Христианину XXI века сложно найти верный путь к спасению, так как мы практически не знаем живых примеров святости. Единственный источник информации для нас — это книги, творения святых отцов. Многие новоначальные христиане, не зная святоотеческого учения, имеют неверное представление о цели духовной жизни. Они ищут не духовное здоровье, которое достигается трудной борьбой с грехами, а восторгов, чудес. Это происходит потому, что они не считают себя больными, то есть грешниками, а считают себя здоровыми, то есть близкими к праведникам. Только здоровый ищет развлечений, наслаждений, а больной ищет здоровья, ему не до развлечений. Больной ради здоровья готов на многое — и на горькие лекарства, и даже на операцию. Больной готов пролить кровь ради здоровья. Именно таким путём шли все святые.
Если человеку всё-таки удастся заставить себя читать строгие аскетические творения древних святых отцов, которые призывают к борьбе с грехом, то здесь возникают новые препятствия. Современная жизнь существенно отличается от той, которой жили подвижники первых веков, и поэтому невозможно все их учения механически применять в нашей жизни. Как быть? Обратиться к творениям святых отцов последнего времени. Особенно интересны и ценны в этом отношении творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Они облегчают понимание сказанного древними аскетами.
Творения святителя Игнатия глубоки, многогранны и очень доходчивы. Они написаны великолепным литературным языком, и это не теории учёного богослова, а мысли прежде всего монаха, приобретённые опытом. Сам он признавался в письмах: «Бывали в жизни моей минуты: или во время тяжких скорбей, или после продолжительного безмолвия, — минуты, в которые появлялось в сердце моём слово. Это слово было не моё. Оно утешало меня, наставляло, исполняло нетленной жизни и радости — и потом отходило. Случилось записывать мысли, которые так ярко светили в сии блаженные минуты. Читаю после, читаю не своё, читаю слова, из какой-то высшей среды нисходившие и остающиеся наставлением»... В другом месте святитель пишет об «Аскетических опытах»: «Это не моё сочинение: по этой причине я выражаюсь о нём свободно. Я был только оружием милости Божией к современным православным христианам, крайне нуждающимся в ясном изложении душевного христианского подвига, решающего на вечную участь каждого христианина».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) — один из величайших аскетических писателей в Русской Православной Церкви. Его литературное наследие просто огромно, творения составляют семь томов. Самым широко известным произведением святителя Игнатия являются, на наш взгляд, его «Аскетические опыты». Мы предлагаем вниманию читателя главу о любви к ближнему.
Что может быть прекраснее, насладительнее любви к ближнему? Любить — блаженство; ненавидеть — мука. Весь закон и пророки сосредоточиваются в любви к Богу и ближнему. Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе — Бог.
Естественная любовь наша повреждена падением; её нужно умертвить — повелевает это Христос — и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе. Не имеет цены пред Евангелием любовь от движения крови и чувствований плотских. И какую может она иметь цену, когда при разгорячении крови даёт клятву положить душу за Господа, а чрез несколько часов, при охлаждении крови, даёт клятву, что не знает Его?
Евангелие отвергает любовь, зависящую от движения крови, от чувств плотского сердца. Оно говорит: Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку — домашние его (Мф. 10, 34-36).
Падение подчинило сердце владычеству крови, и, посредством крови, владычеству миродержителя. Евангелие освобождает сердце из этого плена, из этого насилия, приводит под руководство Святого Духа. Святой Дух научает любить ближнего свято. Любовь, возжённая, питаемая Святым Духом, — огонь. Этим огнём погашается огонь любви естественной, плотской, повреждённой грехопадением. «Говорящий, что можно иметь ту и другую любовь, обольщает сам себя», — сказал святой Иоанн Лествичник.
В каком падении наше естество? Тот, кто по естеству способен с горячностью любить ближнего, должен делать себе необыкновенное принуждение, чтоб любить его так, как повелевает любить Евангелие. Пламеннейшая естественная любовь легко обращается в отвращение, в непримиримую ненависть. Естественная любовь выражалась и кинжалом.
В каких язвах — наша любовь естественная! Какая тяжкая на ней язва — пристрастие! Обладаемое пристрастием сердце способно ко всякой несправедливости, ко всякому беззаконию, лишь бы удовлетворить болезненной любви своей.
Истинная любовь к ближнему основана на вере в Бога: она — в Боге. Вси едино будут, — вещал Спаситель мира ко Отцу Своему: Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21).
Когда сердце твоё не свободно, — это знак пристрастия. Святая любовь — чиста, свободна, вся в Боге. Она действие Святого Духа, действующего в сердце, по мере его очищения.
Отвергнув вражду, отвергнув пристрастия, отрекшись от плотской любви, стяжи любовь духовную; уклонись от зла и сотвори благо. Воздавай почтение ближнему как образу Божию,- почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению.
Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнёт являться в сердце твоём святая любовь. Причина этой святой любви — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог. Лишённые славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они — образ Божий.
Но если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоём живёт неприятное расположение хотя бы к одному человеку, то ты — в горестном самообольщении. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (Ин. 4, 20-21).
Явление духовной любви к ближнему — признак обновления души Святым Духом: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти (Ин. 3, 14).
Совершенство христианства — в совершенной любви к ближнему. Совершенная любовь к ближнему — в любви к Богу, для которой нет совершенства, для которой нет окончания в преуспеянии. Преуспеяние в любви к Богу — бесконечно: потому что любовь есть бесконечный Бог. Любовь к ближнему — основание в здании любви.
Возлюбленный брат! Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в неё, войдёшь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата Царства Небесного.