·
Старец Паисий всем советовал усердно молиться и раздавать щедрое подаяние за упокоение душ наших почивших близких, как он говорил — «будем приносить им прохладительные напитки». Сами они уже никак не могут изменить свою участь, поэтому мы из духовной ревности должны делать для них то, что в наших силах.
— Могут ли молиться те усопшие, которые находятся в аду?
— Там они приходят в себя и умоляют о помощи, но сами для себя уже ничего сделать не могут. Те, кто осуждены на адские мучения, просят Господа лишь об одном: чтобы Он на пять минут вернул их к земной жизни для покаяния. Мы в этой жизни еще имеем возможность покаяться, а несчастные умершие уже не могут изменить свою участь и зависят только от нашей помощи, поэтому это наш долг — молитвенно помогать им.
Многие пребывающие в преисподней — в ком есть хоть чуть-чуть благочестия, — чувствуют свою вину, раскаиваются в своих грехах и испытывают из-за них душевную боль. Они молят о помощи и получают значительное облегчение от молитв за них. До второго пришествия Бог милостиво дает таким душам возможность принимать помощь.
В земной жизни приближенный царя может похлопотать о смягчении приговора какому-нибудьосужденному.Точно так же, если человек близок к Богу, он может вымолить у Него для осужденных на муки усопших перевод из одной «тюрьмы» в другую, получше, из одной «камеры» в другую, поудобнее. И даже он может выхлопотать для них вместо «камеры» какую-нибудь «квартиру» или «дом». Будем помнить, что своими молитвами и подаянием за упокоение души мы облегчаем страдания наших умерших близких. Наши молитвы и заупокойные службы — это последняя возможность для усопших получить помощь, которую оставил им Бог до второго пришествия.
После страшного суда изменить их участь будет уже невозможно. Заупокойные богослужения — самый надежный «заступник» душ усопших. Совершаемые о упокоении службы обладают такой силой, что могут даже освободить душу из адского плена. Поэтому в первую очередь надо молиться о тех усопших, которые в своей земной жизни опечалили Бога, чтобы Он помиловал и их, особенно если кто-то был злым или жестоким человеком. А если к тому же его жизнь была греховной, то мы должны весьма много за него молиться, заказывать поминовение за литургией, сорокоусты и подавать бедным милостыню о упокоении его души, чтобы, услышав их молитву: «Упокой, Господи, душу его», — Бог смиловался над ним. Так мы сможем сделать за этого человека то, чего не сделал он сам. А человек добрый, даже если его жизнь была не особенно благочестивой, даже от незначительных молитв о его душе получает большое облегчение, потому что имел склонность к добру.