Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 
Category: Православный катехизис от 6 по 10 Си

http://www.vidania.ru/icons/filaret_536x640.jpg

 

 

О седьмом члене Символа веры

      224. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БУДУЩЕМ ПРИШЕСТВИИ ХРИСТА?
      Священное Писание о будущем пришествии Христа говорит следующее:
«Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо»
(Деян. 1:11). Это сказали апостолам Ангелы во время вознесения Господа.
      225. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БУДУЩЕМ СУДЕ ХРИСТА?
      О будущем суде Его Священное Писание говорит так:
«Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения»
(Ин. 5:28-29). Это слова Самого Христа Спасителя.
      226. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БЕСКОНЕЧНОМ ЦАРСТВЕ ХРИСТА?
      Священное Писание так говорит о бесконечном царстве Христа:
«Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца»
(Лк. 1:32-33). Это слова Ангела, обращённые к Богоматери.
      227. БУДЕТ ЛИ КАК-ТО ОТЛИЧАТЬСЯ ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА?
      Будущее пришествие Христа будет сильно отличаться от прежнего. Пострадать за нас приходил Он в уничижении, а судить нас придёт
«во славе Своей и все святые Ангелы с Ним»
(Мф. 25:31).
      228. ВСЕХ ЛИ ЛЮДЕЙ ОН БУДЕТ СУДИТЬ?
      Он будет судить всех людей без исключения.
      229. КАК ОН БУДЕТ НАС СУДИТЬ?
      Совесть каждого человека откроется перед всеми и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал в продолжение всей своей жизни на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления.
«Придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога»
(1 Кор. 4:5).
      230. ВСЕ ЛИ НАШИ СЛОВА И МЫСЛИ БУДУТ ПОДВЕРГНУТЫ СУДУ?
      Он, без сомнения, осудит нас за худые слова и мысли, если не изгладим их покаянием, верой и исправлением жизни.
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда»
(Мф. 12:36).
      231. КОГДА БУДЕТ ЭТОТ СУД?
      Когда Господь Иисус Христос придет нас судить неизвестно, поэтому надо жить так, чтобы мы всегда были к этому готовы.
      
«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью»
(2 Пет 3:9, 10).
      
«Бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын человеческий»
(Мф. 25:13).
      232. ЕСТЬ ЛИ ПРИЗНАКИ ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТА?
      В слове Божием открыты некоторые признаки приближения пришествия Христа, а именно: уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий, проповедание Евангелия всем народам, пришествие антихриста (см. Мф. гл. 24).
      233. КТО ТАКОЙ АНТИХРИСТ?
       Антихрист— это противник Христу, который будет стараться истребить христианство, но вместо этого сам погибнет ужасным образом (см. 2 Фес 2:8).
      234. ЧТО ТАКОЕ ЦАРСТВО ХРИСТА?
       Царство Христаэто: весь мир; все верующие на земле; все блаженные на небесах. Первое называют царством природы, второе царством благодати, а третье царством славы.
      235. КАКОМУ ИЗ ЦАРСТВ НЕ БУДЕТ КОНЦА?
      Слова Символа о том, что царству Христа не будет конца, относятся к царству славы.

О восьмом члене Символа веры

      236. В КАКОМ СМЫСЛЕ СВЯТОЙ ДУХ НАЗВАН ГОСПОДОМ?
      Святой Дух назван Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, т. е. Святой Дух есть истинный Бог.
      237. ОБ ЭТОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
      словами, сказанными апостолом Петром в обличение Анании:
«Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу»
(Деян. 5:3-4).
      238. ПОЧЕМУ СВЯТОЙ ДУХ НАЗВАН ЖИВОТВОРЯЩИМ?
      Святой Дух называется животворящим,и это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном даёт всему сотворённому жизнь, и особенно духовную жизнь людям.
«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие»
(Ин. 3:5).
      239. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА?
      О том, что Святой Дух исходит от Отца,мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа:
«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне»
(Ин. 15:26).
      240. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ИНОЕ УЧЕНИЕ ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА?
      Учение об исхождении Святого Духа от Отца не может быть подвержено какому-либо изменению или дополнению. Во-первых, потому, что Православная Церковь в этом учении повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова, без сомнения, являются достаточным и совершенным выражением истины. Во-вторых, потому, что второй Вселенский Собор, главным предметом которого было утверждение истинного учения о Святом Духе, без сомнения, удовлетворительно изложил это учение в Символе веры; и Православная Церковь признавала это столь решительно, что третий Вселенский Собор своим седьмым правилом запретил составлять новый Символ веры. Поэтому святой Иоанн Дамаскин пишет: Святой Дух исповедуем исходящим от Отца и именуем Его Духом Отца; от Сына же не исповедуем исхождение Святого Духа, но только именуем Его Духом Сыновним(Богословие, кн. 1, гл. 11, ст. 4).
      241. КАКАЯ СТЕПЕНЬ ПОКЛОНЕНИЯ ПРИЛИЧЕСТВУЕТ СВЯТОМУ ДУХУ?
      Святому Духу приличествуют поклонение и прославление равноесо Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить
«во имя Отца и Сына и Святаго Духа»
(Мф. 28:19).
      242. ПОЧЕМУ СКАЗАНО, ЧТО СВЯТОЙ ДУХ «ГЛАГОЛАЛ ЧЕРЕЗ ПРОРОКОВ»?
      В Символе веры сказано, что Святой Дух глаголал(говорил) через пророков. Это сказано для обличения некоторых лжеучителей, которые утверждали, что книги Ветхого Завета написаны не Святым Духом.
      243. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ
      о том, что через пророков действительно говорил Святой Дух. Апостол Петр пишет:
«Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым»
(2 Пет 1:21).
      244. ГОВОРИЛ ЛИ СВЯТОЙ ДУХ ЧЕРЕЗ АПОСТОЛОВ?
      Святой Дух говорил через апостолов. Апостол Петр пишет:
«Им»
(пророкам)
«открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес»
(1 Пет 1:12).
      245. ПОЧЕМУ ОБ АПОСТОЛАХ НЕ УПОМЯНУТО В СИМВОЛЕ ВЕРЫ?
      Об апостолах не упомянуто в Символе веры потому, что во время его составления никто не сомневался в богодухновенности апостолов.
      246. КАК СВЯТОЙ ДУХ ОТКРЫЛСЯ ЛЮДЯМ?
      Святой Дух открылся людям особым образом. Он сошёл на апостолов в виде огненных языков в пятидесятый день по воскресении Христа.
      247. СООБЩАЕТСЯ ЛИ СВЯТОЙ ДУХ В НАШИ ВРЕМЕНА?
      Святой Дух и сейчас сообщается всем истинным христианам.
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»
(1 Кор. 3:16).
      248. КАК МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬСЯ ПРИЧАСТНЫМИ СВЯТОМУ ДУХУ?
      Сделаться причастным Святому Духу можно через усердную молитву и через Таинства.
«Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святаго просящим у Него»
(Лк. 11:13).
«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего»
(Тит. 3:4-6).
      249. КАКИЕ ГЛАВНЕЙШИЕ ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА?
      Пророк Исаия указывает семьдаров Духа Святаго: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух понимания, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени(см. Ис. 11:1-3).

