Глас Божий над Иорданом
Что главное в Крещении Господнем? Чего мы не видим на иконе, смотря невнимательно?
Священник Константин Камышанов | 19 января 2014 г.
К сожалению, сердце может обрастать коркой, а глаз «замыливаться».
Как? Глядя на икону Крещения Господа, мы можем увидеть равновесные фигуры Христа и Иоанна Крестителя. Чуть поменьше — ангелы. Еще меньше — духи и гады реки Иордан. И совсем маленький голубь, слетевший на главу Иисуса.
Что в ней главное? На первый взгляд — две самые большие фигуры. Христос склонил главу, а Креститель поливает Его речной водой. Нет, отношения между ними не есть кульминация сюжета.
Может быть, в едва заметной фигуре голубя, сходящего на главу Спасителя. Но изображение третьего Лица Троицы как-то неоправданно мало. Может быть, его действие прикрыто нарочно, в расчете на думающего зрителя. Все-таки, странно — Дух Святой занимает на иконе меньше места, чем гады речные и полуголый старик-Иордан.
Может быть, тайна в странных существах, шныряющих в воде? Нет.
Нет, ни то и не другое. Как всегда нас обманывает феномен человеческого восприятия. То, что значимо на небе, у нас часто не имеет веса, а то, что важно человеку, в упор не видят ни Ангелы, ни Силы небесные и есть пустота в глазах Бога.
Существующие иконы отразили человеческое видение, как фотокарточка, и упустили Божественное. Кульминационное событие осталось на листах Евангелия. Если бы мы могли наново переписать икону, то должны были бы главное место уделить явившейся из облака славе Божией, на втором месте — Сын, и почти равнозначный голубь. Где-то внизу остался бы Предтеча, потом ангелы, потом горы, и в микроскоп можно было бы предложить рассматривать гадов речных.
Действительно, в минуту схождения голубя на главу Христа, вдруг выходят на сцену сразу все три Лица Троицы. Так было только однажды, когда Авррам принимал трех светловидных юношей у себя в шатрах. Явление поразительное во всей истории человечества как-то прошло не заметно для художников и зрителей.
В этом необычайном явлении диалог Троицы намного важнее диалога Христа и Предтечи. Глас с неба перекрывает все сказанное до этого и, во избежание кривотолков, дает единственно верную ноту. Это экстраординарное явление было предпринято ввиду того, что Бог-Отец был совершенно уверен в том, что факт и смысл Крещения никем не может быть постигнут. Именно, поэтому возникла необходимость вмешательства.
Предтеча заставил народ совершить великое омовение. В каждом иудейском доме был сосуд для омовений скверны — миква. Отголоски этого обычая мы можем видеть в католических храмах. Там при входе на стене висит плошка с водой, куда вошедшие латиняне опускают руку. Был бассейн для омовений при Храме. И, в случае совсем тяжких грехов, народ был отсылаем для омовения в естественных источниках: Вифизда, Силоам, Иордан и в другие потоки. Иоанн Креститель выбрал экстремальный вариант очищения — в реке.
Предтеча был растерян и смущен поливая главу непорочного Мессии иорданской водой. Но если даже Креститель недоумевал о происходящем, то, что говорить про тех, кто пришел его слушать? Вопрос повис в воздухе для всех.
Толкователи говорят о назидательности процесса. Вот, безвинный Спаситель дает нам знак того, что Старый Закон — есть фундамент Евангелия. То есть, прежде чем стать христианином, надо сперва не воровать, не лгать, не убивать и так далее. А уж после вести разговор о чем-то возвышенном.
Это отчасти, так. Но суть ответа в другом. Сам Бог выводит толкование события на иной уровень:
«Сей есть Сын Мой Возлюбленный! Его слушайте».
Слова явившейся Троицы были о любви!
Удивительно, то, что если Бог обращается, приводя любовь как аргумент, то значит рассчитывает на то, что и для народа, который Ему внимал, слова о любви являются чем-то важным. Значит, перед Ним стояли те, для кого любовь — событие. Он видел в них единомышленников способных воспринять это странное для античного мира слово.
Не водой, а любовью теперь должен очиститься человек.
Тут надо сделать паузу и спросить себя: А что любовь для меня? В самом деле, люблю ли я Бога? В самом деле, люблю ли я людей? Я никого не обманываю, когда говорю, что для меня любовь есть главное в жизни?
Не надо срочно копаться в душе, отыскивая в ней следы любви. Если ее нет, то ее нет.
Если в душе нет любви, значит, как-то так случилась, что она ее потеряла. Значит, мы утратили единственно важный талант Бога.
И если человек спохватывается и видит что он, досаждает даже любимым и близким, то ему есть над чем задуматься.
На исповеди большинство кается в нетерпимости к взрослым родителям. Но споры с родителя не имеют даже намека на предмет. Удивительная злоба чистой пробы. Маленькие дети также находятся в состоянии перманентного«майдана» с папами и мамами. И всех их отношения — это череда восстаний и постоянное сопротивление пустоты. И здесь мы видим первородный грех и ничем не мотивированную злобу. И если человек так относится к самым близким и «любимым», то, что говорить о тех, с кем он сталкивается на работе или на дороге. Боже, сохрани видеть бешенство и полоумие водителей, порядочных граждан, проклинающих друг друга.
Любовь — не может родиться изнутри личности. Это дар Божий. Это то единственное, что делает нас похожими на Бога. Себя нельзя заставить любить. Любовь нельзя воспитать или взрастить внутри себя как-нибудь правилом или усилием воли. Человеку невозможно простить другого человека, находиться в мире с ближними или даже просто быть справедливым. Это не берется из себя — это дар Бога. И только Бог может вложить любовь в пустую душу, потому что любовь сущность не этого мира.
Она приходит через Слово.
Тонкий человек может найти слова Божии, внимательно вглядываясь в мир. Логос можно читать в творении, как это описал Афанасий Александрийский:
Слово Отчее нисходит во вселенную и распространяет здесь силы Свои, и все озаряет, видимое и невидимое, и все в Себе содержит и скрепляет, все животворит и сохраняет, — каждую отдельную вещь и все в целом. В Слове начало и источник миропорядка и мирового единства. В мире всюду открывается порядок и соразмерность, всестройное сочетание и согласие вещей противоположных. В этом единстве и стройности мира открывается Бог: «Никто не смеет сказать, будто Бог во вред нам употребил невидимость естества Своего и оставил Себя совершенно непознаваемым для людей. Напротив того, Он привел тварь в такое устройство, что будучи невидим по естеству, Он доступен познанию из дел». Бог откровения есть Слово. «Ибо Слово, распростершись всюду, и горе и долу, и в глубину и в широту — горе — в творении, долу — в вочеловечении, в глубину — в аде, в широту — в мире — все наполнило ведением о Боге». В мире на всей твари и на каждой в отдельности «положены некий отпечаток и подобие» Божественной Премудрости и Слова, и это сохраняет мир от тления и распада.
Но это для чуткой души. Для души обыкновенной преподаны слова Христа, рассыпанные по всему Евангелию. Но важнее всего это продолжение Троицкой беседы:
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Апостол Павел раскладывает по полочкам.
Любовь терпелива и добра. Любовь не завистлива и не ревнива; не хвастлива или тщеславна, не высокомерна, не самомнительна — не надменна, не напыщенна гордостью; она не грубит и не ведет себя неприлично. Любовь не упряма, он не настаивает на своих правах, или на своем пути; Любовь не обидчива, не раздражается и не держит зла; Любовь не злопамятна и не обращает внимания на перенесенную несправедливость. Любовь не злорадствует, но радуется, когда побеждают справедливость и истина. Любовь всегда готова верить в самое лучшее о каждом человеке, ее надежда при любых обстоятельствах непреходящая. Любовь все переносит, не ослабевая. Любовь никогда не терпит поражения, никогда не блекнет; не снашивается и никогда не кончается.
Сергий Радонежский умоляет на смертном одре умоляет братию:
— Да имеете любовь между собой.
Неужели такой великий святой стал бы при дверях смерти говорить банальности? Конечно, нет. По сути дела, он повторяет, с некоторой степенью подобия, глас Бога над Иорданом.
Но если во мне нет любви? Христос отвечает:
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».
Можно просить у Бога здоровья, благополучия и мира. Просить у Бога надо всего — ведь Он наш Отец. Но самая важная просьба — о любви и мягком сердце.
Жизнь проходит быстро. И ничего потом не исправишь. И будет жалко, что не любил и не даже не хотел любить. А без любви человек всего лишь кукла, похожая на человека, гроб покрашенный. Нужно каяться в том, что недолюбил или, вообще, не искал любви, и Господь обязательно пошлет случай начать жить по любви, если это не пугает.
Беспрерывно умоляй Христа даровать тебе пребывание в Божественной Любви, ибо «кто не пребудет во Мне, извергнется вон» (Ин. 15: 6).
Мы живем, просим и ждем. Ждем счастья и небесных подарков, а когда нам их дают, мы не знаем, что с ними делать. Нужна ли нам, в самом деле, эта Божественная любовь?
Бог возгремел из облака Крестителю, народу, ангелам, земле, древам и гадам речным… и мне:
«Сей есть Сын Мой Возлюбленный! Его слушайте».
Посмотрим на свою душу. Вздрогнула она от этого грома или ее внимание проскользило мимо давно знакомой и скучной фразы?
Господи, сними эту накипь с моего сердца!
pravmir.ru›253605/