Во второй половине 2010 года на 4-х главных въездах в город взамен старых знаков «Псков» были построены новые каменные знаки «Псков. Город воинской славы».
Псков — город на северо-западе России, административный центр Псковской области. Один из древнейших городов России.
Население 203300 жителей (2010).
Город расположен на реке Великая (впадает в Псковское озеро) при слиянии её с рекой Пскова.
Псков впервые упоминается под 903 годом («Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись). В X — начале XII веков в составе Древнерусского государства. C XII века — в составе Новгородской земли. В XIV—XV вв. центр Псковской республики. С 1510 в составе Великого Княжества Московского
В 1581—1582 во время Ливонской войны выдержал полугодовую осаду войск Стефана Батория. С 1777 центр Псковской губернии с 10-ю уездами.
За время оккупации германскими войсками в годы Великой Отечественной войны в Пскове разрушено 94% жилого фонда. Древнейшая часть города — Кром — Псковский кремль. Сохранились соборы Мирожского (до 1156), Ивановского (1243), Снетогорского (1310) монастырей, церкви Василия на Горке (1413), Косьмы и Дамиана (1463) и др.
Впервые Псков упоминается в первой русской летописи «Повести временных лет» под 903 годом в связи с женитьбой князя Игоря на псковитянке Ольге. В житиях святой Ольги ее родиной называется погост Выбуты, что расположен вверх по течению реки Великой недалеко от Пскова. Здесь юная псковитянка перевезла на своем челне через реку князя Игоря. Поражённый красотой и мудростью Ольги, он, когда подошло время жениться, послал за ней сватов и увез псковитянку в Киев. Старинный поэтический рассказ «Сказание о княгине Ольге» гласит, что она, будучи уже киевской княгиней, стоя на левом берегу реки Великой, увидела три ослепительных луча на противоположном высоком берегу и предрекла строительство на этом месте Троицкого собора, что будет стоять вечно и незыблемо, и города, который будет славен и богат. Святая Ольга и Святая Троица стали небесными покровителями и защитниками нашего города. На месте, где стояла княгиня Ольга на берегу Великой, позже стали возводить часовни в память о ней. Великая княгиня Ольга стала первой христианкой в правящей династии. Новую веру принял сам и крестил Русь внук княгини Ольги князь Владимир, который родился в деревне Будник под Псковом. Княгиня Ольга стала первой русской святой, за ее деяния, признанные на Руси. Православная церковь причислила княгиню к лику святых и именует ее Святой Равноапостольной Благоверной княгиней Ольгой Российской. Великая княгиня Ольга умерла 11 июля (24 июля по новому стилю) 969 года. День ее смерти стал днем ее памяти и отмечается во всем православном мире. Особенно чтят княгиню Ольгу в Пскове. Дни освобождения города от фашистских захватчиков (23 июля 1944 года) и памяти святой Ольги отмечаются в Пскове как Дни города. Свидетельством возрождения древних традиций является крестный ход (24 июля) от псковских православных храмов в исторический центр 1 Кремль, на торжественный молебен, посвященный святой покровительнице города.
Город интересен своими памятниками архитектуры, истории и искусства.
Храм Псковской школы зодчества. Построен в 1496 году. Название «Броды» произошло, очевидно, от того, что в этом месте переправлялись в брод через Пскову-реку. Теперь тут проложены так называемые Барзовы мостки. Местность носила еще другое название – «Кстова», от слова крестить или, по-простонародному – кстить. По мнению Прозоровского, поводом к этому названию мог послужить праздник Богоявления, называемый Крещением или Кщением.
Древний русский город Псков, возникший еще во времена "призвания варягов" на месте более раннего поселения, испокон веков был сберегателем юго-западных границ новгородских владений. Еще в конце XI - начале XII века на высоком берегу рек Великой и Псковы была возведена первая каменная крепость. Суровость края и нередкие войны с неприятелями наложили отпечаток и на облик этого города, и на характер его жителей. В Пскове хранили память о защитниках Русской земли и особенно чтили святых князей-воителей - Довмонта - Тимофея и Всеволода - Гавриила.
На высоком холме при впадении реки Псковы в реку Великую возвышается сейчас псковский кремль - Кром - с мощными башнями и белокаменными стенами. Местность эта в старину была весьма удобна для обороны: высокий крутой берег с трех сторон огражден водой, а с юга к холму некогда подступали овраг и болота. Археологические раскопки показали, что поселения здесь существовали уже с первых веков нашей эры. С VIII-XI столетий на территории будущего Пскова стали жить славяне-кривичи. Однако предыстория знаменитого в дальнейшем города настолько затерялась в глубине веков, что не сохранилось и преданий о его основании.
Псковский Кром (Кремль) — историко-архитектурный центр Пскова. Расположен на узком и высоком мысу при впадении реки Псковы в реку Великую. Занимает площадь 3 га. Начальное поселение в мысовой части городища датируется серединой первого тысячелетия. В X—XII веках здесь существовали земляные, а возможно, и каменные укрепления, и деревянный Троицкий собор. В период Псковской республики (XIV — начало XVI веков) Кремль с его собором, вечевой площадью и кромскими клетями был духовным, юридическим и административным центром псковской земли. Территория Кремля обнесена каменными крепостными стенами с ходовыми площадками перекрытыми деревянной кровлей высотою 6-8 м и толщиною от 2,5 м до 6,0 м (передняя (южная) стена Крома «перси»). Протяжённость восточной стены Кремля — 435 м; западной — 345 м. Протяжённость южной стены («перси») 88 м. С 1510 г. обстраиванье Псковской земли стало приоритетным для Москвы. Повелением великого князя интенсифицировалось культовое и оборонное зодчество псковских мастеров. В 1516-1564 гг. в Пскове возведено то же число церквей, что и за период с 1404 по 1508 гг.
Только в 1519 г. строились три храма в Пскове, один - в Опочке и два - в Псково-Печерском монастыре. В 1558-1565 гг. Псково-Печерский монастырь, по сооружении стен и башен, сделался крепостью. К 1537 г. завершена фортификация Пскова: в верхнем течении и в устье реки Псковы сложены поперечные стены - Верхние и Нижние решетки, сомкнувшие внешнее кольцо обороны и превратившие часть реки во внутреннюю гавань города.
Когда-то, когда Псков был малоэтажным, золотые маковки Троицкого собора в хорошую погоду были видны за 30-40 километров. А вот величественные стены его каких-то сорок-пятьдесят лет назад вы бы не увидели. В первый раз их перестраивали в 1337 году, затем в 1393 году – тогда же на южной стене, Персях, возвели звонницу (характерный элемент северной русской архитектуры – стена с навесом для колоколов; очень хорошо сохранилась, например, звонница церкви Успенья с Парома, что напротив Крома, на противоположном берегу Великой). В 1400 и 1425 гг. стены поновляли, а в XVII в. обветшавшую звонницу разрушили и возвели восьмигранную колокольню. В 1701 г. по приказу Петра I верхние части башен были разобраны, шатры с них сняты, нижнюю часть башен засыпали землёй и установили там орудийные батареи с земляными редутами. Убрали и крытую галерею вдоль стен, а сами стены укрепили изнутри насыпями. В последующие годы стены ветшали, местами из них вытаскивали камень-плитняк, кое-что разрушили после революции, и особенно много постарались в этом отношении немецкие захватчики. В 70-е годы стены и башни были в руинах, и было решено провести реставрацию. Эти работы идут и сейчас, но б?льшая часть Крома ныне восстановлена, хотя впереди ещё много работы.
БАШНИ КРОМА И ДОВМОНТОВА ГОРОДА: Власьевская (у Ольгинского моста), Рыбницкая (близ входа в Кром, на углу площади Ленина), Довмонтова (на углу стен Крома и Довмонтова города), колокольня, Средняя (над Псковой – исключительно красиво смотрится с Троицкого (Советского) моста через Пскову), Кутекрома или Кутий Костёр (в дальнем конце Крома), Плоская (на слиянии рек Псковы и Великой).
ДРУГИЕ СОХРАНИВШИЕСЯ БАШНИ ГОРОДСКИХ УКРЕПЛЕНИЙ: Высокая, или Воскресенская (на другом берегу Псковы, напротив Плоской), Варлаамская, или Наугольная (следующая за ней, напротив собора Иоанна Предтечи, что на другом берегу Великой); Гремячая (на Пскове, возле ц.Косьмы и Дамиана со Гремячей Горы), Михайловская (первая от Псковы в сохранившемся участке стены, что тянется вдоль Стенной (Свердлова) улицы и Летнего сада; Петровская, Покровская (близ Баториева Пролома и моста 50-летия Октября), Мстиславская (на наб.Великой, позади ц.Одигитрии), Великая (близ ц.Анастасии Римлянки).
Стена впереди зовётся Персями – то есть «грудью» Крома. Она прикрывала крепость с наиболее доступной для врага южной стороны. Сегодня её украшает декоративная композиция в память победы Александра Невского на Чудском озере, включающая псковский герб . Перед нею прежде был выкопан защитный ров – Гребля. Слева, на стыке стен, стоит гранёная Довмонтова башня, своим «европейским» видом выделяющаяся среди своих сестёр. Она построена в XIX в. на месте более древней Смердьей башни, в которой были одни из ворот Крома. Пространство перед Персями – Довмонтов Город, до 1886 г. представлявший собой свалку строительного мусора. Лишь при отделке Троицкого собора (1885 г.) началась его расчистка и были восстановлены Великие ворота, ведущие из Довмонтова города в Кром. Тогда же ворота были украшены лепниной. На территории Довмонтова города можно видеть несколько фундаментов церквей, показывающих плотность застройки XV в. До XII в. здесь был посад, а князь Довмонт-Тимофей перенёс сюда свой двор, «судницу» и «поле» (место судебных поединков). При Довмонте же здесь был основан женский монастырь с каменным храмом во имя Рождества Богородицы. Где всё это помещалось, даже с учётом того, что Довмонтов город был заметно больше сохранившейся части (южная стена начиналась у Власьевской башни, то есть практически у нынешнего Ольгинского моста, и тянулась почти до нынешнего памятника Ленина) – представить непросто... Во времена расцвета Пскова в Довмонтовом городе размещались 19 церквей, в западной стороне стояли княжеские хоромы, на юго-западе – гражданские здания, где располагалось управление производственными, купеческими и церковными делами города. У каждого храма (а это, по всей видимости, были цеховые храмы святых патронов объединений ремесленников и купцов) было своё кладбище, с оградами и воротами, да ещё стояли и избы! К XVII в. в Довмонтовом городе сохранилось лишь 11 церквей, а также Дворцовый приказ, Съезжая, Приказная и Дьячья избы, и прочие казённые здания, из коих сохранились лишь Приказные палаты.
В здании Приказной палаты на втором этаже была устроена палата воеводы и палата подьячих, внизу находились сени, тюрьма, архив. С 1760 по 1853 год размещалась Духовная консистория, где находились церковный архив и административные власти Псковской епархии.В начале ХХ века здесь располагались лавки и чайная, а затем после реставрации открылись экспозиции и выставочный зал Псковского музея.
Троицкая (Часовая) башня.
Троицкая или Часовая башня находилась у ворот, а ворота назывались Троицкие и, в последнее время, Великие - отсюда и название.
Просторный двор, Троицкий собор (1682-1699, первый собор поставлен ещё в Х в.) и колокольня. Справа – закрытые ворота, выходившие на Пскову и закрытые в 2001 г. после того, как хулиганы ночью проникли через них в Кром и подожгли леса у одной из башен. Прежде у собора имелся свой двор – буй, огороженный бревенчатым тыном, а за ним стояло здание Сеней, где размещались архив и канцелярия псковского Веча. По левую руку – площадка, на которой сейчас происходят спектакли на открытом воздухе и иные мероприятия, а в старину тут стояла Вечевая Ступень – полукруглый помост (6 м в диаметре, 1 м. в высоту), откуда посадники и князь обращались к Вечу. На помосте заседали и «лучшие люди» города. Сидячие места предназначались для духовенства и знати, а представители «концов» и улиц стояли у подножия Ступени. Сегодня лестница, ведущая в собор, почти достигает стены Крома, но до XIX в. она была гораздо короче – и круче. Нижний ярус собора использовался также как усыпальница для знатных людей города – до наших дней дошло 9 саркофагов в подцерковье.
Довмонтова башня (реконструкция 19 век).
Реконструкция 19 века (1866 год). Ранее на этом месте находилась круглая "смердья" башня со "смердьими" воротами.
Входящие в Великие ворота попадают на территорию Крома не сразу. Сначала они оказываются в захабе (который также называется охабень или захабень) – изогнутом коридоре, замыкавшемся воротами с обоих сторон. В случае прорыва врага в ворота его передовой отряд оказывался в каменном мешке, простреливавшемся со стен.
Троицкий собор.
Издревле Троицкий собор (1682-1699, первый собор поставлен ещё в Х в.) был главной святыней не одного только города Пскова, но и всей Псковской земли. Для Псковичей он имел тоже значение, что Софийский собор для Новгородцев. Воинственный клич: «постоим за Святую Троицу!» возбуждал мужество ратных людей во время битвы. Победу над врагом Псковичи приписывали не себе, а милости Святой Троицы.
Сегодня лестница, ведущая в собор, почти достигает стены Крома, но до XIX в. она была гораздо короче – и круче. Нижний ярус собора использовался также как усыпальница для знатных людей города – до наших дней дошло 9 саркофагов в подцерковье.
Внутри собор поражает объёмом, высотой, обилием света и замечательной соразмерностью. Иконостас и иконы на нём относятся к рубежу XVII-XVIII вв., но есть и более древние (XV-XVI вв.) – например, Чигирской Богоматери с клеймами на рамке, Всеволода-Гавриила, изображённого с моделью Троицкого собора в руке, Николая Угодника; уникален Ольгин крест, созданный в 1623 г. по образцу более древнего.
Колокольня Троицкого Кафедрального собора.
В XVII в. разрушили обветшавшую звонницу собора, и возвели восьмигранную колокольню. Построена в XVIII веке. В ней находятся: Церковная библиотека Музей Пресс-служба Епархии Паломническая служба "Ветроград" Приблизительно на месте теперешней колокольни Троицкого собора стояла башня у Лубяного всхода, или Средняя Кремлевская. Есть предположение, что нижняя часть колокольни переделана из этой башни. Лубяной всход вел в Кремль со стороны Псковы от Рыбного торга. В XV веке в башне этой „снедь блюли (хранили) собакам на ядь"—собакам, охранявшим Кремль от воров.
Во второй половине 2010 года на 4-х главных въездах в город взамен старых знаков «Псков» были построены новые каменные знаки «Псков. Город воинской славы».
Псков — город на северо-западе России, административный центр Псковской области. Один из древнейших городов России.
Население 203300 жителей (2010).
Город расположен на реке Великая (впадает в Псковское озеро) при слиянии её с рекой Пскова.
Псков впервые упоминается под 903 годом («Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись). В X — начале XII веков в составе Древнерусского государства. C XII века — в составе Новгородской земли. В XIV—XV вв. центр Псковской республики. С 1510 в составе Великого Княжества Московского
В 1581—1582 во время Ливонской войны выдержал полугодовую осаду войск Стефана Батория. С 1777 центр Псковской губернии с 10-ю уездами.
За время оккупации германскими войсками в годы Великой Отечественной войны в Пскове разрушено 94% жилого фонда. Древнейшая часть города — Кром — Псковский кремль. Сохранились соборы Мирожского (до 1156), Ивановского (1243), Снетогорского (1310) монастырей, церкви Василия на Горке (1413), Косьмы и Дамиана (1463) и др.
Впервые Псков упоминается в первой русской летописи «Повести временных лет» под 903 годом в связи с женитьбой князя Игоря на псковитянке Ольге. В житиях святой Ольги ее родиной называется погост Выбуты, что расположен вверх по течению реки Великой недалеко от Пскова. Здесь юная псковитянка перевезла на своем челне через реку князя Игоря. Поражённый красотой и мудростью Ольги, он, когда подошло время жениться, послал за ней сватов и увез псковитянку в Киев. Старинный поэтический рассказ «Сказание о княгине Ольге» гласит, что она, будучи уже киевской княгиней, стоя на левом берегу реки Великой, увидела три ослепительных луча на противоположном высоком берегу и предрекла строительство на этом месте Троицкого собора, что будет стоять вечно и незыблемо, и города, который будет славен и богат. Святая Ольга и Святая Троица стали небесными покровителями и защитниками нашего города. На месте, где стояла княгиня Ольга на берегу Великой, позже стали возводить часовни в память о ней. Великая княгиня Ольга стала первой христианкой в правящей династии. Новую веру принял сам и крестил Русь внук княгини Ольги князь Владимир, который родился в деревне Будник под Псковом. Княгиня Ольга стала первой русской святой, за ее деяния, признанные на Руси. Православная церковь причислила княгиню к лику святых и именует ее Святой Равноапостольной Благоверной княгиней Ольгой Российской. Великая княгиня Ольга умерла 11 июля (24 июля по новому стилю) 969 года. День ее смерти стал днем ее памяти и отмечается во всем православном мире. Особенно чтят княгиню Ольгу в Пскове. Дни освобождения города от фашистских захватчиков (23 июля 1944 года) и памяти святой Ольги отмечаются в Пскове как Дни города. Свидетельством возрождения древних традиций является крестный ход (24 июля) от псковских православных храмов в исторический центр 1 Кремль, на торжественный молебен, посвященный святой покровительнице города.
