Category:
О крещении
О Крещении
285. ЧТО ТАКОЕ КРЕЩЕНИЕ?
Крещениеесть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную, святую.
«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие»
(Ин. 3:5).
286. ОТКУДА КРЕЩЕНИЕ БЕРЁТ СВОЁ НАЧАЛО?
Крещение началось с того, что вначале на Иордане Предтеча Спасов
«Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса»
(Деян. 19:4). Затем Иисус Христос примером Своим освятил Крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по воскресении Своём Он дал апостолам торжественное повеление:
«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»
(Мф. 28:19).
287. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ В СВЯЩЕННОДЕЙСТВИИ КРЕЩЕНИЯ?
Главное в священнодействии Крещения — троекратное погружение в воду с произнесением слов: «
Крещается раб Божий(имя)
во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». 288. ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ОТ ЖЕЛАЮЩЕГО ПРИНЯТЬ КРЕЩЕНИЕ?
От желающего принять Крещение требуется покаяние и вера, поэтому перед Крещением читается
Символ веры.
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа»
(Деян. 2:38).
«Кто будет веровать и крестится, спасен будет»
(Мк. 16:16).
289. НА КАКОМ ОСНОВАНИИ КРЕСТЯТ МЛАДЕНЦЕВ?
Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст.
290. ЕСТЬ ЛИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ, ЧТО МЛАДЕНЦЕВ СЛЕДУЕТ КРЕСТИТЬ?
Из Священного Писания можно доказать, что следует крестить младенцев. Во времена Ветхого Завета обрезание совершалось над восьмидневными младенцами, а Крещение в Новом Завете совершается вместо обрезания, следовательно, над младенцами должно совершаться Крещение.
291. ОТКУДА СЛЕДУЕТ, ЧТО КРЕЩЕНИЕ ЗАМЕНИЛО ВЕТХОЗАВЕТНОЕ ОБРЕЗАНИЕ?
То, что Крещение совершается вместо обрезания, следует из слов апостола, обращённых к верующим:
«Вы… обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым… быв погребены с Ним в крещении»
(Кол 2:11-12).
292. ДЛЯ ЧЕГО ПРИ КРЕЩЕНИИ НУЖНЫ ВОСПРИЕМНИКИ?
При Крещении нужны
восприемникидля того, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого и по Крещении принять его под своё попечение для утверждения в вере (см. святой Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии, гл. 2).
293. ДЛЯ ЧЕГО НАД КРЕЩАЕМЫМ ЧИТАЕТСЯ ЗАКЛИНАНИЕ?
Над крещаемым читается
заклинаниедля того, чтобы отогнать от него диавола, который со времени греха Адама получил доступ к людям и некоторую власть над ними, как бы над своими пленниками и рабами. Апостол Павел говорит, что все люди вне благодати живут
«по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления»
(Еф. 2:2).
294. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СИЛА ЗАКЛИНАНИЯ?
Сила заклинания заключается в
имениИисуса Христа, призываемом с молитвой и верой. Господь Иисус Христос обещал верующим:
«Именем Моим будут изгонять бесов»
(Мк. 16:17).
295. КАКУЮ СИЛУ ИМЕЕТ ЗНАМЕНИЕ КРЕСТА?
Знамение Крестаимеет ту же силу, что и имя Иисуса Христа распятого, с верой произнесённое движением уст; то же самое есть и знамение Креста, с верой изображённое движением руки или каким-нибудь другим образом.
Святой Кирилл Иерусалимский пишет: Да не стыдимся исповедовать Распятого, да изображаем дерзновенно рукой знамение Креста на челе и на всём: хлебе, который едим, чашах, из которых пьём; да изображаем его при входах и выходах, когда ложимся спать и встаём, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великая защита, данная бедным в дар и слабым без усилий. Это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов (Огласительное поучение, 13: 36).
296. С КАКОГО ВРЕМЕНИ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ЗНАМЕНИЕ КРЕСТА?
Употребление крестного знамения ведёт начало со времён апостольских (см. святой Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии, гл. 2 и 5. Тертуллиан. О венцах, гл. 3; О Воскресении, гл. 8.).
297. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ОДЕВАЕМАЯ ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ БЕЛАЯ ОДЕЖДА?
Белая одежда, одеваемая после Крещения, означает чистоту души и христианской жизни.
298. ДЛЯ ЧЕГО НА КРЕЩАЕМОГО ВОЗЛАГАЕТСЯ КРЕСТ?
На крещаемого возлагается
Крестдля постоянного напоминания о заповеди Христа и видимого указания на неё:
«Если кто хочет идти за мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной»
(Мф. 16:24).
299. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ХОЖДЕНИЕ СО СВЕТИЛЬНИКОМ ВОКРУГ КУПЕЛИ?
Хождение крещаемого вокруг купели со
светильникомобозначает духовную радость, соединённую с духовным просвещением.
300. ПОЧЕМУ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ ГОВОРИТСЯ, ЧТО КРЕЩЕНИЕ ОДНО?
Символ веры повелевает признавать Крещение
едино, т. е.
одно. Крещение совершается один раз и не повторяется.
301. ПОЧЕМУ КРЕЩЕНИЕ НЕ ПОВТОРЯЕТСЯ?
Крещение не повторяется потому, что оно есть духовное рождение: рождается человек однажды, потому и крестится однажды.
302. ОДИНАКОВУЮ ЛИ ВИНУ С НЕКРЕЩЁНЫМИ НЕСУТ СОГРЕШАЮЩИЕ ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ?
Согрешающие после Крещения виновнее в своих грехах, чем некрещёные в своих, потому что имели от Бога особую помощь для совершения добра и отвергли её.
«Если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого»
(2 Пет. 2:20).
303. МОГУТ ЛИ БЫТЬ ПРОЩЕНЫ ГРЕХИ, СОВЕРШЁННЫЕ ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ?
Для согрешивших после Крещения есть средство получить прощение грехов: это —
покаяние.
О Миропомазании
304. ЧТО ТАКОЕ МИРОПОМАЗАНИЕ?
Миропомазаниеесть Таинство, в котором верующему при помазании частей тела освящённым миром (составом из масел и благовоний —
ред. ), во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие в духовной жизни.
305. ЧТО ГОВОРИТСЯ ОБ ЭТОМ ТАИНСТВЕ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ?
О внутреннем действии этого Таинства говорится в Священном Писании у евангелиста Иоанна:
«Вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте»
(1 Ин. 2:20, 27). Подобным образом и апостол Павел говорит:
«Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши»
(2 Кор. 1:21-22). Отсюда и взяты слова, произносимые при Миропомазании:
Печать дара Духа Святаго. 306. О ВНЕШНЕМ ДЕЙСТВИИ МИРОПОМАЗАНИЯ
следует предполагать, что слова евангелиста Иоанна относятся и к нему. Также известно, что апостолы, для подавания крещаемым даров Святого Духа, употребляли
рукоположение(см. Деян. 8:14-17). Преемники же апостолов вместо этого стали употреблять
Миропомазание, чему могло послужить примером помазание, употреблявшееся во времена Ветхого Завета (см. Исх. 30:25; 3 Цар. 1:39. Святой Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии, гл. 4).
307. В ЧЁМ СОСТОИТ ОСОБЕННОСТЬ СВЯТОГО МИРА?
Право освящать
святое миропринадлежит высшим иерархам как преемникам апостолов, совершавших рукоположение для подавания даров Святого Духа.
308. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОМАЗАНИЕ СВЯТЫМ МИРОМ ЧАСТЕЙ ТЕЛА?
Помазание
чела(лба) означает освящение ума или мыслей.
309. ПОМАЗАНИЕ
ГРУДИ — освящение сердца или желаний.
310. ПОМАЗАНИЕ
ГЛАЗ, УШЕЙИ
ГУБ — освящение чувств.
311. ПОМАЗАНИЕ
РУКИ
НОГ — освящение дел и всего поведения христианина.
О Причащении
312. ЧТО ТАКОЕ ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ?
Причащение(или Евхаристия) есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает подлинные Тело и Кровь Иисуса Христа для вечной жизни.
313. КАК ЭТО ТАИНСТВО УСТАНОВЛЕНО?
Таинство Причащения Господь Иисус Христос в первый раз совершил непосредственно перед Своими страданиями, предварительно представив в нём живое изображение этих страданий. Причастив апостолов, Он в то же время дал им заповедь всегда совершать это Таинство.
314. КАКОВО МЕСТО ЭТОГО ТАИНСТВА В ХРИСТИАНСКОМ БОГОСЛУЖЕНИИ?
Таинство Причащения составляет главную и существенную часть христианского богослужения.
315. ВО ВРЕМЯ КАКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ СОВЕРШАЕТСЯ ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ?
Таинство Причащения совершается за
Литургией.
316. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО ЛИТУРГИЯ?
Слово
литургиязначит
общественное служение. Однако
Литургиейименуется только то богослужение, за которым совершается Таинство Причащения.
317. ГДЕ ДОЛЖНА СОВЕРШАТЬСЯ ЛИТУРГИЯ?
Литургия должна совершаться в храме, в котором имеется
трапеза(престол) или, вместо трапезы,
антиминс, обязательно освященные архиереем.
318. ПОЧЕМУ ХРАМ ТАКЖЕ НАЗЫВАЮТ ЦЕРКОВЬЮ?
Храм называется
церковьюпотому, что в нём для молитвы и Таинств собираются составляющие Церковь верующие.
319. ПОЧЕМУ ТРАПЕЗУ ТАКЖЕ НАЗЫВАЮТ ПРЕСТОЛОМ?
Трапеза, на которой совершается Таинство Причащения, называется
престоломпотому, что на ней Иисус Христос таинственно присутствует как Царь.
320. КАКОВ ОБЩИЙ ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ЛИТУРГИИ?
Общий порядок Литургии следующий: приготовляется вещество для Таинства; верующие готовятся к Таинству; совершается само Таинство.
321. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЧАСТЬ ЛИТУРГИИ, НА КОТОРОЙ ПРИГОТОВЛЯЕТСЯ ВЕЩЕСТВО ДЛЯ ТАИНСТВА?
Часть Литургии, на которой приготовляется вещество для Таинства, называется
проскомидия.
322. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «ПРОСКОМИДИЯ»?
Слово
проскомидияозначает
принесение.
323. ПОЧЕМУ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЛИТУРГИИ НАЗЫВАЕТСЯ ПРОСКОМИДИЕЙ?
Первая часть Литургии называется проскомидией в соответствии с обычаем первых христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине этот хлеб называется
просфора, что значит
приношение.
324. В ЧЁМ СОСТОИТ СМЫСЛ ПРОСКОМИДИИ?
Проскомидия, как часть Литургии, есть воспоминание пророчеств и прообразований, а отчасти и самих событий, относящихся к рождению и страданию Иисуса Христа. При этом из просфоры вынимается часть, необходимая для совершения Таинства, и вливается в священный сосуд необходимое количество вина, соединённого с водой. При этом священнодействующий поминает всю Церковь и прославленных святых, молится о живых и умерших, о властях и о тех, кто по вере и с усердием принёс просфоры или приношения.
325. КАКОЙ ХЛЕБ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ПРОСКОМИДИИ?
Для Таинства используется хлеб, соответствующий понятию хлеба, и какового требует святость Таинства, пример Господа Иисуса Христа и апостолов, т. е.: хлеб квасной, чистый, пшеничный.
326. ПОЧЕМУ ДЛЯ ПРИЧАЩЕНИЯ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ОДИН ХЛЕБ?
Употребляющийся для Причащения
одинхлеб означает, по объяснению апостола, то, что
«один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба»
(1 Кор. 10:17).
327. ПОЧЕМУ ПРИГОТОВЛЕННЫЙ ДЛЯ ПРИЧАЩЕНИЯ ХЛЕБ НАЗЫВАЕТСЯ АГНЦЕМ?
Хлеб, приготовленный для Причащения, называется
агнцем, поскольку является образом страждущего Иисуса Христа, прообразом Которого в Ветхом Завете служил
Агнец пасхальный.
328. ЧТО ТАКОЕ АГНЕЦ ПАСХАЛЬНЫЙ?
Агнец пасхальный— это ягнёнок, которого израильтяне, по повелению Божию, закалывали и ели в память об избавлении от гибели в Египте.
329. ПОЧЕМУ ВИНО ДЛЯ ТАИНСТВА ПРИЧАЩЕНИЯ СОЕДИНЯЕТСЯ С ВОДОЙ?
Вино для Таинства Причащения соединяется с водой потому, что это священнодействие совершается по образу страдания Христа, когда из раны, нанесенной Ему в ребро, истекли
кровьи
вода.
330. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЧАСТЬ ЛИТУРГИИ, НА КОТОРОЙ ВЕРУЮЩИЕ ПРИГОТОВЛЯЮТСЯ К ТАИНСТВУ?
Часть Литургии, на которой верующие приготовляются к Таинству, древние назвали
Литургией оглашённых. Кроме крещёных и допускаемых к Причащению, присутствовать на ней могут и
оглашённые, т. е. готовящиеся к Крещению, а также кающиеся, не допускаемые к Причащению.
331. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЁННЫХ?
Литургия оглашённых начинается благословением, или прославлением царства Пресвятой Троицы.
332. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЁННЫХ?
Литургия оглашённых состоит из молитв, песнопений, чтения книг Апостольских и Евангелия.
333. ЧЕМ ОКАНЧИВАЕТСЯ ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЁННЫХ?
Литургия оглашённых оканчивается повелением оглашённым выйти из храма.
334. ЧТО ТАКОЕ ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ?
Часть Литургии, за которой совершается Таинство Причащения, называется
Литургией верных. На этом Богослужении имеют право быть одни верные, т. е. принявшие Крещение.
335. КАКОВО ВАЖНЕЙШЕЕ ДЕЙСТВИЕ ЛИТУРГИИ ВЕРНЫХ?
Важнейшим действием Литургии верных является произнесение слов, сказанных Иисусом Христом при установлении Таинства:
«Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета»
… (Мф. 26:26-28); и затем — призывание Святого Духа и
благословение Даров, т. е. принесённого хлеба и вина.
336. В ЧЁМ СМЫСЛ ЭТОГО ДЕЙСТВИЯ?
В это время после троекратного благословения хлеба и вина они
прелагаютсяили
пресуществляютсяв истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову.
337. КАК ПОНИМАТЬ СЛОВО «ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ»?
В изложении веры Восточных Патриархов сказано, что словом
пресуществлениене объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господа. Этого нельзя постичь никому, кроме Бога. Показывается только то, что истинно, действительно и существом хлеб становится самым истинным Телом Господа, а вино — самой Кровью Господа.
Подобно тому святой Иоанн Дамаскин о Святых и Пречистых Тайнах Господних пишет: «Тело есть поистине соединённое с Божеством, именно то, которое было воспринято от Пресвятой Девы. Но не сходит с небес вознёсшееся Тело, а хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божию. Если хочешь понять, как это происходит, то достаточно знать, что схождением Святого Духа. Таким же путём и от Богородицы Себе Самому и в Себе Самом составил Святым Духом Господь плоть. Более не знаю того, что Слово Божие истинно, действительно и всемогуще, действие же Его непостижимо» (Кн. 4, гл. 13, ст. 7).
