Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 
Category: от второго по шестой Символ Веры

http://uaprom-image.s3.amazonaws.com/1065815_w640_h640_katehizis.png

 

 

О втором члене Символа веры.

      129. КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ИМЕНА «ИИСУС», «ХРИСТОС», «СЫН БОЖИЙ»?
       Сыном Божиимназывается второе лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом, когда Он родился на земле как человек. Христомназвали Его пророки, когда ещё ожидалось пришествие Его на землю.
      130. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ «ИИСУС»?
      Имя Иисусозначает Спасительи оно наречено Архангелом Гавриилом.
      131. ЭТО ИМЯ НАРЕЧЕНО БЫНУ БОЖИЮ ПРИ РОЖДЕНИИ ЕГО НА ЗЕМЛЕ,
      потому что Он родился спастилюдей.
      132. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ «ХРИСТОС»?
      Имя Христос означает Помазанники оно произошло от помазания священным миром, через которое подаются дары благодати Святого Духа.
      133. КОГО ЕЩЁ НАЗЫВАЛИ ПОМАЗАННИКАМИ?
      Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле называли царей, первосвященникови пророков.
      134. ПОЧЕМУ ИИСУС, СЫН БОЖИЙ НАЗВАН ПОМАЗАННИКОМ?
      Иисус, Сын Божий называется Помазанником потому, что Его человеческой природе безмерно сообщены все дары Святого Духа. Таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведениеПророка, святостьПервосвященника и могуществоЦаря.
      135. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ «ГОСПОДЬ»?
      Иисус Христос называется Господомв том смысле, что Он есть истинный Бог. Имя Господьесть одно из имён Божиих.
      136. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БОЖЕСТВЕ ИИСУСА ХРИСТА?
      Писание о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия, говорит так:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
(Ин. 1:1).
      137. ПОЧЕМУ ИИСУС ХРИСТОС ИМЕНУЕТСЯ СЫНОМ БОЖИИМ ЕДИНОРОДНЫМ?
      Иисус Христос именуется Сыном Божиим единороднымпотому, что Он один только есть Сын Божий, рождённый из существа Бога Отца, и поэтому единого существас Богом Отцом; и следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых ангелов и святых людей, которые называются сынами Божиими по
«благодати»
(см. Ин. 1:12).
      138. НАЗЫВАЕТ ЛИ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ЕДИНОРОДНЫМ?
      Священное Писание называет Иисуса Христа единородным. Например, в следующих изречениях евангелиста Иоанна:
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца»
(Ин. 1:14).
«Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»
(Ин. 1:18).
      139. КАКОВО ОТЛИЧИЕ СЫНА БОЖИЯ ОТ ДРУГИХ ЛИЦ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ?
      В Символе веры о Сыне Божием сказано, что Он
«рождён»
от Отца. Этим указывается на то личное свойство, которым Он отличается от других лиц Святой Троицы.
      140. КОГДА РОЖДЁН СЫН БОЖИЙ?
      Сказано, что Он рождён прежде всех век(предвечно), для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было. Этим указывается на то, что Иисус Христос есть вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец.
      141. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА «СВЕТА ОТ СВЕТА»?
      В Символе веры слова Света от Светаесть пример, который в некоторой степени объясняет непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Глядя на солнце, мы видим свет. От этого света рождается свет видимый во всем околосолнечном пространстве, но и тот, и другой есть один свет, нераздельный, одной природы. Подобно этому, Бог Отец есть вечный Свет(см. 1 Ин. 1:5); от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет, но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества.
      142. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА «БОГА ИСТИННА ОТ БОГА ИСТИННА»?
      Слова Символа веры: Бога истинна от Бога истиннаозначают, что Сын Божий называется истинным Богом в таком же смысле, как и Бог Отец.
      143. ЭТО СЛОВА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ,
      и они взяты из следующего изречения евангелиста Иоанна:
      
«Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная»
(1 Ин. 5:20).
      144. БЫЛ ЛИ СЫН БОЖИЙ СОТВОРЁН?
      В Символе веры сказано, что Сын Божий рождён, не сотворён. Это сделано для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворён.
      145. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА «ЕДИНОСУЩНА ОТЦУ»?
      Слова единосущна Отцуозначают, что Сын Божий имеет одно Божественное существо с Богом Отцом.
      146. КАК ОБ ЕДИНОСУЩИИ СЫНА И ОТЦА ГОВОРИТ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ?
      В Священном Писании Сам Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так:
«Я и Отец — одно»
(Ин. 10:30).
      147. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА «ИМЖЕ ВСЯ БЫША»?
      Слова Символа веры Имже вся бышапоказывают, что Бог Отец всё сотворил Сыном Своим, как вечной премудростью Своей и вечным словом Своим.
«Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»
(Ин. 1:3).

О третьем члене Символа веры

      148. О КОМ ГОВОРИТСЯ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ «СОШЁЛ С НЕБЕС»?
       Сошёл с небес— так сказано в Символе веры о Сыне Божием.
      149. КАК БОГ МОГ СОЙТИ С НЕБЕС, ЕСЛИ ОН ВЕЗДЕСУЩ?
      Будучи вездесущ, Бог всегда пребывает на небе и всегда на земле; но на земле Он прежде был невидим, а потом явился во плоти; потому говорится, что Он сошёл с небес.
      150. Об этом в Священном Писании говорится словами Самого Господа Иисуса Христа:
      
«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах»
(Ин. 3:13).
      151. ДЛЯ ЧЕГО СЫН БОЖИЙ СОШЁЛ С НЕБЕС?
      Сын Божий сошёл с небес нас ради человек и нашего ради спасения, как сказано в Символе веры.
      152. КОГО ПРИШЁЛ СПАСТИ СЫН БОЖИЙ?
      Сказано, что Сын Божий сошёл с неба нас ради человек, в том смысле, что Он пришёл на землю не для одного какого-либо народа и не для некоторых людей, но для спасения нас всех, людей вообще.
      153. ОТ ЧЕГО ПРИШЁЛ СПАСТИ ЛЮДЕЙ СЫН БОЖИЙ?
      Сын Божий пришёл на землю спасти людей от греха, проклятия и смерти.
      154. ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ?
       Грех— это преступление закона.
«Грех есть беззаконие»
(1 Ин. 3:4).
      155. ОТКУДА ГРЕХ ВОШЁЛ В ЛЮДЕЙ?
      Грех вошёл в людей от диавола, несмотря на то, что они сотворены по образу Того, Кто лишен греха.
«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил»
(1 Ин. 3:8).
      156. КОГДА ГРЕХ ВОШЁЛ В ЛЮДЕЙ?
      Грех перешёл от диавола к людям, когда диавол прельстил Еву и Адама и склонил их преступить заповедь Божию.
      157. КАКУЮ ЗАПОВЕДЬ НАРУШИЛ АДАМ?
      Бог заповедал Адаму в раю, чтобы он не ел плодов с дерева познания добра и зла, и при этом сказал ему, что как только он их вкусит, то смертью умрет.
      158. ПОЧЕМУ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА БЫЛО СМЕРТОНОСНЫМ НАРУШЕНИЕ ЗАПОВЕДИ?
      Для человека стало смертоносным вкушение плода с дерева познания добра и зла, так как это было соединено с непослушанием воле Божией. Непослушание отделяло человека от Бога и благодати Его и отчуждало от жизни в Боге.
      159. ПОЧЕМУ РАЙСКОЕ ДЕРЕВО НАЗЫВАЛОСЬ «ДРЕВОМ ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА»?
      Наименование
«древо познания добра и зла»»
соответствует самому себе, потому что человек через это дерево познал на опыте, какое добро заключается в послушании воле Божией и какое зло в противлении ей.
      160. ПОЧЕМУ ОКАЗАЛОСЬ ВОЗМОЖНЫМ НЕПОСЛУШАНИЕ ВОЛЕ БОЖИЕЙ?
      Адам и Ева послушались диавола вопреки воле Божией. Бог, по благодати своей, при сотворении человека дал ему волю, естественно расположенную любить Бога, но притом свободную; а человек употребил во зло эту свободу.
      161. КАК ДИАВОЛ ПРЕЛЬСТИЛ АДАМА И ЕВУ?
      Ева говорила в раю со змеем, который убеждал её, что если люди вкусят плоды с дерева познания добра и зла, то будут знать добро и зло и будут как боги. Ева прельстилась этим обещанием и красотой плодов и ела их; Адам вкусил эти плоды по её примеру.
      162. ЧТО ПРОИЗОШЛО ОТ ГРЕХА АДАМА?
      От греха Адама произошли проклятиеи смерть.
      16З. ЧТО ТАКОЕ ПРОКЛЯТИЕ?
       Проклятие— это осуждение греха праведным судом Божиим, а также осуждение зла на земле, происшедшего в наказание людям от их греха. Бог сказал Адаму:
«Проклята земля за тебя»
(Быт. 3:17).
      164. КАКОГО РОДА СМЕРТЬ ПРОИЗОШЛА ОТ ГРЕХА АДАМА?
      От греха Адама произошла смертьдвоякая: телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла её высшей духовной жизнью.
      165. КАК УМИРАЕТ ДУША?
      Душа может умереть, но не так как тело. Тело, умирая, становится бесчувственным и разрушается; а душа, умирая через грех, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается и не уничтожается, а пребывает в состоянии мрака, скорби и страдания.
      166. ПОЧЕМУ ЛЮДИ УМИРАЮТ?
      Не только первые люди умерли, но все умирают, потому что происходят от заражённого грехом Адама, и сами грешат. Как из заражённого источника течет заражённый поток, так от заражённого грехом и потому смертного родоначальника происходит заражённое грехом и потому смертное потомство.
      167. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ ОБ ЭТОМ ТАК:
      
«Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили»
(Рим. 5:12).
      168. БЫЛИ ЛИ ПОЛЕЗНЫ ЧЕЛОВЕКУ ПЛОДЫ ДЕРЕВА ЖИЗНИ?
      Плоды дерева жизни после греха не были полезны человеку. После греха он не мог их есть, поскольку был изгнан из рая.
      169. ОСТАВАЛАСЬ ЛИ У ЛЮДЕЙ НАДЕЖДА НА СПАСЕНИЕ?
      Когда первые люди исповедали перед Богом свой грех, то Бог по милосердию Своему дал им надежду на спасение.
      170. В ЧЁМ СОСТОЯЛА ЭТА НАДЕЖДА?
      Надежда на спасение состояла в том, что Бог обещал, что семя жены
«будет поражать …(диавола) в голову»
(Быт. 3:15).
      171. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ОБЕЩАНИЕ?
      Это обещание значит, что Господь Иисус Христос победит диавола, прельстившего людей, и избавит их от греха, проклятия и смерти.
      172. ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС НАЗВАН «СЕМЕНЕМ ЖЕНЫ»?
      Господь Иисус Христос назван семенем жены, потому что Он родился на земле без мужского семениот Пресвятой Девы Марии.
      173. КАКАЯ ПОЛЬЗА ДЛЯ ЛЮДЕЙ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В ЭТОМ ОБЕЩАНИИ?
      Люди со времени этого обещания могли спасительно веритьв грядущего Спасителя, подобно тому, как мы верим в пришедшего.
      174. ВСЕ ЛИ ЛЮДИ В ДРЕВНОСТИ ВЕРИЛИ В ГРЯДУЩЕГО СПАСИТЕЛЯ?
      Немногие люди в древние времена верили в грядущего Спасителя, большая же часть людей забыла обещание Божие о Спасителе.
      175. ПОВТОРЯЛ ЛИ БОГ ЛЮДЯМ СВОЁ ОБЕЩАНИЕ?
      Бог неоднократно повторял Своё обещание. Например, Аврааму Он дал обещание о Спасителе в следующих словах:
«Благословятся в семени твоем все народы земли»
(Быт. 22:18). То же обещание Он повторил пророку Давиду:
«Я возставлю после тебя семя твое… и Я утвержу престол царства его на веки»
(2 Цар. 7:12-13).
      176. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД СЛОВОМ «ВОПЛОЩЕНИЕ»?
      Под словом воплощениеподразумевается то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом.
      177. СЛОВО ВОПЛОЩЕНИЕ ЗАИМСТВОВАНО ИЗ СЛОВ ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА:
      
«Слово стало плотью»
(Ин. 1:14).
      178. ПОЧЕМУ О СЫНЕ БОЖИЕМ ТАКЖЕ СКАЗАНО, ЧТО ОН «ВОЧЕЛОВЕЧИЛСЯ»?
      В Символе веры после того, как о Сыне Божием сказано, что Он воплотился, добавлено также, что Он вочеловечился. Сделано это для того, чтобы кто-либо не подумал, что Сын Божий принял только тело (плоть), но чтобы признавали в Нём совершенногочеловека, состоящего из тела и души.
      179. ОБ ЭТОМ ЕСТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВО СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ.
      Апостол Павел пишет:
      
«Един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус»
(1 Тим. 2:5).
      180. СКОЛЬКО ЕСТЕСТВ В ГОСПОДЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ?
      В Господе Иисусе Христе не одно естество (т. е. природа). В Нём находятся нераздельно и неслиянно дваестества, — Божественное и человеческое, и, соответственно этим естествам, — две воли.
      181. СКОЛЬКО ЛИЦ В ГОСПОДЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ?
      В Господе Иисусе Христе не два, а однолицо, Бог и человек вместе, одним словом — Богочеловек.
      182. ЧТО В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ГОВОРИТСЯ О ВОПЛОЩЕНИИ СЫНА БОЖИЯ ОТ СВЯТОГО ДУХА И ДЕВЫ МАРИИ?
      В Священном Писании о воплощении Сына Божия от Святого Духа и Девы Марии повествует евангелист Лука. Когда Дева Мария спросила ангела, предвозвестившего Ей зачатие Иисуса:
«Как будет это, когда я мужа не знаю?»
то Ангел сказал Ей в ответ:
«Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим»
(Лк. 1:34-35).
      183. КТО БЫЛА ДЕВА МАРИЯ?
      Пресвятая Дева Мария происходила из племени Авраама и Давида, из рода которых надлежало произойти Спасителю, по обетованию Божию. Она была обручена Иосифу, из того же племени, чтобы он был Её хранителем, т. к. Она была посвящена Богу с обетом пребывать всегда Девой.
      184. ПОЧЕМУ МЫ ИМЕНУЕМ ЕЁ ПРИСНОДЕВОЙ?
      Пресвятая Мария действительно всегда пребывала и пребывает Девой — прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя и поэтому Она называется Приснодевой.
      185. ПОЧЕМУ МЫ ИМЕНУЕМ ДЕВУ МАРИЮ БОГОРОДИЦЕЙ?
      Православная Церковь почтила Пресвятую Деву Марию ещё одним великим именованием — Богородицы.
      186. ЭТО НАИМЕНОВАНИЕ ВЗЯТО ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ,
      из следующих слов пророка Исаии:
      
«Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»
(Ис. 7:14) (Еммануил в переводе с древнееврейского языка означает с нами Бог). Праведная Елисавета также называет Пресвятую Деву Матерью Господа. А это именование равнозначно именованию Богородицы.
«И откуда это мне, что пришла матерь Господа моего ко мне?»
(Лк. 1:43).
      187. ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА НАРЕЧЕНА БОГОДИЦЕЙ,
      несмотря на то, что Господь Иисус Христос родился от Неё не по Божеству Своему, которое вечно, а по человечеству. Она достойно наречена Богородицей, потому что родившийся от Неё был в самом зачатии и рожденииот Неё, как есть и всегда, истинный Бог.
      188. КАКОВО ДОСТОИНСТВО ДЕВЫ МАРИИ?
      Будучи Матерью Господа, Пресвятая Дева Мария превосходит благодатью и приближением к Богу, а, следовательно, и достоинством всякое сотворённое существо, и потому Православная Церковь чтит Её превыше Херувимов и Серафимов.
      189. О РОЖДЕНИИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ОТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
      следует заметить и то, что поскольку рождение это было святым и чуждым греха, то оно было и безболезненным: потому что в числе наказаний за грех определил Бог Еве
«в болезни... рождать детей»
(см. святого Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 4, гл. 14, ст. 6).
      190. ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ ЛЮДИ МОГЛИ УЗНАТЬ РОДИВШЕГОСЯ СПАСИТЕЛЯ?
      Провидением Божиим даны были признаки, по которым люди могли узнать родившегося ради них Спасителя. Это многие точные предсказания о разных обстоятельствах Его рождения и земной жизни. Например, пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы (Ис. 7:14). Пророк Михей предсказал, что Спаситель родится в Вифлееме, и предсказание это иудеи так именно и понимали раньше, чем узнали о самом событии (Мф. 2:4-6).
      После постройки второго храма в Иерусалиме пророк Малахия предсказал, что пришествие Спасителя приближается, что Он придёт в этот храм и что перед Ним будет послан Предтеча, подобный пророку Илии, чем ясно указывается на Иоанна Крестителя (Мал. 3:4-5). Пророк Захария предсказал торжественный вход Спасителя в Иерусалим (Зах. 9:9). Пророк Исаия с удивительной ясностью предсказал страдания Спасителя (Ис. гл. 53). Пророк Давид в псалме 21 изобразил крестные страдания Спасителя с такой точностью, как если бы о них написано было у самого креста. Пророк Даниил за 490 лет предсказал явление Спасителя, Его крестную смерть и последовавшее за ней разрушение храма и Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв (Дан. гл. 9).
      191. УЗНАЛИ ЛИ ЛЮДИ О РОДИВШЕМСЯ СПАСИТЕЛЕ?
      Господа Иисуса Христа как Спасителя в то время, когда Он родился и жил на земле, узнали многие и притом различными способами. Восточные мудрецы узнали Его по звезде, которая перед рождением Его явилась на востоке. Вифлеемские пастухи узнали о Нём от Ангелов, которые возвестили им, что родился Спаситель в городе Давидовом. Святые. праведные Симеон и Анна, по особому откровению от Святого Духа, узнали Его, когда по исполнении сорока дней после рождения, Он был принесен в храм. Иоанн Креститель на реке Иордане во время Крещения узнал Его по откровению, по сошествию на Него Святого Духа в виде голубя и по голосу с небес от Бога Отца:
«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение»
(Мф. 3:17). Подобный голос был о Нём Петру, Иакову и Иоанну во время преображения Его на горе Фавор:
«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте»
(Мф. 17:5). Кроме того, весьма многие узнали Спасителя по необычайной высоте Его учения и особенно по чудесам, которые Он творил.
      192. КАКИЕ ЧУДЕСА СОВЕРШИЛ ИИСУС ХРИСТОС?
      Господь Иисус Христос совершал многие чудеса. Людей, неизлечимо больных и одержимых беснованием, Он исцелял во мгновение ока — одним словом или прикосновением руки и даже через их прикосновение к Его одежде. Однажды пятью, а в следующий раз семью хлебами напитал в пустынном месте несколько тысяч человек. Ходил по воде и словом укрощал бурю. Воскрешал мёртвых: воскресил сына наинской вдовы, дочь Иаира и праведного Лазаря на четвёртый день после его смерти.
      193. КАКИМ ОБРАЗОМ СОВЕРШИЛ ИИСУС ХРИСТОС НАШЕ СПАСЕНИЕ?
      Сын Божий совершил наше спасение Своим учением, Своей жизнью, Своей смертью и Своим воскресением.
      194. КАКИМ БЫЛО УЧЕНИЕ СПАСИТЕЛЯ?
      Учением Христа явилось Евангелие царства Божия,или, иначе, учение о спасении и вечном блаженстве, то самое, которое и теперь преподаётся Православной Церковью (см. Мк. 1:14-15).
      195. ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ СПАСИТЕЛЬНО ДЛЯ НАС УЧЕНИЕ ХРИСТА?
      Учение Христа для нас становится спасительным если мы его принимаем всем сердцем и поступаем согласно ему. Ложное слово диавола, будучи принято первыми людьми, сделалось в них семенем греха и смерти. И напротив, истинное слово Христа, усердно принимаемое христианами, становится в них семенем святой и бессмертной жизни. Христиане, по словам апостола Петра,
«Возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век»
(1 Пет 1:23).
      196. ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ СПАСИТЕЛЬНА ДЛЯ НАС ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА?
      Жизнь Иисуса Христа становится спасительной для нас в том случае, если мы ей подражаем, поскольку Он говорит:
«Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет»
(Ин. 12:26).

О четвертом члене Символа веры

      197. ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС БЫЛ РАСПЯТ?
      Господь Иисус Христос был распят, тогда как Его учение и дела должны были во всех возбуждать благоговение к Нему. Это произошло потому, что иудейские старейшины и книжники ненавидели Его за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовали Ему, потому что народ уважал Его за учение и чудеса больше, чем их. Потому они оклеветали Его и осудили на смерть.
      198. КОГДА БЫЛ РАСПЯТ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС?
      Сказано, что Иисус Христос был распят при Понтии Пилатедля того, чтобы обозначить историческую дату Его распятия.
      199. ПОНТИЙ ПИЛАТ БЫЛ РИМСКИМ ПРАВИТЕЛЕМ ИУДЕИ, ПОКОРЕННОЙ РИМЛЯНАМИ.
      200. ЭТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ДОСТОЙНО УПОМИНАНИЯ
      потому, что указывает на исполнение пророчества Иаковлева:
«Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов»
(Быт. 49:10).
      201. ПОЧЕМУ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ СКАЗАНО, ЧТО ИИСУС ХРИСТОС СТРАДАЛ?
      В Символе веры не только сказано, что Иисус Христос распят, но ещё добавлено, что Он страдал, чтобы показать, что распятие Его было не одной видимостью страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, а являлось подлинными страданием и смертью.
      202. ПОЧЕМУ СКАЗАНО, ЧТО ИИСУС ХРИСТОС ПОГРЕБЁН?
      Упоминание, что Он был погребёнприведено для укрепления веры в то, что Он действительно умер и воскрес, поскольку враги даже приставили стражу к Его гробу и гроб опечатали.
      203. КАК ИИСУС ХРИСТОС МОГ СТРАДАТЬ И УМЕРЕТЬ, БУДУЧИ БОГОМ?
      Иисус Христос страдал и умер, будучи Богом, не Божественной, а человеческой природой, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что Сам желал пострадать. Он сказал:
«Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимет ее у Меня; но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, имею власть опять принять ее»
(Ин. 10:17-18).
      204. ПОЧЕМУ ГОВОРИТСЯ ЧТО ИИСУС ХРИСТОС РАСПЯТ ЗА НАС?
      Сказано, что Иисус Христос распят за наспотому, что Своей крестной смертью Он избавил нас от греха, проклятияи смерти.
      205. ОБ ЭТОМ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ ТАК.
       Об избавлении от греха:
«В Котором мы имеем искупление кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его»
(Еф. 1:7).
       Об избавлении от проклятия:
«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою»
(Гал. 3:13).
       Об избавлении от смерти:
«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству»
(Евр. 2:14-15).
      206. КАКИМ ОБРАЗОМ КРЕСТНАЯ СМЕРТЬ ИИСУСА ХРИСТА ИЗБАВЛЯЕТ НАС ОТ ГРЕХА И СМЕРТИ?
      Чтобы легче верить тайне того, что крестная смерть Иисуса Христа избавляет нас от греха, проклятия и смерти, слово Божие учит о ней, насколько можем вместить, посредством сравнения Иисуса Христа с Адамом. Адам есть глава всего человечества по плоти, которое едино с ним благодаря происхождению от него. Иисус Христос, в Котором Божество соединилось с человечеством, благодатно сделался новым всемогущим главой людей, которых Он соединил с Собой посредством веры. Поэтому, подпав через Адама под власть греха, проклятия и смерти, через Иисуса Христа мы избавляемся от этой власти. Бесконечной цены и достоинства добровольные страдания за нас безгрешного Богочеловека и Его крестная смерть — есть полное исполнение Божия правосудия, за грех осудившего нас на смерть, а также безмерная заслуга Спасителя, давшая Ему право не нарушая правосудия подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью.
      
«Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы»
(Кол 1:26-27).
      
«Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа»
(Рим. 5:17).
      
«Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу. Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех, и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу»
(Рим. 8:1-4).
      207. ЗА ВСЕХ ЛИ ЛЮДЕЙ ПОСТРАДАЛ СПАСИТЕЛЬ?
      Со Своей стороны Господь Иисус Христос принёс Себя в жертву за всех людей и всем приобрёл благодать и спасение. Но пользуются этим те, кто, в свою очередь, добровольно принимают участие в Его страданиях,
«сообразуясь смерти Его»
(Флп. 3:10).
      208. КАКИМ ОБРАЗОМ МЫ УЧАСТВУЕМ В СТРАДАНИЯХ И СМЕРТИ ИИСУСА ХРИСТА?
      Мы участвуем в страданиях и смерти Иисуса Христа посредством живой сердечной веры, посредством таинств, в которых скрыта и присутствует сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа, и, наконец, посредством распинания своей плоти с её страстями и похотями.
«Законом я умер для закона
— говорит апостол, —
чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня»
(Гал. 2:19-20).
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?»
(Рим. 6:3).
«Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет»
(1 Кор. 11:6).
«Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями»
(Гал. 5:24).
      209. КАКИМ ОБРАЗОМ МЫ МОЖЕМ РАСПЯТЬ СВОЮ ПЛОТЬ СО СТРАСТЯМИ И ПОХОТЯМИ?
      Воздержанием от страстей и похотей и действиями, им противоположными. Например, если гнев возбуждает нас ругать врагов и делать им зло, но мы противимся этому, вспоминая, как Иисус Христос на кресте молился за Своих врагов, и начинаем молиться за своих, то таким образом мы распинаем страсть гнева.

О пятом члене Символа веры

      210. ПОЧЕМУ СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ ИИСУСА ХРИСТА ДЛЯ НАС СПАСИТЕЛЬНЫ?
      Потому, что Он воскрес, и этим положил основание нашему блаженному воскресению.
«Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших»
(1 Кор. 15:20).
      211. В КАКОМ СОСТОЯНИИ ПРЕБЫВАЛ ИИСУС ХРИСТОС ПОСЛЕ СВОЕЙ СМЕРТИ ДО ВОСКРЕСЕНИЯ?
      О том состоянии, в котором пребывал Иисус Христос после Своей смерти до воскресения, говорится в следующем церковном песнопении:
«Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный».

      212. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД СЛОВОМ «АД»?
      Ад по-гречески значит место, лишённое света. В христианском учении под этим названием понимается духовная темница, т. е. состояние душ, грехом отторгнутых от лицезрения Божия, света и блаженства, соединенных с Ним (см. Иуд 1:6; Октоих, глас 5, стихиры 2, 4).
      213. ДЛЯ ЧЕГО ИИСУС ХРИСТОС СПУСКАЛСЯ В АД?
      Господь Иисус Христос нисходил в ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и избавить души, которые с верой ожидали Его пришествия.
      214. ОБ ЭТОМ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ЕСТЬ СЛШЕДУЮЩЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО:
      
«Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошедши, проповедал»
(1 Пет 3:18-19).
      215. ОТКУДА ВЗЯТЫ СЛОВА «ВОСКРЕСШЕГО В ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПО ПИСАНИЮ»?
      Слова Символа веры Воскресшего в третий день по писаниювзяты из послания к Коринфянам:
«Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию»
(1 Кор. 15:3-4).
      216. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА «ПО ПИСАНИЮ»?
      Словами по писаниюобозначается то, что Иисус Христос умер и воскрес именно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.
      217. НАПРИМЕР, В 53-Й ГЛАВЕ КНИГИ ПРОРОКА
      многими и подробными чертами изображены страдание и смерть Иисуса Христа:
      
«Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились»
(Ис. 53:5). О воскресении Христа апостол Петр приводит слова псалма 15:
«Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления»
(Деян. 2:27).
      218. ЕСТЬ ЛИ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ УКАЗАНИЯ НА ТО, ЧТО СПАСИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВОСКРЕСНУТЬ В ТРЕТИЙ ДЕНЬ?
      В Ветхом Завете есть указание на то, что Иисусу Христу надлежало воскреснуть именно в третий день.Образ этого дан пророком Ионой:
«И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи»
(Иона 2:1).
      219. КАКИМ ОБРАЗОМ ЛЮДИ УЗНАЛИ, ЧТО ИИСУС ХРИСТОС ВОСКРЕС?
      Воины, сторожившие гроб, с ужасом узнали о воскресении Христа, когда Ангел Господень отвалил камень, которым был закрыт Его гроб, и при этом произошло великое землетрясение; ангелы возвестили о воскресении Христа Марии Магдалине и некоторым другим; Сам Иисус Христос в день воскресения Своего явился многим: мироносицам, апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, и, наконец, всем апостолам в доме, двери которого были закрыты. Потом Он многократно являлся им в продолжение сорока дней; в один из дней Он явился более чем пятистам верных вместе (1 Кор. 15:6).
      220. ПОЧЕМУ ИИСУС ХРИСТОС ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ЯВЛЯЛСЯ АПОСТОЛАМ В ТЕЧЕНИЕ СОРОКА ДНЕЙ?
      Иисус Христос по воскресении Своем являлся апостолам в течение сорока дней для того, чтобы продолжать учить их тайнам царства Божия (Деян. 1:3).

О шестом члене Символа веры

      221. ОТКУДА ВЗЯТО УКАЗАНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ НА ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДА?
      Указание на вознесениеГоспода заимствовано из следующих слов Священного Писания:
«Нисшедший, Он же есть и воскресший превыше всех небес, дабы наполнить все»
(Еф. 4:10).
«Мы имеем такового Первосвященника, Который возсел одесную престола величия на небесах»
(Евр. 8:1).
      222. БОЖЕСТВОМ ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ ВОЗНЁССЯ ИИСУС ХРИСТОС НА НЕБЕСА?
      Иисус Христос вознёсся на небеса человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах.
      223. КАК НАДО ПОНИМАТЬ СЛОВА «СИДИТ ОДЕСНУЮ ОТЦА»?
      Сказано, что Иисус Христос сидит одесную Отца(т. е., по правую руку, рядом). Однако Бог вездесущ. Эти слова следует понимать духовно: Иисус Христос имеет одинаковое могущество с Богом Отцом.

 

Архив
Категории

Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму