Кладем иконку. Сверху на нее лист прозрачной бумаги.
Делаем прорись (кальку) без прорисовывания деталей лика, рук, ног младенца, только контуры. Контуры деталей, которые будут впоследствии вырезаться, нужно нарисовать немного подальше, чтобы впоследствии риза не наехала на икону и частично не закрыла лик или руки.
Если отверстие будет несколько больше – не страшно. Хуже, когда риза наезжает на те части иконы, которые должны быть открыты
Определяемся с материалом, т.е. подбираем бисер необходимых цветов, камешки, бусинки и т.п. Повторение точных цветов (как на иконе) сложное тем, что не всегда можно найти подходящего цвета бисер, да и, в конечном итоге, работа получается грубоватая. Советую использовать чешский бисер. Он хоть и дороже, чем обычный, но у него больше преимуществ. Даже то, что потом с бисера не слезет краска, т.е. цвета не потускнеют, даёт чешскому бисеру большое преимущество. Скажу по собственному опыту: вышивала китайским бисером. Пока всю работу дошила, все цвета потускнели и как-будто бисер облез:(
Запяливаем ткань. Если поверхность будет полностью вышита, то можно вышивать по х/б ткани, я вышивала по мелкой канве,а если предполагается, что часть ткани будет видна, то вехнюю ткань берем такую, какая нам нужна(например парча).
Длина ткани должна быть больше, чем периметр иконы + запас ткани для подгиба.
Наносим прорись на запяленную ткань с помощью кальки, обведя прорись либо ручкой, либо карандашом.
Советую начать вышивать с контуров облачения Божьей Матери и Спасителя. Это удобно тем, что у Вас уже будут готовые границы, вам останется заполнить их внутри. Если же сначала вышивать облачения, то контуры могут быть впоследствии не ровными, что значительно искажает вашу работу.
После облачений, вышиваем нимбы и фон.
Что касается букв: я вырезаю окошки, чтобы не вышивать мелкие буковки. А если иконка маленькая и буквы получаются очень маленькими, смысла нет делать окошки, да это ещё и очень трудно, то просто вышиваю весь фон. Тогда на иконке не будет букв. Сначала меня это очень смущало. Но батюшка сказал, что смущаться не нужно, т.к. оклад - он и есть оклад. И показал мне старинную икону в металлическом окладе, где не было ни одной буковки за счёт того, что фон представлял из себя множество завитушек.
На этом окладе вы как раз можете увидеть вариант "без букв".
Далее, аккуратно маникюрными ножницами надсекаем ткань так, чтобы она хорошо и плавно загнулась на изнанку. Подшиваем ее к изнанке, проходя два, а то и три раза по кругу, чтобы ткань была хорошо закреплена.
Советую проклеить с изнанки ту ткань, которую мы загибали, т.е. края. Можно использовать мучной клейстер или обычный клей ПВА.
После высыхания клея, снимаем работу с палец. Прикладываем к иконе.
Советую использовать двусторонний скотч. Это я прочитала здесь.Цитирую объяснение одной мастерицы: " На тыльную сторону иконной доски по периметру приклеиваю скотч, и поочередно снимая второй бумажный слой с него, заворачиваю на изнанку ткань и приклеиваю к скотчу. Если нужно подправить, можно отклеить и сделать еще раз, скотч прилипает хорошо. Когда я вижу, что результат меня устраивает, риза расположена правильно и никуда не сдвигается, я фиксирую углы, пришиваю их нитками. Лишнюю ткань на изнанке срезаю. "
Можно вставить икону в киот. А можно пришить к тыльной стороне иконы ткань.
Вот и готово:)
Мастерская Веры Кудрячовой.
Помощи Вам Божией! :)
От себя могу сказать, спасибо матушке Вере, ибо на бескрайних просторах интернета это чуть ли не единственное подробное объяснение как вышить икону без схемы. У маститых дизайнеров не выспросишь)))