Category:
Иконы Божьей Матушки
Иверская икона БогородицыПразднование — 13/26 октября«А вон за тою дверцей, Куда народ валит, Там Иверское сердце, Червонное, горит» (М.Цветаева) Иверская икона Божией матери, находящаяся сейчас на Афоне, в IX веке хранилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никея. При императоре Феофиле (829-842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли к ней в дом, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Из пораженного места потекла кровь (поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике). Обезумев от страха, воин пал перед образом на колени, вымаливая прощение за страшный грех. Посулив императорским стражам деньги, вдова упросила их не трогать икону до утра. Когда они ушли, женщина вместе с сыном, спасая икону, опустила ее в море. И свершилось чудо: икона встала на ребро и поплыла. Сын этой вдовы, впоследствии принял постриг на св. горе Афон. Там он рассказал братии о чудесном образе, некогда бывшем у него в доме и эта история многие десятилетия из уст в уста передавалась в афонских монастырях. Прошло два века. На берегу моря близ Иверской (т. е. Грузинской) обители Афона сидели и беседовали старцы. Вдруг они увидели на воде огненный столп, восходящий к небу. Наконец стало понятно, что свет исходит от стоящей на волнах иконы. Долго не могли монахи взять её в руки. Лишь после усердной молитвы благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, исполняя повеление Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. Монахи с почестями поставили её в алтаре храма. А наутро икону нашли над вратами обители. Недоумевая, её снова перенесли в алтарь, но вновь повторилась та же история. Так было несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла Гавриилу, что икона явлена не для того, чтобы Её охраняли, но чтобы Ей самой быть Хранительницей. Тогда икону так и оставили над вратами обители, и с тех пор, получив название «Вратарницы» (Партаиссы), она не раз спасала монахов от врагов и разбойников, голода и пожаров… В XVII веке о чудотворном образе узнали на Руси. Святейший Патриарх Никон (тогда еще архимандритом Новоспасского монастыря) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (прибывшему в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы. Есть предание, будто царь и Никон просили прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери. Но монахи не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, в которую она сама явилась и где пожелала остаться. Инок Иверского монастыря Ямвлих выполнил список с Иверской иконы, ни одной деталью не отличавшийся от подлинника. Краски были замешаны на святой воде, которой прежде облили и доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы. Через год, 13 октября 1648 года икону торжественно встретили в первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре. Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы. Он прибыл в Москву 19 мая 1669 года, и его поместили на Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес. Так появилась в Москве Иверская часовня. За свою историю она много раз перестраивалась, во времена безбожной советской власти была разрушена, а икона перенесена в храм Воскресения в Сокольнках. В 90-е годы прошлого столетия на Афоне вновь был сделан список с подлинной Иверской иконы, который привезли в Москву и поместили в воссозданной часовне. История Иверской иконы Богородицы, как и всякой чудотворной иконы, связана с огромным количеством чудес, происходивших по молитве к Божией Матери перед ее святым образом. Еще в XVII веке в Иверской часовне была заведена рукописная книга для записи чудесных исполнений молитвенных прошений. Этот рассказ записал лютеранин, учитель музыки, человек, по его собственным словам, «ни во что не веривший». Он начал терять слух и вскоре совершенно оглох, врачи не смогли его вылечить. Оглохнув, он лишился средств к существованию и решил покончить жизнь самоубийством. «Проходя мимо Иверских ворот, — пишет он, — я увидел толпу народа, собравшегося вокруг кареты, в которой привезли в часовню икону Божией Матери. Во мне явилось неожиданное желание помолиться вместе с народом и приложиться к иконе. И вот я, доживши до 37 лет, в первый раз искренне перекрестился и упал на колени перед образом — и что же случилось? Случилось несомненное, поразительное чудо: я, не слышав до той минуты почти ничего в течение года и трёх месяцев, считавшийся врачами неизлечимо глухим, приложившись к иконе, в тот же миг снова получил способность слуха, получил до такой степени полно, что не только резкие звуки, но и тихий говор стал слышать совершенно явственно. И это случилось вдруг, моментально, безболезненно…» Подготовила Мария Хорькова Молитва ко Пресвятей Богородице О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.
|
Category:
Иконы Божьей Матушки
Икона Пресвятой Богородицы «Умиление» Псково-ПечерскаяПсково-Печерская икона Божией Матери Умиление была написана и принесена в Псково-Печерскую обитель псковскими купцами Василием и Феодором около 1521 года. Особенно прославилась чудесными исцелениями в 1524 году. Эта святая икона и святая икона Успение прославились в 1581 году во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Празднество иконе Умиление установлено еще 7 октября в память избавления Пскова от нашествия Наполеона в 1812 году. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу. 29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду. 5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенского храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены. Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех. Чудотворные иконы Божией Матери Успение и Умиление были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7-ю неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой Умиление во Псков. В 1997 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь носят внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно). В начале XVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах. В 1812 году Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей, в город принесли из монастыря иконы Божией Матери Успение и Умиление, хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815–1827). В XX веке монастырю вместе с отечеством пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы вместе с г. Печоры Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по Тартускому договору от 02.02.1920 г. отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там, вплоть до 1940 г., чем была спасена от всеобщего разорения и осквернения. Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Умиление” Псково-Печерская О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогда же отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.
|
Category:
Иконы Божьей Матушки
Икона Пресвятой Богородицы «Умиление» Серафимо-ДивеевскаяПразднование — 28 июля / 10 августаИкона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник называл икону «Умиление» — «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима Саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская находилась до революции в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. Богоматерь на этой иконе изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца, в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему». Икона написана маслом на холсте, закрепленном на кипарисовой доске размером 67?49 см. Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, преподобный Серафим Саровский помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник назвал икону «Умиление» — «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2/15 января 1833 года. Дивеевским сестрам батюшка неоднократно говорил, указывая на икону Божией Матери «Умиление»: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной». После смерти преподобного Серафима Саровского настоятель о. Нифонт отдал святую икону сестрам Дивеевской обители. При первой же возможности была сделана позолоченная риза. Еще одна драгоценная риза с камнями была подарена государем Николаем II при прославлении преподобного Серафима. Нимб на этой ризе был выполнен в виде расходящихся лучей сияния, состоящих из драгоценных камней и жемчуга. С иконы было сделано множество списков, некоторые из них тоже стали чудотворными. В 1903 г. икона «Умиление» приносилась крестным ходом из Дивеева в Саров на торжество прославления Преподобного. После закрытия монастыря в 1927 году епископ Серафим (Звездинский), архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов) и игумения Александра были арестованы и отправлены в Москву. По освобождении матушка Александра с несколькими сестрами поселилась в Муроме, сумев сберечь и увезти с собой чудотворный образ иконы Божией Матери «Умиление» вместе с остальными вещами батюшки Серафима. После ее смерти в 1941 году образ хранила монахиня Мария (Баринова). В конце жизни она решила передать святыню патриарху Пимену, который когда то, будучи еще иеромонахом, служил в Муроме, бывал у дивеевских сестер и прикладывался к святыням преподобного Серафима, пронеся любовь к святому старцу и Дивеевской обители через всю жизнь. Однако патриарх решил, что святыни следует отдать на хранение протоиерею Виктору Шаповальникову, жившему в подмосковном поселке Кратово. Девятнадцать лет отец Виктор и его матушка бережно хранили вещи преподобного Серафима. Принимая приходящих к святыням, они неоднократно были свидетелями чудес и исцелений. В 1991 году икона, оклад и вещи Преподобного были переданы им Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Молитва пред иконою Божией Матери «Умиление» (Серафимо-Дивеевской) О ВладЫчице БогорОдице, душИ моеЯ услаждЕние, изсОхшаго сЕрдца моегО струЕ БоготОчная, потемнЕннаго умА моегО пресвЕтлый светИльниче, ленИвыя вОли моеЯ ПутеводИтельнице, нЕмощи моеЯ сИло, наготЫ облечЕние, нищетЫ богАтство, неисцелИмых ран мОщное и скОрое врачевАние, слез осушЕние, рыдАний утолЕние, бед претворЕние, болЕзней облегчЕние, уз разрешЕние, спасЕния надЕждо! УслЫши молИтву моЮ: даждь ми врЕмя покаЯния, рЕвность спасЕния, сИлу в пОдвизех БогоугождЕния; сохранИ мя от напАстей и всЯких зол, во искушЕниих же и бедАх прострИ ТвоЮ рУку пОмощи, да возстАну в падЕнии и не погИбну лЮте. ДОндеже пребывАю в сем многоболЕзненнем житиИ, не лишИ менЕ дарОв ТвоеЯ мИлости. УщЕдри благостЫнею ТвоЕю всю христолюбИвую брАтию, зде предстоЯщую и молЯщуюся. МладЕнцы воспитАй, Юныя настАви, стАрыя поддержИ, малодУшныя утЕши, заблУждшия вразумИ, вдовИцы и сИрыя прИзри и защитИ, на всех лЮбящих и ненавИдящих нас излЕй богАтую ТвоЮ мИлость. И при кончИне жИзни моеЯ, во врЕмя исхОда моегО от телесЕ, бУди ми ПредстАтельница: болЕзнь смЕртную умягчИ, тоскУ утолИ и бЕдную моЮ дУшу приведИ к вЕчным обИтелем, да не вОзьмет менЕ тЕмная сИла, нижЕ да увлечЕт во глубинУ Ада. Ей, ПреблагАя ВладЫчице БогорОдице, душИ моеЯ умилЕние! СогрЕй хлАдное в вЕре и любвИ сЕрдце моЕ слезАми умилЕния: низпослИ ми, скорбЯщему и обременЕнному грехмИ, за молИтвы преподОбнаго отцА СерафИма, ТвоегО чтИтеля, потрЕбную рАдость и утешЕние. Да не лишУся Убо, БогоневЕсто, уповАния моегО плодА, но да сподОблюся в БОзе и СпасИтеле моЕм, возлЮбленном СЫне ТвоЕм, ГОсподе нАшем ИисУсе ХристЕ, сей приЯти. ТомУ слАва и держАва, честь и поклонЕние, со БезначАльным ЕгО ОтцЕм, и ВсесвятЫм и БлагИм и ЖивотворЯщим ЕгО ДУхом, нЫне и прИсно, и во вЕки векОв. АмИнь.
|
|
|