Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

 

...Самая природа <наша> учит нас более плакать, <нежели радоваться>, ибо жизнь эта многоболезненна и многотрудна, и, как изгнание, полна грехов. Но если кто постоянно помнит Бога, тот веселится, по слову Псалмопевца: помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76, 4) Ум, увеселяемый памятью о Боге, забывает скорби мира, и от этого памятования уповает на Бога и бывает беспопечителен. Беспопечительность доставляет радость и располагает к благодарению; а чрез благодарение, соединенное с благоразумием, возрастают дары и дарования. По мере того как умножаются благодеяния, возрастает благодарение и чистая молитва со слезами радости, и вскоре человек избавляется от слез печали и страстных; выходит из (под власти) страстей и так приходит в духовную радость от всякого случая. Чрез приятное смиряется и благодарит, а чрез искушения укрепляется в нем надежда на будущее; и о том и о другом радуется, и любит Бога и всех естественно, как благодетелей, и не встречает во всем творении чего-либо могущего повредить ему. Но, просвещаемый ведением Бога, радуется о Господе о всех творениях, удивляясь Его промышлению о Своих созданиях (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 98—99).

****

Истинная добродетель в том, чтобы всегда памятовать о Боге, чтобы призывать Его помощь и в благополучии, потому что если мы будем помнить Его в счастии, то и Он вспомнит о нас в несчастии (свт. Иоанн Златоуст, 48, 839).

****

...Когда утверждено в сердце памятование о Боге, недейственными остаются замыслы сопротивника... (прп. Нил Синайский, 73, 356).

...Да делает всяк свое дело, как пред лицем Бога, а не человеков, и чисто будет дело его... (прп.Феодор Студит, 12, 241)

Такое свойство любви! Она непрестанно памятует о любимом, она непрестанно услаждается именем любимого.

Имя Господа - паче всякого имени: оно источник услаждения, источник радости, источник жизни (свт.Игнатий Брянчанинов, 39, 252)

Чтобы удобнее навыкуть памятованию о Боге, для этого у христиан ревностных есть особый прием, именно - непрестанно повторять коротенькую - слова в два-три - молитовку (свт.Феофан Затв. Вышенский 87, 156)

****

Память о том, что Господь всюду есть, - и с вами, и в нас, - эту память навяжите на свой ум и с нею ходите неразлучно - работайте, сидите, спите и бодрствуйте (свт.Феофан. Затв. Вышенский 87, 257)

Смотри: вера станет открытой, доступной всем; никого за нее не будут гнать или притеснять.

Очень много случайного народа придет в Церковь, в том числе и в духовенство. Так всегда было в дни благополучные, еще со времени Константина святого. Многие из-за денег придут в храм, многие из тщеславия, из-за карьеры и власти. Ты, глядя на это, не искушайся и терпи. Ищи храм победнее и подальше от центральных площадей. Священника ищи смиренного и простого в вере, потому что “умных” и циничных и теперь развелось много, а смиренных и простых в вере не осталось почти никого.

Многие думают, что у священника перед мирянами есть какая-то привилегия или особая благодать. Печально, но так cчитает большинство духовенства. Я же тебе так скажу: у священника есть одна привилегия – быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки всю оставшуюся жизнь. Бог не дает нам выходных и отпусков. У тебя нет настроения, все равно – иди и служи. У тебя болят ноги или спина, – иди и служи. У тебя в семье проблемы, но ты все равно – иди и служи! Этого требует от нас Господь и Евангелие. Если нет такого настроя – всю свою жизнь положить на служение людям – то займись чем-нибудь другим, не дерзай принимать на себя иго Христово.

А сейчас такое время, что многие идут служить в храм из-за корысти. Так было и до революции, об этом говорил (или кричал даже) отец Иоанн Кронштадтский. Ведь в нашей русской катастрофе ХХ века вина духовенства очень велика...

И я понимаю это, но не завидую тем, кто пришел в Церковь в наши дни. Очень много соблазнов, и очень мало опытных духовников, и их становится все меньше. Вот смотри, в Печорах: уйдут отец Иоанн, отец Феофан, другие старцы, кто придет им на смену?.. Правильно – никто. А ведь духовная жизнь – это путь в темном подземелье. Здесь очень много острых углов и глубоких ям. Здесь важно, чтобы многоопытный проводник вел тебя за ручку, иначе упадешь-пропадешь, сам не вылезешь...

Нам говорят: мало образованных христиан. А что такое образование по-христиански? Этот совсем не то, чем образование в институтах или академиях. Это когда после трудов поста, смирения и молитвы Дух Святой поселяется в человеческом сердце и ОБРАЗУЕТ новое существо...

Помни это...

Хуже всего, когда христианин превозносится в своем сердце над другим человеком, считает себя умнее, праведнее, лучше. Тайна спасения заключается в том, чтобы считать себя хуже, недостойнее всякой твари. Когда живет в тебе Дух Святой, то ты познаёшь свою малость и некрасивость и видишь, что даже самый лютый грешник лучше тебя. Если ты ставишь себя выше другого человека, значит, в тебе нет Духа, и нужно еще много работать над собой. Но самоуничижение – это тоже плохо. Христианин должен идти по жизни с осознанием своего достоинства, потому что он – жилище Святого Духа. Апостол так и говорит: "Вы – церкви Живого Бога". И если ты раболепствуешь перед людьми, то еще далек от того, чтобы стать таким храмом.

А вообще, нам нужно только искренне, от всего сердца и всей души молиться. Молитва привлекает Дух, а Дух убирает из тебя все лишнее, безобразное, и учит, как нужно жить и как вести себя...

Нам кажется, что мы – самые несчастные на земле. Мы и бедные, и больные, и никто нас не любит, и везде нам не везет, и весь мир ополчился на нас. Послушаешь иногда человека и кажется, что перед тобой Иов многострадальный. А посмотришь на него – красивый, румяный, хорошо одетый.

Почему мы преувеличиваем свои несчастья и беды? Может, потому что недостаточно страдаем? Ведь посмотри: по-настоящему больные люди не выказывают свою болезнь, не ноют. Они несут свой крест молчаливо, до самого конца. Вот здесь, в Печорах, была схимница, она всю жизнь провела в скрюченном состоянии, и кто-то слышал от нее жалобы? – нет! Наоборот, люди приезжали к ней за утешением.

Люди жалуются, потому что считают, что должны быть довольны и счастливы здесь, на этой земле. Они не верят в вечную жизнь, в вечное блаженство, а поэтому хотят насытиться счастьем здесь. И если что-то малое мешает этому счастью, они кричат: как нам плохо, хуже всех на земле!..

Не ищи довольства здесь. Это, конечно, трудно усваивается, но полюби боль и страдание, полюби свое "несчастье". Пожелай Царства Божия паче всего, тогда вкусишь свет, тогда все сладкое здесь покажется горькой полынью. Помни: на земле мы живем всего одно мгновение – сегодня родился, а завтра уже могилу роют. А в Царстве Божием будем жить бесконечные веки. Боль, если сильная, то короткая, а если долгая – то можно терпеть. Потерпи немного здесь, чтобы вкусить радость вечную там...

Помнишь слова апостола: "Лучше бы вы не крестились..."? Это – страшные слова, которые во многом относятся к нам. Почему? Потому что внешне мы принимаем православные обряды, а внутри остаемся теми же, что были до крещения или обращения – завидуем, обманываем, испытываем к ближним неприязнь, осуждаем, а самое главное, наше сердце еще не отлепилось от сего мира и не прилепилось ко Господу. Мы верим своей алчности, а не Богу; мы верим своим похотям, а не заповедям Господним. Мы знаем то, что от плоти, что можно потрогать, увидеть обычными глазами, а то, что от Духа, мы, как слепоглухие, не разумеем. А ведь без этого христианство не имеет никакого смысла.

Мы, лукавые, пытаемся приспособить христианство к этому миру, чтобы наша вера была служанкой нашей обыденной жизни, чтобы нам было удобно и комфортно. А ведь жизнь духовная – это тесный и неудобный путь. Здесь, извини, нужно с себя шкурку содрать, и не одну, потому что грех пророс в наше естество, и божественное стало для нас противоестественным. Поэтому и нужен крест, каждому нужна своя Голгофа, чтобы умереть в страданиях греха и воскреснуть в радости духа. Это, конечно, не значит, что нужно себя истязать.

Нужно принимать все скорби и болезни, которые обрушиваются на тебя, с благодарностью, а не с ропотом. Если жизнь бьет, значит, Господь не забыл про тебя; значит, ты стал, как раскаленное железо под ударами молота. Если увильнешь от ударов, то останешься бесформенным куском металла, а если потерпишь - будешь дивным произведением Божиих рук.

Священник Василий Ермаков (20 декабря 1927 г. - 3 февраля 2007 г.)


 

ВЕРА -- БЕЗ ДОБРЫХ ДЕЛ И МИЛОСЕРДИЯ -- МЕРТВА!

МНОГО ЛЮДЕЙ -- ВЕРИТ В БОГА, НО НЕ ВСЕМ -- ВЕРИТ БОГ!

Многие из верующих православных людей почему-то забывают, и не помнят слов апостола Иакова из его посланий: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а добрых дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Ты веруешь, что Бог есть и един: хорошо делаешь; и бесы ЗНАЮТ, что Бог есть, и БОЯТСЯ -- Его и трепещут, но дел своих злобных и лукавых -- не оставляют.

Но хочешь ли знать, неосновательный ты человек, что Вера без добрых дел -- МЕРТВА, и пользы от такой ПУСТОЙ Веры нет никому, и Вера такая идёт во грех человеку.

Если брат твой или сестра -- РАЗДЕТЫ и им НЕЧЕГО -- одеть и обуть, и НЕ ИМЕЮТ -- дневного пропитания и голодны, а кто-нибудь из вас скажет им: идите -- с миром, грейтесь и питайтесь, но ничем им -- НЕ ПОМОЖЕТ:
Что пользы от такой -- пустой, равнодушной веры, которую имеет этот человек? Такая вера только погубит его.

Вера, которая НЕ ИМЕЕТ -- ЧЕСТНОЙ, благочестивой жизни по Законам Божиим, без добрых дел -- МИЛОСЕРДИЯ и сострадания – МЕРТВА и БЕЗПОЛЕЗНА для человека сама по себе!»

Многие из верующих людей СЧИТАЮТ, что вполне достаточно только -- ходить в церковь и свечки -- ставить, поститься и молиться и все, будешь спасен, но это далеко не так, к сожалению это большая ошибка в которую впадают очень многие люди, и платят за нее дорогой ценой – ПОТЕРЕЙ своего спасения.
Надо знать, что человек, когда ВПЕРВЫЕ обращается -- к Богу, начинает молиться и просить Бога о помощи – то Бог с радостью слышит тогда человека и начинает ему помогать, насколько это возможно.

Но в то же время, Бог начинает Внимательно НАБЛЮДАТЬ -- за человеком и ИСПЫТЫВАТЬ его.


Для Бога очень ВАЖНО -- увидеть в человеке ДОБРОЕ сердце, стремление и решимость – ЖИТЬ ЧЕСТНО, по совести и делать добрые дела.

Бог хочет убедиться – Можно ли ВЕРИТЬ человеку? Ибо сказано: «Много людей на земле -- ВЕРИТ в Бога, но не всем -- ВЕРИТ Бог!» Отсюда вывод.

Надо жить так, чтобы Господь -- мог нам ВЕРИТЬ!

Бог хочет УБЕДИТЬСЯ, что вера у человека – НАСТОЯЩАЯ! Что человек -- ТВЕРДО РЕШИЛ – ЖИТЬ ЧЕСТНО, по доброму, по Заповедям Божиим!

Только тогда Господь может дать человеку свои ДУХОВНЫЕ дары: дар молитвы, дар Покаяния – видения своих грехов, дар мудрости! И только испытав и убедившись, что человек действительно решил -- стать хорошим и хочет исправиться, избавиться от своих недостатков характера и дурных привычек, что человек не хочет -- жить греховной жизнью - только тогда Бог начинает по настоящему помогать человеку во всём.

Бог подает большую КРЕПКУЮ Веру только по делам -- по ЧЕСТНЫМ, справедливым, ДОБРЫМ делам и поступкам человека.

Большинство людей на земле не имеет вообще никакой веры в Бога, потому что у их нет по настоящему добрых дел, добрых поступков: помощь людям, забота о людях, о стариках, больных, инвалидах, о родителях, о всех людях кому плохо и трудно. Эгоизм, жадность, зависть, корыстность, расчетливость к сожалению в наше время одолели многих людей.

Они привыкли хитрить и притворяться, и наивно думают, что если они ходят в церковь, ставят свечки, молятся – то этого достаточно для их спасения. Они глубоко ошибаются, если заглянуть в их сердца, то мы увидим там большой Эгоизм и себялюбие, холод и равнодушие ко всем людям, большую гордыню и высокомерие, ложь и притворство, жадность и зависть – в таких сердцах Бог не живет!
Вот почему, так много среди нас Маловерных людей, которые при первых же серьезных испытаниях -- не выдерживают и отрекаются от Бога.

Когда человек искренно от всего сердца -- помогает людям, заботится о них, что-то делает на благо всех людей, жалеет людей, беспокоится и переживает за них, как за самого себя, желает людям всего доброго и успехов – то Господь это всё видит, оценивает и радуется за таких людей, благословляет их и помогает им во всем.

А главное, Бог спасает добрых, сердечных людей, подает им крепкую веру и мудрость, спасает их детей и внуков, бережет их от всякого зла. Бог судит людей -- по их намерениям.

Можно и добрые дела делать с дурными намерениями: с эгоизмом, гордостью и тщеславием, с расчётом и выгодой, с хитростью, притворством и обманом, с желанием прославиться, или наживы – так обычно поступают протестанты, свидетели иеговы, евангелисты и прочие сектанты и атеисты.

Потому Бог такие «добренькие дела» и поступки НЕ ПРИНИМАЕТ, а наоборот, сурово наказывает всех таких лицемерных и лживых людей. Бога невозможно обмануть! Он всегда видит и знает, что лежит у нас на сердце, о чём мы думаем, чего мы на самом деле хотим и с каким намерением, с каким тайным желанием -- делаем все свои дела!

Бог подает свою Благодать, свои Духовные дары, свою помощь Крепкую веру и дар Покаяния – только Добрым, честным людям, людям, которые умеют Благодарить и никогда не забывают о необходимости Благодарить!
В Евангелии приведен такой пример.
Десять прокаженных людей, которые были БОЛЬНЫ -- страшной, заразной, смертельной и совершенно неизлечимой, даже и в наше время болезнью проказой, увидев Иисуса Христа, обратились к Нему -- за помощью, прося у Него исцеления от своей страшной болезни.

Господь пожалел их и исцелил, идя дорогою, они вдруг почувствовали и увидели воочию, что СТАЛИ -- совершенно ЗДОРОВЫМИ людьми! Но не остановились, НЕ ВЕРНУЛИСЬ к Господу, чтобы -- поблагодарить Его, а наоборот, продолжили свой путь.
И только один человек -- из десяти больных проказой, остановился и вернулся к Иисусу Христу, придя к нему, он от великой радости и Благодарности к Богу, пал перед Ним на колени и от всего сердца -- возблагодарил Господа, за проявленную к нему Великую милость Божию.

Господь спросил его: «А где же ещё те девять человек, которых Я исцелил от их болезни?» И говорит человеку, который вернулся Его поблагодарить за величайшую милость и помощь оказанную ему: «Иди с миром, всё будет у тебя в жизни хорошо!»

Сколько людей на земле, ПОЛУЧИВ помощь -- от Бога, начав верить в Бога – не стали, или просто ЗАБЫЛИ -- Благодарить Господа за дарованную им Богом милость, за оказанную помощь!

А всё потому, что эти НЕБЛАГОДАРНЫЕ люди -- НЕ ИМЕЮТ в себе СОВЕСТИ!

Эти люди – НЕЧЕСТНЫЕ, потому у них НЕТ -- доброй и необходимой Привычки БЛАГОДАРИТЬ людей за любую оказанную им помощь и заботу, за добрые слова. Причина неблагодарности людей – это их ЭГОИЗМ, НЕПОРЯДОЧНОСТЬ, равнодушие к людям, жадность, не любовь к своим ближним,

А если человек Равнодушен -- к своим ближним, НЕ ЖАЛЕЕТ -- никого, если ему нет никакого дела до людей, которые живут рядом с ним, и он всегда заботится и думает только лишь -- о самом себе, о своем собственном благополучии – то как такой человек может быть Благодарным? Как такой человек может научиться -- любить Бога и Благодарить Его?

Вот почему такие люди ходят по 20 – 30 лет в церковь, Богу молятся, а всё никак НЕ МЕНЯЮТСЯ -- к лучшему, только хуже становятся -- каменными СТАНОВЯТСЯ их сердца.

Бог видит НЕБЛАГОДАРНЫЕ сердца таких -- ЭГОИСТИЧНЫХ людей и перестаёт им помогать, а главное, -- ЛИШАЕТ их ВЕРЫ!

Все такие люди, если не осудят сами себя, не оплачут -- перед Богом свой тяжкий грех Неблагодарности, и Эгоизма, не покаются в своих грехах и НЕ ИСПРАВЯТ свою жизнь – то погибнут!


Благодарность человека к Богу за оказанную ему Помощь или Защиту от какой-либо Беды выражается не только в словах Благодарности.

Самое главное, чтобы человек Исправился и начал жить -- Честно и поступать только Справедливо, начал по-Доброму относиться к людям, начал СЛУШАТЬСЯ -- Господа и ИСПОЛНЯТЬ все Заповеди Божии.

В этом и заключается вся Благодарность человека -- к Богу! А иначе – этот человек просто обманул Бога!

Вот почему, так МАЛО на земле людей имеющих -- КРЕПКУЮ веру в Господа!
 

 Из записок в Бозе почившего афонского иеромонаха Арсения

1. Иметь твердую православную веру, как учит мать наша Святая Церковь: никаким расколам и ересям не следовать, ибо оные приводят к погибели.

2. Чаще посещать храм Божий и с усердием молиться, помнить, где стоим и зачем пришли. Крестное знамение полагать на себе правильно. Если кто в храме Господнем стоит небрежно и всякое Божие дело совершает нерадиво, таковой наводит на себя гнев Божий, по сказанному в Священном Писании: проклят всяк творящий дело Господне с небрежением. Подобно сему, гневу Божию подлежат и те, кои в делах своих не на Бога надеются, а на себя или на людей: сердце их, как говорит Священное Писание, отступило от Господа.

3. Посты или постные дни строго соблюдать и всего более опасаться и воздерживаться от неумеренного употребления горячих напитков и происходящей от них блудной страсти, чрез что много людей погибает. Таковые, без покаяния умершие, вечно будут гореть в геенне огненной, где будет плач и скрежет зубов.

4. Каждый год должно говеть в Великий пост, а кто может, то и в прочие посты должно говеть, — это большая помощь к спасению души и неоцененный дар Божий.

5. Иметь со всеми любовь, жить в мире и согласии, а если с кем кто находится во вражде, то молитву таковых не приемлет Бог. Если бы ты и не виноват был, но первый поспеши примириться, и за это от Бога получишь награду, по слову Св. Евангелия: блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся (Мф. : 9). Если кто не имеет любви к ближним, то ни посты его, ни молитвы, и ничто не угодно Господу.

6. Никого не осуждать, а себя считать хуже и грешнее всех, никому ни в чем не завидовать, родителей своих и всех старших почитать. Кого видим грешащего, сожалеть о нем и помолиться Богу за него, а не осуждать. Кто кого осуждает, тот грехи его на себя возлагает.

7. Чужого не брать и не желать, а своим делиться с неимущими по силе своей. Дающего рука не оскудеет,— сказано в Священном Писании.

8. Не божиться, не лгать, не клеветать, не празднословить, не кощунствовать,— это ведет к пагубе души. Снам, ворожбам и разным приметам не верить,— все это бесовские козни.

9. Посещать и утешать больных и скорбных, удерживать от погибели заблудших, пьяниц и распутников вразумлять, что они вечно будут гореть в огне геенском. Если кто погибающего наставит на путь спасения, то таковому от Бога великая награда в этом и будущем веке.

10. Чаще помнить смертный час и просить Бога даровать христианскую кончину, ибо за гробом нет покаяния; здесь должно слезно каяться, умолять Бога, пока есть время, не надеяться ни на какие дела свои, а на единое милосердие Божие, ибо без Бога мы не можем сами ни одной добродетели совершить. Если что делаем доброе, но относим оное к себе, к своему старанию, то уподобляемся тогда упоминаемому в святом Евангелии фарисею. Должно все доброе, сделанное нами, относить к Богу.

11. Чаще и усерднее со слезами молиться Богу, просить прощения грехов своих, каждый час читать про себя молитву «Богородице Дево, радуйся!» до конца и каждый день, назначив себе время удобное, обдумывать жизнь свою: каково живем, и смертный час приводить себе на память — ибо неизвестно, когда постигнет человека оный час — и быть к нему готовым каждый день. 

Кто  будет все это исполнять, тот спасет душу свою.

 Старец Фаддей Витовницкий

Мы должны побеждать зло миром и сердечной тишиной, мирными и тихими мыслями. Иначе с нами так и будут приключаться беды и горести. Если мы сами не смиримся, Господь не перестанет нас смирять.

Одна и та же беда, которая приносит нам много страданий и боли, будет повторяться постоянно, пока мы не научимся побеждать ее миром, тишиной и смирением, и не придавать ей значения.

 

 Архимандрит Андрей (Конанос)

Как было бы хорошо, если бы нам удавалось создавать вокруг себя атмосферу спокойствия!

Не тревожиться самим и не вызывать чувство тревоги у других людей...

Успокойся!

Иди медленнее, веди себя тише, говори спокойнее и не передавай свое волнение тому, с кем разговариваешь.

 Великая княгиня Елизавета Федоровна

Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым. Всего этого можно лишиться…

Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдешь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив.

 

«Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша»

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ

 Вопрос:

Что же именно хотел сказать святитель Филарет этой фразой (полностью: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша» из «Слова в неделю 19 по Пятидесятнице»)? Кто дерзнет определить человека в полноте врагом Божиим? Как можно «гнушаться» погибающим? Можно ли это понимать, как ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ суждения Святителя или здесь есть нечто, сокрытое вульгарными толкованиями многих «борцов с врагами»?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Мысли, содержащиеся в приведенных выше словах святителя Филарета, взяты из Священного Писания. В библейских текстах нередко говорится о богоборцах – врагах Божиих: «Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет ненавидящих Тебя» (20:9); «Но Бог сокрушит голову врагов Своих» (67:22) ;»на врагов Своих Он разгневается» (Ис.66:14); «кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). Славянское слово «гнушаться» значит отвращаться, т.е. отварачиваться. Для любящего Бога такое поведение естественно. Общение с такими людьми не только не совместимо с благочестием, но и нравственно опасно: «не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду» (Пс.25:3-4).;

Как относиться к врагам отечества? Ответ дают исторические библейские книги: Варак, Гедеон, Давид, Иосафат и др. сокрушали врагов своей земли. Господь помогал им. Так, когда моавитяне, аммонитяне и сирийцы напали на Иудею с множеством воинов, на левита Иозиила «сошел Дух Господень среди собрания и сказал он: слушайте, все Иудеи и жители Иерусалима и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия» (2 Пар.20:14-15).

Своих личных врагов христианин должен любить, а суд предоставить Господу: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:44-45).

Кто кому помогает?              о.Андрей Ткачев

То, что пост помогает молиться, произносится почти как общее место. И тому, кто не постится, теоретически ясно, что на полный желудок приятнее перед телевизором лечь, а не поклоны класть. И ложится он поэтому, уже совершенно практически, перед телевизором с приятным чувством сытой тяжести, довольный обладанием теоретических знаний.

Нужно, однако, испытать на себе, как именно неядение или сухоядение помогает молиться. Нужно испытать, как поднимается наконец откуда-то из сердца слеза и выкатывается, принося утешение. Испытать и запомнить нужно, как мешает этому зарождению и появлению слез тяжесть объедения или послевкусие лакомства.

Теоретическое знание и не греет, и сдувается, как пыль. Человек, голым умом помнящий о том, что Христос больных исцелял, в случае болезни способен тут же побежать к «бабке». Нужен опыт, тот самый, о котором Пушкин сказал: «Сын ошибок трудных».

Один мой знакомый священник в день памяти 40 мучеников Севастийских утром ледяной душ принимал, чтоб ломоту в костях ощутить. И это для того, чтобы затем, рассказывая в проповеди о том, как они на льду замерзали, выбирать выражения менее восторженные, но более прочувствованные.

Молитва должна быть «молитвой веры» (Иак. 5: 15), и пост помогает молиться потому, что помогает верить в Бога Истинного. Совсем без поста, всегда без поста человек приближается к такому состоянию, о котором апостол сказал: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19).

Кто кланяется хоть бы и ложному богу, сознает себя ниже того, кому кланяется. Филарет Московский восклицает: «Как же низок должен быть человек, для которого бог – чрево!»

Человек тогда и распознать свое рабство не может, поскольку целиком в него погружен. Мы, люди, в полном составе работаем чреву, этому лукавому и ближайшему господину, как называет его Лествичник. Но узнать свое рабство и потеснить идола в правах – уже немало. Чрево может быть «богом» с маленькой буквы, а двум господам служить нельзя. Нужно исполнять заповедь: «Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10).

Так что поклонение Богу «в духе и истине» (Ин. 4: 24) с логической неумолимостью предполагает хоть какое-то упражнение в посте, хоть по временам.

А молитва помогает посту? Еще бы! Без молитвы пост вообще не нужен. Бес не ест, не спит, но и не молится, не поклоняется Господу неба и земли. Неровен час, постящийся, но не молящийся человек вместо очищения души и тела добьется лишь умножения злобы и углубления лукавства. Углубит такой человек состояние падения и еще больше запутается вместо того, чтобы выйти на свободу.

Пост, таким образом, молитве помогает, а молитва пост оправдывает.

Если они вместе – пост и молитва, то они, сплетаясь, будут поддерживать друг друга постоянно. Молясь, к примеру, человек не так остро чувствует остроту воздержания. Горение молящегося духа заставляет забыть о телесных нуждах. Так и люди, уходившие за Иисусом в пустые места, готовы были часами и днями сидеть у Его ног, обо всем забыв. Телесные нужды меркли вблизи Христа. Так и Мария не помогала Марфе греметь кастрюлями, и целые толпы, замерев, слушали Его. Но когда Он умокал, телесная нужда заявляла о себе. Почему и Христос говорит: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге» (Мк. 8: 2–3).

Вот как. Ослабеют, потому что «неевшие». Но ослабеют только «в дороге». Близ Христа не ослабеют – благодать не даст. Так близость к Богу и общение с Богом (а молитва это и есть общение с Богом) и оправдывает пост, и облегчает прохождение поста.

Слава Тебе, Господи!

Что же милостыня? Она ведь в Евангелии поминается в ряду поста и молитвы как одна из добродетелей, творимых в тайне. Отец, сказано, видящий тайное, воздаст за эти труды и подвиги явно.

Милостыня тоже нужна. Она тоже крепко связана с постом и молитвой. Отношения между ними таковы, что милостыня помогает молитве, а пост помогает милостыне. Поясню кратко.

Доброе дело рождает дерзновение. «Ты отдал серебро, а приобрел дерзновение перед Всемогущим Богом», – говорит Златоуст. То есть ты, через руки нищих, дал Самому Христу помощь. Теперь проси у Христа, чего ты хочешь. Он выслушает тебя. Это касается не только денег, поскольку милостыня шире подаяния.

Например, ты посетил больного в больнице. Купил лекарств, потратил день, посидел у кровати. Ты у Христа был! Теперь проси, молись! И сам почувствуешь, сколько радости и силы принесет тебе молитва, совершаемая после дел милосердия. Так милостыня разогревает и усиливает молитву веры.

А пост учит обходиться малым. По крайней мере, обходиться меньшим учит пост. Раз было что-то, а теперь стало «меньше», то должен появиться и «остаток». Остаток отдай ближнему. Так пост поможет милостыне!

В древности был обычай: строго постившийся человек откладывал цену дневного пропитания. Со временем эти деньги накапливались, и из них можно было удобно творить милость, от себя, по сути, уже ничего не отнимая.

Вообще человек тем охотнее думает о других, помогает другим, чем меньше он «зациклен» на себе. Пост как раз призван смирить себя, поменьше о себе думать и на себя тратить – денег, времени, мыслей. Значит, излишек, избыток можно отдавать. Эгоист не хочет ни поститься, ни милосердовать.

Мы обнаружили тройную связь поста, молитвы и милостыни. Мы соединили эти добродетели вместе, как пальцы при троеперстии, чтобы освятиться знамением Креста. Мы пропели им похвалу, чтобы с их помощью прославить Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа – и укрепиться в вере, надежде и любви!

Скажем еще в завершение, что человеку предстоит всю жизнь учиться любить Бога, миловать ближних и исправлять себя. Для этого нужен человеку союз молитвы, милостыни и поста.

Человеку крайне необходимо правильно выстроить отношение к Господу Богу, к ближнему и к себе самому. Отношения эти звучат так: Богу – молитва, ближнему – милость, к себе – благоразумная строгость. И здесь мы никуда не уйдем от необходимых, как воздух, словом Божиим возвещенных триединых – молитвы, милостыни, поста.

Пусть будут они неразлучны, потому что сказано: «И нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еккл. 4: 12).

 

Пришла женщина в храм, приобрела свечу, уверенно зажгла её и поставила в подсвечник. Но как только начала читать молитву, та погасла. Женщина смутилась, снова зажгла огонёк и аккуратно поставила её на место. Не успела произнести даже нескольких слов, как огонёк снова погас. Разволновавшись не на шутку, она опять осторожно взяла её и не спеша поднесла фитилём к одной из горевших свечей. Та затрещала, но зажглась. Женщина медленно поставила её на свободное место и, не сводя с неё глаз, начала читать молитву. Тут огонёк снова стал уменьшаться и погас, пустив вверх струйку дыма. Паника, испуг, недоумение — все смешалось воедино!

Она бросилась к священнику:

— Батюшка! У меня постоянно гаснет свеча. Неужели Господь отвернулся от меня и не желает слышать мою молитву? Или же я настолько грешна, что моя жертва не угодна Ему? Что мне делать?

— Возьми другую свечу. Тебе попалась бракованная, — улыбнулся он ей в ответ.

Иногда люди пытаются придать особый смысл событиям, которые объясняются очень просто.


« Предыдущая страница  |  просмотр результатов 91-100 из 165  |  Следующая страница »
Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму