Курская Коренная икона Божией Матери
20 марта, 2011 • Епископ Александр (Милеант) •
Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния. 12 сентября делегация Русской Православной Церкви за границей впервые за почти 90 лет приносит в Россию Чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курская Коренная.
Содержание:
Введение.
1. Чудесное обретение Курско-Кореной иконы и первые ее чудеса.
2. Более поздние добавления.
3. Продолжение чудес.
4. Исцеление отрока Прохора ( преп. Серафима Саровского).
5. Помощь русским воинам.
6. Взрыв в Знаменском Соборе 8 марта 1898 г.
7. Похищение Чудотворной иконы чекистами в 1918-м году.
8. Последние дни пребывания Чудотворной иконы в России.
9. Двадцать пять лет в Югославии.
10. С русскими изгнанниками в Западной Европе.
11. Прибытие иконы Божией Матери Курской «Знамение» в Америку.
12. Чудотворная икона Божией Матери Курская «Знамение» - символ единства Русской Зарубежной Церкви.
Дополнительные подробности.
Введение.
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение,» изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи,» VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.
Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение,» появились на Руси в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
Другая, подобная икона, явилась около г. Курска в 1295 году, носит название Курско-Кореная. О ней мы подробно расскажем в следующей главе.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
1. Чудесное обретение Курско-Кореной иконы и первые ее чудеса.
Курская икона «Знамение» Божией Матери — одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. История этой иконы весьма поучительна и исполнена такого множества благодатных знамений и чудес, что вызывает невольное благоговение к дивной святыне.
В 13-м столетии, в страшную годину татарского погрома, когда почти вся Русь лежала в развалинах, Курская область не избежала общей участи русских городов: вся она пришла в полное запустение, и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и заселенное дикими зверями. Жители уцелевшего от погрома города Рыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей. Один из охотников зашел однажды на берега реки Тускари, недалеко от разоренного Курска. Высматривая здесь добычу, случайно заметил он лежавшую на земле при корне дерева икону, обращенную ликом вниз к земле. Охотник поднял ее и увидел, что она по изображению подобна Новгородской иконе «Знамения.» При этом явлении иконы совершилось и первое чудо от нее: едва только охотник-зверолов поднял святую икону с земли, как тотчас из того места, на котором она лежала, с силою забил чистый и многоводный источник. Это было 8-го сентября 1295-го года.
Зверолов не решался после этого оставить икону в ее прежнем месте. Он построил здесь небольшую деревянную часовню и в ней поставил новоявленный образ Богоматери. Вскоре об этом узнали жители Рыльска и стали посещать место явления для поклонения новой святыне, которая с течением времени все более и более прославлялась чудотворениями.
Узнав об этом, Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Икона была торжественно встречена всеми жителями, вышедшими за город навстречу иконе. Один только князь Шемяка уклонился от этого торжества. За это он в самый день прибытия иконы в Рыльск был наказан слепотою. Князь сознал свою вину, раскаялся и, совершив усердное молебствие пред святою иконою, получил исцеление. Умиленный этим чудом, Шемяка соорудил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме была поставлена чудотворная икона, и в день явления ее, 8-го сентября, установлено ежегодное ее празднование.
Но икона пребывала здесь недолго: чудотворным образом она исчезла из храма и возвратилась на место своего явления, на берега реки Тускари. Жители Рыльска неоднократно брали ее отсюда и ставили в Рыльске, но всякий раз она непостижимо возвращалась на прежнее место. Тогда они поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления своей иконы, и оставили ее здесь в часовне. Многочисленные богомольцы стекались сюда для поклонения святыне, от которой обильно происходили чудеса. Молебствия для богомольцев совершал один благочестивый священник по прозванию Боголюб, который добровольно, по особому усердию и благоговению к Богоматери, явился сюда и жил здесь, упражняясь в подвижничестве.
В 1383-м году Курская область подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, взяли священника в плен, а часовню решили сжечь. Но часовня, несмотря на все усилия, не загоралась, хотя они обложили ее хворостом. Суеверные варвары накинулись на Боголюба, подозревая его в волшебстве, которым они объясняли свою неудачу. Благочестивый иерей обличил их неразумие и указал на икону Божией матери, находящуюся в часовне. Озлобленные татары схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли. Иерей Боголюб был отведен в плен.
В плену неверных благочестивый старец сохранял свою христианскую веру: несмотря на увещания татар принять их религию, он остался непреклонен, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь. И эта надежда не обманула его. Однажды он пас овец и услаждал себя в тяжкой неволе пением церковных молитв и славословий в честь Богоматери. Проезжавшие к хану послы московского царя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена. Боголюб вернулся в свое отечество и поселился опять на своем прежнем месте, где стояла часовня с иконой. Здесь он скоро нашел расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они тотчас же срослись настолько плотно, что не осталось никакого следа от этого повреждения; только в том месте, где была расколота икона, показалась «аки роса.» Жители Рыльска, узнав об этом чуде, прославили Бога и Его Пречистую Матерь.
Обновив церковь Рождества Богородицы, построенную Шемякою, жители Рыльска снова попытались перенести сюда святую икону, но последняя опять чудесным образом возвратилась на место своего явления. Тогда здесь была выстроена новая часовня, в которой икона «Знамение» и пребывала около 200 лет, непрестанно источая чудеса.
2. Более поздние добавления.
Город Курск, бывший в запустении после разорения полчищами Батыя, был восстановлен в 1597 году повелением московского царя Феодора Иоанновича. Благочестивый царь, слышавший много рассказов о чудесах иконы, выразил желание увидеть ее, и она была доставлена в Москву.
Царь встретил ее сам с патриархом Иовом, со всем священным собором, ближними боярами и войском и по совершении пред ней молебного пения приказал сделать на верхней части иконы изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, на остальных же сторонах — изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках.
Лики пророков обращены к изображению Богородицы, имеющей в недрах Своих Эммануила. На правой стороне иконы изображен царь и пророк Соломон; в правой руке его свиток с изречением: «Премудрость созда себе дом,» а за ним книзу следует пророк Даниил; в левой руке него свиток с изречением: «Аз видех гору каменную.» За сим — пророк Иеремия со свитком в левой руке, на котором изречение: «Се, дние грядут, глаголет Господь.» Внизу — пророк Илия со свитком в обеих руках, на котором изречение: «Ревнуя поревновах о Господе.» На левой стороне вверху царь и пророк Давид со свитком в левой руке, на котором изречение: «Воскресни Господи в покой Твой.» Ниже — пророк Моисей со свитком в обеих руках, на нем изречение: «Аз видех купину огни….» За ним — пророк Исаия со свитком в правой руке с изречением: «Се дева во чреве приимет.» За сим — пророк Гедеон со свитком в левой руке, на котором изречение: «Сниде яко дождь на руно.» На нижней части иконы изображен пророк Аввакум со свитком в обеих руках, содержащим изречение: «Бог от юга приидет.»
Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется «Знамением.» На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе «Знамения» Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию.
Изображение Богородицы, Господа Саваофа и пророков по царскому приказанию были украшены сребропозлащенным окладом, жемчугом и драгоценными камнями. Царица Ирина Феодоровна украсила святую икону богатою ризою с жемчугом, драгоценными камнями и атласною пеленою, шитою золотом. Икона затем была возвращена, и в том же году, при ближайшем содействии царя, на месте часовни был основан монастырь и воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первым игуменом был Рыльский священник Георгий, в монашестве Евфимий.
В том же году была построена другая церковь во имя «Живоносного Источника» под горою, у самой реки, над тем источником, который образовался при обретении иконы. Новооснованный монастырь стал называться Коренной Пустынью в память явления иконы при корне дерева.
3. Продолжение чудес.
При нашествии крымских татар на южные пределы России икона для большей безопасности была перенесена из Коренной Пустыни в Курск, в соборный храм. В 1611-м году Пустынь была разорена татарами. Царь Борис Годунов питал большое благоговение к этой иконе и в благодарность за спасение Курска от голода, свирепствовавшего при нем почти повсеместно, сделал много ценных пожертвований на украшение иконы. Благоговение русских православных людей к иконе «Знамение» было настолько велико, что даже Самозванец, желая привлечь к себе внимание и сочувствие окружающих, оказывал почитание этой иконе; он приказал перенести ее из Курска в свой лагерь в Путивле, а затем взял ее с собою в Москву и поставил в царских хоромах, где она оставалась до 1615-го года.
Во время отсутствия иконы благодатная помощь Богоматери не оставляла Курск. В 1612-м году польский полководец Жолкевский с большим войском осадил Курск. При самом начале осады некоторые граждане видели осеняющую город Богоматерь с двумя светлыми иноками. Пленные поляки рассказывали, что они также видели на стенах города жену с двумя светлыми мужами, которая грозила в сторону осаждавших. Во время осады жители неоднократно совершали крестные ходы вокруг города и дали обет в случае освобождения от вражеского нашествия построить в городе монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нем чудотворную икону «Знамение.» Неприятели вскоре сняли осаду и отступили от Курска с большими потерями. В благодарность Небесной Заступнице курские граждане построили монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы.
В 1615-м году, по особому прошению курских жителей, царь Михаил Феодорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. В 1618-м году с дозволения царя Михаила Феодоровича икона была перенесена в собор Знаменского монастыря, где она все время до революции и пребывала.
4. Исцеление отрока Прохора ( преп. Серафима Саровского).
В 1618-м году была вновь отстроена и освящена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в разоренной татарами Курской Коренной Пустыни. Согласно преданию, именно в этом году Курская чудотворная икона была впервые перенесена торжественным крестным ходом из городского курского монастыря в «пустыньку, что на корню.» С этого времени установился благочестивый обычай ежегодно, в пятницу 9-ой недели после Пасхи, совершать временно такое перенесение.
В 1767-м году, в 9-ю пятницу по Пасхе, шел крестный ход с чудотворной Курской Коренной «Знамение» из Знаменского монастыря в Коренную Пустынь. Шествие, застигнутое сильным ливнем, свернуло во двор Агафии Фотиевны Мошниной, вдовы строительного подрядчика Исидора Ивановича Мошнина. Сын Агафии Фотиевны, 9-летний Прохор (в будущем — преп. Серафим), был в то время болен и так сильно, что уже не надеялись на его выздоровление. Незадолго перед тем мальчик увидел во сне Божию Матерь, которая обещала посетить и исцелить его. Когда ход оказался в их дворе, Агафия Фотиевна поднесла болящего Прохора к иконе «Знамение,» после чего он стал быстро поправляться. Так Курская икона «Знамение» оказалась связана с житием великого русского чудотворца, сыгравшего столь важную роль в дальнейших судьбах России.
Это был последний крестный ход перед его запрещением в царствование императрицы Екатерины II. Только при императорах Павле I и Александре I крестные ходы с Курской Коренной иконой «Знамение» возобновились и превратились в самые величественные и многолюдные ходы в России.
5. Помощь русским воинам.
В 1676-м году икона «Знамение» Богоматери была перенесена на Дон для благословения донских казацких войск. В 1684-м году от государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей был прислан в Коренной монастырь список с чудотворной иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы в серебряном позолоченном окладе с повелением носить этот список по приходам православных воинов. В 1687-м году царями Иоанном и Петром Алексеевичами повелено было взять икону в «большой полк,» т.е. армию, отправлявшуюся в поход против крымских татар. Этот «большой полк» дошел до самого Крыма и положил конец татарским набегам на русские земли. Так Курская чудотворная икона, явившаяся на ободрение русскому народу на границах русской земли, лежавшей в развалинах после Батыева нашествия, участвовала в последнем победоносном походе русских против татар, окончательно устранившем татарскую опасность для России.
В 1812-м году курское городское общество, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь, послало по усердию своему в действующую армию к князю Кутузову для укрепления войск список с чудотворной Курской иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Князь Кутузов, в письме своем от 20-го сентября 1812-го года на имя курского городского головы, выразил курским гражданам за этот дар свою благодарность и уверенность, что город Курск есть и будет всегда в безопасности под покровом такой защитницы, как Царица Небесная.
6. Взрыв в Знаменском Соборе 8 марта 1898 г .
Всероссийское почитание Курского чудотворного образа привлекло внимание социалистов-революционеров, этих предтечей большевизма. 3 марта 1898 года ряд видных эсеров при участии Максима Горького, желая подорвать народную веру в чудодейственную силу, истекающую от Курской иконы, решились ее уничтожить. Во время всенощного богослужения в Знаменском соборе они незаметно подложили к подножию иконы Богоматери взрывной снаряд страшной силы, снабженный часовым механизмом. Взрыв решено было произвести во время праздничного богослужения. Для этого кощунственно была выбрана Крестопоклонная неделя. Но, чудесным образом, механизм бомбы сработал с большим опозданием, когда в храме никого уже не было. Во втором часу ночи раздался ужасный взрыв, так что дрогнули все стены монастыря. Испуганная монастырская братия тотчас поспешила в собор к своей святыне. Когда они вошли, то пред ними предстала ужасная картина разрушения. Силою взрыва была разорвана на куски чугунная позолоченная сень над иконой; тяжелое мраморное подножие из нескольких массивных ступеней сдвинуто со своего места и разбито на несколько частей; находившийся пред иконой большой массивный подсвечник далеко отброшен в сторону. Находившаяся близ иконы окованная железом дверь была вся изломана и выперта наружу, причем попорчена была сама стена, давшая трещину. Все стекла в соборе и даже в верхнем куполе были разбиты. Но среди всего этого всеобщего разрушения икона Пресвятой Богородицы «Знамение» чудесным образом осталась целою и невредимою. Даже стекло на ее киоте осталось целым. Злоумышленники, рассчитывая уничтожить святую икону, послужили только к большему ее прославлению. Впечатление от этого чуда, когда слух о нем разнесся по всему городу, было необычайно. Все устремились в Знаменский собор, чтобы собственными глазами видеть это знамение благодатной силы Божией Матери и поклониться ее чудотворному образу.
И вот уже в наше время, в 1949-м году, когда правитель дел Синодальной канцелярии, протопресвитер о. Георгий Граббе (епископ Григорий), был во Франкфурте с Чудотворным Образом, к нему подошел старик и, отозвав в сторону, сказал:
- Я был сообщником в покушении на взрыв этой иконы. Был я мальчишкой, в Бога не верил. Вот и захотелось мне проверить: если Бог есть, то он не допустит гибели столь великой святыни. После взрыва я горячо уверовал в Бога и до сих пор горько раскаиваюсь в своем ужасном поступке.
После этого старик со слезами поклонился Чудотворной Иконе и вышел из храма.
7. Похищение Чудотворной иконы чекистами в 1918-м году.
В 1918-м году в Курске произошло горестное, но вместе с тем и весьма знаменательное событие: среди бела дня чудотворная икона и ее икона-список, обе в драгоценных, украшенных самоцветами ризах, были похищены из Знаменского собора. Случилось это 11-го апреля, в среду, на 6-й неделе Великого поста.
В монастыре и во многих храмах ежедневно возносились усердные моления ко Пресвятой Богородице о возвращении Ее чудотворного образа, и молитвы верующих были услышаны. Недалеко от монастыря находился старый колодец, выкопанный по преданию самим преподобным Феодосием Печерским, а потому и называвшийся у народа Феодосиевским. Над ним был когда-то устроен навес в виде часовни, но был этот колодец в забвении, давно не чищен, и водой из него мало кто пользовался. В день памяти преподобного Феодосия Печерского, 3-го мая, одна бедная женщина, по профессии белошвейка, голодная возвращалась с базара, где она напрасно пыталась найти что-либо съестное. Проходя мимо Феодосиевского колодца, эта белошвейка заметила старый мешок, в котором что-то находилось. В надежде найти какую-нибудь еду, голодная женщина подошла к колодцу и заглянула в мешок. В нем оказались две деревянные иконы Знамения Божией Матери без риз.
Как раз в это время мимо проходила похоронная процессия. Священник, сопровождавший покойника, приблизился к колодцу и сразу догадался, что это чудотворная икона и ее список. Он остановил процессию и послал в монастырь оповестить о чудесной находке.
Обрадованный епископ Феофан приказал звонить во все колокола и крестным ходом, со всей монашеской братией, отправился к месту обретения иконы. Одновременно он отправил на извозчике иеромонаха Гермогена за Московские ворота, привезти иконописца Григория Адриановича Шуклина, недавно писавшего копию чудотворной иконы без ризы, чтобы он показал, какая из двух найденных икон чудотворная и какая — список. Епископ Феофан икону без ризы никогда не видел, а потому и не мог сам определить.
Шуклин сразу же узнал в одной из двух найденных икон чудотворную по ее древности и по рубцу, оставшемуся на ней после рассечения татарином в 1385-м году. На чудотворную икону была немедленно надета запасная, довольно простая, серебряная, голубой эмалью покрытая риза, которая находится на ней и по сей день. После этого начались непрерывные молебны при огромном стечении народа.
Весь день 3-го мая во всех курских церквах звонили колокола, как на Пасху. Люди встречались и обнимались, не зная, как выразить свою радость. У всех было пасхальное настроение. Чудотворная икона пробыла в безвестном отсутствии около трех недель. Вскоре после взятия Курска, по приказанию генерала Кутепова, было начато официальное расследование большевистских зверств и злодеяний. Прежде всего подвергли осмотру бывшее здание дворянского собрания, где помещалась ЧК. И в чекистской помойке были найдены два чехла, расшитые золотом, — те самые, которые были на чудотворной иконе и ее списке в день похищения. «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Лук. 8: 17). Так открылось, что иконы были похищены чекистами.
8. Последние дни пребывания Чудотворной иконы в России.
После чудесного обретения Чудотворной иконы несколько дней перед ней совершались непрерывные моления. В середине октября генерал Кутепов дал понять епископу Феофану, управлявшему Курской епархией, что Курск может быть временно оставлен Добровольческой армией, и предложил ему выехать на юг, обещав обеспечить проезд.
Епископ Феофан собрал духовенство и разрешил желающим воспользоваться предложением генерала, тем более, что последний уверял, что Курск будет оставлен только на короткое время. Тогда епископ Феофан с наместником монастыря, архимандритом Иеронимом (впоследствии архиеп. Детройтским), и с пожелавшим духовенством отправились поездом в Белгород, а Курскую чудотворную икону было благословлено с иноками Знаменского монастыря и Коренной Пустыни отвезти в город Обоянь, в 60-ти верстах на юг от Курска, куда икону давно приглашали. В случае же приближения фронта к Обояни поручено было отбыть с иконой в Белгород. Сопровождали икону следующие иноки: архим. Варнава, настоятель Коренной Пустыни, иеромонахи Аристарх, Смарагд, Герман, Гермоген, Елеазар, Михаил, Августин, архидиакон Иоанникий и четыре иеродиакона. Остальная братия решила оставаться в Курске.
Перед отбытием иконы отслужили в Знаменском соборе молебен с акафистом Божией Матери, на который собралась оставшаяся братия и немногие богомольцы, всего около 50-ти человек. Ровно в 9 часов вечера, 31-го октября 1919 года, чудотворная икона покинула Знаменский монастырь. Из-за рано наступившей суровой зимы пришлось везти икону в санях. До первой остановки в селе Медведка ее держал на руках иеромонах Гермоген, впоследствии — архимандрит.
В уездном городе Обояни нашли приют в местном мужском монастыре. Это было в ночь на воскресенье. На другой день отслужили литургию и молебен перед иконой. В тот же день отправились дальше, чтобы не попасть в руки красных. Все эти дни бушевала страшная метель, и идти было очень тяжело. На санях сидел только держащий икону, все остальные должны были идти пешком. После трехдневного чрезвычайно тяжелого пути, иноки с Чудотворной иконой добрались до Белгорода и поставили ее, по благословению епископа Феофана, в мужском монастыре, где почивали мощи Святителя Иоасафа. Там икона пробыла около двух недель, все время посещая дома белгородцев, как бы прощаясь с родным курским краем. 18-го ноября, в отдельном вагоне, икона покинула курские пределы и отбыла в Таганрог, куда и прибыла 20-го ноября, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Три недели пробыла икона в Таганроге, имея пребывание на Афонском подворье и почти ежедневно посещая дома усердствующих.
Дальнейшие кратковременные этапы: Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. Монахам с иконой часто приходилось голодать и холодать. Наконец, 1-го марта 1920-го года, на пароходе «Святой Николай,» Курская чудотворная икона в сопровождении епископа Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России и из Новороссийска через Константинополь прибыла с Салоники. 2-го апреля икона прибыла в древнюю столицу Сербии, город Ниш, где ее с великим торжеством встретил Нишский сербский епископ Досифей, со всем своим духовенством и множеством народа. Епископ Досифей был великим другом русского народа и оставался таковым до самой кончины. Умер он в сане митрополита Загребского во время 2-й мировой войны.
По усердной просьбе генерала Врангеля, удерживавшего после Новороссийской эвакуации с горстью воинов-патриотов последний свободный клочок русской земли — Крым, — Курская чудотворная икона из Сербии отбыла туда для ободрения воинов. Прибыла она в Крым на пароходе «Святой Георгий» 14-го сентября 1920-го года, в день праздника Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста. Крым в то время уже агонизировал, и черная туча большевизма окончательно заволокла русскую землю. Вместе с остатками армии и со всеми желающими покинуть Крым и уйти от большевиков на чужбину, 29-го октября 1920 года, на дредноуте «Генерал Алексеев,» почти ровно через год после отбытия из Курска, чудотворная икона снова, теперь уже надолго, покинула русскую землю.
9. Двадцать пять лет в Югославии.
После возвращения из Крыма в Югославию Курская чудотворная икона еще некоторое время пробыла в Земуне, а потом была перевезена в сербский монастырь Язак на Фрушской горе, где сербскими церковными властями было предоставлено помещение для жительства хранителю иконы, епископу Феофану. Остальные иноки, сопровождавшие икону, были распределены по разным сербским приходам. Сербская Церковь тогда очень нуждалась в приходских священниках, так как несколько сотен из них погибли во время
1-й мировой войны.
Чудотворная икона «Знамение» пребывала на всех заседаниях 1-го Зарубежного собора с участием клира и мирян в Сремских Карловцах в 1921-м году, а равно и на всех архиерейских соборах в том же городе, которые проходили под ее святым осенением.
В 1925-м году в Белграде была построена русская Троицкая церковь. В ней с левой стороны была сооружена особая благолепная сень. В эту сень, по разрешению Архиерейского Синода и с согласия епископа Феофана и была помещена Курская чудотворная икона для постоянного пребывания. Из Белграда она неоднократно отбывала для посещения многих мест, где находились рассеянные по всей Европе русские люди.
Присутствовала Курская чудотворная икона и на Втором Всезарубежном Соборе с участием клира и мирян в тех же Сремских Карловцах в августе 1938-го года. Собор этот был несомненно самым крупным событием в истории Зарубежной Церкви. В нем принимали участие 13 архиереев во главе с Митрополитом Анастасием, 26 представителей духовенства и 58 представителей от мирян. Делегаты съехались со всего Зарубежья, в частности с Дальнего Востока, из Северной и Южной Америки и со всей Европы.
В 1939-м и 1940-м годах состоялись торжественные крестные ходы с Чудотворной иконой из Белграда в сербский монастырь в Хопове, где в то время приютились монахини Лесненского монастыря — попытка возродить бывшие прежде крестные ходы из Курска в Коренную Пустынь. Начавшаяся война помешала развиться этому доброму начинанию.
Во время второй мировой войны Божия Матерь через Свою Чудотворную икону явила много дивных знамений и чудес, чему имеется множество свидетелей.
Белград пережил сильные бомбардировки. Целые кварталы были разрушены. Множество людей погибло под развалинами. И вот было замечено, что не только все три русских храма в Белграде, но и те дома, куда была приглашаема для молебнов св. икона, от бомб не пострадали или пострадали незначительно. В одном свидетельском показании указывается, что вся их улица была целиком разрушена и уцелели только те два дома, в которых побывала икона. Другой свидетель повествует, что буквально у самого их дома, где недавно побывала икона, упали три огромных бомбы и… ни одна не взорвалась. Тогда русские люди, а за ними часто и сербы, начали усердно приглашать в свои дома Чудотворную икону, носимую нашими священниками бесстрашно даже во время бомбардировок, и чудеса продолжали изливаться непрерывным потоком на страждущих белградцев.
В русской Троицкой церкви, где имела постоянное пребывание Чудотворная икона, ежедневно совершались богослужения, на которых очень часто присутствовал митрополит Анастасий, по праздникам всегда сам участвуя в богослужении. Неоднократно во время богослужений совершались налеты, но богослужение шло своим чередом, и только очень немногие богомольцы покидали храм, ища спасения в бомбоубежище. Митрополит никогда не оставлял храма в это время. И не были постыжены верующие русские люди в своем уповании на Владычицу мира. Она сохраняла их жизни и их жилища, яко Мати Всеблагая.
10. С русскими изгнанниками в Западной Европе.
Большевики заняли Прибалтику, Польшу, Румынию и Болгарию. Советская армия вошла в Югославию. Митрополит Анастасий, как глава Русской Зарубежной Церкви, не мог и не желал попасть в плен к безбожникам и со множеством преданной ему паствы отбыл в Германию. С Синодом отбыла и его охранительница — Курская чудотворная икона Божией Матери. Она покинула Белград 8-го сентября 1944-го года, пробыв в Югославии без малого четверть века.
Первым этапом в ее шествии на Запад был город Вена. Там она пробыла вместе с Синодом несколько месяцев. Вена в это время очень часто подвергалась воздушным бомбардировкам. И вот, милостью Царицы Небесной, и в этом неправославном городе начали твориться те же чудеса, что и в Белграде: те квартиры, куда приглашали икону, и те люди, которые ее приглашали, оставались целыми и невредимыми, хотя подчас находились в центре бомбардировок.
Вот как описывают очевидцы Божественную литургию под градом бомб: «…К началу литургии, которую служил митрополит Анастасий, церковь наполнилась молящимися. Был пасмурный день. Шел снег. Несмотря на утро, было серо, как в сумерки. Но на душе у нас было легко и радостно: с нами Чудотворная икона, с нами наш любимый Первосвятитель.
Глаза молящихся впиваются в потемневший от времени лик Владычицы. У обоих клиросов стоят толпы исповедывающихся. «Белые» беженцы перемешались с пленными русскими, находившимися в Вене. Я думаю, что почти все, пришедшие в этот день в церковь, исповедались и приняли Святые Тайны.
Я была бесконечно счастлива моей встрече со ставшей мне родной Курской чудотворной иконой и с владыкой митрополитом и считала это добрым знамением. Молящиеся тихо перешептывались, выражая надежду, что в такой вьюжный день бомбардировки не будет. Увы, внезапно завыли сирены, и вскоре началась страшная бомбардировка.
Далекий гул взрывов (бомбили Флорисдорф, рабочую часть миллионного города) не прерывал литургии. Спокойно подавали возгласы первосвятитель и священники. Торжественно пел хор. Даже самые пугливые и слабые духом не покидали церковь. С нами был Бог. Глаза всех с упованием взирали на икону и на кроткий лик владыки.
Разрывы бомб приближались. Сотрясалась церковь, дребезжали стекла. У всех молящихся были торжественно спокойные лица. Люди принимали св. причастие, подходили приложиться к Чудотворной иконе и под благословение кроткого старца-владыки митрополита. Служба окончилась, и одновременно был дан отбой. В руках выходящих были иконки Чудотворной нашей Заступницы и просфоры.
Хлопьями падал снег. По небу расползалось зловещее черное облако дыма. Рядом пылали дома. Картина была ужасная. Все кругом горело, ибо были брошены зажигательные бомбы. Улицы были буквально завалены битым стеклом. Прямо перед собором, а также наискосок от него горели дома. За собором и рядом с ним упали несколько бомб, в соборе же ни выпало ни единого стеклышка…»
Через некоторое время Синод и митрополит Анастасий переехали в город Мюнхен. Произведя некоторую реорганизацию Синода и наладив его работу, митрополит Анастасий немедленно по получении швейцарской визы, вместе с Чудотворной иконой, отбыл в Женеву, дабы установить связь со всеми частями Русской Зарубежной Церкви, так как из Германии почтовая связь с заграницей еще не существовала. Прибытие митрополита Анастасия в Женеву было исключительно важным событием в жизни Русской Зарубежной Церкви.
Из Швейцарии митрополит Анастасий сразу телеграфировал епископам по всему русскому зарубежью о своем прибытии в Женеву с Чудотворным образом «Знамение,» указав, что Русская Зарубежная Церковь должна оставаться независимой от Москвы, и просил не поддаваться агитации большевистских агентов, и тем спас Зарубежную Церковь от возможного разложения. Чудотворная икона, по прибытии в Женеву, была передана митрополитом на временное хранение монашескому братству преп. Иова Почаевского, которое сняло на окраине Женевы небольшой двухэтажный дом, где устроило домовую церковь и некое подобие монастыря, с ежедневными службами. Братство в это время готовилось к отбытию в США.
В Европе тогда было очень неспокойно. Многие опасались, что большевики соблазнятся временной беззащитностью Курской Коренной иконы и попытаются ее захватить. Поэтому архимандрит Серафим умолял владыку митрополита отпустить икону с братством в США хотя бы на время, пока в Европе не наступит определенное спокойствие.
Владыка колебался. С одной стороны, ему было жалко расставаться со святыней, которая около 20-ти лет пребывала в Синоде и являлась как бы символом единства нашей Зарубежной Церкви, с другой стороны, положение в Европе действительно внушало большие опасения, и было вполне естественно отправить на некоторое время в более безопасное место такую великую русскую святыню. В то же время жаль было лишать церковного общения с иконой огромную массу русского верующего народа, находящегося в очень тяжелом положении, особенно в Германии, где начались массовые выдачи русских беженцев большевикам.
Архимандрит Серафим предложил владыке изготовить точный список с иконы для утешения гонимых православных людей, а сам образ все же увезти в недоступное для большевиков место. Владыка митрополит благословил иконописца начать работу.
Иконописец братства иеромонах Киприан, ныне архимандрит, подвизающийся в Троицком монастыре в Джорданвилле, с благоговением и усердием взялся за это святое делание. Отслужили молебен Владычице и осторожно сняли ризу с чудотворного образа. Обнаружилась старая, сильно поврежденная червоточинами доска, лицевая сторона которой была почти сплошь черной от вековой копоти, и только едва просвечивали контуры венчиков и одежд Богоматери и Младенца. Ликов Их совершенно не было видно. Сплошной копотью были покрыты и края иконы, на которых должны были находиться изображения пророков.
Как писать список, когда почти ничего не видно? Доложили митрополиту. Он прибыл в обитель, посмотрел… Отец Киприан, будучи не только опытным иконописцем, но и хорошим реставратором, стал просить благословение осторожно отмыть копоть с иконы.
Владыка митрополит возразил:
- Что вы, что вы! Если в России столько лет никто не решался коснуться иконы, как же мы можем осмелиться такое сделать.
Отец Киприан принялся за работу и изготовил доску точного размера. Надо приступать к писанию иконы. А что писать, когда ничего не видно? Покрыть все черной краской и сделать несколько едва заметных штрихов?
Опытный иконописец буквально не находил себе места, размышляя над решением поставленной перед ним задачи. И вот, в одно раннее утро, когда братия еще спала, он неожиданно решился, взял теплую воду и осторожно, чистой тряпочкой, попробовал отмыть верхний левый угол иконы. Появилась позолота венчика царя Давида. Это воодушевило отца Киприана, и он, позабыв про все на свете, про запрещение митрополита и возможные последствия, лихорадочно и вместе с тем осторожно, часть за частью, начал отмывать икону. Постепенно показались все пророки, чудной работы искусных изографов царя Феодора Иоанновича. У большинства сохранились лики, одежды и даже надписи на свитках.
Наконец, самое страшное и ответственное — лики Царицы Небесной и Богомладенца. Видно, было на то соизволение Пречистой Девы: легко открылся Ее чудный лик, вместе с ликом Ее Божественного Сына, а равно и золото Их одежд. Работа была окончена, и обновленный образ засиял дивным светом мягких древних красок. Строг лик Богоматери. Неземная мудрость запечатлена на высоком челе Богомладенца.
Отец Киприан разбудил архимандрита Серафима и позвал к себе в иконописную, сославшись на очень важное дело. Когда архимандрит увидел икону, то не поверил своим глазам. То, что вчера было черной старой доской, теперь горит, сияет и светится, ласкает, умиляет и проникает в сердце солнцесиянным, горненебесным, благодатным светом.
Оба воздали благодарение Царице Небесной. Но как доложить владыке митрополиту? Ведь было совершено явное непослушание. Едва дождавшись времени, когда можно было ехать к владыке с докладом, отец Серафим ради такого случая нанял такси и поехал умолять владыку приехать в монастырь по одному важному, не терпящему отлагательства делу. Не сказал по какому — побоялся.
Владыка, видя сильно возбужденное состояние отца Серафима, не расспрашивал; молча собрался и поехал. Его привели наверх в мастерскую, где на камине стояла обновленная Чудотворная икона, а при ней старшая монастырская братия, как бы на страже.
Первосвятитель был поражен случившимся. Долго и молча созерцал он дивный образ. Потом медленно повернулся и едва слышно ласково молвил:
«Изредка и непослушание бывает полезно»…
Отслужили молебен Божией Матери, и отец Киприан с особым рвением принялся за работу над списком. Легко и радостно воспроизвел он точную копию не только лицевой, но и обратной стороны иконы — постаревшее дерево, трещины и червоточины. На лицевую сторону положил он краски с такой же мягкой блеклостью, какая была на самой иконе.
Когда работа была закончена, то было очень трудно отличить саму икону от ее списка, особенно с некоторого расстояния. Дождавшись приезда митрополита, посещавшего обитель не реже двух раз в неделю, его повели в иконописную и показали две иконы, стоящие рядом. Отец Серафим в шутку предложил владыке выбирать любую из них.
Владыка Митрополит подошел к иконам, внимательно на них посмотрел, взял в руки сначала одну, потом другую, взглянул на их обратные стороны, надеясь по ним узнать, какая же подлинная. И спереди, и сзади обе иконы выглядели совершенно одинаково. Тогда первосвятитель поставил обе иконы на место и несколько встревожено попросил отдать ему настоящую.
Конечно, владыку немедленно успокоили и указали ему признаки, по которым можно различить иконы. Чтобы положить преграду возможным дальнейшим недоразумениям, владыка митрополит благословил отщепить от Чудотворной иконы с обратной стороны небольшой кусочек и вделать его в серебряной оправе в список.
Подлинник, с которого удалось сделать фотографию, немедленно был облечен в свою ризу, а для списка, трудами иноков Пимена и Алипия, была сооружена еще одна серебряная риза, похожая на настоящую, но не такая массивная.
Владыка Митрополит начал готовиться к возвращению в Германию, где положение несколько стабилизировалось и где находился Синод, а братство должно было выехать в США. Монахи пытались было снова упрашивать владыку отпустить с ними икону, однако владыка решительно отклонил все моления, указав, что икона в Германии нужнее, дабы духовно подбодрять и утешать десятки тысяч наших несчастных соотечественников, за которыми, как за зверями, охотятся чекисты из репатриационных комиссий. Первосвятитель прозорливо заметил, что настанет время, когда Чудотворная икона посетит Америку, а пока пусть предтечей ее отбудет туда этот ее точный список.
Между тем сама Чудотворная икона, водворившись в Мюнхене во Владимировской домовой синодальной церкви, стала истинным «приятелищем сирых, странников предстательницей, благой утешительницей всех, прибегающих к ней с усердием и верою.» Много чудес свершилось в это время от Чудотворного образа Божией Матери.
Начался массовый отъезд за океан, и перед Чудотворной иконой ежедневно служились напутственные молебны. С чувством разлуки с самым дорогим и светлым, прощались люди с любимой иконой, увозя с собой, как ее благословение, ее маленькие, освященные на ней, копии.
11. Прибытие иконы Божией Матери Курской «Знамение» в Америку.
Переселение за океан значительного количества русских, оказавшихся после 2-ой мировой войны в пределах Германии и Австрии, вынуждало думать о перенесении русского зарубежного центра в Северную Америку, куда отбыла главная масса русских изгнанников.
Известные благотворители, князь и княгиня Белосельские-Белозерские, узнав о предполагаемом переселении Синода и Курской чудотворной иконы в США, любезно согласились предоставить в распоряжение Синода свое загородное имение около г. Магопака, в 40 милях от Нью-Йорка. В этом имении, с благословения митрополита Анастасия, решено было устроить ставропигиальное синодальное иноческое подворье, которое, по прибытии Синода в США, могло бы стать временной резиденцией Синода.
Строителем и настоятелем этого подворья был назначен архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим, родом из Курска, автор книги о Курской иконе «Знамение» — «Одигитрия Русского Зарубежья.» По его предложению новому подворью присвоено было наименование «Новая Коренная Пустынь,» в память о разрушенной большевиками старой Коренной Пустыни, где была обретена Чудотворная икона.
23-го января 1951 года, около 3-х часов пополудни, в аэропорту Айдлуайлд, вблизи Нью-Йорка, совершил посадку самолет «Летающий тигр,» как бы с неба принесший благословение Божие — Одигитрию Русского Зарубежья, Курскую чудотворную икону «Знамение» Божией Матери. Святую икону сопровождал архим. Аверкий, впоследствии архиепископ Сиракузско-Троицкий, более десяти лет подвизавшийся при Чудотворной иконе.
Митрополит Анастасий с особой торжественностью отслужил первый молебен перед Курской чудотворной иконой. Ему сослужили епископы Серафим и Евлогий со священнослужителями Новой Коренной Пустыни. 8-го февраля, к 7-ми часам вечера, икона была доставлена самим первосвятителем в Вознесенский кафедральный собор в Нью-Йорке, где ей была уготована торжественная встреча множеством народа во главе с епископом Никоном. Молебен с акафистом совершал митрополит Анастасий с епископами Никоном и Серафимом, в сослужении 12-ти священнослужителей, при трех диаконах. Около часа, по окончании молебна, совершалось прикладывание народа к иконе. Большинство молящихся принадлежало к новой эмиграции, а потому с особенной радостью встречало дорогую для них святыню, утешавшую их скорби в Европе. Несколько дней оставалась икона в Нью-Йорке, а потом возвратилась в Новую Коренную Пустынь. В следующее воскресенье Чудотворная икона посетила женский монастырь «Новое Дивеево» и побывала на Толстовской ферме. Дальнейшими этапами ее шествия были: Вашингтон, Лейквуд, Отеческая церковь в Нью-Йорке, Вайнланд и многие другие места.
Чтобы облегчить пастве постоянное общение с первоиерархом, необходимо было перенести резиденцию Синода в Нью-Йорк, и в первый день Великого поста 1952-го года Архиерейский Синод вместе с Чудотворным образом Божией Матери переселился в этот город.
В 1959-м году, по милости Божией и по ходатайству Пресвятой Богородицы, Архиерейский Синод благоустроился на 93-й улице, в одном из лучших районов города Нью-Йорка.
На заседании Синода было постановлено городскую церковь, как это было в Курске, наименовать Знаменской, в честь Чудотворной иконы, а Новую Коренную Пустынь считать летней резиденцией митрополита и летним местопребыванием иконы.
12. Чудотворная икона Божией Матери Курская «Знамение»
- символ единства Русской Зарубежной Церкви.
В гостеприимной Калифорнии.
На 4-й месяц пребывания Чудотворной иконы в Америке начались ее путешествия по приходам Русской Зарубежной Церкви. Первым было путешествие в Калифорнию в послепасхальные дни 1951-го года, совершенное владыкой митрополитом Анастасием в сопровождении епископа Серафима, настоятеля Новой Коренной Пустыни. Исключительную ревность и почитание Чудотворного образа показали русские калифорнийцы, особенно в Сан-Франциско. Этот духовный подъем проявлялся во время молебнов в Скорбященском соборе, где собиралось по 700-800 богомольцев. Чудотворная икона посетила Богородицкий женский монастырь, во главе с игуменией Ариадной, Серафимовскую церковь в Монтерее, русские общественные организации; беспрерывно служились молебны по домам, всего в частных домах было отслужено более 200 молебнов. По вере православных жителей Сан-Франциско здесь совершилось несколько чудес, как, например, исцеление умирающей от рака мисс Е. Кловер сразу после молебна перед иконой. Летние путешествия на Западе с иконой сделались традицией. К 1953-му году русские жители Сан-Франциско устроили в дачной местности Бурлингейм Синодальное Подворье специально для приездов митрополита Анастасия и Чудотворного образа.
Путешествие по Южной Америке.
В октябре-ноябре 1967-го года архиепископ Никон, Заместитель Председателя Архиерейского Синода — новоизбранного митрополита Филарета — с Чудотворной иконой Курской Коренной «Знамение» посетил Бразилию и Аргентину. Это было первое посещение иконой епархий в Южной Америке. Архиепископ Сан-Паульский и Бразильский Феодосий был в это время тяжело болен, при смерти, находился в полубессознательном состоянии. Он с нетерпением ожидал прибытия Чудотворной иконы. Владыка Никон попросил предупредить владыку Феодосия, что они со св. иконой войдут в собор, пропоют тропарь и сразу же крестным ходом пройдут к владыке архиепископу, а затем, возвратившись в собор, совершат молебен перед Чудотворной иконой. Перед собором в ожидании св. иконы стояло духовенство и множество людей. Когда из собора с пением тропаря Божией Матери с Чудотворной иконой пришли в помещение под собором, где находилась резиденция владыки Феодосия, то, ко всеобщему удивлению, владыка Феодосий стоял в подряснике при входе в свою келью. Легко совершив земной поклон, он со слезами на глазах приложился к ней. Это послужило как бы искрой, создавшей благодатное настроение у людей, которое уже не покидало их во все время нахождения здесь св. иконы во всех последующих богослужениях, совершавшихся в разных храмах. Через неделю владыка Никон совершил постриг священника Николая Падерина в монашеский чин с именем Никандра, а на другой день вечером после всенощного бдения в св. Николаевском соборе было совершено наречение иеромонаха Никандра во епископа Рио-де-Жанейрского, викария Бразильской епархии, в котором принял участие и владыка архиепископ Феодосий, за эти дни ободрившийся и поправившийся. Владыка Никон служил в разных храмах Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро, и везде богослужения в присутствии Чудотворной иконы отличались высоким религиозным подъемом.
В субботу 25-го ноября Чудотворная икона прибыла в Аргентину. Встречали великую русскую святыню владыка Афанасий с духовенством и многими русскими людьми. Скауты построились военным строем, администрация аэропорта любезно предоставила все условия для торжественной встречи святыни. Когда служили в соборе всенощное бдение, литургию и молебен, то храм и прилегающая улица были заполнены народом.
Икона посетила русскую гимназию в Буэнос-Айресе. Это произвело сильное и благодатное впечатление как на учащихся, так и на преподавателей и руководителей, принесло одной из учительниц исцеление от болезни и вдохновила школу на дальнейшие труды.
С Чудотворной Курской иконой «Знамение» — по Европе.
13 июня 1968 года владыка архиепископ Никон, по благословению первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Филарета, отправился воздушным путем в Европу для посещения с Чудотворной иконой наших приходов, старческих домов и детских лагерей по многочисленным просьбам верующих. И везде, куда бы ни прибывала икона Царицы Небесной — в Англию, Бельгию, Германию, Швейцарию, Францию, Испанию; в величественные храмы или маленькие домовые церкви, в монастыри и скиты, в старческие дома и детские приюты и лагеря — везде с восторгом, с благоговейным преклонением, с горячими слезами, с молитвами и любовью принимали русские люди свою Небесную Покровительницу.
4/17-го июля, в день убиения царской семьи, в 8 часов вечера, в величественном, первом в мире храме-памятнике убиенному царю-мученику Николаю II и царской семье в Брюсселе, по распоряжению Архиерейского Синода, в присутствии Чудотворной Курской иконы «Знамение» было совершено отпевание убиенных царя-мученика Николая II и царской семьи и всех убиенных и замученных безбожной властью. Служили 4 архиерея с сонмом духовенства. Со времени основания храма еще ни разу не было здесь такого большого стечения людей; толпа заполнила всю церковную площадь, где были установлены громкоговорители для передачи богослужения. И в этот великий момент с молящимися пребывала наша святыня — Чудотворная икона Божией Матери. А впоследствии, 19-го октября/1-го ноября 1981 года в Знаменском Синодальном храме в Нью-Йорке, в присутствии Чудотворной иконы «Знамение,» было совершено прославление новомучеников и исповедников Церкви Российской.
В далекой Австралии.
Посетила Курская Коренная икона «Знамение» и далекую Австралию; в первый раз с первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Филаретом, и, спустя годы, — с архиепископом Никоном.
* * *
Святая икона Божией Матери Курская Коренная «Знамение» почти ежегодно посещает все приходы Северо-Американской и Канадской епархий. В юбилейный год тысячелетия Крещения Руси святыня посетила нашу паству в Австралии, а также приходы в Чили, Аргентине и Бразилии. Далее, в 1993 году, икона была во Франции, в Лесне, где происходил Архиерейский Собор, по окончании которого икона посетила Германскую епархию. В ноябре 1993 года митрополит Виталий с Чудотворным образом посетил Австралийскую епархию. Икона посетила почти все приходы этой епархии.
Много было вознесено молитв и пролито слез перед Чудотворной иконой Божией Матери; безмерны радость, утешение и чудесная помощь от Царицы Небесной, изливающиеся через Ее чудотворный образ.
* * *
Русские люди за рубежом оказались рассеяны по всем странам мира, и чтобы сохранить Зарубежную Церковь, необходимо было сохранить между собой духовное и общественное единство. Душою и символом этого единства стала наша общезарубежная святыня, Одигитрия русского рассеяния — Курская икона Божией Матери «Знамение.»
И в наше смутное время будем молить Пресвятую Богородицу — да сохранит Она дом Свой от врагов видимых и невидимых; да будет непреложно Знамение обетований Божиих, и да восстанет святая Русь во всем ее духовном величии. От этого зависит судьба не только России, но и всего мира.
По материалам газеты «Курские Епархиальные Ведомости» и брошюры А.Г. Шпилёва «Знаменский собор»
Тропарь (глас 4)
Яко необоримую стену / и источник чудес / стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая / сопротивных ополчения незлагаем. / Темже молим Тя / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.
Кондак (глас 4)
Честный образ Твоего Знамения празднующе людие Твои Богородительнице, имже дивную победу на сопротивные граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем:радуйся Дево, христиан похвало.
Молитва
Ц арице наша преблагая, надежда наша, Богородице. Приятилище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице; зриши нашу беду, зриши нашу скорбь. Помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши. Яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши нас и покрыеши во веки веков. Аминь.
Миссионерский Листок # 013c
Редактор: Епископ Александр (Милеант)
Дополнительные подробности.
Великие беды Курского края длились почти до конца XIII века. Заметим, что вплоть до 1295 года никаких летописных сведений о крае не имелось, казалось, что курская сторона Руси и в самом деле погибла. Но не оставила курян их вера и надежда на Господа Бога нашего и Пречистую Матерь Его. Верные заветам Христа куряне молили его о пощаде. 8 сентября 1295 года в окрестностях Курска на берегу реки Тускарь в лесной чаще была явлена чудотворная икона Знамения пресвятой Богородицы. Факт этот описывается так: «Случилось одному благочестивому мужу с товарищами прийти ради прибытка своего в лес, которым поросли окрестности г. Курска по его разорения, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари, на полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды; увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласились между собой, построили на несколько сажен повыше упомянутого места, на лесистом месте, часовню из леса, срубленного на сем месте, и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси. Изображение Богоматери на иконе с поднятыми в мольбе руками свидетельствовало о многом. Она как бы подсказывала православным курянам, что она защитит их, что она молит за них перед Господом. В XIII веке несколько иную судьбу, чем Курск, имел Рыльск. Ему удалось избежать жестокого разрушения. Но и он стал городом, который должен был платить огромную дань татаро-монголам, как и все другие села, оставшиеся неразрушенными. Особенные трудности выпали на долю жителей в конце XIII века, ибо во всем прочим притеснениям прибавились и стихийные: непогода, неурожай, голод. Народ же верил в свое лучшее будущее и молил Господа Бога о помощи. И когда благочестивые граждане нашли чудотворную икону, то молва о ней быстро распространилась по всему Курскому краю. А рыльский князь решает ее перевезти в Рыльск. «Остановившись у городских ворот со святой иконой, священники известили князя, предполагая, что он лично встретит ее, но князь… от встречи отказался и за эту холодность к дару Божию и маловерие был поражен слепотою.» Когда же затем он раскаялся перед всем народом, то сразу же и прозрел. Этим самым было впервые показано чудо исцеления коренной иконой.
В связи со своим чудесным исцелением князь соорудил в Рыльске храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, куда и решено было установить икону. Однако произошло второе чудо — икона чудесным образом вновь вернулась в часовню на реке Тускари, где пред нею стали обильно источаться исцеления всем с верою к ней приходящим. В те же годы жил иерей Боголюб, который прибывал из Рыльска к иконе для утешения верующих. Однажды на часовеньку напал отряд татар, который разрушил ее, а икона чудотворная была рассечена татарской саблей на две части, а части брошены в разные места. Боголюба они увезли в плен. Через некоторое время иерей был выкуплен московскими послами. Первым действием Боголюба было возвращение в пустынь, где была порушена святыня. Он смог найти обе части иконы, приставил их вместе, и они чудесным образом соединились, не оставив с следов разрушения на лицевой части. Узнав о новом чуде, рыльские православные граждане вновь переместили икону в храм своего города, но она вновь возвратилась на место. Так проделывали православные рыляне несколько раз, но тщетно! Икона каждый раз возвращалась чудесным образом в часовню, устроенную Боголюбом на месте ее обретения. Почти триста лет пребывала чудотворная икона в часовеньке на реке Тускари, привлекая к себе богомольцев, даруя всем излечение и объединяя их в православии. Она помогала гражданам Курского края обрести веру в грядущую победу над ворогом и обретение свободы.
После присоединения к Московскому государству Чернигова, Рыльска, Новгород-Северского, Курска в начале XVI века наконец-то начинается новое возрождение православия в Курском крае. Начинается строительство часовень и церквей. Медленно. Но верно народ курский обретал свою веру в Господа нашего Иисуса Христа. Что было разрушено в малое время, создавалось затем длительно и трудно. В многотрудный период возрождения огромную роль сыграла икона Знамения Пресвятой Богородицы, ее чудотворные действия спасали многих. Слава о ней распространилась по всей Руси. Неудивительно, что молва народная о ее чудесах достигла и царского престола. Сам Федор Иоаннович узнал о ней и по его воле в 1597 году икона была перенесена из пустыни в Москву, где ее украсили богатою ризою и вставили в деревянный оклад, на котором приписали лики: вверху Господа Саваофа, а по сторонам — пророков, возвестивших воплощение сына Божия от Пречистой Девы Марии. Была изготовлена пелена, шитая по красному атласу золотыми нитями, кованью и средней величины жемчугом. На ней был изображен Голгофский крест с перекрестьем из трости и копья. Под крестом вышита была следующая надпись: «Повелением благоверного Государя Царя и Великого Князя Федора Иоанновича и благоверной государыни Великой Княгини Ирины и дщери их благоверной Цесаревны и Великой Княжны Феодосии, сделана сия пелена к образу Пресвятой Богородицы Курской. Лета 7105.»
К концу XVI века Курский край мало-помалу начал оживать. Была учреждена Курская крепость и вместе с ее возведением растут и посад, и слободы. Возводятся церкви, как внутри крепости, так и на посаде. Вполне естественно, что икона была вновь возвращена в Курск и была установлена в Знаменском монастыре. Христианская вера в крае продолжала жить. Кстати, с иконы были сделаны и распространены несколько списков, что также благотворно влияло на возрождение христианства. Особую роль сыграла икона в период смуты начала XVII века. Лжедмитрий I, прослышав о ней, взял ее из Курска с собой (1604 год). Когда он занял престол в Москве, а икону установили в Успенском соборе, то патриарх Московский Иов ощутил влияние чудотворной и, прозрев, понял, что не может венчать Лжедмитрия на царство. Многие на Руси начинали понимать, что на престол входит не настоящий царевич Дмитрий. После успокоения смуты икона вновь была передана в Курск ( 1615 г .) И вновь чудотворная оказала свою помощь православным гражданам Курска. Четыре недели польские отряды осаждали Курскую крепость и все четыре недели горожане молились пред чудотворной. И поляки не выдержали, не смогли овладеть крепостью, были отбиты и сняли осаду. Когда окрепла позиция Русского государства в начале XVII века икона и сама упрочила свое почитание. Начинаются крестные ходы с нею, которые проходили два раза в год. В девятую по Пасхе пятницу совершается торжественный вынос ее из Курска в Коренную пустынь, а 12 и 13 сентября совершается торжественный принос ее обратно в Курск. 8 сентября — это день обретения св. иконы, праздник всех православных. В 1649 г ., по указу Алексея Михайловича, на выделенные из царской казны деньги, а также на частные пожертвования в монастыре было начато строительство каменной соборной церкви во имя Курской Чудотворной Иконы Знамения Божьей Матери. В 18 веке отстроилась в камне и Коренная пустынь. С 1618 года эпизодически, а с 1726 по 1765 год систематически из Знаменского монастыря в Коренную пустынь на одну неделю переносилась икона Знамение. Между Знаменским монастырем и Коренной обителью не стихали споры, кому из них должна принадлежать икона, но так как Коренная обитель находилась в полном ведении Знаменского монастыря спор ни к чему не приводил. А в 1767 году Синод и вовсе запретил перенос иконы. В 1792 году Крестный ход возобновился благодаря ходатайству купечества, так как благодаря этому событию процветала ярмарка от многочисленного люда. Указом Синода от 15 января 1806 года с согласия императора Александра I предписывалось, чтобы икона Знамения Богородицы в Коренном Рождество-Богородичном монастыре находилась с 9. седмицы по Пасхе по 12 сентября. В настоящее время крестные ходы Курская епархия проводит регулярно. Подлинный расцвет курской Коренной ярмарки приходился на 1852-1853 годы, когда различных товаров было продано на 11.3 млн. рублей. Наибольшее количество паломников 60,000 человек отмечалось в 1861 году. В разное время с иконы было сделано несколько копий, выставленных в Знаменском и Коренных монастырях во время отсутствия их подлинника. Они участвовали в Крымской войне 1689 года, Отечественной войне 1812 года.
Рост революционных настроений, охвативший Россию в конце XIX, начале XX вв. отразился и на Курской обители. 8 марта (старого стиля) 1898 г . хранящийся в монастыре чудотворный образ стал объектом совершения дерзкого террористического акта. В 1 час 15 минут ночи стоявший на посту у присутственных мест городовой услышал внутри Знаменского собора оглушительный взрыв и увидел яркую вспышку. Один из монахов Знаменского монастыря так вспоминал эти мгновения: «во время глубокого сна услышал я страшный адский грохот, от которого моя кровать как бы закачалась в воздухе… Секунда, другая — и забегали по коридору. Тогда только я понял, что случилось что-то ужасное. Выбежав в коридор, я встретил иноков и, вместе с ними, поспешил на монастырский двор. Навстречу попались ночные сторожа, указавшие, что в большом храме произошло что-то ужасное… Побежали доложить Преосвященному и архимандриту, но они уже сами встали и спешили в церковь. Появление среди нас маститого Владыки, впереди всех, с твердой решимостью шествовавшего в храм и ободрявшего нас примером и словом, давало нам силы и самим последовать за ним в церковь. Едва только мы переступили церковный порог, как ужасающий густой смрад пахнул в лицо. Внесли фонари, стали зажигать свечи, но они гасли от массы густого и едкого дыма. Тогда отворили все двери и устроили сквозняк, чтобы хоть сколько-нибудь очистить воздух. Когда осветили церковь, крики ужаса вырвались из груди всех присутствовавших. Весь обширный собор был покрыт разными обломками. Везде валялась штукатурка, куски дерева, гвозди, куски лепных украшений, клочья материи.» От взрыва массивная северная дверь была буквально выперта наружу, а массивный подсвечник на 150 свечей — погнут и исковеркан. Сень, где помещался Чудотворный образ Божьей Матери, разрушилась и распалась на составные части. Ее стенки и колонки были сдвинуты с мест и сильно обожжены, а навес в виде полузонта в нескольких местах был пробит разлетавшимися осколками. Ведущие к иконе ступеньки также пострадали: нижняя каменная сильно повредила ограждающую возвышение чугунную решетку, а верхняя деревянная пролетела через весь храм и ударившись о противоположную, расположенную от сени в 17 шагах стену, отскочила от нее, повредив при этом висевшую на стене большую икону, и упала на середину храма рядом с архиерейским амвоном.
Страшась самого худшего, преосвященный Ювеналий с братией, с трудом пробравшись через груду обломков с трепетом приблизился к тому месту, где находилась святыня и вынул из серебряного кивота совершенно невредимый образ Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной. Сам лик не пострадал, хотя прикрывавшее его стекло было разбито в мелкие осколки, а выпуклое стекло, прикрывавшее коронку из драгоценных камней, было сильно покрыто копотью. Вскоре на место происшествия прибыло все высшее руководство: губернатор, жандармский генерал, прокурор, полицмейстер и пристав
1-й части города Курска. При осмотре обнаружили остатки «адской» машины, представлявшей собой продолговатый белый металлический ящик с обрывками припаянных проводов и обломками часового механизма. По своим размерам этот ящик мог вместить больше фунта динамита. Весть о случившимся быстро распространилась по Курску. С рассвета у монастыря собрались тысячи человек, принявших участие в благодарственном молебне, отслуженном преосвященным епископом Курским Ювеналием. Несмотря на усердие следователей, установление участников этого злодеяния затянулось на несколько лет. Лишь осенью 1901 года были арестованы причастные к взрыву в Знаменском монастыре учащиеся Курского реального училища Анатолий Уфимцев (20 лет) и Леонид Кишкин (21 год), вольнонаемный писец Василий Каменев (22 года) и студент института инженеров путей сообщения Анатолий Лагутин (21 год). Задержанные вскоре начали давать показания, из которых следовало, что взрыв был произведен по предложению А. Уфимцева, полагавшего тем самым поколебать веру в чтимую святыню и привлечь всеобщее внимание к этому происшествию. В свой замысел Уфимцев посвятил трех своих товарищей, из которых Кишкин помог ему изготовить взрывной снаряд, а Каменев приобрел часы, при помощи механизма которых взрыв мог произойти в заданное время. Когда бомба была готова Уфимцев, Кишкин и Лагутин отправились 7 марта в храм. Во время всенощной службы, под видом поклонения святыни они приблизились к иконе, и Кишкин незаметно опустил завернутый в вату снаряд к ее подножию. Человеческих жертв было решено избегать, поэтому часовой механизм установили на полвторого ночи, когда в храме не бывает богослужения. По соображениям проявленного обвиняемыми чистосердечного раскаяния и их откровенных показаний, а также «во вниманию к их легкомыслию, а равно несовершеннолетнему возрасту Уфимцева и молодости остальных во время совершения преступления» было решено дела к судебному расследованию не обращать. 26 декабря 1901 г . Николай II повелел выслать обвиняемых в отдаленные области Российской империи под надзор полиции — Уфимцева на пять лет в Северный Казахстан, Кишкина, Каменева и Лагутина в Восточную Сибирь, первого на пять лет, остальных на два года.
Последним российским самодержцем, посетившим Знаменский собор, стал Николай II. Первый раз он был в храме 1 сентября 1902 г ., во время проводимых под Курском военных маневров, во второй — 22 ноября 1914 г ., когда следовал в Кавказскую армию. Царь был встречен у северных ворот храма торжественной процессией курского духовенства во главе с архиепископом Тихоном, отслужившего краткий молебен. После молебна Николаю II была вручена копия чудотворной иконы. 20 января 1918 г , пришедшие к власти большевики специальным декретом отделили церковь от государства, лишив ее юридических прав. Отношение новой власти к Курской епархии хорошо иллюстрируют события, развернувшиеся вокруг похищения 12 апреля 1918 года из Знаменского собора чудотворной иконы Знамения и ее списка, облаченных в драгоценные, украшенные самоцветами, ризы и золотой дарохранительницы со Св. Агнцем. Епископ Феофан немедленно известил о пропаже святыни местные власти, однако вместо расследования сотрудниками Курской ЧКа было заявлено, что настоящими похитителями являются сами монахи, сделавшие это для того, чтобы посеять в народе недовольство Советской властью. Епископ и вся братия были посажены под домашний арест, а в монастырских помещениях сделан обыск, временами переходящий в настоящий грабеж. На следующий день арест был снят и ограбленным монахам приказали сидеть тихо, не возбуждая народ. Образа были обнаружены лишь через месяц. Газета «Красная Армия» 16 мая 1918 г . сообщила, что «вчера утром под горой, где находится епархиальная типография близ р. Тускари в колодце, называемом Феодосиевским, были найдены украденные из Знаменско-Богородицкого монастыря в апреле месяце икона Знамения Божией Матери и копия с нее. Обнаружили икону в колодце две девочки, которые мыли в ручейке у колодца белье. Иконы лежали на дне колодца, завернутые в мешок. Вытащив находку из колодца и развернув мешок, девочки увидели иконы, о чем сообщили своим семьям и проходившему с похоронной процессией св. Л. Иваницкому. Собранной комиссией иконы были признаны за те, которые были украдены из монастыря. В 11 часов дня по случаю нахождения икон на Красной площади был отслужен торжественный молебен, при толпе молящихся в несколько тысяч человек….» Интересно отметить, что два расшитых золотом чехла с икон были обнаружены после занятия Курска белыми в мусорных кучах у здания ЧК (бывшее Благородное собрание).
В связи с вышеизложенным, не вызывает удивления тот восторг, с которым встретило курское духовенство занятие города частями Добровольческой армии в сентябре 1919 г . и грандиозные молебны проводимые им в честь побед белых. Так, 3 октября 1919 года газета «Курские вести» сообщала: «Праздник Покрова Пресвятые Богородицы совпал с освобождением г. Орла нашей Добровольческой Армией от большевистского ига. Ввиду этого утром 1 октября в Знаменском соборе была совершена епископом Феофаном торжественная литургия, к концу которой на Красную площадь начало стекаться духовенство городских церквей. По окончанию литургии на Красной площади при огромном стечении народа был отслужен благодарственный молебен с многолетием Русскому Христолюбивому воинству и его вождям. К началу молебна приехал г. Губернатор [князь А. А. Римский-Корсаков] и другие городские власти, которые после молебна пошли с крестным ходом по Московской улице. Дойдя до Почтового переулка, процессия свернула вправо и перед женским монастырем было совершено краткое молебствование. Затем крестный ход двинулся по 1-й Сергиевской улице и дойдя до Благовещенской церкви и совершив благодарение, повернул обратно по Московской улице к Знаменскому монастырю. После каждого благодарственного молебствия епископ Феофан благословлял молящихся святыней города — иконой Знамения Божьей Матери, сопутствовавшей процессии и окроплял святой водой.» Но торжество добровольцев было непродолжительным. Уже в середине октября командир 1-го Армейского корпуса генерал А.П. Кутепов дал понять епископу Феофану, что Курск может быть временно оставлен Добровольцами и предложил ему выехать на юг, обещав предоставить перевозочные средства для него и желающего духовенства. Утром 31 октября сопровождаемая 13 иноками чудотворная икона покинула Знаменский собор. «Идти было очень тяжело. На санях сидел только держащий икону, все остальные должны были идти пешком, ибо лошади едва могли тянуть сани с вещами.» После тяжелейшего трехдневного пути икона достигла Белгорода, оттуда попала в Ростов, Новороссийск, Сербию… В 1944 году курская святыня была переправлена в Мюнхен, а затем в США, где пребывает сейчас в одном из храмов Русской Православной Зарубежной церкви в Нью-Йорке.
В 1989 году этой церковью в дар Коренной пустыни была передана копия чудотворной иконы.pravmir.ru›kurskaya-korennaya-ikona-bozhiej…