338. КАК СЛЕДУЕТ ПРИСТУПАТЬ К ТАИНСТВУ ПРИЧАЩЕНИЯ?
Приступающий к Таинству Причащения должен испытать (открыть) перед Богом свою совесть и очистить её покаянием в грехах, чему способствуют пост и молитва.
«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем»
(1 Кор. 11:28-29).
339. ЧТО С НАМИ ПРОИСХОДИТ В ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ?
Причащающийся Тела и Крови Христовой соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нём приобщается к вечной жизни.
«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во мне, и Я в нем»
(Ин. 6:56).
«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную»
(Ин. 6:54).
340. КАК ЧАСТО СЛЕДУЕТ ПРИЧАЩАТЬСЯ СВЯТЫХ ТАЙН?
Древние христиане причащались каждый воскресный день; но сейчас немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь стремящихся к благоговейной жизни материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой четырежды в год или каждый месяц, а всем — обязательно раз в год (см. Православное исповедание, ч. 1, вопрос 90).
341. КАКИМ ОБРАЗОМ УЧАСТВУЮТ В ЛИТУРГИИ ТЕ, КТО НЕ ПРИЧАЩАЕТСЯ СВЯТЫХ ТАЙН?
Не приступающие ко Святому Причащению могут и должны участвовать в Литургии своей верой, молитвой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который повелел:
«Сие творите в Мое воспоминание»
(Лк. 22:19).
342. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ШЕСТВИЕ С ЕВАНГЕЛИЕМ ВО ВРЕМЯ ЛИТУРГИИ?
Когда на Литургии совершается шествие с Евангелием, вспоминается Господь Иисус Христос, явившийся на проповедь. Поэтому, во время чтения Евангелия следует иметь такое же внимание и благоговение, как если бы мы видели и слышали Самого Иисуса Христа.
343. КАК ВОСПРИНИМАТЬ ШЕСТВИЕ С ПРИГОТОВЛЕННЫМИ СВЯТЫМИ ДАРАМИ?
Когда совершается на Литургии вход в алтарь с приготовленными Святыми Дарами, следует вспоминать шествие Иисуса Христа на вольное страдание, как жертву на заклание, между тем как более двенадцати легионов Ангелов готовы были охранять Его как своего Царя.
Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися(песнь на Литургии в Великую Субботу).
344. О ЧЁМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ ВО ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА?
В самое время совершения Таинства и во время причащения священнослужителей в алтаре следует вспоминать тайную вечерю Самого Иисуса Христа с апостолами, Его страдание, смерть и погребение.
345. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ОТКРЫТИЕ ЗАВЕСЫ, ЦАРСКИХ ВРАТ И ЯВЛЕНИЕ СВЯТЫХ ДАРОВ?
Открыванием завесы и царских врат и явлением Святых Даров обозначается явление Самого Господа Иисуса Христа после воскресения.
346. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОСЛЕДНЕЕ ЯВЛЕНИЕ СВЯТЫХ ДАРОВ НАРОДУ?
Последним явлением Святых Даров народу, после которого они скрываются, изображается вознесение Господа Иисуса Христа на небо.
347. ВСЕГДА ЛИ ПРЕБУДЕТ ТАИНСТВО СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ В ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ?
Совершение и принятие Таинства Святого Причащения в истинной Церкви христианской продолжится до самого пришествия Христа, по слову апостола Павла:
«Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет»
(1 Кор. 11:26).
О Покаянии
348. ЧТО ТАКОЕ ПОКАЯНИЕ?
Покаяниеесть Таинство, в котором каящийся в своих грехах, при видимом получении прощения от священника, невидимо освобождается от этих грехов Самим Господом Иисусом Христом.
349. КОГДА ПОЯВИЛОСЬ ЭТО ТАИНСТВО?
Это Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедовал
«крещение покаяния для прощения грехов»
… (и они)
«крестились от него… исповедуя грехи свои»
(Мк. 1:4-5). Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал:
«Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»
(Мф. 18:18). По воскресении же Своём действительно дал им эту власть, когда сказал:
«Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»
(Ин. 20:22-23).
350. ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ОТ КАЮЩЕГОСЯ?
От кающегося требуется сокрушение о грехах, твёрдое намерение исправить свою жизнь, вера в Христа и надежда на Его милосердие.
«Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению»
(2 Кор. 7:10).
«И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив»
(Иез 33:19).
«О Нем
(т. е. о Иисусе Христе)
все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его»
(Деян. 10:43).
351. ЧТО ПОМОГАЕТ ПОКАЯНИЮ?
Подготовительные и вспомогательные средства для покаяния — это
пости
молитва.
352. КАКОЕ СРЕДСТВО УПОТРЕБЛЯЕТ ЦЕРКОВЬ ДЛЯ ПОМОЩИ КАЮЩЕМУСЯ?
Святая Церковь употребляет особое средство для очищения и умиротворения совести покаявшегося грешника —
епитимью.
353. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «ЕПИТИМЬЯ»?
Слово
епитимьяозначает
запрещение(см. 2 Кор. 2:6). В виде епитимьи, по необходимости, предписываются кающемуся некоторые благочестивые упражнения и некоторые лишения с целью освобождения от власти греха и преодоления греховной привычки. Например, пост сверх положенного для всех, а за тяжкие грехи — отлучение от Святого Причащения на определённое время.
О Священстве
354. ЧТО ТАКОЕ СВЯЩЕНСТВО?
Священствоесть Таинство, в котором правильно избранного кандидата Святой Дух посредством епископского рукоположения поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово.
«Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих»
(1 Кор. 4:1).
«Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею»
(Деян. 20:28).
355. ЧТО ЗНАЧИТ ПАСТИ ЦЕРКОВЬ?
Пасти Церковь— наставлять людей в вере, благочестии и добрых делах.
356. СКОЛЬКО НЕОБХОДИМЫХ СТЕПЕНЕЙ СВЯЩЕНСТВА?
Степеней священства три:
епископ,
пресвитери
диакон.
357. КАКОЕ РАЗЛИЧИЕ В СТЕПЕНЯХ СВЯЩЕНСТВА?
Диакон сослужит при Таинствах (не совершая их); пресвитер совершает Таинства, пребывая в подчинении епископу; епископ не только совершает Таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать их. О епископской власти апостол Павел пишет Титу:
«Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров»
(Тит. 1:5). И Тимофею:
«Рук ни на кого не возлагай поспешно»
(1 Тим. 5:22).
О Браке
358. ЧТО ТАКОЕ БРАК?
Бракесть Таинство, в котором при свободном обещании женихом и невестой взаимной верности перед священником и Церковью, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа и Церкви и подаётся благодать благочестивого единодушия для законного рождения и христианского воспитания детей.
359. ПОЧЕМУ БРАК ЯВЛЯЕТСЯ ТАИНСТВОМ?
То, что брак есть Таинство, видно из следующих слов апостола Павла:
«Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви»
(Еф. 5:31-32).
360. ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ДЛЯ ВСЕХ ВСТУПАТЬ В БРАК?
Не обязательно всем вступать в брак. Девство лучше супружества для того, кто в силах его сохранить в чистоте. Именно об этом сказал Господь Иисус Христос:
«Не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит»
(Мф. 19:11-12). И апостол говорит:
«Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак… Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене.. Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше»
(1 Кор. 7:8-9, 32-33, 38).
О Елеосвящении
361. ЧТО ТАКОЕ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ?
Елеосвящениеесть Таинство, в котором при помазании тела елеем (освящённым растительным маслом) призывается на больного Божия благодать, исцеляющая душевные и телесные болезни.
362. ОТКУДА БЕРЁТ НАЧАЛО ЭТО ТАИНСТВО?
Это таинство ведёт начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа,
«многих больных мазали маслом, и исцеляли»
(Мк. 6:13). Апостолы передали это Таинство священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов апостола Иакова:
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему»
(Иак. 5:14-15).
Об одиннадцатом члене Символа веры
363. ЧТО ТАКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ МЁРТВЫХ?
Воскресение
мёртвых, которого мы ожидаем — это действие всемогущества Божия, через которое тела умерших людей, соединившись опять с их душами, оживут и станут духовны и бессмертны.
«Сеется тело душевное, возстает тело духовное»
(1 Кор. 15:44).
«Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в безсмертие»
(1 Кор. 15:53).
364. МОЖЕТ ЛИ ТЕЛО ВОСКРЕСНУТЬ?
Тело, истлевшее в земле и рассыпавшееся, воскреснет. Поскольку Бог в начале сотворил тело из земли, постольку Он в конце из земли восстановит рассыпавшееся. Апостол Павел объясняет это подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого произрастает растение.
«То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет»
(1 Кор. 15:36).
365. ВСЕ ЛИ ВОСКРЕСНУТ?
Все умершие воскреснут, а грубые тела тех, кто во время общего воскресения останется в живых, мгновенно изменятся и станут духовными и бессмертными.
«Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся»
(1 Кор. 15:51-52).
366. КОГДА БУДЕТ ВОСКРЕСЕНИЕ МЁРТВЫХ?
Воскресение мёртвых совершится в конце этого видимого мира.
367. ЧЕМ КОНЧИТСЯ ВИДИМЫЙ МИР?
Этот мир, в котором царствует смерть, окончится тем, что преобразится в мир без смерти.
«Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих»
(Рим. 8:21).
«По обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда»
(2 Пет 3:13).
368. ПОСРЕДСТВОМ ЧЕГО МИР ДОЛЖЕН ПРЕОБРАЗИТЬСЯ?
Мир преобразится посредством огня.
«Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков»
(2 Пет 3:7).
369. В КАКОМ СОСТОЯНИИ ПРЕБЫВАЮТ ДУШИ УМЕРШИХ ДО ВСЕОБЩЕГО ВОСКРЕСЕНИЯ?
Души умерших праведников до всеобщего воскресения пребывают во свете, покое и предначинании вечного блаженства, а души грешников — в противоположном тому состоянии.
370. В ПОЛНОМ ЛИ БЛАЖЕНСТВЕ ПРЕБЫВАЮТ ДУШИ УМЕРШИХ ПРАВЕДНИКОВ?
Души праведных не воспринимают полного блаженства, потому что полное воздаяние по делам предопределено получить человеку по воскресении его тела и последнего Суда Божия. Апостол Павел говорит:
«А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его»
(2 Тим. 4:8). И ещё:
«Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое»
(2 Кор. 5:10).
371. ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ДУШИ ПРАВЕДНЫХ ПРЕБЫВАЮТ В ПРЕДНАЧИНАНИИ БЛАЖЕНСТВА?
Души праведных пребывают в предначинании блаженства прежде последнего Суда согласно свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, говорящего в притче, что праведный Лазарь тотчас по смерти был отнесён на лоно Авраамово (см. Лк. 16:22).
372. В ЧЕМ СОСТОИТ ПРЕДНАЧИНАНИЕ БЛАЖЕНСТВА?
Предначинание блаженства соединено с лицезрением Самого Иисуса Христа. В большей степени оно свойственно святым, как это даёт понять апостол Павел:
«Имею желание разрешиться и быть со Христом»
(Флп. 1:23).
373. В ЧЁМ СОСТОИТ НАДЕЖДА ДУШ ВЕРУЮЩИХ, НЕ УСПЕВШИХ ПРИНЕСТИ ПЛОДЫ ПОКАЯНИЯ?
Душам умерших с верой, но не успевших принести достойных плодов покаяния, для достижения блаженного воскресения могут помочь возносимые за них молитвы, особенно соединённые с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовой, и добрые дела, с верой совершаемые в их память.
374. ЭТО УЧЕНИЕ ОСНОВАНО ОСНОВАНО НА ПРЕДАНИИ КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ, НАЧАЛА КОТОРОГО ВИДНЫ ЕЩЁ В ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ.
Иуда Маккавей принёс жертву за умерших воинов (см. 2 Мак 12:43). Молитва за усопших всегда является непременной частью Божественной Литургии, начиная от Литургии апостола Иакова. Святой Кирилл Иерусалимский говорит:
«Великая будет польза душам, о которых возносится моление в то время, когда предлежит святая и страшная Жертва»(Тайноводственное поучение, 5, гл. 9). Святой Василий Великий в молитвах Пятидесятницы говорит, что Господь соизволяет принимать от нас молитвы и жертвы
о тех, кто удерживается в аду, с надеждой для них
мира, прекращения мучений и свободы.О двенадцатом члене Символа веры
375. ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА?
Жизнь будущего века— это жизнь, которая будет после воскресения мёртвых и всеобщего Суда Христова.
376. КАКОЙ БУДЕТ ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА?
Эта жизнь будет для верующих, любящих Бога и делающих добро, столь блаженна, что мы теперь этого блаженства и представить себе не можем.
«Еще не открылось, что будем»
(1 Ин. 3:2).
«Знаю человека во Христе…»
— говорит апостол Павел, — который
«был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать»
(2 Кор. 12:2, 4).
377. В ЧЁМ БУДЕТ ЗАКЛЮЧАТЬСЯ БЛАЖЕНСТВО ЖИЗНИ БУДУЩЕГО ВЕКА?
Блаженство последует от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним.
«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан»
(1 Кор. 13:12).
«Тогда праведники возсияют, как солнце, в царстве Отца их»
(Мф. 13:43).
«Будет Бог все во всем»
(1 Кор. 15:28).
378. БУДЕТ ЛИ ТЕЛО УЧАСТВОВАТЬ В ЭТОМ БЛАЖЕНСТВЕ?
Тело также будет участвовать в блаженстве души. Оно будет прославлено светом Божиим, подобно телу Иисуса Христа во время преображения Его на Фаворе.
«Сеется в уничижении, возстает в славе»
(1 Кор. 15:43).
«Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного»
(т. е. Господа нашего Иисуса Христа) (1 Кор. 15:49).
379. БУДЕТ ЛИ ЭТО БЛАЖЕНСТВО РАВНЫМ ДЛЯ ВСЕХ?
Не все будут блаженны в одинаковой мере. Будут разные степени блаженства, в зависимости от того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах.
«Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых»
(1 Кор. 15:41-42).
380. ЧТО БУДЕТ С НЕВЕРУЮЩИМИ И БЕЗЗАКОННИКАМИ?
Неверующие и беззаконники будут преданы вечной смерти, или, иначе говоря, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволами.
«Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное»
(Откр. 20:15).
«Это смерть вторая»
(Откр. 20:14).
«Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его»
(Мф. 25:41).
«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную»
(Мф. 25:46).
«Лучше тебе с одним глазом войти в царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает»
(Мк. 9:47-48).
381. ХОЧЕТ ЛИ БОГ ГИБЕЛИ ГРЕШНИКОВ?
Бог не хотел бы гибели грешников, но они сами погибают
«за то, что… не приняли любви истины для своего спасения»
(2 Фес 2:10).
382. ПОМОГАЮТ ЛИ ЧЕЛОВЕКУ ЗНАНИЯ О КОНЦЕ МИРА?
Размышления о смерти, о воскресении, о последнем Суде, о вечном блаженстве и о вечном мучении помогают нам воздерживаться от грехов и освобождаться от пристрастия к земным вещам; утешают при лишении земных благ; побуждают соблюдать в чистоте душу и тело, жить для Бога и для вечности и таким образом достигать вечного спасения.