, исполненный радости, повелел воинам, чтобы усекли его мечом; но те не хотели, потому что боялись, и трепет напал на них. Тогда святой обратился к ним с такими словами:
— Если вы не исполните порученного вам, не получите милости от Христа моего.
Воины приступили и сначала облобызали все тело его; потом поручили одному — и он отсек мученику голову и вместо крови потекло молоко. Маслина же та с той минуты покрылась плодами с корня до вершины. Видя это, многие из народа, бывшего при усечении, уверовали во Христа.
О чудесах, явленных тут, сообщено было царю, и он повелел немедленно маслину ту изрубить на куски и сжечь вместе с телом мученика.
Когда огонь погас, верующие взяли тело святого из пепла, неповрежденное огнем, и похоронили с честию на близлежавшей земле схоластика Адамантия.
Лаврентий, Вассой и Провиан, служившие при доме мученика, следовавшие за ним издали, видевшие все его мучения и слышавшие голос с неба, бывший к нему, написали повествование о жизни и мучениях его и передали святым церквам в память мученика, на пользу читающим и слушающим во славу Христа Бога нашего со Отцом и Святым Духом славимого, ныне и всегда и во веки веков. Аминь8.

Память святому великомученику и целителю Пантелеимону
празднуется 27июля/9августа.

------------------
Прим.
1 306 — 311 гг.
2 Никомидия — великолепный в древности город на берегу Пропонтиды, или Мраморного моря.
3 Память их совершается 28 декабря/ 10 января.
4 Память сщмч. Анфима, еп. Никомидийского и иже с ним чтится 3/16 сентября.
5 Память сщмч. Ермолая празднуется св. Церковию 26 июля/ 8 августа.
6 Знаменитые врачи древности.
7 Бог врачебного искусства.
8 Св. Пантелеимон был усечен 27 июля 306 г. В месяцеслове Василия говорится, что истекшие при усечении святого кровь и молоко хранились до X в. и подавали верующим исцеления; об этом говорится и в греческом стишном прологе XII в. Память св. Пантелеимона издревле особенно чтилась на Востоке; церкви, во имя его построенные в Севастии армянской и в Константинополе, относятся к IV в. Мощи его перенесены были в Царьград; оттуда большая часть их перенесена в Париж в С. Дени а глава, якобы, в Лион в 802 г., но русский паломник Антоний в 1200 г. видел г
Размещено 01:28 17/01/2012
+++ +++

Размещено 19:40 10/3/2011
Чудеса святого великомученика и целителя Пантелеимона,
собранные Святогорцем.

Хрисовулом от июля 1744 года,воевода молдавский,Иоанн Иоаннович Николаи,свидетельствует,что в этом году в Яссах свирепствовала страшная чума и народ падал под этим бичом кары небесной,как колосья под серпом жнеца.Когда же туда принесена была честная глава святого великомученика Пантелеимона и было совершено на площади молебствие с освящением воды,то чудеса пролились бесчисленные (так выражено в хрисовуле);чума прекратилась,и сам господарь получил исцеление.В память этого события и как бы в знак благоговейной благодарности за милость небесного врача воевода даровал сию грамоту,вместе с милостынею,монастырю святого Пантелеимона на Афоне.

Чрез несколько после этого лет,а именно в 1750 году,глава святого великомученика снова по просьбе жителей была принесена в Молдавию,и снова там,по вере благочестивых христиан,совершились от святого целебника многочисленные чудеса.Об этом свидетельствует хрисовулом от августа 1750 года господарь Иоанн Константинов.Не перечисляя чудес,он подтверждает только,что и над собою узрел чудо угодника Божия и что во всем его княжестве чудеса от святого Пантелеимона струились источником.

Слава о чудесах святого страстотерпца разнеслась по всем местам княжества Молдо-Валахского;во всех уголках его знали о них и с благоговением передавали друг другу.Но усердие тамошних христиан к святому угоднику не ограничилось этим.Они вскоре возжаждали опять увидеть и облобызать святую и честную главу,точащую благодать исцелений,и она,по просьбе их,в 1754 году снова была принесена в Молдо-Валахию.Там святой страстотерпец Пантелеимон снова,по данной ему от Господа благодати,совершил множество чудес и прославил себя среди православных,с таким усердием и верою искавших его благодатной помощи и заступления.
Свидетельствуя о бесчисленных чудесах,совершенных в то время святым великомучеником,господарь Иоанн Григорьевич Гига,хрисовулом от 1754 года,в знак своей и своих подданных признательности святому страстотерпцу,даровал монастырю,во имя его воздвигнутому на Афоне,право на получение ежегодной пенсии из государственной казны.
После этих удостоверений о чудесах угодника Божия,совершившихся в давнее время,мы приведем теперь и свидетельства более поздние,и их,по скудности наших сил и по богатству благодати святого многоцелебника,как некие крохи от изобильной трапезы царской,предложим христианскому вниманию боголюбивых читателей,с искренним желанием,чтобы и на них излилась благодать милостивого целебника,подобно как она изливалась на других,прибегавших к нему с усердием,дабы совокупно с ними прославить имя благого Бога,творящего преславная и дивная чрез Своего угодника,великого страстотерпца Пантелеимона.
Размещено 01:29 17/01/2012
+++ +++

Размещено 12:03 12/3/2011
Чудеса святого великомученика и целителя Пантелеимона,собранные Святогорцем.

Вследствие перехода в 1735 году нашей древней Русской на Афоне обители во власть греков она лишилась постоянной помощи от России и,сколько чрез это,столько или еще более от своевольной жизни своих обитателе,начала быстро склоняться к упадку,так что Протат нашелся наконец вынужденным войти с представлением к Патриарху Константинопольскому Каллинику о совершенном закрытии монастыря и о продаже его угодий.Но всеустрояющий Промысл Господа,по молитвам святого угодника Своего,благоволил устроить дело иначе;представление Протата послужило лишь к тому,что Патриарх обратил особое внимание на причины упадка столь древней и славной обители россов.И по воле Патриарха,паче же по благому смотрению всеуправляющего Промысла Божия,решено было восстановить монастырь святого Пантелеимона новым сооружением при море и учредить в нем общежитие.Для осуществления этой благой мысли Патриарха был вызван в Константинополь известный по строгости своей жизни старец Ксенофского скита Савва,которому Патриарх объявил свою волю и обещал полное содействие и помощь для восстановления обители.Старец Савва провел четыре года в Константинополе для сбора милостынных подаяний,но сбор его все-таки бал весьма недостаточным,для того чтобы можно было приступить с ним к построению нового монастыря.И хотя у старца оставалась еще надежда пополнить этот сбор обещанною помощию от Патриарха,но в этом,вследствие начинавшейся тогда войны турок с Россиею,ему решительно было отказано.
Получив такой отказ Великой Церкви и не имея уже никаких видов на стороннюю помощь,старец предался глубокой скорби и не знал,что предпринять.Тогда сам святой страстотерпец Пантелеимон принял участие в деле этого построения и явил чудодейственную помощь новому игумену Руссика-Савве-к возобновлению его монастыря.
Незадолго пред тем заболел великий драгоман Порты князь Скарлат Каллимах;болезнь его усилилась и,несмотря на все медицинские пособия,нисколько не уменьшалась,но возрастала более и более и наконец признана была докторами за неизлечимую.Больной находился уже при последних минутах жизни...В эти-то скорбные для семейства и всех знавших князя дни,убедившись в недейственности земных лекарств и зная от врачей о неизбежной кончине князя,стали просить старца помолиться святому целителю Пантелеимону за угасающую жизнь дорогого им больного.Маститый старец с любовью согласился исполнить их желание,но при этом требовал и от них горячей молитвы к святому страстотерпцу.Все выразили искреннее согласие на это требование и свою веру в чудодейственную силу святого Пантелеимона,причем и сам болящий князь объявил торжественно,что если только святой великомученик исцелит его от смертоносного недуга,то он даст обет быть ктитором (строителем) возникающей во имя сего угодника Божия обители на Афоне.Тогда старец приступил к совершению молебствия святому Пантелеимону с водоосвящением...И пламенна была молитва всех присутствующих к великому угоднику!
По окончании молебна игумен Савва окропил болящего святою водою и,вместо врачевства,дал ему выпить отвар афонских трав с тою святою водою.На другой день князь Скарлат был уже совершенно здоров.
Получив столь знаменательное исцеление,князь свято исполнил свой обет,и при деятельном попечении об устройстве обители сделал для нее весьма много,в особенности когда,отслужив положенные законом лета в должности драгомана,он вступил,по воле султана,на престол Молдавии.Воздвигнутый его пособием при море монастырь,в малом,конечно,объеме,величественно красуется теперь на югозападном склоне Святой этой Горы,будучи распространен и приведен впоследствии в подобающее ему благолепие щедротами благотворительной России.
Кроме этого дивного исцеления князя Каллимаха пребывание старца Саввы в Константинополе ознаменовано было еще и другими многими чудесами от святого страстотерпца Пантелеимона.Слава об этих чудесах угодника Божия распространилась далеко на восток и,по возращении старца на Афон,заставила многих снова обратиться с просьбою к нему привезти в Царьград святые мощи великомученика.Игумен Савва,уважая искреннее усердие христиан константинопольских,привез туда с Афона святую главу угодника Божия;служил,по желанию усердствующих,молебны с водоосвящением,окроплял святою водою молившихся и искавших какой-либо помощи у святого,давал пить им эту воду,и чудеса от святых мощей многоцелебника умножались с каждым днем,так что у старца наконец недостало сил исполнять требования всех тех,кои желали принять в свои дома святые мощи великого угодника.Но Христов страстотерпец,как безмездный врач,обильно награждал усердствующих-и тех,которые молились,и тех,кои желали только молиться при его нуждах.Чудодейственною его силою больные,одержимые разного рода недугами,исцелялись,слепые прозревали,прокаженные очищались,бесы изгонялись.Слава о таковых чудесах все более и более распространялась в народе,и игумену монастыря Руссика, Савве,начала даже угрожать опасность лишиться жизни от врагов веры христианской-магометан,которые не могли сносить сего торжества Православия,как явного обличения их зловерия.Но заступлением святого покровителя и чудотворца Пантелеимона маститый старец был сохранен от их злобной мстительности.
Размещено 01:29 17/01/2012
+++ +++

Размещено 19:22 12/3/2011
Чудеса святого великомученика и целителя Пантелеимона,собранные Святогорцем.

В это же время у главного султанского врача-католика была одержима жестоким беснованием единственная дочь его;а известно,что врачебная наука не имеет средств для врачевания больных такого рода.Врач находился в тяжком прискорбии и говорил,что не пожалел бы ничего для излечения своей дочери;но,при всем том,не находил никого,кто бы мог помочь ей.С прибытием старца Саввы в Константинополь,когда уже слава о чудесах и исцелениях от святого великомученика Пантелеимона распространилась между многими в Константинополе,отец бесноватой тоже услыхал об этой благодатной силе,источающейся от святой главы великомученика,и,несмотря на то что не принадлежал к Православной Церкви,решился призвать в свой дом игумена Савву со святыми мощами.Старец не отказался;отслужив у больной молебен,он позволил ей (прикованной-цепями к стене)приложиться к святым мощам и,по убедительной просьбе отца,остался в этом доме на всю ночь,чтобы усугубить молитвы к святому целителю;святые же мощи,возложив с ковчегом на большое блюдо,поставил в комнате,где больная была прикована.
На другой день,когда игумен и родные больной пришли в эту комнату,то,к удивлению всех и к славе святого великомученика Пантелеимона,узрели дивное чудо:блюдо,на котором лежала святая глава угодника,было полно мира,истекшего от святых мощей,и бесновавшаяся была уже совершенно здоровою.Прославив,вместе с семьею врача,Милосердого Бога и святого страстотерпца Пантелеимона,старец Савва в то же время был утешен присоединением всего этого католического семейства к Православной Церкви;истекшее же миро оставил исцеленной девице,так как ради нее и в ее комнате благоволил угодник Божий источить оное.
Размещено 01:30 17/01/2012
+++ +++

Размещено 19:31 13/3/2011
Чудеса святого великомученика и целителя Пантелеимона,собранные Святогорцем.

