Беседа с игуменом Феодором (Казановым), наместником Ярославского Кирилло-Афанасьевского монастыря
В Ярославле возрождается Кирилло-Афанасьевский монастырь – единственная в городе мужская обитель. Когда видишь, в каком состоянии находятся переданные Церкви монастырские храмы и постройки, то понимаешь, что иначе, как чудом, факт их дожития до возвращения не объяснить. И это чудо Господь явил, чтобы напомнить ярославцам о другом чуде – избавлении горожан от моровой язвы 400 лет назад, в память о чем и был основан монастырь. Тогда благодарные ярославцы построили первый монастырский храм за один день. Сегодня у них появилась еще одна возможность проявить свою веру.
О жизни обители в наши дни рассказывает назначенный в декабре прошлого года наместником монастыря игумен Феодор (Казанов).
– Отец Феодор, расскажите, пожалуйста, немного об истории Кирилло-Афанасьевского монастыря.
– Обитель была основана в 1615 году по благословению Ростовского митрополита Кирилла (Завидова) на священном для жителей Ярославля месте – обретения чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. Это произошло 25 мая 1612 года, когда в городе находилось ополчение Минина и Пожарского. В Ярославле в это время вспыхнула эпидемия моровой язвы, унесшая много жизней. И как спасение от нее, настоятелю Успенского собора протоиерею Илии было Божие повеление взять икону Спасителя из старой часовни, которая находилась поблизости от деревянной церкви святителей Кирилла и Афанасия Александрийских. Когда он ее обрел, произошло чудо – исцеление слепого. А после молебна и крестного хода с иконой в городе прекратился мор. Когда крестный ход вернулся к часовне, то, как свидетельствуют летописи, «тайная сила остановила несших образ». Чудное явление было воспринято как знамение: на этом месте построили обыденный храм, который позже назвали Спасо-Пробоинским, поскольку находился он на Пробоинской улице.
В храме этом главный престол был освящен в честь Спаса Нерукотворного, придел в алтарной части – во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезной части – во имя преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника. В 1911 году был пристроен южный придел, который освятили во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского. В Кирилло-Афанасьевском храме теплый придел был освящен во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца.
Главными святынями обители являлись частица мощей святителя Кирилла Александрийского, чудотворный образ святителя Алексия Московского и антиминс, освященный митрополитом Димитрием Ростовским. С 1895 года в обители была резиденция викария Ярославской епархии.
– Какова современная история монастыря?
– Монастырь был вновь открыт в 2009 году. Сначала в 2005 году епархии был отдан Кирилло-Афанасьевский храм. Церковь приписали к Ярославской духовной семинарии, в ней семинаристы проходили богослужебную практику. А уже в 2009 году по благословению Священного Синода в обители началось возрождение монашеской жизни.
Служба на территории монастыря сейчас совершается только в приделе святителя Алексия Московского – единственном действующем в храме. Второй монастырский храм – Спасо-Пробоинская церковь – будет на консервации до тех пор, пока не найдутся средства для проведения противоаварийных и восстановительных работ.
– Сколько сейчас насельников в обители?
– Сегодня в монастыре проходят послушание два иеромонаха, два иеродиакона и семинаристы, желающие связать свою жизнь с монашеством.
– Что еще располагается на территории монастыря?
– Здесь находятся коммунальные квартиры, в которых проживают одиннадцать семей. Также здесь располагается агентство недвижимости «Красная звезда», Клуб юных моряков и речников. Практически все помещения приватизированы и находятся в частной собственности. Это «наследство» нам осталось от советского времени, в которое монастырь сполна испил свою чашу. Обитель была закрыта в 1924 году. В 1930-е годы храмы и постройки были переданы Обществу слепых, а в 1946 году сданы в аренду протезному заводу. В храме святителей Кирилла и Афанасия находились склад, бензохранилище, магазин и даже хлев. С 1953 года на территории монастыря размещались учебно-производственные мастерские, а с 1970-х годов располагалось деревообрабатывающее предприятие, которое выпускало мебель.
– До наших дней сохранились какие-то святыни, которые напоминают о былом времени монастыря?
– Древний список чудотворной иконы Спаса Нерукотворного, который был возвращен 29 января этого года, в канун престольного праздника обители – святителей Кирилла и Афанасия Александрийских. Это чудотворный список того самого образа XIV века, с которым ходили Минин и Пожарский, собирая ополчение в Ярославле, перед которым молились о победе русского оружия над поляками и избавлении от моровой язвы. Этот список XVIII века некая раба Божия Александра принесла в Троицкий храм села Смоленское еще в 1960-е года, то есть при советской власти. Все это время образ находился там. И вот сейчас по произволению Божию настоятель храма с прихожанами приняли решение передать образ в его историческую обитель. 29 января перед всенощным бдением икону встречал здесь, в монастыре, викарий Ярославской епархии, епископ Рыбинский Вениамин с духовенством, который и возглавил торжественное богослужение. А Божественную литургию на следующий день совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. В этот же день в обители впервые за долгое время состоялась пресвитерская хиротония, что усилило благодатные переживания.
Возвращение святыни стало большим праздником для обители и прихожан и явилось символом духовного возрождения нашего монастыря. Сейчас это главная наша святыня, к которой спешат богомольцы, чтобы излить перед ней свои просьбы и чаяния. Каждый вторник в 18 часов мы всей братией совершаем перед образом молебен с акафистом.
– Какое значение для Ярославля имеет возрождение монашеской жизни в единственном здесь мужском монастыре?
– Значение любого монастыря для города трудно преувеличить, тем более если это единственная мужская обитель. К Кирилло-Афанасьевскому монастырю всегда было особое отношение, несмотря на то, что он не отличался большими размерами и особой древностью основания. Монастырь очень почитался в народе, сюда стекалось множество паломников. И, в отличие от более древних монастырей: Петро-Павловского, Рождества Богородицы и Спасо-Преображенского, которые сейчас разрушены или существуют как музеи, Кирилло-Афанасьевский монастырь возродился к монашеской жизни. Жизнь и служение монаха всегда было светом для простого человека. И поэтому появление такого света в центре Ярославля, я думаю, будет способствовать не только возрождению духовной жизни жителей города, но и укреплению памяти о патриотическом прошлом нашего народа, воспитывая молодежь в духе служения Отечеству.
– Какие проблемы в возрождении монастыря сейчас самые главные?
– Наверное, финансовые. Поскольку монастырские помещения приватизированы, то нам необходимо их выкупать, чтобы потом расселить там братию и разместить монастырские службы.
Еще одна задача связана с реставрацией. Это тоже требует средств. Практически все фрески монастыря уничтожены, остались лишь незначительные фрагменты. О ветхости и состоянии наших построек можно судить по истории, которая случилась год назад. Во время Божественной литургии, которую совершал архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, когда священники уже причастились и в храме произносилась проповедь (я в этот момент был в алтаре и смотрел в окно), вдруг, словно в замедленной киносъемке, на моих глазах стала оседать и рушиться одна из монастырских башен… Слава Богу, тогда никто не пострадал.
Фундамент построек очень слабый, в Спасо-Пробоинском храме вообще весь пронизан трещинами. Он нуждается в срочном восстановлении.
Еще одна проблема: на территории монастыря нарушены централизованные коммуникации: водопровод, канализация, электричество. Надо заниматься ими.
– Вы с 2007 года возглавляете епархиальный отдел по благотворительности, социальному служению и взаимодействию с медицинскими учреждениями. В чем заключается его деятельность?
– Мы занимаемся организацией сбора и распределением благотворительной помощи, взаимодействуем с Обществом православных врачей, имеем попечение об инвалидах и паллиативных больных, окормляем детские дома, идет работа со случаем – любым человеческим горем: оказываем помощь попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Особое внимание уделяется институту семьи, детям и проблеме абортов. Она в Ярославле стоит достаточно остро, с наскока ее не решить, поэтому сейчас созданный епархией Центр защиты материнства и детства должен реализовать комплексную программу в этом направлении. К решению ее подключены юристы и врачи: психиатры, педиатры, дефектологи. Такой подход помогает женщине, которая понуждается различными обстоятельствами делать аборт, отказаться от него, найти выход и принять правильное решение, получить поддержку в решении других семейных вопросов, если таковые имеются.
В рамках центра работают лекторские группы, в состав которых входят молодые люди. Они встречаются со сверстниками и рассказывают им о вреде пьянства и курения, о наркомании и абортах. Такая форма очень эффективна, потому что молодежь воспринимает эти серьезные проблемы в виде предостережений от таких же ребят, как и они сами, а не как нравоучения от взрослых дядей. Сейчас мы хотим расширить эти лекторские группы, включив в них священников и специалистов (врачей, психологов, работников правоохранительных органов).
– На возрождение мужского монастыря откликнулись желающие в него поступить? И как отреагировали жители города на это событие?
– Желающие появились, как только монастырь был передан Церкви. Хотя тогда широкой огласки не было. Но поскольку келий пока нет, то всем кандидатам приходится отказывать и направлять в другие монастыри.
Что касается ярославцев, то народ воспринял открытие монастыря и передачу иконы с воодушевлением. Но им тоже пока не очень понятно, что же тут делать: есть монастырь, а жить насельникам негде, кто же и как будет возрождать здесь монашескую жизнь? На это даже обратил внимание владыка Кирилл в своей проповеди. Он сравнил ярославцев с женами, которые шли ко гробу Спасителя, не зная, кто отвалит им надгробный камень. По словам владыки, нам с братией предстоит отвалить камень не только от дверей обители, но и от сердец человеческих. Приведу дословно слова архиепископа Кирилла, которыми он оценил наше положение: «Мы все видим, с какими трудностями приходится сталкиваться при возрождении вновь открывшихся храмов и монастырей, но эти трудности несравнимы с теми, которые встают на пути приведения современного народа к Богу. Эти трудности невозможно преодолеть человеку. Но невозможное человеку возможно Богу. Я желаю игумену Феодору, наместнику монастыря, быть подобным ангелу, отвалившему для жен-мироносиц камень от гроба Спасителя, и с помощью Божией отвалить для нашего народа камень от дверей этой обители и возродить в ней монашескую жизнь». Как это получится, время покажет.
В перспективе в монастыре планируется разместить епархиальный отдел по благотворительности, социальному служению и взаимодействию с медицинскими учреждениями. Также есть желание открыть экспозицию, посвященную ополчению Минина и Пожарского и участию ярославцев в этом движении, чтобы напомнить современникам об этом тяжелом периоде в истории нашей страны. Это тем более актуально, что в нашем городе нет никакого памятного знака об этой странице истории, поэтому вполне уместно поставить в монастыре поклонный крест, выразив тем самым благодарную память потомков.
– А молодежь заметила открытие монастыря?
– С молодежью у нас всегда были прекрасные отношения. И здесь, и раньше на приходе я всегда служил молебен для молодежи в день памяти мученицы Татианы. Сейчас молодежь помогает разбирать завалы мусора, которые есть в монастыре. Работа с молодежью – это миссионерская обязанность каждого монастыря. В нашем случае самое главное, что через этот совместный труд по возрождению обители молодежь приходит ко Христу.
–Тяжело нести игуменский крест?
– Всякий крест, будь то крест священника, монаха или мирянина, это есть крест, сложенный из трудов и скорбей. Но нести его необходимо, тем более что Сам Господь назвал это иго благим. И тем легче нам нести это бремя, чем больше упования мы возлагаем не на себя и свои немощные силы, а на милость Божию и помощь Спасителя.