Некоторые думают: что бы мне такое устроить, чтобы спастись? Акафисты читать, поклоны делать, ездить по монастырям? Исполняй хорошо то, что тебе поручено Богом непосредственно: веди свою семью, занимайся детьми, делай ту работу, на которой ты работаешь, так добросовестно, чтобы Бог радовался, — и хватит этого, ничего не нужно выдумывать. Но свое, постоянное, делать трудно. Трудно на свою дочку не раздражаться — значит, я буду продолжать раздражаться. А чтобы как-то свою совесть успокоить, я уж лучше в монастырь съезжу, сто рублей подам там на поминовение. Сам поступок вроде неплохой, но было бы в тысячу раз лучше, в миллион раз лучше, если бы делал человек то, на что он Богом поставлен, а не искал другого пути. В монастырь съездить, конечно, неплохо, но еще лучше кротко и смиренно терпеть все обстоятельства, которые происходят там, куда Господь нас Сам поставил.Вот и получается, что мы мечемся в поисках спасения, а спасение-то рядом, оно рассыпано везде... Протоиерей Димитрий Смирнов
|
Если мы будем в своей жизни, самой обыденной, к мытью посуды, к штопанью носков, к стоянию в очереди в прачечной относиться внимательно, то увидим бездну возможностей для спасения нашей души. Вот стоишь в очереди, жарко, душно, кто-то вперед лезет, кто-то препирается, кто-то начинает ругаться, что долго записывают, долго взвешивают или еще что-то. А ты стой и смиряйся. Как хорошо – вот тебе и подвиг христианский, не надо терпеть разбойников, не надо тысячи поклонов. Представь себе, что на твоем месте стоит, допустим, преподобный Сергий Радонежский с авоськой. Как бы он себя повел? Вот и ты так же делай. Глядишь, пока в очереди ждешь, получишь колоссальную духовную пользу, которую не заработаешь никакими поклонами, никакими кафизмами, если они совершаются формально. То есть спасение у нас вокруг. Сейчас не спасется только глупец, потому что все настолько перекорежено, все настолько вверх ногами, все устроено так, чтобы человека только раздосадовать, раздражить, разозлить. И если мы будем сдерживать свой гнев, умерять свои похоти, желания, аппетиты, искать смирения, то для нас откроется огромное поле деятельности. И хотя бы один день в неделю проживя как настоящие христиане, мы достигнем очень многого. А потом ко дню будем еще день прибавлять, еще день, пока не придем в меру совершенного возраста Христова.
Протоиерей Димитрий Смирнов
|
Я помню священника во Франции, который мне раз сказал, что когда Бог глядит на нас, он не видит наших несуществующих добродетелей или несуществующих успехов, Он видит в глубине нашего естества, спрятанный часто мишурой и грязью и потемнением, Свой собственный образ, сияющий, как свет во тьме. И вот ЭТОМУ мы должны научиться. Мы должны научиться глядеть на противника, на врага и забыть, что он враг, что он противник, и видеть в нем образ Божий, икону: икону поврежденную, икону испорченную, икону, которую и узнать еле можно, - и ПОТОМУ, что она так испорчена, потому, что она так изгажена, ее пожалеть еще больше надо, чем если она была бы во славе. Икона во славе - да, мы ее почитаем; но икона, которая была попрана, прострелена, икона, которая была затоптана, - с каким благоговением мы должны к ней относиться. Это святыня, которая человеческой злобой осквернена; так и человек, который не знает, что он икона, а мы должны бы это знать. Знаем мы это? - едва ли, во всяком случае, это далеко не всегда видно в наших взаимных отношениях, не только по отношению к инакомыслящим, но даже и к нашим близким друзьям. Мы забываем это, мы видим только то, что человек труден, а что он святыня - нет, редко помним.
Митрополит Антоний Сурожский
|
Воздух похож на Бога. Он всегда рядом, и его не видно. То, насколько он нужен, узнаешь, когда его не хватает.
Солнце похоже на Бога. Оно может и греть, и сжигать. На его огненный диск нельзя смотреть без боли. Все живое тянется к нему. Все живое пьет его силу.
Море похоже на Бога. Когда оно прозрачно и ласково, это похоже на нежность Большого к маленькому. Когда оно бушует и пенится — с ним нельзя спорить.
