Сеть: искушение отчуждением
Роман Носиков
Сеть, как и любой другой феномен, образующий взаимодействие людей, стал, наконец, предметом научного исследования:
«В начале 2013 года совершенно непрофильным научным заведением (Центром по изучению коммуникаций, связанных с изменениями климата, при Университете Джорджа Мейсона) было проведено исследование особенностей сетевого общения. Создавалась корреляция с “Черной Тетрадой” — набором из четырёх психологических характеристик — нарциссизмом (мания величия, высокомерие, эготизм и отсутствие эмпатии), макиавеллизмом (склонность к циничному манипулированию и эксплуатации окружающих), психопатией (склонность к антисоциальному поведению, импульсивность, отсутствие угрызения совести) и садизмом (получение удовольствия от нанесения боли и страданий).
Результаты просто ошеломляющие: мера проявленности “Черной Тетрады” у сетевых троллей не просто на несколько порядков превосходит эти качества у всех остальных групп, но в буквальном смысле зашкаливает. То есть перед нами совершенно больные в психическом смысле слова люди. На полную голову»
(Сергей Голубицкий. От Лулзов к Черной Тетраде: печальная эволюция форумных активистов)
Открытие просто невероятное.
Оказалось, что сетевые тролли — жестокие, равнодушные, эгоистичные и аморальные люди. Кто бы мог подумать?
Зачем проводить исследование на тему, по которой предельно точно может высказаться практически любой человек?
Ну, я имею в виду человека, который читал Толстого, Достоевского, Чехова…. Ах, да. Теперь понятно, зачем.
Тогда переформулируем вопрос: Почему желание изучить агрессивных хулиганов возникло именно в Сети?
Это уже интереснее.
Сеть создала уникальные в своем роде условия, в которых мы можем понаблюдать результат идеальной атомизации общества, в которой человек человеку — никто. Людей в Сети не связывают никакие отношения. Полностью отсутствует какая-либо зависимость членов сетевого общества друг от друга. Собственно в этом смысле Сеть вообще невозможно назвать обществом. В нем не работают общественные регуляторы в смысле принуждения.
Поведение членов Сети по отношению друг к другу — максимально свободно. Этой свободе способствует анонимность и почти полное отсутствие государственного управления.
В Сети нет семей, нет трудового коллектива, нет Родины. Тут нет ничего, что ты не вводишь в свой мир сам.
Сеть — царство абсолютной и безграничной свободы, которая может быть ограничена только по собственному желанию пользователя.
«
Мы имеем глобальный эксперимент по моделированию идеального либертарианского общества
»
В результате мы имеем глобальный эксперимент по моделированию идеального либертарианского общества за вычетом одного очень важного условия — кроме Сети мы обитаем еще и в реальном мире, где есть и государство, и семья, и ближние, а следовательно, мы имеем соответствующие ценности, соответствующие культурные коды, поведенческие сценарии.
А теперь представьте, что этого нет.
То есть у человека не возникает никакой культуры взаимоотношения с людьми как с ближними. Ей просто неоткуда возникнуть по той простой причине, что никаких ближних у человека может никогда не быть с самого рождения. Под «ближним» я имею в виду классическое определение, данное в Евангелии: «Тот, кто оказал милость» (см. Лук. 10:37).
Сетевая среда просто идеальна для изучения всего того, что произойдет с человечеством и человеком в идеальном либертарианском обществе — троллинг, порнография, виртуальный секс и так далее и тому подобное — выданное полным перечнем еще ап. Павлом: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9–10). Сетевые тролли — это, собственно, и есть идеальная, выращенная в идеальной среде словно в пробирке, форма «злоречивого». Эталон. Хоть в палату мер и весов относи.
Многие относят к злоречивым людей бранящихся, ругающихся, но если бы вы хоть раз слышали ругань врача, вытаскивающего человека с того света или разбирающего завал МЧСника — вы передумали бы. Мало на свете слов, звучащих лучше, чем эта ругань. Для спасаемого — точно.
Злоречивый — это именно тот, кто причиняет страдания человеку словами и наслаждается этим страданием, наслаждается чувством власти над жертвой.
«
Выращенная в среде идеального отчуждения особь уже лезет в мир
»
Собственно, выращенная в среде идеального отчуждения особь уже лезет в мир. Что такое выступление «Pussy riot» в Храме Христа Спасителя, как не троллинг? И если присмотреться к психологическим профилям фигуранток, то мы там увидим все то, что было изложено в упомянутом исследовании — нарциссизм, цинизм, садизм, социопатия.
А балаклава на голове — это не концепт такой, якобы антишоубизнесный. Это попытка сохранить комфортную для тролля анонимность.
А чего еще ждать от людей, в жизни которых не было простого человеческого тепла? Настоящего.
Выросших в семьях советской интеллигентщины (не путать с интеллигенцией, которая отличается искренней привязанностью к миру, стране, окружающим людям и собственному труду), понятия не имеющей, зачем они друг другу, погрязшей в любовницах и алиментах, верящей в собственную бессмысленность как единственное спасение от серьезного отношения к собственной жизни. Бегающей в Церковь только в знак протеста против советской власти и стремительно сбегающей в сайентологию и неоязычество, стоит только советской власти рухнуть. Разрывающейся между работами, семьями, партиями, религиями и убеждениями («мы-де не фанатики и равно уважаем разные убеждения и традиции»), а на самом деле занимаясь побегом от ответственности за собственные убеждения, предпочитая их просто не иметь за исключением самых безопасных и нетрудоемких.
Если вы присмотритесь, то вот это кляклое безобразие, только помноженное на распущенность и безнаказанность, и есть то, что предлагает нам нынешний вариант прогресса в общемировом ключе.
И как-то резко начинает хотеться чего-то другого.
Роман Носиков
12 марта 2014 года.pravoslavie.ru›jurnal/69129.htm