ОБРАЗ БОГА
Автор: священник Илья Юханаев
В очередной раз задумался, а какой образ Бога у нас встречается чаще всего в приходской среде?
Лично я регулярно встречаюсь со следующими вариантами:
"Бог мелочных правил и единственно верного обряда" - это образ Бога, в которого верит преимущественно старшее поколение. В их представлении самое главное - это исполнение различных обрядовых правил: прийти в храм на праздник, держать строгий пост, не работать в воскресенье и т.д. Правила абсолютны и не терпят исключений.
Поэтому пожилой человек может искренне сокрушаться, что не пришел в храм в воскресенье или не постился строго. При этом даже наличие тяжелых заболеваний не становится смягчающим обстоятельством.
"Бог карающий" - это логичное продолжение предыдущей идеи. За нарушение, даже самое мелкое, следует наказание свыше. Главными функциями Бога становятся надзор за соблюдением правил и назначение наказаний за нарушения. На практике верующие в такого Бога люди прежде всего начинают учить соблюдению правил и пугают карами свыше.
"Бог, не замечающий людей" - для такого понимания Бога в принципе не важен человек, его устремления, причины. Важно лишь соответствие правилам и закону. Бог становится неким механизмом, подчиненным бинарной логике - есть выполнение правил, сработало, нет выполнения правил - не сработало. Человек, не встроенный в систему отношений с Богом становится чужим. Идея свободы как Бога так и человека уходит в небытие.
"Бог безумно далекий" - да, я много раз встречался с идеей, что Бог очень далеко от человека. Что обычный человек недостоин молиться Богу, Бог не слышит молитвы грешников и т.д. Поэтому лучше молиться только святым. которые передадут наши молитвы дальше. Бог становится настолько далёким от человека, что теряется всякий смысл Боговоплощения.
А соответствуют ли эти образы Евангельскому тексту?
По-моему - нет.
В Новом Завете я нахожу совершенно другой образ Бога.
"Бог свободы".
Бог который свободен Сам, и дарует эту свободу человеку. Он ждёт не слепого подчинения а творчества. Человек может пробовать, ошибаться, но самое главное - может развиваться и искать, имеет возможность свободно ответить Богу на Его любовь. Тогда, когда сам этого захочет.
"Бог милующий".
Христос милосердный к обычным людям, готовый простить человека и стремящийся помочь. Оправдывающий, когда по всем правилам нужно наказать. Взять хотя бы истории с Марией, сестрой Марфы и женщину, которую обвиняли в измене мужу. Уже молчу про частые призывы к милосердию в Евангельском тексте.
"Бог, для которого главное - это человек".
Для Христа важен каждый человек, с которым Он встречается. Весь акцент Его проповеди - на любви к конкретному человеку, ближнему. Любви в динамике, т.е. стремлении в том, чтобы понять человека, помочь ему. Христос не спрашивает о прошлом, не важно откуда ты пришёл, важно что ты встретился с Богом. Да и главная новозаветная идея - Бог ставший человеком.
"Бог максимально близкий к человеку".
Эта христианская идея очень часто забывается. Бог среди нас, Бог не далеко, он здесь в людях.
А значит и искать его нужно среди людей, а не где-то в "далекой-далекой галактике". Именно в том, кто рядом со мной, я могу разглядеть черты Евангельского Христа, но до этого должен попытаться сделать это в самом себе. Если я постоянно недоволен собой, вижу в себе только грязь и темноту, то и в других буду замечать только пороки. Но примирившись с самим собой у меня появляется шанс найти понимание с другими людьми.
Да, я прекрасно понимаю, что Бог гораздо выше и шире моих представлений о Нём. Поэтому я написал о том образе Бога, с которым мне приходится встречаться, но который мне не очень близок, и о том образе Бога, который я увидел в Евангелии.
Для чего я это написал? Мне просто кажется что важно периодически задумываться о том, какой образ Бога мы пытаемся проповедовать людям.