При жизни того же игумена Саввы в монастыре нашем находился один наемный врач,намеревавшийся здесь остаться навсегда и послужить Господу в монашеском,ангельском,образе;но,прожив немного,он подвергся обычному в монашестве искушению,которым испытывается произволение человека и познается твердость его намерения и истинность любви к Господу.Спадший с неба денница,желая отклонить врача от избранного пути,стал внушать ему,что он и в миру может угодить Богу и там может совершать добрые дела,а между тем жить в довольстве,не терпя тех лишений,которые неизбежны в монашеской жизни.Искушаемому и еще неопытному в различении козней диавольских нетрудно было увлечься такими внушениями вселукавого,всегда прикрывающего свое коварство какими-либо благовидными предлогами;не трудно потому особенно,что врач,кроме основательного знания своей науки,обещавшего ему безбедную жизнь в городе,имел еще у себя значительную сумму наличных денег.Признав намерение свое вступить в монашество неосновательным,он решился устроить (как это бывает с искушаемыми) жизнь свою в миру так,чтобы и Богу угождать,и себя не стеснять.Такое уклонение он считал непогрешимым,а потому объявил игумену о перемене своего намерения и на следующее утро пологал даже окончательно оставить монастырь.Но,видно,светлые эти (по его мнению) рассуждения не были угодны Богу,всегда пекущемуся о нашем спасении любоблагоутробно и милосердно.Братия обители,узнавши об отъезде доброго врача,пришли утром проститься с ним и проводить его;но,ужасу своему,нашли его до того обезображенным,что он не имел и вида человеческого:голова и все тело его до того опухли,что больно было смотреть на несчастного!Волосы с головы и длинной бороды его отпали,неестественная опухоль всего тела сделалась так велика,что трудно было пронести его в дверь.Он нисколько не был и похож на человека,и только по голосу,едва слышному,могли узнать в нем несчастного врача,только вчера виденного ими в полном здоровье.
С искренним раскаянием в своем заблуждении он чуть слышным голосом просил пришедших,чтобы взяли деньги его и имущество и отнесли к игумену,а вместе попросили бы его немедленно прийти к нему для прочтения разрешительной молитвы,ибо он чувствовал себя на краю жизни.
Игумен,услышав о случившемся,не замедлил явиться к заболевшему;принес с собою и святую главу великомученика Пантелеимона.Совершив молебствие с водосвятием,он окропил страждущего святою водою и осенил его святыми мощами,и когда потом умирающий с сокрушенным духом стал испрашивать у игумена и братии прощение в недавнем своем заблуждении,то,к величайшему удивлению всех,опухоль тут же стала опадать и быстро уничтожилась,Врач выздоровел и,возблагодарив из глубины признательного сердца своего целителя,объявил о решительном уже своем намерении навсегда остаться в обители святого Пантелеимона;с тем вместе начал просить и убедил игумена немедленно совершить над ним святое пострижение.С именем схимонаха Филофея врач этот переселился из временной жизни в вечную,прожив по исцелении своем в обители пять лет.
Размещено 01:30 17/01/2012
Надежда Езерская

Размещено 19:44 13/3/2011
Дивен Бог во святих своих!
Размещено 01:31 17/01/2012
Юлия Yulia

Размещено 14:26 10/4/2011
Святой великомученик и целитель Пантелеимон родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном (что значит «по всему лев»), так как родители желали видеть его мужественным и бесстрашным юношей. Мать, святая Еввула (память 30 марта), воспитывала мальчика в христианской вере, но рано окончила свою земную жизнь. Тогда отец отдал Пантолеона в языческую школу, а затем обучал его медицинс-кому искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отличаясь красноречием, хорошим поведением и необыкновенной красотой, юный Пантолеон был представлен императору Максимиану (284—305), который захотел оставить его придворным врачом.

В это время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 тысяч христиан (память 28 декабря) в Никомидийской церкви в 303 году и страданий священномученика Анфима (память 3 сентября). Из окна уединенного домика святой Ермолай неоднократно видел благообразного юношу и прозорливо провидел в нем избранный сосуд благодати Божией. Однажды пресвитер позвал Пантолеона к себе и начал с ним беседу, во время которой изложил ему основные истины христианской веры. С этих пор Пантолеон стал ежедневно заходить к священномученику Ермолаю и с наслаждением слушал то, что открывал ему Божий служитель о Сладчайшем Иисусе Христе.

Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая извивалась тут же рядом. Исполнившись сострадания и жалости, Пантолеон стал просить Господа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет христианином и примет святое Крещение. И по действию Божествен-ной благодати ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах удивленного Пантолеона.

После этого чуда святой Ермолай крестил юношу во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Семь дней провел новокрещенный у своего духоносного учителя, впитывая в свое сердце богооткровенные истины святого Евангелия. Став христианином, Пантолеон часто беседовал со своим отцом, раскрывая ему лживость язычества и постепенно подготавливая к принятию христианства. В это время Пантолеон уже был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которого никто другой не мог исцелить. «Свет глазам твоим возвратит Отец света. Бог истинный, — сказал ему святой, — во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!» Слепец тотчас же прозрел, а вместе с ним духовно прозрел и отец святого — Евсторгий, и оба с радостью приняли святое Крещение.

После смерти отца святой Пантолеон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, посещал в темницах узников и при этом исцелял страждущих не столько медицинскими средствами, сколько призыванием Господа Иисуса Христа. Это вызвало зависть, и врачи донесли императору, что святой Пантолеон христианин и лечит христианских узников.

Великомученик и целитель Пантелеимон
Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но избранный страстотерпец Христов и благодатный врач исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного: «Во имя Господа Иисуса Христа, встань и будь здоров», — произнес святой Пантолеон, и больной тотчас выздоровел. Ожесточенный Максимиан приказал казнить исцеленного, а святого Пантолеона предал жесточайшим мукам. «Господи Иисусе Христе! Предстани мне в эту минуту, дай мне терпение, чтобы я до конца мог вынести мучение!» — молился святой и услышал голос: «Не бойся, Я с тобой». Господь явился ему «во образе пресвитера Ермолая» и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантолеона повесили на дереве и рвали тело железными крюками, обжигали свечами, растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Однако во всех истязаниях мужественный Пантолеон оставался невредимым и с дерзновением обличал императора. Господь неод-нократно являлся святому и укреплял его. В это же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Они мужественно исповедали Сладчайшего Господа Иисуса и были обезглавлены (память 26 июля).

По повелению императора святого великомученика Пантолеона привели в цирк и бросили его на растерзание диким зверям. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Видя это, зрители поднялись с мест и стали кричать: «Велик Бог христианский! Да будет отпущен неповинный и праведный юноша!» Разъяренный Максимиан приказал воинам убить мечами всех, кто славил Господа Иисуса, и даже убить зверей, не тронувших святого мученика. Видя это, святой Пантолеон воскликнул: «Слава Тебе, Христе Боже, что не только люди, но и звери умирают за Тебя!»

Великомученик и целитель Пантелеимон
Наконец, обезумевший от ярости Максимиан приказал отрубить великомученику Пантолеону голову. Воины привели святого на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик начал молиться Господу, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Пораженные чудом, воины закричали: «Велик Бог христианский!» В это время Господь еще раз открылся святому, назвав его Пантелеимоном (что значит «многомилостивый») вместо прежнего имени Пантолеон, за его великое милосердие и сострадательность. Услышав Голос с Неба, воины упали на колени перед мучеником и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора. Тогда воины со слезами простились с великомучеником, целуя его руку. Когда мученику отсекли голову, то из раны вместе с кровью истекло и молоко, а маслина, к которой был привязан святой, в этот момент процвела и исполнилась целительных плодов. Видя это, много людей уверовало во Христа Иисуса. Тело святого Пантелеимона, брошенное в костер, осталось неповрежден-ным, и тогда Никомидийский страстотерпец был погребен христианами на близлежащей земле схоласта Адамантия.

Лаврентий, Вассой и Провиан, слуги великомученика, написали повествование о жизни, страданиях и кончине великомученика. Память святого Пантелеимона издревле чтится Православным Востоком. Уже в IV веке были воздвигнуты храмы во имя святого в Севастии Армянской и Константинополе. Кровь и молоко, истекшие при усечении святого, хранились до Х века и подавали верующим исцеления.

Честные мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру. Особенно много их на Святой Горе Афон. Честная и многоцелебная глава его хранится в Русском Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре, в соборном храме, посвященном его имени.

В Никомидии накануне 27 июля — дня памяти святого великомученика — совершается торжественный крестный ход с чудотворной иконой святого. Тысячи людей — православных христиан и инославных — армян, католиков и даже магометане съезжаются сюда и привозят сотни больных, которые получают исцеление по молитвам святого. В церковной книге «кондак», хранящейся в Никомидийской митрополии, зафиксировано две тысячи автографов греков, турок, итальянцев и армян, получивших исцеление по молитвам великомученика Пантелеимона.

Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с XII века. Великий князь Изяслав, в святом Крещении Пантелеимон, имел изображение великомученика на своем боевом шлеме и его заступничеством остался жив в сражении 1151 года. Под командованием Петра I русские войска одержали в день памяти великомученика Пантелеимона две морских победы над шведами: в 1714 году при Гангаузе (Финляндия) и в 1720 году при Гренгаме (небольшая гавань на Аландских островах).

Имя святого великомученика Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и молитве о немощном. Память его особенно торжественно совершается в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Собор во имя его построен в 1826 году по типу древних афонских храмов. В алтаре, в драгоценном ковчеге, хранится главная святыня обители — глава святого великомученика Пантелеимона. За 8 дней до праздника начинается предпразднство. В эти дни после вечерни поются молебные каноны на 8 гласов, примечательно, что для каждого дня имеется особый канон. В день праздника совершается торжественное всенощное бдение и тысячи гостей и паломников участвуют в Богослужении. По рукописной афонской службе напечатаны припевы на 9-й песне канона великомученику. По древней традиции паломники Русской Православной Церкви ежегодно совершают поездки в Грецию и на Святую Гору Афон к дню памяти святого великомученика Пантелеимона.
Размещено 22:24 8/08/2015
святы угодниче Пантелеймоне ! моли Бога о нас !!!!!!!!!!!
  « Предыдущая страница  |  просмотр результатов 1-10 из 14  |  Следующая страница »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму