Беседа с игуменом Петром (Еремеевым), ректором Российского православного университета
История с возвращением храма апостола Иоанна Богослова, что под Вязом, целый год волновала православную общественность столицы. Но в день своего небесного покровителя Российский православный университет обрел свой настоящий дом – впервые за 85 лет в церкви на Новой площади была совершена Божественная литургия. Ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) прокомментировал порталу «Православие.ру» это, без преувеличения, историческое событие.
Ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) – Отец Петр, накануне в храме прошла первая литургия. Но в то, что с момента передачи храма Церкви до первой службы прошло 19 лет, как-то не хочется верить. Это ведь рекорд, достойный Книги рекордов Гиннеса…
– Действительно, в новейшей истории Церкви это редкий случай. В 1992 году вышло постановление Правительства Москвы, согласно которому храм передавался Русской Православной Церкви на правах безвозмездного пользования. Были получены Свидетельства на права пользования и Охранный договор. Единственной и, как оказалось, самой большой проблемой стало то, что Музею истории Москвы, который занимал эти помещения с 1934 года, переезжать было некуда. Тогдашние городские власти признавали, что собственное постановление надо выполнять, но за почти 20 лет до переезда музея дело так и не дошло. Например, перед празднованием 850-летия Москвы мэрия попросила Святейшего Патриарха не форсировать переезд, поскольку музей был задействован в выставочных программах, посвященных юбилею столицы. Но юбилей прошел, а музей по-прежнему был в храме, при этом сами выставки занимали в комплексе незначительные площади.
В 2006 году федеральные власти передали городу комплекс «Провиантские магазины», что на Зубовском бульваре, знаменитого архитектора Василия Стасова. Мэрия приняла решение перевести туда все экспозиции Музея истории Москвы, которые были разбросаны по центру города. Тогда все думали, что Иоанно-Богословский храм отдадут вот-вот, ведь новые площади музея превышали пространство церковных строений в десять раз. Но пришлось ждать еще два года, пока комплекс «Провиантские магазины» был отремонтирован и приспособлен под организацию выставок. Но даже после того, как новый музейный комплекс открылся, храм все равно продолжал использоваться под нужды музея. Переезд постоянно откладывался под предлогом отсутствия необходимых для этого площадей.
– Когда вы стали приходить к храму и молиться на улице, многие решили, что это какая-то политическая акция, попытка оказать давление на музей.
– Мы не требовали от музея освободить помещения, хотя очевидное право у прихода, как представителя Московской Патриархии, было, ведь у нас на руках были документы, удостоверяющие права пользования, и Охранный договор. Более того, мы предложили, чтобы храм на период обеспечения условий для переезда оставался частью музея. Были готовы служить по договоренности в рамках расписания работы музея с тем, чтобы пространство храма стало не только местом для молитвы, но и как бы действующим выставочным залом, показывающим традиции и культуру московской церковной жизни. Мы были готовы полностью подчиняться требованиям музея и даже не зажигать свечи за богослужением, согласно противопожарным требованиям. Нам важна была литургия и молитвенная жизнь в этом святом месте. Но руководство музея тогда нам безоговорочно отказало.
За невозможностью совершать богослужения в собственном храме мы совершали молебны апостолу Иоанну Богослову на тротуаре у алтарной стены. Начались эти регулярные воскресные богослужения 9 октября прошлого года. Так происходило и в жару, и в холод, и в дождь, и в снег. И конечно, это не было демонстрацией позиции, не было каким-то публичным заявлением. Это было служение Богу и молитвенное обращение к нашему небесному покровителю. Вместе с сердечной потребностью в такой молитве это был еще и наш священный долг. Ведь Святейший Патриарх Кирилл своим указом возложил заботы по возобновлению богослужебной жизни в храме на нашу общину и на меня как на настоятеля.
– Кто приходил к вам на эти уличные богослужения?
– В основном это были студенты, преподаватели и сотрудники нашего университета. Бывало, что собиралось до 200 человек, а бывало – не более 20. Мы никого не заставляли приходить на эти службы. Все молящиеся, несмотря на то, что являются прихожанами разных храмов, расположенных в разных районах Москвы, приезжали сами. К богослужениям часто присоединялись и прохожие, и студенты других вузов, расположенных неподалеку. Иногда к нам приходили помолиться сотрудники Музея истории Москвы. Они, как правило, были настроены к нам благожелательно, соглашаясь с тем, что храм совсем не подходящее место для выставочной деятельности.
– Как часто вы сможете служить теперь в этом храме?
– Мы твердо намерены совершать богослужение в храме, где уже установлен престол и жертвенник, каждый воскресный день. И хотя наш храм и называют уже домовым храмом Российского православного университета, он будет открыт для всех.
Готовя первое богослужение, мы специально привезли в храм столы и стулья, чтобы в отдельной части храма сделать пространство для встреч, посвященных беседам о Православии. В стесненных пока условиях, но уже, по крайней мере, под крышей мы намерены вместе с молитвенной настраивать и общественную жизнь в храме.
– Сейчас купол весь в лесах, а верхний придел пока на ремонте. Где будут проходить богослужения?
Храм апостола Иоанна Богослова, что под Вязом – В нижнем храме, до революции освященном в честь Покрова Богородицы. Там у нас нет пока иконостаса, но помещение полностью пригодно для служб. На престольный праздник нам подарили несколько икон. Они станут первыми святынями храма.
Весь храмовый комплекс требует капитального ремонта. Сейчас невооруженным глазом видно, как от кирпичной стены отделяются несколько слоев штукатурки. Конечно же, весь объем площадей необходимо будет привести в порядок. Необходимо будет заменить электропроводку, да и все коммуникации. Сейчас мэром Москвы поставлена задача разработки плана реставрации всего храмового комплекса. Эта работа находится в зоне ответственности Мосгорнаследия и Мосреставрации. Храм и приходские постройки должны приобрести первоначальный вид, ведь это памятники истории и культуры. Благодаря этому храмовый комплекс на Новой площади вновь станет одним из красивейших мест в столице.
Мы благодарны мэру Москвы Сергею Собянину за его решение о переезде музея в новые здания и о реставрации храма. Именно поэтому за первым богослужением в храме все наши прихожане искренне желали ему с соработниками благоденствия и сил.
– Какие работы по реставрации уже начаты? Что, кроме здания храма, досталось вам в наследство?
– За короткий период, прошедший после выезда музея, проведен ремонт фасада храма, отремонтирована кровля. Сейчас завершается возведение барабана с куполком и с крестом – по окончании этих работ храм приобретет законченный вид. Работа спорится. Общаясь с руководством Мосгорнаследия, я вижу, что серьезный настрой на решение проблем прежде разрушающегося храмового комплекса исходит из понимания властями столицы того, что возрождение храма Иоанна Богослова, что под Вязом, – это на сегодня уже дело чести.
Пока же мы служим на антиминсе из домового храма историко-филологического факультета нашего вуза. К освящению собственных престолов в храмах комплекса сможем подойти не так скоро. Работы в верхнем и нижнем храмах, по разным оценкам, могут занять от двух до трех лет.
Кроме храма, Церкви возвращаются и приходские постройки – это еще четыре небольших здания. Мы рассчитываем разместить здесь ректорат Российского православного университета и Православного института святого Иоанна Богослова, а также активно создаваемый сейчас по благословению Его Святейшества факультет религиоведения, этнокультурологии и регионалистики.
– Какое место занимает храм в жизни студентов РПУ? Ведь у вас не семинария, а светское учебное заведение.
– В духовных семинариях и академиях храм занимает центральное место в жизни учащихся. В этих церковных вузах для обучающихся обеспечен полный пансион, и так получается, что студенты фактически живут при храме, бывают в нем каждый день. Это, конечно, и полезно, и удобно для возрастания будущих пастырей. Но в нашем случае жизнь учебного заведения устроена несколько иначе.
Мы не можем претендовать на то, что поступивший к нам молодой человек или девушка, имея родную общину, свой приход, где они были крещены и имеют духовника, разом оставят все и придут к нам. Духовная жизнь у нас строится в условиях личной свободы и самостоятельного выбора. Но за год наших совместных трудов в вузе я замечаю, что все больше и больше студентов и преподавателей охотно приходят на общие для университета богослужения, совершаемые по значимым поводам. Это ведь замечательная возможность совместной молитвы и братского общения. Вместе с тем, я надеюсь, что создаваемая в нашем новом храме община для многих наших воцерковляющихся студентов и преподавателей станет настоящей духовной семьей.
Какова будет численность нашего прихода, сказать сейчас трудно. Мы будет делать все возможное, чтобы храм апостола Иоанна Богослова стал центром духовной жизни не только университета, но и был востребован у москвичей. В храме будут трудиться студенты и преподаватели нашего университета, петь студенческий хор. Думаю, что тем самым удастся создать атмосферу живого общения, сделать наш университет и нашу церковь центром молодежной миссии. Правда, чтобы храм стал уютным, еще предстоит сделать очень многое. Конечно, замечательно, что город будет реставрировать сам храм, но об иконостасе, иконах, разнообразной богослужебной утвари мы должны будем позаботиться сами.
С Божией помощью и покровительством святого Иоанна мы надеемся осилить все трудности. Господь уже явил нам Свою помощь и попечение – кажется, совсем недавно мы собирались на наш первый молебен на улице, а теперь, спустя всего лишь год, служим уже под сводами храма.