Город интересен своими памятниками архитектуры, истории и искусства.
Храм Псковской школы зодчества. Построен в 1496 году. Название «Броды» произошло, очевидно, от того, что в этом месте переправлялись в брод через Пскову-реку. Теперь тут проложены так называемые Барзовы мостки. Местность носила еще другое название – «Кстова», от слова крестить или, по-простонародному – кстить. По мнению Прозоровского, поводом к этому названию мог послужить праздник Богоявления, называемый Крещением или Кщением.
Древний русский город Псков, возникший еще во времена "призвания варягов" на месте более раннего поселения, испокон веков был сберегателем юго-западных границ новгородских владений. Еще в конце XI - начале XII века на высоком берегу рек Великой и Псковы была возведена первая каменная крепость. Суровость края и нередкие войны с неприятелями наложили отпечаток и на облик этого города, и на характер его жителей. В Пскове хранили память о защитниках Русской земли и особенно чтили святых князей-воителей - Довмонта - Тимофея и Всеволода - Гавриила.
На высоком холме при впадении реки Псковы в реку Великую возвышается сейчас псковский кремль - Кром - с мощными башнями и белокаменными стенами. Местность эта в старину была весьма удобна для обороны: высокий крутой берег с трех сторон огражден водой, а с юга к холму некогда подступали овраг и болота. Археологические раскопки показали, что поселения здесь существовали уже с первых веков нашей эры. С VIII-XI столетий на территории будущего Пскова стали жить славяне-кривичи. Однако предыстория знаменитого в дальнейшем города настолько затерялась в глубине веков, что не сохранилось и преданий о его основании.
Псковский Кром (Кремль) — историко-архитектурный центр Пскова. Расположен на узком и высоком мысу при впадении реки Псковы в реку Великую. Занимает площадь 3 га. Начальное поселение в мысовой части городища датируется серединой первого тысячелетия. В X—XII веках здесь существовали земляные, а возможно, и каменные укрепления, и деревянный Троицкий собор. В период Псковской республики (XIV — начало XVI веков) Кремль с его собором, вечевой площадью и кромскими клетями был духовным, юридическим и административным центром псковской земли. Территория Кремля обнесена каменными крепостными стенами с ходовыми площадками перекрытыми деревянной кровлей высотою 6-8 м и толщиною от 2,5 м до 6,0 м (передняя (южная) стена Крома «перси»). Протяжённость восточной стены Кремля — 435 м; западной — 345 м. Протяжённость южной стены («перси») 88 м. С 1510 г. обстраиванье Псковской земли стало приоритетным для Москвы. Повелением великого князя интенсифицировалось культовое и оборонное зодчество псковских мастеров. В 1516-1564 гг. в Пскове возведено то же число церквей, что и за период с 1404 по 1508 гг.
Только в 1519 г. строились три храма в Пскове, один - в Опочке и два - в Псково-Печерском монастыре. В 1558-1565 гг. Псково-Печерский монастырь, по сооружении стен и башен, сделался крепостью. К 1537 г. завершена фортификация Пскова: в верхнем течении и в устье реки Псковы сложены поперечные стены - Верхние и Нижние решетки, сомкнувшие внешнее кольцо обороны и превратившие часть реки во внутреннюю гавань города.
Когда-то, когда Псков был малоэтажным, золотые маковки Троицкого собора в хорошую погоду были видны за 30-40 километров. А вот величественные стены его каких-то сорок-пятьдесят лет назад вы бы не увидели. В первый раз их перестраивали в 1337 году, затем в 1393 году – тогда же на южной стене, Персях, возвели звонницу (характерный элемент северной русской архитектуры – стена с навесом для колоколов; очень хорошо сохранилась, например, звонница церкви Успенья с Парома, что напротив Крома, на противоположном берегу Великой). В 1400 и 1425 гг. стены поновляли, а в XVII в. обветшавшую звонницу разрушили и возвели восьмигранную колокольню. В 1701 г. по приказу Петра I верхние части башен были разобраны, шатры с них сняты, нижнюю часть башен засыпали землёй и установили там орудийные батареи с земляными редутами. Убрали и крытую галерею вдоль стен, а сами стены укрепили изнутри насыпями. В последующие годы стены ветшали, местами из них вытаскивали камень-плитняк, кое-что разрушили после революции, и особенно много постарались в этом отношении немецкие захватчики. В 70-е годы стены и башни были в руинах, и было решено провести реставрацию. Эти работы идут и сейчас, но б?льшая часть Крома ныне восстановлена, хотя впереди ещё много работы.
БАШНИ КРОМА И ДОВМОНТОВА ГОРОДА: Власьевская (у Ольгинского моста), Рыбницкая (близ входа в Кром, на углу площади Ленина), Довмонтова (на углу стен Крома и Довмонтова города), колокольня, Средняя (над Псковой – исключительно красиво смотрится с Троицкого (Советского) моста через Пскову), Кутекрома или Кутий Костёр (в дальнем конце Крома), Плоская (на слиянии рек Псковы и Великой).
ДРУГИЕ СОХРАНИВШИЕСЯ БАШНИ ГОРОДСКИХ УКРЕПЛЕНИЙ: Высокая, или Воскресенская (на другом берегу Псковы, напротив Плоской), Варлаамская, или Наугольная (следующая за ней, напротив собора Иоанна Предтечи, что на другом берегу Великой); Гремячая (на Пскове, возле ц.Косьмы и Дамиана со Гремячей Горы), Михайловская (первая от Псковы в сохранившемся участке стены, что тянется вдоль Стенной (Свердлова) улицы и Летнего сада; Петровская, Покровская (близ Баториева Пролома и моста 50-летия Октября), Мстиславская (на наб.Великой, позади ц.Одигитрии), Великая (близ ц.Анастасии Римлянки).
Стена впереди зовётся Персями – то есть «грудью» Крома. Она прикрывала крепость с наиболее доступной для врага южной стороны. Сегодня её украшает декоративная композиция в память победы Александра Невского на Чудском озере, включающая псковский герб . Перед нею прежде был выкопан защитный ров – Гребля. Слева, на стыке стен, стоит гранёная Довмонтова башня, своим «европейским» видом выделяющаяся среди своих сестёр. Она построена в XIX в. на месте более древней Смердьей башни, в которой были одни из ворот Крома. Пространство перед Персями – Довмонтов Город, до 1886 г. представлявший собой свалку строительного мусора. Лишь при отделке Троицкого собора (1885 г.) началась его расчистка и были восстановлены Великие ворота, ведущие из Довмонтова города в Кром. Тогда же ворота были украшены лепниной. На территории Довмонтова города можно видеть несколько фундаментов церквей, показывающих плотность застройки XV в. До XII в. здесь был посад, а князь Довмонт-Тимофей перенёс сюда свой двор, «судницу» и «поле» (место судебных поединков). При Довмонте же здесь был основан женский монастырь с каменным храмом во имя Рождества Богородицы. Где всё это помещалось, даже с учётом того, что Довмонтов город был заметно больше сохранившейся части (южная стена начиналась у Власьевской башни, то есть практически у нынешнего Ольгинского моста, и тянулась почти до нынешнего памятника Ленина) – представить непросто... Во времена расцвета Пскова в Довмонтовом городе размещались 19 церквей, в западной стороне стояли княжеские хоромы, на юго-западе – гражданские здания, где располагалось управление производственными, купеческими и церковными делами города. У каждого храма (а это, по всей видимости, были цеховые храмы святых патронов объединений ремесленников и купцов) было своё кладбище, с оградами и воротами, да ещё стояли и избы! К XVII в. в Довмонтовом городе сохранилось лишь 11 церквей, а также Дворцовый приказ, Съезжая, Приказная и Дьячья избы, и прочие казённые здания, из коих сохранились лишь Приказные палаты.
В здании Приказной палаты на втором этаже была устроена палата воеводы и палата подьячих, внизу находились сени, тюрьма, архив. С 1760 по 1853 год размещалась Духовная консистория, где находились церковный архив и административные власти Псковской епархии.В начале ХХ века здесь располагались лавки и чайная, а затем после реставрации открылись экспозиции и выставочный зал Псковского музея.
Троицкая (Часовая) башня.
Троицкая или Часовая башня находилась у ворот, а ворота назывались Троицкие и, в последнее время, Великие - отсюда и название.
Просторный двор, Троицкий собор (1682-1699, первый собор поставлен ещё в Х в.) и колокольня. Справа – закрытые ворота, выходившие на Пскову и закрытые в 2001 г. после того, как хулиганы ночью проникли через них в Кром и подожгли леса у одной из башен. Прежде у собора имелся свой двор – буй, огороженный бревенчатым тыном, а за ним стояло здание Сеней, где размещались архив и канцелярия псковского Веча. По левую руку – площадка, на которой сейчас происходят спектакли на открытом воздухе и иные мероприятия, а в старину тут стояла Вечевая Ступень – полукруглый помост (6 м в диаметре, 1 м. в высоту), откуда посадники и князь обращались к Вечу. На помосте заседали и «лучшие люди» города. Сидячие места предназначались для духовенства и знати, а представители «концов» и улиц стояли у подножия Ступени. Сегодня лестница, ведущая в собор, почти достигает стены Крома, но до XIX в. она была гораздо короче – и круче. Нижний ярус собора использовался также как усыпальница для знатных людей города – до наших дней дошло 9 саркофагов в подцерковье.
Довмонтова башня (реконструкция 19 век).
Реконструкция 19 века (1866 год). Ранее на этом месте находилась круглая "смердья" башня со "смердьими" воротами.
Входящие в Великие ворота попадают на территорию Крома не сразу. Сначала они оказываются в захабе (который также называется охабень или захабень) – изогнутом коридоре, замыкавшемся воротами с обоих сторон. В случае прорыва врага в ворота его передовой отряд оказывался в каменном мешке, простреливавшемся со стен.
Троицкий собор.
Издревле Троицкий собор (1682-1699, первый собор поставлен ещё в Х в.) был главной святыней не одного только города Пскова, но и всей Псковской земли. Для Псковичей он имел тоже значение, что Софийский собор для Новгородцев. Воинственный клич: «постоим за Святую Троицу!» возбуждал мужество ратных людей во время битвы. Победу над врагом Псковичи приписывали не себе, а милости Святой Троицы.
Сегодня лестница, ведущая в собор, почти достигает стены Крома, но до XIX в. она была гораздо короче – и круче. Нижний ярус собора использовался также как усыпальница для знатных людей города – до наших дней дошло 9 саркофагов в подцерковье.
Внутри собор поражает объёмом, высотой, обилием света и замечательной соразмерностью. Иконостас и иконы на нём относятся к рубежу XVII-XVIII вв., но есть и более древние (XV-XVI вв.) – например, Чигирской Богоматери с клеймами на рамке, Всеволода-Гавриила, изображённого с моделью Троицкого собора в руке, Николая Угодника; уникален Ольгин крест, созданный в 1623 г. по образцу более древнего.
Колокольня Троицкого Кафедрального собора.
В XVII в. разрушили обветшавшую звонницу собора, и возвели восьмигранную колокольню. Построена в XVIII веке. В ней находятся: Церковная библиотека Музей Пресс-служба Епархии Паломническая служба "Ветроград" Приблизительно на месте теперешней колокольни Троицкого собора стояла башня у Лубяного всхода, или Средняя Кремлевская. Есть предположение, что нижняя часть колокольни переделана из этой башни. Лубяной всход вел в Кремль со стороны Псковы от Рыбного торга. В XV веке в башне этой „снедь блюли (хранили) собакам на ядь"—собакам, охранявшим Кремль от воров.
Псков и его окрестности - очень красивые места и величественные! я была только один раз в паломнической поездке два года назад. Пробыли всего два дня, но до сих пор вспоминаем, радуемся и укрепляемся. Очень советую всем посетить, и сама с удовольствием еще бы съездила, и не раз! Только на более долгое время, чтобы лучше всё рассмотреть) Псковский кремль - настоящее чудо, и сам город очень отличается от всех, где была раньше, своей атмосферой, архитектурой, ритмом жизни..)
Псков и его окрестности - очень красивые места и величественные! я была только один раз в паломнической поездке два года назад. Пробыли всего два дня, но до сих пор вспоминаем, радуемся и укрепляемся. Очень советую всем посетить, и сама с удовольствием еще бы съездила, и не раз! Только на более долгое время, чтобы лучше всё рассмотреть) Псковский кремль - настоящее чудо, и сам город очень отличается от всех, где была раньше, своей атмосферой, архитектурой, ритмом жизни..)