На Бога похож мужчина. Когда он кормит семью и готов за нее драться. И еще когда он скуп на слова и улыбается редко.
На Бога похожа женщина. Когда она кормит грудью и ночью встает на плач. Когда она растворяется в детях и отвыкает думать о себе. Так много всего в мире похоже на Бога. Откуда взялись атеисты? Протоиерей Андрей Ткачев
|
"Радость — это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло. Плачущий, жалующийся, напуганный христианин предает своего Бога. Неисчислимыми путями проявляется в жизни слово Христа, запавшее в сердце. В беде оно приносит нам утешение, в минуты слабости — силу. Оно заставляет лица сиять, делает мужчин патриотами, а женщин терпеливыми и добрыми. Оно приносит в дома благословение, в жизнь — красоту. "
Святая императрица Александра Федоровна Романова
|
Пришел однажды атеист к священнику и начал говорить ему, что не верит в Бога. Он просто не мог поверить в некоего «Создателя», сотворившего Вселенную.
Пару дней спустя священник наведался к атеисту с ответным визитом и принес с собой великолепную картину. Атеист был изумлен. Он еще не видел более совершенного полотна!
— Какая прекрасная живопись. Скажите, кто это написал? Кто автор?
— Как кто? Никто. Лежал себе чистый холст, а над ним полка с красками. Они случайно опрокинулись, разлились — и вот вам результат.
— Зачем же так шутить— засмеялся атеист. — Ведь это невозможно: прекрасная работа, точные линии, мазок и сочетания оттенков. За всем этим великолепием чувствуется и глубина замысла. Без автора в таком деле не обойтись!
Тогда священник улыбнулся и сказал:
— Вы не в состоянии поверить, что эта небольшая картина возникла случайно, без предварительного замысла создателя. И хотите, чтобы я поверил, что наш прекрасный мир — с лесами и горами, океанами и долинами, со сменой времен года, волшебными закатами и тихими лунными ночами — возник по воле слепого случая, без замысла Творца?
|
Тем, кто печалится, что не может изменить существующую жизнь в государстве, я бы рекомендовал поменьше думать о своей стране вообще. Ты прежде всего живешь не в стране и даже не в городе или в деревне, а – в рамках окружающих тебя людей. Это твоя семья, твои сослуживцы на работе, прихожане твоего храма, твои ученики, если ты преподаешь. И нужно исходить из того, что в своей семье, в рамках своей служебной деятельности ты еще способен что-то сделать. И тогда ты сможешь что-то сделать и для страны.
А если человек постоянно будет размышлять о стране, ему делать ничего конкретного не захочется. Как у нас и получается. Мы мечтали построить коммунизм, теперь возрождаем Святую Русь. И все это – пустые слова. Потому что на самом деле все реализуется в конкретных поступках конкретного человека в отношении конкретных людей, с которыми Бог его связывает. Неслучайно Евангелие не знает глобальных политических категорий. О государстве сказано лаконично: «кесарю – кесарево». Главным же предметом внимания человека должны быть ближние.
Но мы забыли об этом, служа или делая вид, что служим различным химерам, следуя словам советской песни: «Жила бы страна родная и нету других забот». Эта демагогия на разных уровнях – от политического до, к сожалению, религиозного, мешает людям осуществлять свои конкретные дела по отношению к конкретным ближним.
Отец Сергий Булгаков писал по этому поводу еще в 1909 г.: «Почему при таком обилии героев у нас так мало просто порядочных людей.
Чтобы понять, почему так происходит, достаточно посмотреть на отношения между людьми, например, в семьях, на ту безответственность, которая имеет место там. Люди отчуждены друг от друга даже в семьях, но объединяются в каком-то едином порыве: то ли космос покорять, то ли возмущаться против чего-либо.
Однако это – иллюзорное объединение, оно легко возникает и легко исчезает. Объединить людей по существу может лишь конкретное делание малых дел. А у нас люди хотят либо делать что-нибудь великое, либо не делать ничего. И на этом, кстати, часто спекулируют политические деятели, демагоги, призывая людей сплотиться перед выборами.
Протоиерей Георгий Митрофанов
|
Вопрос: "У нас в квартире живет собака Плюшка. Не породистая, но очень ласковая и чистоплотная. Никаких проблем с ней не возникало ни разу. Дети её очень любят. Недавно верующая подруга сказала мне, что держать собаку в доме - грех, потому что в Библии сказано, будто собака - нечистое животное. Как теперь быть? Выгонять её на улицу у меня рука не поднимается".
Отвечает протоиерей Сергий Архипов, священник Покровского храма г.Жиздра, Калужская область: "Передайте, пожалуйста, Вашей подруге, что в Библии нигде нет отдельного упоминания о ритуальной нечистоте собаки. Слова "...из всех зверей четвероногих, те, которые ходят на лапах, нечисты для вас..."(Лев 11:27) в равной степени относятся и к кошкам, морским свинкам, хомячкам и прочим домашним любимцам, которые ходят на лапах, а не, скажем, на копытах. Но ветхозаветное деление на "чистых" и "нечистых" относится исключительно к возможности их употребления в пищу и никак не регламентирует отношений с живыми зверушками. Так, в Библии есть, например, эпизод, где ангел Рафаил был спутником юноши Товии. На протяжении всего их путешествия им сопутствовала...собака: "...И отправились оба, и собака юноши с ними (Тов.5:17). Если уж собака может сопровождать ангела, то почему бы ей не жить рядом с человеком? Да и само это деление животных на "чистых" и "нечистых" было упразднено ещё на апостольском Соборе в Иерусалиме. Поэтому для изгнания Вашей Плюшки из квартиры я не вижу никаких оснований религиозного характера. А вот вспомнить в этой связи слова писателя-христианина Экзюпери о том, что "мы в ответе за тех, кого приручили" думаю, будет вполне уместно.
|
Как может мучить любовь показал Василий Шукшин в своем знаменитом фильме "Калина красная". Спрятав глаза за солнцезащитные очки, "завязавший" вор явился к своей матери, которая не видела его больше двадцати лет. Своим образом жизни он ее просто предал, обрек на нищенское существование, на голодную одинокую старость. И вот этот сын-уголовник по кличке "Горе" вдруг увидал, что мать по прежнему любит его, что она будет безмерно рада встретить и принять его даже таким, каким он стал за десятилетия воровской и лагерной жизни. И он не решил в себе сил открыться... Герой Шукшина, рыдающий в голос и грызущий землю на бугре под березками - одна из самых сильных сцен в нашем кинематографе. Вот он - плач и скрежет зубов, вот поражение бичом любви! Каково же будет грешнику, всю жизнь своими грехами предававшему Христа, после смерти увидеть всепрощающую любовь Спасителя, претерпевшего за него столько страданий...(из книги Александра Ткаченко "Бабочка в ладони") "Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение больше всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания". (преподобный Исаак Сирин). Вот эта сцена, начинается с 4:00 www.youtube.com/watch
|
Аллюзия на тему фразы "я в храм не хожу, у меня Бог в душе".
- Я футболист!
- На стадион ходишь?
- Зачем, футбол, он в душе, а не на стадионе!
- А как же тренер?
- Мне не нужен посредник между мной и футболом!
- Сам тренируешься?
- Ты что, я и так все правила знаю и придерживаюсь их!
- А с техникой как, ну там, удары, финты основные?
- У меня своя техника!
- А физическая подготовка?
- Зачем?! Кто вообще придумал, два периода по 45 минут? Почему так долго? Бред какой-то!
- Ну ладно, только таймы в футболе, периоды - это в хоккее
- Да какая разница?
- А сыновей своих обучаешь?
- Нет, пусть сначала вырастут, а потом сами и выберут, может им больше балет нравится? Свобода выбора должна быть!
- Я понял, ты любишь по телевизору смотреть, да?
- Да ты что, что там смотреть?! Договорные матчи, симуляции, скандалы! Да и сами игроки пьют, курят, по клубам шляются!
- А ты сам, пьешь, куришь? Все остальное?
- А причем здесь я?
- Ну ты же тоже человек. И...футболист
- Да причем здесь я? Посвятил себя футболу - будь добр, живи с этим футболизмом головного мозга! А я выше этого!
- А почему вообще ты вдруг решил, что ты футболист?
- Да у меня папа футболист, а бабка еще в детстве меня на стадион водила, каждое воскресенье!
|
|
|