Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

 Беседа с генеральным директором Государственной Третьяковской галереи Ириной Лебедевой

alt   В дни, когда православный мир празднует память просветителей славян, в Государственной Третьяковской галерее открылась беспрецедентная по своему художественному, просветительскому и миссионерскому значению выставка шедевров древнерусского искусства.

Ее организаторов вдохновила та же идея, что и послов Киевской Руси при выборе ими православия как государственной религии: возможность через высочайшие образцы художественного искусства, вдохновленного красотой божественного, найти путь к духовному совершенству и в своем бытии.

Об удивительной выставке порталу Православие.Ru рассказывает Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

***

alt   – Ирина Владимировна, выставка «Святая Русь» год назад экспонировалась во Франции. Какой отклик у посетителей она имела тогда и почему ее решили показать и в России?

– Сама идея организации такой огромной по масштабу выставки, где были бы собрано столько шедевров, родилась давно - у наших французских коллег из Лувра. На подготовку такого проекта ушли годы: французские специалисты, совместно с русскими музеями, в течении нескольких лет подбирали и изучали памятники, которые наиболее ярко могут проиллюстрировать разные стороны традиционной русской духовности. Был собран абсолютно уникальный материал из самых разных фондов: Русского музея, Третьяковской галереи, Владимиро-Суздальского, Кирилло-Белозерского музеев-заповедников, всего около 450 экспонатов из 25 крупнейших музеев, архивов и библиотек.

В результате выставка была показана в рамках Года России-Франции 2010. Она открывала этот год и, без преувеличения, стала самым заметным и сильным проектом этого международного форума. В Лувре выставку посетили более 200 тысяч человек. Даже нас, специалистов, поразила беспрецедентность представленного музейного собрания. На открытии ее посетили и главы двух государств – Дмитрий Медведев и Николя Саркози, после чего по инициативе Президента России было принято решение об экспонировании этой выставки в Москве и Петербурге. Впервые наши зрители смогут увидеть подобные шедевры все вместе, в одном музейном пространстве – и вряд ли это возможно будет повторить в ближайшем будущем.

– В чем отличие «Святой Руси», показанной французам, и «Святой Руси», которую увидят в России?

– Цель экспонирования наших шедевров во Франции была, прежде всего, в том, чтобы познакомить европейскую публику с не столь известной для них русской культурой. В залах Лувра, которые представляют собой анфиладу, экспонаты были расположены в хронологическом порядке.

Российского посетителя, в массе своей знакомого с собственной культурой и историей, здесь ждет просвещение особого рода: радость нового узнавания знакомых или хотя бы подсознательно близких по духу явлений. Нам хотелось показать, что сегодня «Святая Русь» – это не просто устоявшееся словосочетание или идеальное представление о нашем историческом прошлом. Это национальная идея, которая, как показывает наша выставка, по-разному раскрывалась в каждую историческую эпоху и в различных сторонах нашей повседневновности: и в частной жизни человека, и в доме, и в храме, и в отношениях Церкви и государства.

Кроме того, на выставке в России возможно было представить уникальные экспонаты: Например, фреску «Битва новгородцев с суздальцами» из собрания Государственной Третьяковской Галереи.

– Как удалось логично выстроить экспозицию, состоящую из настолько разных произведений искусства, к тому же принадлежащих к разным историческим периодам?

– Особой задачей, стоящей перед музейными кураторами, была необходимость так организовать пространство достаточно большого – 2500 кв. м., зала Третьяковской галереи на Крымском Валу, чтобы это было логично и интересно. В результате наши специалисты создали особую сложную схему показа. В ее основе семь тематических разделов.

Первый - «Рождение в духе. Крещение Руси и утверждение христианской веры» прослеживает истоки христианства, начиная со времен святого равноапостольного князя Владимира. Главным смысловым акцентом здесь являются грандиозные Златые врата из собора Рождества Богородицы в Суздале начала XIII столетия. Здесь же представлен редкий экспонат из Лувра - оплечье (армилла) с изображением Воскресения - Сошествия во ад. Как предполагают исследователи, данное оплечье было частью парадного облачения князя Андрея Боголюбского.

Центральная часть экспозиции, «Под покровом Богородицы», раскрывает образ Богоматери как защитницы и покровительницы русского народа. В разделе «Заступники и наставники» представлены святые образы, наиболее характерные для понимания русской духовности: Святитель Николай, первые русские святые - князья Борис и Глеб, чудо Георгия о змие, Василий Блаженный. Особый раздел, «Свет в пустыне», посвящен культуре русских монастырей, которые всегда были центрами просвещения. Еще один раздел - «Земное царство и Царствие Небесное» рассказывает об идеальном устроении государства - симфонии Церкви и власти. Здесь экспонируется и драгоценный оклад иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева, поступивший в конце XVI века в Троице-Сергиеву лавру как вклад Бориса Годунова.

Ничуть не менее важным для средневекового человека было и устроение жизни частной, которая должна была опираться на те же фундаментальные ценности – о ней рассказывается в разделе «Святое в повседневном». Здесь можно увидеть походные иконостасы, домашние иконы, нательные кресты и многое другое. Последний раздел - «Небо на Земле. Русский православный храм» раскрывает принципы организации символического пространства в храме. Здесь представлена драгоценная церковная утварь, великолепный иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года.

Рукописные средневековые книги можно даже полистать – каждая страница их отсканирована и доступна посетителям для изучения с помощью удобных мультимедийных технологий.

Для нас было очень важно создать эмоциональное впечатление – чтобы любой человек, который входит в зал, сразу же реагировал на то, что он видит. Чтобы он всей душой ощущал, что богословие, будь оно выражено «в красках» или в декоративно-прикладном, или каллиграфическом искусстве – не умозрительный символ, а объективная реальность. Именно так ощущали действительность наши предки, и частица такого миропонимания живет в нашей исторической памяти. Поэтому, я думаю, на выставке будет интересно как людям воцерковленным, так и людям, которые слабо разбираются в религии или мало знакомы с церковным искусством. А искушенные знатоки искусства оценят сложное, иногда необычное сочетание разных художественных произведений. Ведь экспозиция представлена так, чтобы заставить задуматься, разбудить не только ум, но и душу. В этом ее просветительское значение.

– Как представители Русской Церкви оценили выставку?

– Накануне открытия выставку посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с супругой президента России Светланой Медведевой. Почетные гости высоко оценили уровень экспозиции, ее организацию. Но и мы, сотрудники музея в ходе этого визита сделали для себя открытие: Патриарх подтвердил, что находящаяся на выставке Грамота Константинопольского Собора об основании Московского патриархата, датируемая 1590 годом, не просто музейный раритет, а до сих пор действующий юридический документ. Так что, мы планируем сделать копию этого манускрипта, чтобы передать ее Церкви.

– Как и когда можно будет посетить выставку?

– Выставка продлится с 26 мая по 14 августа в Москве, а затем переедет в Санкт-Петербург, где будет экспонироваться в Михайловском замке с 1 октября до середины января 2012 года.

Для того, чтобы большее количество людей могли посетить выставку, мы возобновляем так называемые «Четверги допоздна» – то есть по четвергам выставка будет открыта открыта до 22.00 (кассы – до 21.00).

 


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму