С шумом и безчестием погибали безумные еретики. Сама их смерть свидетельствует о гневе Божием на них из-за лжи, которую распространяли, и из-за скорбей, причиненных Божьей церкви.
Арий, осужденный в Никее, и вот пришел он однажды к царю Константину и молил царя, чтобы его опять приняли в церковь. Царь его спросил, верит ли он Никейскому Символу веры, и он, лукавый, держа под платьем своим бумагу, содержащую его еретическое зловерие, ударил себя в грудь и сказал: «Так верую». Царь подумал, что Арий раскаялся и послал его к патриарху Александру, чтобы тот принял его в церковь. Александр не хотел принимать Ария, зная, что он лжец. Но царь определил день, в который Ария должны были ввести в Великую Церковь. Накануне того дня патриарх молился Богу, чтобы Бог взял его душу еретика прежде чем богохульник будет введен в церковь. Когда наступило определенное время, Арий с царскими людьми и своими единомышленниками отправился в церковь, но придя ко двору Константина, вдруг почувствовал муку в душе и теле, и отправился в место для отправления телесной нужды. Его спутники долго ждали его возвращения, и, наконец, пошли посмотреть, что случилось. Ария нашли в смрадном месте в крови и нечистоте мертвым, вся утроба его выпала наружу.
* * *
Если посмотрим на то, как люди умирают, то увидите, что смерть человека часто служит напоминанием о совершенных грехах. Как написано: «Все взявшие меч, мечом и погибнут». (Мф. 26, 52).
Пример тому Саломия, скверная дочь Иродиады, которая пожелала и получила голову Иоанна Крестителя на блюде. Живя в Испании, в городе Лерида, с изгнанным Иродом и Иродиадой, она пошла однажды по льду через реку Сикорис. Лед провалился, и она упав полынью. Льды сдавили ее горло, и она барахталась в воде, танцуя ногами, как когда-то во дворце Ирода. И не могла ни утонуть, ни выбраться, пока острый лед не отсек ей голову. Ее тело отнесло водой, а голову принесли Иродиаде на тарелке, как когда-то голову Иоанна Крестителя.
* * *
«Жизнь и смерть предложил я тебе», -- сказал Моисей сыновьям Израилевым, поэтому выбери жизнь, чтобы быть живым. Существуют определенные моменты в жизни человеческой, когда нужно выбирать между жизнью и смертью. Иуду в такой момент соблазнило серебро, и он выбрал смерть, т.е. грех сребролюбия. Когда воина Марина военачальник хотел возвести в офицера, то некий завистник доложил ему, что Марин -- христианин. Военачальник дал Марину 3 часа, чтобы тот сделал выбор между жизнью и смертью, т.е. отрекся от Христа или принял смерь за Него. Марин пошел к местному епископу Феитеку за советом. Епископ ввел его в церковь, поставил перед Евангелием и, показывая сначала на Евангелие, а потом на меч, висевший у Марина на бедре, сказал: «Выбери, храбрый муж, одно из двух: или меч носить и служить временно земному царю, а потом погибнуть вечной смертью, или стать воином Царя Небесного и жизнь свою положить за имя Его святое, написанное в Этой Книге, и царствовать с Ним в безсмертной жизни». Марин без колебаний принял решение, облобызал Евангелие и принял смерть, чтобы жить вечно.
* * *
Имея ясные пророчества о Христе Господе, почему евреи не поверили в Него как в Мессию? Из-за своей безумной гордости, из-за безумных злодеяний своих над святыми и праведными людьми. Какая это отрасль от корня Иесеева, если не Господь Христос? Иесей был отцом Давида царя, а от колена Давидова ожидался Мессия. Из колена Давидова Он и явился, из Вифлеема, города Давидова Ветвь Иесеева означает телесное происхождение господа от Девы Марии из рода Иесея и Давида, а отрасль из корня Иесеева означает, проявленную в Нем правду, которая многими царями из дома Давидова была попрана. Попранная правда, как сухой пень. Но из корня такого пня иногда возникает зеленая поросль. Таким живым побегом и был Господь Иисус. По Матери Он из колена Давидова, но по божественному Зачатию Своему Он от Духа Святаго. В вечности от Отца без матери, а во времени от Матери без отца.
В вечности идея вочеловечивания явилась под образом Божества, во времени Божество Его явилось в образе человека. Пилат напрасно смотрел на ту ветвь из стебля Иесеева, когда воскликнул: «Се, человек!» Так же, если бы кто-то увидел проводочек электрический в электрошнуре и сказал бы: «Смотрите-ка, проводочек!». Ни этот не знает толк в электричестве, ни тот не познал Бога в Человеке.
О, Господи Иисусе, Богочеловече Человеколюбивый, сделай нас Боголюбивыми, и спаси нас. Тебе слава и хвала во веки. Аминь.
Святитель Николай Сербский. Пролог