О девятом члене Символа веры

      250. ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВЬ?
      Церковь есть Богом установленное общество людей, соединённых православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.
      251. ЧТО ЗНАЧИТ ВЕРИТЬ В ЦЕРКОВЬ?
      Верить в Церковь — значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться её учению и заповедям с уверенностью, что в ней присутствует, спасительно действует, учит и управляет благодать, исходящая от единой вечной главы её, Господа Иисуса Христа.
      252. КАКИМ ОБРАЗОМ ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДМЕТОМ ВЕРЫ?
      Видимая Церковь является предметом веры, в то время как вера есть уверенность в невидимомпотому, что: в видимой Церкови невидимоприсутствует воспринятая ею и освящёнными в ней людьми благодатьБожия, которая и является непосредственным объектом веры; видимая Церковь, к которой принадлежат все живущие на земле православные христиане, в то же время и невидима, поскольку она есть и на небесах и к ней принадлежат все скончавшиеся в истинной вере и святости.
      253. ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ЦЕРКОВЬ ОДНОВРЕМЕННО ПРЕБЫВАЕТ НА ЗЕМЛЕ И НА НЕБЕ?
      Понятие о Церкви, пребывающей на земле и в то же время небесной, утверждается в следующих словах апостола Павла, обращённых к христианам:
«Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю нового завета Иисусу»
(Евр. 12:22-24).
      254. КАК МЫ УДОСТОВЕРЯЕМСЯ В ПРЕБЫВАНИИ БЛАГОДАТИ В ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ?
      Мы уверены в пребывании благодати Божией в истинной Церкви потому, что: глава её есть Богочеловек Иисус Христос,
«исполненный благодати и истины»
, и тело Свое, т. е. Церковь, наполняет благодатью и истиной (см. Ин. 1:14-17); Христос Спаситель обещал ученикам Своим, что Святой Дух будет с ними вечно, следовательно, Святой Дух и в наши дни поставляет пастырей Церкви (см. Ин. 14:16). Апостол Павел об Иисусе Христе говорит, что Бог Отец
«поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его»
(Еф. 1:22-23). Тот же апостол говорит пастырям Церкви:
«Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею»
(Деян. 20:28).
      255. КАКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО БЛАГОДАТЬ В ЦЕРКВИ БУДЕТ ПРЕБЫВАТЬ ВСЕГДА?
      В том, что благодать Божия по сей день пребывает в Церкви и пребудет в ней до окончания времён, удостоверяют нас следующие слова Самого Господа Иисуса Христа и Его апостола:
«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»
(Мф. 16:18).
«Я с вами во все дни до скончания века. Аминь»
(Мф. 28:20).
«Тому»
(Богу Отцу)
«слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь»
(Еф. 3:21).
      256. ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ НАЗВАНА ЕДИНОЙ?
      Церковь едина(т. е. одна) потому, что она есть одно духовное тело, имеет одну главу — Христа и одушевляется одним Духом Божиим.
«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех»
(Еф. 4:4-6).
      257. КТО ЕСТЬ ИИСУС ХРИСТОС ПО ОТНОШЕНИЮ К ЦЕРКВИ?
      Иисус Христос есть единственная глава единственной Церкви. Апостол Павел пишет, что для Церкви, как здания Божия,
«никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос»
(1 Кор. 3:11). Поэтому у Церкви, как тела Христова, не может быть другой главы, кроме Господа Иисуса Христа. Церковь, пребывающая до окончания времён, нуждается и во всегда пребывающей своей главе, каковой может быть только Господь Иисус Христос. Поэтому даже апостолы называются лишь служителями Церкви(см. Кол 1:24-25).
      258. КАКУЮ ОБЯЗАННОСТЬ НАКЛАДЫВАЕТ НА НАС ЕДИНСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВИ?
      Единственность Церкви налагает на нас обязанность
«сохранять единство духа в союзе мира»
(Еф. 4:3).
      259. КАК ЕДИНСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВИ СООТНОСИТСЯ С НАЛИЧИЕМ МНОГИХ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ?
      Церковь одна, однако имеются отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Это частные Церкви, или части единой вселенской Церкви. Самостоятельность видимого устройства не препятствует им духовно быть великими членами единственного тела Церкви вселенской, иметь одну главу — Христа и общий дух веры и благодати. Это единство видимо выражается одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и Таинствах.
      260. ЕДИНА ЛИ ЦЕРКОВЬ, ПРЕБЫВАЮЩАЯ НА ЗЕМЛЕ И ПРЕБЫВАЮЩАЯ НА НЕБЕ?
      Существует единство между земной и небесной Церковью, как в их отношении к общей главе Господу нашему Иисусу Христу, так и в связи со взаимным общением друг с другом.
      261. КАК СООБЩАЕТСЯ ЦЕРКОВЬ НА ЗЕМЛЕ С ЦЕРКОВЬЮ НА НЕБЕ?
      Средством общения земной Церкви с Церковью небесной является молитва веры и любви. Верующие из земной Церкви, принося молитву Богу, обращаются также за помощью к святым из Церкви небесной. Святые, находящиеся на высших ступенях приближения к Богу, своими посредствующими молитвами очищают, укрепляют и приносят к Богу молитвы верующих, живущих на земле, а также по воле Божией благодатно и благотворно воздействуют на них невидимой силой, своими явлениями, или иным образом.
      262. НА ЧЕМ ОСНОВАНО МОЛИТВЕННОЕ ПРИЗЫВАНИЕ СВЯТЫХ НЕБЕСНОЙ ЦЕРКВИ?
      Правило Церкви, пребывающей на земле, призывать в молитвесвятых Церкви небесной, основано на Священном Предании, начала которого видны и в Священном Писании. Например, когда пророк Давид взывает в молитве:
«Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших!»
(1 Пар 29:18), тогда он воспоминает святых для укрепления своей молитвы. Точно так же теперь Православная Церковь призывает Христа, истиннаго Бога нашего, молитвами Пречистыя Его Матери и всех Святых. Святой Кирилл Иерусалимский в пояснении Божественной литургии говорит: «Поминаем и прежде умерших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством»принял Бог наше моление (Поучение тайноводственное, 5, гл. 9).
      Святой Василий Великий в слове на день Святых Сорока мучеников говорит: «Скорбящий к Сорока мученикам обращается, к ним же прибегает и веселящийся: один — чтобы освободиться от скорбей, а другой — чтобы сохранить то доброе, что имеет. Здесь же мы видим благочестивую жену, молящуюся о своих детях, о путешествующем муже, просящую здравие больному. К мученикам обращены прошения ваши».
      263. ЕСТЬ ЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВО СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ О ПОСРЕДСТВУЮЩЕЙ МОЛИТВЕ СВЯТЫХ НА НЕБЕСАХ?
      О посредствующей молитве святыхна небесах есть свидетельство Священного Писания. Евангелист Иоанн в откровении видел на небесах Ангела, которому дано было
«множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога»
(Откр. 8:3-4).
      264. ЕСТЬ ЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВО СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ О ЯВЛЕНИЯХ СВЯТЫХ С НЕБА?
      О благотворных явлениях святыхс неба есть свидетельство Священного Писания. Евангелист Матфей повествует, что после крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа
«многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град, и явились многим»
(Мф. 27:52-53). Поскольку такое значительное чудо не могло совершиться без высокой цели, то следует полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа в ад и о победоносном воскресении Его, и этой проповедью содействовать переходу в открывавшуюся тогда новозаветную Церковь тем, кто родился в ветхозаветной Церкви.
      265. ОТКУДА МЫ УЗНАЕМ, ЧТО СВЯТЫЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ МОГУТ СОВЕРШАТЬ ЧУДЕСА?
      Следующими свидетельствами мы утверждаемся в вере в то, что святые по смерти своей чудодействуюттем или иным образом. Четвертая книга Царств свидетельствует, что от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мёртвый (см. 4 Цар. 13:21).
      Апостол Павел не только сам непосредственно совершал исцеления и чудеса, но то же делали взятые от его тела платки и опоясания в его отсутствие (см. Деян. 19:12). На этом примере мы видим, что святые и по кончине своей могут благотворно действовать через земные средства или предметы, получившие через них освящение.
       Святой Григорий Богословв первом обличительном слове на Юлиана говорит: «Не постыдился за Христа принесенных жертв, не убоялся великих подвижников: Иоанна, Петра, Павла, Иакова, Стефана, Луки, Андрея, Фёклы и других, до и после них пострадавших за истину, которые огню, железу, зверям, мучителям, случившимся бедствиям и угрозам, будто в чужих телах или вовсе бестелесные, твёрдо противостали. Ради чего? Да даже словом не предадут благочестие! Им отдаются великие почести и установлены торжества. Ими демоны прогоняются и болезни исцеляются. Они чудесно являются и оставили нам свои пророчества. Их тела, когда мы их почитаем и осязаем, имеют такую же силу, как и души святых. Капли их крови, эти малые признаки страданий, так же действуют, как и тела».
      Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Мощи святых, которые как спасительные источники даровал нам Владыка Христос, источают многообразные благодеяния. Как бы в объяснение этого он замечает: Посредством ума и в тела их вселился Бог» (Богословие, кн. 4, гл. 15, ст. 3, 4).
      266. ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ МЫ НАЗЫВАЕМ СВЯТОЙ?
      Церковь святая, потому что освящена Господом Иисусом Христом через Его страдания, Его учение, Его молитву и через Таинства.
«Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистить банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна»
(Еф. 5:25-27). В молитве Богу Отцу о верующих Господь Иисус Христос сказал:
«Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною»
(Ин. 17:17-19).
      267. КАК ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯТОЙ, ЕСЛИ В НЕЙ ЕСТЬ ГРЕШНИКИ?
      Церковь святая, хотя в ней есть и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой; а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия как мёртвые члены отсекаются от тела Церкви, и, таким образом, она и в этом случае сохраняется святой.
«Извергните развращенного из среды вас»
(1 Кор. 5:13).
«Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа»
(2 Тим. 2:19).
      268. ПОЧЕМУ МЫ ЦЕРКОВЬ НАЗЫВАЕМ СОБОРНОЙ?
      Церковь называется Соборной, или, что то же, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, а заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов. Апостол Павел говорит, что
«благовествование… пребывает… во всем мире, и приносит плод, и возрастает»
(Кол 1:5-6); и что в Церкви христианской
«нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос»
(Кол 3:11).
«Верующие благословляются с верным Авраамом»
(Гал. 3:9).
      269. КАКОЕ ВАЖНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ИМЕЕТ ЦЕРКОВЬ?
      Важное преимущество Кафолической Церкви состоит в том, что ей, собственно, принадлежат высокие обетования (обещания), что
«врата ада не одолеют её»
, что Господь
«пребудет»
с ней
«до скончания века»
, что в ней пребудет
«слава»
Божия о
«Христе Иисусе во все роды века»
; что, следовательно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры или впасть в заблуждение. « Несомненно исповедуем, как твёрдую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и говорить ложь вместо истины; поскольку Святой Дух, всегда действующий через верно служащих отцов и учителей Церкви, хранит её от всякого заблуждения» (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл. 12).
      270. ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ?
      Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть
«глава Церкви, и Он же спаситель тела»
(Еф. 5:23) то, чтобы быть спасённым, необходимо быть частью Его тела, то есть членом Кафолической Церкви. Апостол Петр пишет, что Крещение спасаетнас по образу Ноева ковчега. Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в Ноевом ковчеге: так все, получающие вечное спасение, получают его только в Кафолической Церкви.
      271. ПОЧЕМУ НАША ЦЕРКОВЬ ИМЕНУЕТСЯ «ВОСТОЧНОЙ»?
      В насажденном на востоке рае, была основана первая Церковь безгрешных прародителей; там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых в обетовании (обещании) о Спасителе. На востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело нашего спасения, положил начало Своей, христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной. По сей день православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утверждённая, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних восточных и в единомысленных с ними Церквах, каковой является благодатью Божией и Всероссийская Церковь.
      272. ПОЧЕМУ НАША ЦЕРКОВЬ ИМЕНУЕТСЯ «АПОСТОЛЬСКОЙ»?
      Церковь называется Апостольской, потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной, или Правоверующей.
«Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем»
(Еф. 2:19-20).
      273. СИМВОЛ ВЕРЫ, КОГДА НАЗЫВАЕТ ЦЕРКОВЬ АПОСТОЛЬСКОЙ,
      наставляет твёрдо держаться учения и преданий апостольскихи избегать учения и учителей, основывающихся не на учении апостолов. Апостол Павел говорит:
      
«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим»
(2 Фес. 2:15).
«Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайтеся»
(Тит. 3:10).
«Есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти»
(Тит. 1:10-11).
«Если и церкви не послушает, то будет он тебе, как язычник и мытарь»
(Мф. 18:17).
      274. В ЦЕРКВИ СУЩЕСТВУЕТ УЧРЕЖДЕНИЕ,
      в котором сохраняется преемство апостольского служения — это церковная иерархия, или священноначалие.
      275. ОТКУДА ВЕДЁТ СВОЁ НАЧАЛО ИЕРАРХИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?
      Иерархия Православной Церкви ведёт своё начало от Самого Иисуса Христа и от сшедшего на апостолов Святого Духа, и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве Священства.
«Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова»
(Еф. 4:11-12).
      276. КАКОЕ СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ МОЖЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ОТ ИМЕНИ ВСЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?
      Священноначалием, которое может действовать от имени всей Кафолической Церкви, является Вселенский Собор.
      277. КОМУ ПОДЧИНЕНЫ ГЛАВНЫЕ ЧАСТИ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ?
      Главные части Вселенской Церкви подчинены Православным Патриархам.
      278. КОМУ ПОДЧИНЯЮТСЯ ЦЕРКОВНЫЕ ОБЛАСТИ И ГОРОДА?
      Меньшие православные области и города подчиняются митрополитам, архиепископам и епископам.
      279. ИЗ КАКИХ ИСТОЧНИКОВ МЫ УЗНАЁМ, В ЧЁМ СОСТОИТ ДОЛГ ПОВИНОВЕНИЯ ЦЕРКВИ?
      Для того, чтобы исполнить долг повиновения Церкви, нужно знать, что она требует от своих чад. Это можно узнать из Священного Писания, из правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов, святых. отцов и их Церковных уставов.

О десятом члене Символа веры

      280. ПОЧЕМУ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ УПОМИНАЕТСЯ О КРЕЩЕНИИ?
      В Символе веры о Крещении упоминается потому, что вера запечатлевается (утверждается) Крещением и другими Таинствами.
      281. ЧТО ТАКОЕ ТАИНСТВО?
       Таинствоесть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия.
      282. СКОЛЬКО ВСЕГО ТАИНСТВ?
      Таинств — семь: Крещение; Миропомазание; Причащение; Покаяние; Священство; Брак; Елеосвящение.
      283. КАКУЮ ДУХОВНУЮ СИЛУ ИМЕЕТ КАЖДОЕ ИЗ ЭТИХ ТАИНСТВ?
      Каждое из этих Таинств имеет свою духовную силу: в Крещениичеловек таинственно рождается в жизнь духовную; в Миропомазанииполучает благодать, содействующую духовному росту и укрепляющую; в Причащениипитается духовно; в Покаянииисцеляется от духовных болезней, т. е. от грехов; в Священствеполучает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств; в Бракеполучает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей; в Елеосвященииврачуется от болезней телесных, посредством исцеления от духовных.
      284. ПОЧЕМУ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ НЕ УПОМЯНУТО ОБО ВСЕХ ЭТИХ ТАИНСТВАХ?
      В Символе веры упомянуто не обо всех Таинствах, а об одном Крещении потому, что в отношении него было сомнение: не следует ли некоторых людей, например, еретиков, крестить вторично; нужно было решить этот вопрос, что и сделано в Символе, который утвердил едино(одно) крещение.

Архив
Категории

Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму