Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

 Послания Патриарха Алексия II и синода РПЦ к 75 и 80-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи

 

П О С Л А Н И Е
Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II
и Священного Синода Русской Православной Церкви
к 75-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи

     ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ВО ХРИСТЕ архипастыри, пастыри и чада Церкви Русской!
С сугубой молитвой и с особой болью в сердце мы вспоминаем скорбную годовщину. Семьдесят пять лет назад, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, была совершена беззаконная расправа над Императором Николаем II и Его Семьей. По приказу властей были лишены жизни люди, вся вина которых состояла в том, что они принадлежали к царствовавшей династии. Императорская Семья безропотно приняла выпавшие на ее долю страдания.
     Узнав об убийстве Царской Семьи, Святитель Московский Тихон с церковного амвона свидетельствовал: «…На днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Император Николай Александрович… и высшее наше правительство — Исполнительный Комитет — одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его…»
     Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании.
     И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад — усопших и ныне живущих — приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи!
Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора.
     Какое бы место не занимал в истории Император Николай II — убиение Его и Его Семьи остается страшным уроком истории. Урок этот учит нас тому, что тщетны попытки построить благо народа на крови. Начало русской истории было отмечено убиением Святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и не в сем ли грехе коренятся последовавшие за ним народные беды? В начале нашего века, решив строить жизнь по-новому, вожди страны снова начали с преступления. Вскоре после этого Россия утонула в крови, оказалась ослеплена жаждой насилия и безумием вражды.
     Ныне, отрекаясь от грехов прошлого, мы должны понять: благие цели должны достигаться достойными средствами. Созидая и обновляя жизнь народа, нельзя идти по пути беззакония и безнравственности. Совершая любое дело, даже самое доброе и полезное, нельзя приносить в жертву человеческую жизнь и свободу, чье-либо доброе имя, нравственные нормы и нормы закона.
     Задачей Церкви является служение, направленное на внутреннее преображение народа Божия, на его нравственное совершенствование. Для этого нам, чадам одной Матери-Церкви, надо остро прочувствовать единство наше в Теле Христовом, члены Которого, будучи непохожи друг на друга, вместе суть одно (1 Кор., гл. 12). Покаяние в грехе, совершенном нашими предками, должно стать для нас еще одним знаменем единства. Пусть нынешняя скорбная дата соединит нас в молитве с Русской Зарубежной Православной Церковью, возродить духовное общение с которой в верности Духу Христову мы искренне стремимся. Пусть не нарушает мира церковного и неоднозначное отношение архипастырей, пастырей и мирян наших к вопросу о канонизации Императора Николая II и Его Семьи. Призываем всех вас молиться, чтобы Церковь смогла вынести об этом суждение в духе соборного согласия, не уступая давлению суетных мирских настроений. Тогда и только тогда суждение это будет действительно выражением голоса Церковной Полноты, принесет пользу Церкви и Отечеству.
     Мы призываем наши высокие гражданские власти, возобновить детальное расследование убийства Императора Николая II, Его Семьи, членов императорской Фамилии и Их родственников. Руководить таким дорасследованием должна авторитетная и полномочная комиссия, в которую могут войти представители Церковного Священноначалия, органов высшей государственной власти, ученого мира, церковной и светской общественности. Комиссии этой необходимо рассмотреть все аспекты екатеринбургского преступления — нравственные, правовые, политические. Это нужно не только для успешной исторической истины, но и для того, чтобы государственная власть законодательно осудила совершенное злодеяние, восстановив тем самым преемство своей верности закону и нравственности.
     Всем нам да дарует Бог быть ревностными в стремлении исполнить заповедь Его: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Пусть все дела, слова, помышления наши будут достойны нашего христианского звания. И да не посрамят они нас пред лицом Господа, Который «будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей» (Пс.95:13).

Патриарх Московский и Всея Руси АЛЕКСИЙ II,
Члены Священного Синода:
Митрополит Киевский и Всея Украины ВЛАДИМИР,
Патриарший Экзарх Всея Белоруссии Митрополит
Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ,
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ИОАНН,
Митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ,
Председатель отдела внешних церковных сношений
Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ,
Митрополит Оренбургский и Бузулукский ЛЕОНТИЙ,
Архиепископ Калужский и Боровский КЛИМЕНТ,
Епископ Тверской и Кашинский ВИКТОР,
Епископ Таллинский и Эстонский КОРНИЛИЙ,
Епископ Владимирский и Суздальский ЕВЛОГИЙ,
Епископ Чимкентский и Целиноградский ЕЛЕВФЕРИЙ.

Послание было обнародовано 18 июля 1993 г. Опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» № 6 за 1993г. и в православных газетах — частично или целиком. Некоторыми владыками было зачитано с амвона; читалось в храмах. Публиковалось также в светских изданиях: газетах «Московский комсомолец», «Известия», «Московские новости».

ЭТОТ ДЕНЬ Я ДОЛГО ЖДАЛ,

ВОТ ОН НАКОНЕЦ НАСТАЛ.

Я ПОДПРЫГНУЛ ДО НЕБЕС,

ЗАКРИЧАЛ: ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!


ВОТ ПРОШЛИ МЫ КРЕСТНЫМ ХОДОМ,

Я НА КОЛОКОЛЬНЮ ВЛЕЗ,

ВДАРИЛ ТАМ ПРОСТЫМ АККОРДОМ,

А В ОТВЕТ: ХРИСТОС ВОСКРЕС! ХРИСТОС ВОСКРЕС! ХРИСТОС ВОСКРЕС!


ЗАШЕЛ К НАМ ИНОСТРАНЕЦ В ХРАМ,

И ПРОИЗНЕС: О! ЕС!..

А МЫ ЕМУ В ОТВЕТ СВОЕ:

ХРИСТОС ВОСКРЕС! ХРИСТОС ВОСКРЕС! ХРИСТОС ВОСКРЕС!


НАЛЕТЕЛ ВНЕЗАПНО ВЕТЕР,

ЗАШУМЕЛ ВЕСЬ ЛЕС:

ХРИСТОС ВОСКРЕС! ХРИСТОС ВОСКРЕС! ХРИСТОС ВОСКРЕС!


СИДИТ ВОРОНА НА ВЕТВЯХ,

ГОРЛАНИТ НА ВЕСЬ ЛЕС:

ХРИСТОС ВОСКРЕС! ХРИСТОС ВОСКРЕС! ХРИСТОС ВОСКРЕС!


РАДОСТЬ БОЖИЯ СВЯТАЯ,

СНИЗОШЛА С  НЕБЕС,

В ДУШУ, ПОМЫСЛЫ И СЕРДЦЕ,

ВЕДЬ ХРИСТОС ВОСКРЕС!


В ПОСТ ВЕЛИКИЙ КАК МОГЛИ МЫ,

ВСЕ НЕСЛИ СВОЙ КРЕСТ.

А ТЕПЕРЬ МЫ ВСЕ ЛИКУЕМ,

ВЕДЬ ХРИСТОС ВОСКРЕС!


СТАДО МАЛОЕ ХРИСТОВО,

ДОЖДАЛОСЬ ЧУДЕС.

АД НИЗВЕРЖЕН, СМЕРТЬ НЕ ВЛАСТНА,

ВЕДЬ ХРИСТОС ВОСКРЕС!


НЫНЧЕ ПО ВЕСНЕ ПРОХЛАДНО,

ВОТ И Я НА ПЕЧКУ ВЛЕЗ.

ЧТОБ СОГРЕТЬСЯ И ВОПИТЬ ТАМ,

ЧТО ХРИСТОС ВОСКРЕС!


Я НЕ ПОЭТ, НИ РИФМОПЛЕТ,

НО НА ТРИБУНУ ВЛЕЗ.

ЧТОБ С ВАМИ ВМЕСТЕ ВОПИЯТЬ:

ХРИСТОС ВОСКРЕС! ХРИСТОС ВОСКРЕС! ХРИСТОС ВОСКРЕС!


Р..Б. НИКОЛАЙ, ХРАМ КАЗАНСКОЙ иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ В КОЛОМЕНСКОМ 2012-2023 гг.

 

 

 







 

 

 

Свя­титель И­оанн Зла­то­уст 

На Бла­гове­щение прес­лавной Вла­дычи­цы на­шей Бо­горо­дицы
* 

 Опять ра­дос­тные бла­говес­тво­вания, опять из­ве­щения о сво­боде, опять отоз­ва­ние на­зад, опять воз­вра­щение, опять го­лос ве­селия, опять ос­во­бож­де­ние от рабс­тва: ан­гел бе­седу­ет с Де­вой, так как и с же­ной бе­седо­вал змий. «В шес­той же ме­сяц пос­лан был Ан­гел Гав­ри­ил от Бо­га... к Де­ве, об­ру­чен­ной му­жу»(Лк.1:26–27). Гав­ри­ил был пос­лан объ­явить все­мир­ное спа­сение; Гав­ри­ил был пос­лан, не­ся Ада­му обе­щание воз­вра­щения из пле­на; Гав­ри­ил был пос­лан к Де­ве, что­бы из­ме­нить бес­честие жен­ско­го по­ла в честь; Гав­ри­ил был пос­лан, что­бы при­гото­вить чис­то­му Же­ниху дос­той­ный чер­тог; Гав­ри­ил был пос­лан, что­бы по­мол­вить соз­да­ние с Соз­да­телем; Гав­ри­ил был пос­лан к оду­шев­ленно­му двор­цу Ца­ря ан­ге­лов; Гав­ри­ил был пос­лан к Де­ве, об­ру­чен­ной И­оси­фу, но сбе­рега­емой для Сы­на; был пос­лан бес­те­леcный раб к чис­той Де­ве; был пос­лан сво­бод­ный от гре­ха к не­допус­ка­ющей тле­ния; был пос­лан све­тиль­ник, чтоб ука­зать на Сол­нце прав­ды; бы­ло пос­ла­но ут­ро, бе­гущее впе­реди све­та дня; был пос­лан Гав­ри­ил, по­казы­ва­ющий То­го, Кто на­ходит­ся в нед­рах От­ца и в объ­яти­ях Ма­тери; был пос­лан Гав­ри­ил, по­казы­ва­ющий на То­го, Кто на­ходит­ся на тро­не и в вер­те­пе; был пос­лан во­ин, во­пи­ющий о та­инс­тве Ца­ря, – та­инс­тве, поз­на­ва­емом ве­рою, не ис­сле­ду­емом из­лишним лю­бопытс­твом, – та­инс­тве, пок­ла­ня­емом, не взве­шива­емом как бы на ве­сах, – та­инс­тве, ис­по­веду­емом, не из­ме­ря­емом. В ме­сяц шес­тый пос­лан бысть Гав­ри­ил к Де­ве. О ка­ком шес­том ме­сяце го­ворит­ся? О ка­ком? С ка­кого Ели­саве­та при­няла бла­говес­тво­вание, с ка­кого за­чала И­оан­на. От­ку­да это яс­но? Пусть объ­яс­нит сам ар­хангел, го­воря­щий Де­ве: "вот..., – го­ворит он, – Ели­саве­та, родс­твен­ни­ца Твоя, на­зыва­емая неп­лодною, и она за­чала сы­на..., и ей уже шес­той ме­сяц» (Лк.1:36). В ме­сяц шес­той. Шес­той ме­сяц за­чатия И­оан­на. Над­ле­жало, чтоб преж­де при­шел во­ин, над­ле­жало, чтоб преж­де явил­ся те­лох­ра­нитель, над­ле­жало, чтоб сна­чала про­ложил путь воз­вести­тель Гос­подня при­шес­твия. «В шес­той... ме­сяц пос­лан был Ан­гел Гав­ри­ил... к Де­ве, об­ру­чен­ной му­жу», не всту­пив­шей в брак; хо­тя об­ру­чен­ной, но сох­ра­ня­емой. По­чему – об­ру­чен­ной? Что­бы раз­бой­ник тот не уз­нал в ско­рос­ти о та­инс­тве. Что Царь при­дет с по­мощью Де­вы, лу­кавый знал, по­тому что и он сам слы­шал сло­ва Иса­ии: «се, Де­ва во чре­ве при­имет»(Ис.7:14); и ес­тес­твен­но сто­рожил все в от­дель­нос­ти, что бы­ло пред­ска­зано о Де­ве, что­бы, где за­метит, что ис­полня­ет­ся это та­инс­тво, при­гото­вить ху­лу. По­это­му Гос­подь при­шел чрез пос­редс­тво об­ру­чен­ной, уже при­няв­шей на се­бя обя­затель­ство. В ме­сяц шес­тый пос­лан бысть ан­гел Гав­ри­ил к Де­ве об­ру­чен­ней му­жеви, ему­же имя И­осиф. Пос­лу­шай, что го­ворит про­рок об этом му­же и Де­ве. "Дастся книга за­печа­танная че­лове­ку уме­юще­му чи­тать» (Ис.29:11). Что это за кни­га за­печа­тан­ная, ес­ли, ко­неч­но, не чис­тая Де­ва? От ко­го она дас­тся? Яс­но, что от свя­щен­ни­ков. Ко­му она бу­дет да­на? Плот­ни­ку И­оси­фу. Этот И­осиф, преж­де жив­ший в чес­тном бра­ке и ро­див­ший сы­новей, по­терял же­ну и ос­таль­ное вре­мя жил в це­ломуд­рии, вос­пи­тывая де­тей в уче­нии и нас­тавле­нии Гос­поднем. Ведь из­вес­тно, что апос­тол Па­вел, при­дя для про­пове­ди и най­дя од­но­го из его сы­новей, пи­шет, го­воря: «дру­гого же из Апос­то­лов я не ви­дел..., кро­ме И­ако­ва, бра­та Гос­подня» (Гал.1:19), не как рож­денно­го от Де­вы Ма­рии, но – от И­оси­фа. Итак, как свя­щен­ни­ки со­чета­ли Ма­рию с це­ломуд­ренным И­оси­фом, и пред­ло­жили ее ему, вы­жидая удоб­но­го для бра­ка вре­мени, то он, при­няв­ши, дол­жен был сох­ра­нять Де­ву в не­пов­режден­ности. Это про­рок пред­ска­зал мно­го ра­нее: "дастся, – го­ворит он, – книга за­печа­таннная че­лове­ку уме­юще­му чи­тать», то есть, со­четав­ше­муся бра­ком, и он ска­жет: не мо­гу про­читать. По­чему не мо­жешь, И­осиф? Не мо­гу, го­ворит, про­читать, по­тому что кни­га за­печа­тана. Для ко­го она сох­ра­ня­ет­ся? Она сбе­рега­ет­ся в жи­лище для Твор­ца вся­чес­ких. Но воз­вра­тим­ся к пред­ме­ту. В ме­сяц шес­тый пос­лан бысть Гав­ри­ил к Де­ве, ко­неч­но, по­лучив та­ковые при­каза­ния. Слу­шай – го­ворит – ан­гел, будь слу­гою страш­но­го та­инс­тва, пос­лу­жи сок­ро­вен­но­му чу­ду, Мои сос­тра­датель­ные чувс­тва по­нуж­да­ют Ме­ня сни­зой­ти к ра­зыс­ка­нию заб­лудше­го Ада­ма. Грех сде­лал вет­хим сот­во­рен­но­го по Мо­ему об­ра­зу, ис­портил тво­рение Мо­их рук, пом­ра­чил кра­соту, ко­торую Я соз­дал; волк вла­де­ет Мо­им ско­том; рай­ское жи­лище опус­те­ло. Дре­во жиз­ни ох­ра­ня­ет­ся пла­мен­ным ме­чом и за­пер­то мес­то нас­лажде­ния. Я ока­зываю сос­тра­дание то­му, кто под­вер­гся на­паде­нию, и же­лаю пой­мать вра­га. Я хо­чу, чтоб это бы­ло скры­то от всех на­ходя­щих­ся на не­бе сил, те­бе од­но­му толь­ко по­веряю тай­ну; иди к Де­ве Ма­рии, от­правь­ся к оду­шев­ленным вра­там, о ко­торых го­ворит про­рок: «слав­ное воз­ве­ща­ет­ся о те­бе, град Бо­жий!» (Пс.86:3). От­правь­ся к Мо­ему раю, ода­рен­но­му ра­зумом; от­правь­ся к вос­точно­му го­роду; от­правь­ся к жи­лищу, дос­той­но­му Мо­его Сло­ва; от­правь­ся ко вто­рому не­бу на зем­ле; от­правь­ся к лег­ко­му об­ла­ку; объ­яви ему о дож­де Мо­его яв­ле­ния; от­правь­ся к при­готов­ленно­му для Ме­ня свя­тили­щу; от­правь­ся к чер­то­гу Мо­его во­чело­вече­ния; от­правь­ся к чис­той брач­ной ком­на­те Мо­его плот­ско­го рож­де­ния; ска­жи в уши ра­зум­но­го ков­че­га, уго­товай мне пред­две­рие слу­ха; но не при­веди в смя­тение, не расс­трой ду­ши Де­вы; со скром­ностью пред­стань ко свя­тили­щу; преж­де все­го вос­клик­ни к ней го­лосом ра­дос­ти; ска­жи Ма­рии: «ра­дуй­ся, Бла­годат­ная» (Лк.1:28), что­бы Я ока­зал сос­тра­дание к страж­ду­щей Еве. Ан­гел ус­лы­шал это и, как ес­тес­твен­по, раз­мышлял сам со­бой: не­обык­но­вен­ное де­ло – пре­вос­хо­дящее мысль сло­во; страш­ный для хе­руви­мов, на ко­торо­го не мо­гут зреть се­рафи­мы, не­пос­ти­жимый для всех ан­гель­ских сил, о ка­ком воз­ве­ша­ет об­сто­ятель­стве! Объ­яв­ля­ет Де­ве о при­сутс­твии в ней Сво­его Ли­ца, луч­ше же ска­зать: обе­ща­ет ей о вхо­де чрез пос­редс­тво слу­ха! И осу­див­ший Еву спе­шит столь мно­го прос­ла­вить ее Дочь и го­ворит: при­готовь Мне вхо­ды слу­ха! И мо­жет ли чре­во вмес­тить Нев­мести­мого? По­ис­ти­не страш­ное та­инс­тво! Ког­да ан­гел раз­мышлял об этом, Гос­подь го­ворит ему: что сму­ща­ешь­ся и изум­ля­ешь­ся, Гав­ри­ил? Не был ли ты не­дав­но пос­лан Мною к свя­щен­ни­ку За­харии? Не дал ли ты ему доб­рых из­вестий от­но­ситель­но рож­де­ния И­оан­на? Не на­ложил ли ты на не­веро­вав­ше­го и­ерея на­каза­ния мол­ча­ни­ем? Не осу­дил ли ты стар­ца на ли­шение го­лоса? Не ты ли про­воз­вестил, не Я ли ут­вердил? Не пос­ле­дова­ло ли де­ло за тво­им бла­говес­тво­вани­ем? Не за­чала ли неп­лодная? Не ока­зала ли по­вино­вения ут­ро­ба? Не от­сту­пила ли бо­лезнь бес­пло­дия? Не убе­жало ли без­дей­ствие ес­тес­тва? Не есть ли те­перь при­нося­щею плод та, ко­торая до­селе не при­носи­ла пло­дов? Раз­ве «ос­та­нет­ся бес­силь­ным» у Ме­ня – Твор­ца «ка­кое сло­во» (Лк.1:37)? Итак, по­чему ты ох­ва­чен сом­не­ни­ем? Что же опять ан­гел? Гос­по­ди, ис­це­лить не­дос­татки ес­тес­тва, прек­ра­тить бу­рю стра­даний, приз­вать мер­твен­ность чле­нов к жи­вот­во­рящей си­ле, по­велеть ес­тес­тву про­явить си­лу де­торож­де­ния, унич­то­жить неп­лодс­тво в чле­нах уже ус­та­рев­ших, ви­до­из­ме­нить сос­та­рев­ший­ся сте­бель в сос­то­яние зе­лене­юще­го, вне­зап­но по­казать бес­плод­ную ни­ву ма­терью ко­лось­ев, все это – де­ло Тво­его мо­гущес­тва, обыч­но со­вер­ша­емое, и сви­детель­ству­ют – Сар­ра и пос­ле нее Ре­век­ка, и опять Ан­на, под­чи­нен­ные рабс­тву тя­гос­тной бо­лез­ни неп­ло­дия, а по­том при­няв­шие от Те­бя сво­боду. А чтоб ро­дила де­ва, не всту­пив­шая в сно­шение с му­жем, это – вы­ше за­конов ес­тес­тва. Но и Твое при­шес­твие Ты воз­ве­ща­ешь Де­вице. Пре­делы не­ба и зем­ли не вме­ща­ют Те­бя; и ка­ким об­ра­зом вмес­тит Те­бя де­вичес­кая ут­ро­ба? И Гос­подь го­ворит: ка­ким об­ра­зом вмес­ти­ла Ме­ня па­лат­ка Ав­ра­амо­ва? Ан­гел го­ворит: по­тому что он вла­дел пол­но­тою гос­тепри­имс­тва. По­том по­думай, Гос­по­ди, там Ты явил­ся пат­ри­ар­ху в рас­по­ложен­ной под­ле до­роги па­лат­ке, и Ты, все на­пол­ня­ющий, про­шел ми­мо. Ка­ким об­ра­зом вы­тер­пит огонь бо­жес­тва Ма­рия? Прес­тол Твой пла­мене­ет, оза­ря­емый си­яни­ем, и не­уже­ли Де­ва мо­жет без ужа­са но­сить Те­бя? Да, ко­неч­но, ес­ли бы огонь в пус­ты­не при­чинил вред ку­пине (Исх. 3:2), то не­сом­ненно пов­ре­дило бы и Ма­рии Мое при­сутс­твие; ес­ли же тот огонь, изоб­ра­жав­ший яв­ле­ние с не­ба бо­жес­ко­го ог­ня, толь­ко оро­сил ку­пину, а не сжег, то что ты мог бы ска­зать об ис­ти­не, нис­хо­дящей не в пла­мен­ном ог­не, но в ви­де дож­дя? Тог­да на­конец, ан­гел ис­полнил по­велен­ное ему, и, при­дя к Де­ве и вой­дя, вос­клик­нул к Ней, го­воря: «ра­дуй­ся, Бла­годат­ная! Гос­подь с То­бою»(Лк.1:28). Уже ди­авол не про­тив Те­бя, по­тому что где преж­де враг на­нес ра­ну, там врач на­лага­ет плас­тырь; от­ку­да смерть по­лучи­ла на­чало на­паде­ния, от­ту­да жизнь со­ору­дила вход жиз­ни. Чрез же­ну раз­ли­ва­ет­ся зло, чрез же­ну те­кут бла­га. «Ра­дуй­ся, Бла­годат­ная»; не сты­дись, как ви­нов­ни­ца осуж­де­ния, по­тому что Ты де­ла­ешь­ся Ма­терью То­го, Кто осу­дил. «Ра­дуй­ся, Бла­годат­ная»; ра­дуй­ся, не­пороч­ная, рож­да­ющая Же­ниха пре­бывав­ше­му во вдовс­тве ми­ру. «Ра­дуй­ся, Бла­годат­ная», по­топив­шая в ут­ро­бе ма­тер­ней смерть; ра­дуй­ся, оду­шев­ленный Бо­жий храм; ра­дуй­ся жи­лище, рав­ное по сво­ей це­не не­бу и зем­ле; ра­дуй­ся, прос­тран­ное вмес­ти­лище нев­мести­мого ес­тес­тва. При та­ком по­ложе­нии, врач прис­ту­па­ет к не­мощ­ным, си­дящим во ть­ме яв­ля­ет­ся сол­нце прав­ды, обу­рева­емым – якорь и бе­зопас­ная от мор­ских волн га­вань, ра­бам, неп­ри­мири­мо не­нави­димым, ро­дил­ся По­сол и со­юз ми­ра, плен­ни­ков по­сетил Из­ба­витель, под­вержен­ных на­паде­нию неп­ри­яте­лей – креп­кий Пок­ров не­из­ре­чен­ной ра­дос­ти и люб­ви. «Ибо Он есть мир наш» (Еф.2:14), – как го­ворит бо­жес­твен­ный апос­тол, – мир, ко­торым, о, ес­ли бы нам неп­рестан­но нас­лаждать­ся, по бла­года­ти са­мого Хрис­та и Бо­га на­шего, Ко­торо­му сла­ва во ве­ки ве­ков. Аминь.

 Как реагировать на критику Церкви?

Советы пастырей

И критику Церкви, и подчас довольно агрессивные нападки на христианство и церковную жизнь сейчас можно услышать довольно часто. Это «любимый конек» некоторых СМИ, частая тема не всегда спокойных и взвешенных дискуссий в интернете, да и на улице, бывает, звучат обидные для православных слова. Как христианину вести себя, когда он сталкивается с критикой Церкви? Надо ли отвечать на нападки, оправдывать свою веру, защищать Церковь? В каких случаях молчание – золото, а в каких – нет? Мы попросили пастырей ответить на эти вопросы и рассказать, как лично они реагируют на критику в адрес Церкви, когда она раздается в их присутствии.

Критика звучит от тех, кто не понимает, что такое Церковь

Протоиерей Андрей Овчинников

Протоиерей Андрей Овчинников:

– Критика редко бывает созидательной. Разрушать всегда легче, чем строить. Критика Церкви всегда слышится от полуграмотеев и дилетантов, тех, кто не пережил радости пребывания и жизни в Церкви. Критика Церкви схожа с охаиванием армии. Кто не служил срочную службу, больше всех бывает недоволен и возмущен. Кто ни разу не открывал Евангелие и не знает, что такое Символ веры, дерзает много и глупо рассуждать про то, в чем он полный профан.

Критик Церкви чаще всего отделяет себя от нее: «Я не в Церкви, потому что там всё не так». Его критике подвергается исключительно внешняя церковная жизнь. Шелуха и мусор всегда на виду, потому что плавают на поверхности. Всё ценное и важное сокрыто на глубине. Увидеть глубину способен не каждый, у многих просто отсутствует зрение.

Критика звучит от тех, кто не отличает Церкви от церкви. Критикуют патриарха и архиереев, пороки духовенства и низкий уровень нашей культуры и образования, стяжательство и пьянство. Содержание критики можно до бесконечности расширять и множить. Но заметим: то, что критикуют, Церковью не является. Критикуются человеческий фактор и наша греховная немощь. В данном случае критика принимается, но с одним условием: критикующий должен помочь нам стать лучше. А об этом он меньше всего думает.

Когда критикуют Церковь, нужно всё терпеливо выслушать, дать собеседнику выговориться. Важно услышать конструктивную критику. Иногда можно даже извиниться за чье-то соблазнительное поведение или явное хамство – это есть в нашей церковной жизни, и отрицать это нельзя. Но когда будем отвечать недовольному Церковью, главный акцент сделаем на добром и созидательном, чем Церковь живет и чему она учит, – и это также отрицать нельзя. Абсолютно свободно и, самое главное, бесплатно любой человек может прийти в храм – часто памятник или шедевр архитектуры, где тепло зимой и прохладно летом, послушать пение прекрасного хора или интересную проповедь, поучаствовать в воскресном чаепитии или приходском празднике, отдать своих детей в различные творческие кружки или спортивные секции. Как говорится, было бы желание и побольше любви в сердце. Не соглашусь, что нельзя среди сотен храмов найти свой, а из тысячи священников – отца и наставника.

Критика Церкви множится от дешевых СМИ, ток-шоу, сплетен и вранья из интернета. Нормальному человеку от подобных источников нужно держаться подальше. Нельзя превращаться в информационную помойку. Человек – это не мусорный контейнер. Важно убедительно говорить о том, что хорошего и полезного в Церкви на порядок больше, чем дурного и соблазнительного. Церковь – это большая, многодетная семья, но в каждой семье, к сожалению, по пословице, не без урода. Признание ошибок только поднимет авторитет Церкви в общественном сознании, так же, как и ее правдивое евангельское слово.

Церковь – столп и утверждение Истины, и она не может ошибаться и говорить полуправду. Тогда этот не Церковь. Глава Церкви – Христос, и она основана Им, поэтому Церковь не нуждается ни в чьей защите. Наоборот, она защищает и спасает всякого, кто вступает в ее недра, желая познать Истину и наследовать жизнь вечную.

Надо различать, где оскорбление святыни, а где просто иной взгляд на мир

 

Протоиерей Максим Козлов

Протоиерей Максим Козлов:

– Критика критике рознь. Будь то в личном общении, будь то в общении публичном. Мне кажется, у нас сейчас происходит определенное зашкаливание способности обижаться: так часто ныне приходится читать, что и там и сям мы, православные христиане, на что-то обиделись – на несогласный с нашими воззрениями фильм, на театральную постановку, на не совпадающие с нашими убеждениями высказывания того или иного общественного, политического или культурного деятеля.

Никогда ни при каких обстоятельствах не ввязываясь в перебранку!

Но когда мы сталкиваемся с оскорблением святыни: Бога, в Троице славимого, Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых как святых (а не с критикой их деятельности, предположим, как исторических лиц, что в науке неизбежно), – здесь, конечно, нужно иметь мужество не малодушествовать и, не ввязываясь в перебранку, коротко, уверенно и однозначно засвидетельствовать, что «я с этим согласиться не могу, то, что вы сейчас говорите, – неправда и хула, христиане так, как вы сейчас сказали, не верят, такого взгляда на Бога, на святость нет, и вы клевещете». Еще раз подчеркну: не ввязываясь в дальнейшую перебранку!


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму