Близ Даневки, на Черниговщине
К вечеру жаркого августовского денька мы оказались на окраине села Даневка в Свято-Георгиевском монастыре, в шести километрах от Козельца, небольшого городка Черниговской области, расположенного в 50 км от Чернигова в направлении Киева. (Кстати, в Козельце поражает красотой большой белый, резной собор Рождества Богородицы, построенный в 1752–1766 гг. выходцем из этих мест графом Разумовским, который в архитекторы проекта пригласил Б. Растрелли). Миновав каштановую аллейку и живописный монастырский сад-огород, отправились изучать расписание монастырских служб. А затем своей паломнической «Газелью» переехали для ночевки на противоположный от монастыря берег реки Остр. По заливным лугам, по берегам, поросшим аиром, легко подойти поближе к монастырю, выглядывающему из зелени дерев, чтобы после жары окунуться в уединении в теплую реку.
Это на здешнем бережочке игумен Сергий в 1930-х увидал человека, лежа пившего воду из реки. Человек бросил в воду кусок сахару и его сквозь прозрачную воду было хорошо видно на дне. «Раб Божий, – вопросил отец игумен, – что ты тут делаешь?» – «Чай пью». – «Дурак ты, раб Божий, разве чай здесь пьют, чай пьют в трапезной!»
Многое, по преданию, в этих окрестностях было уничтожено. Безбожная власть пилила не только кресты на храмах, но и деревья, взрывала не только купола, но и многовековые дубы. Однако неподалеку, с южной стороны обители, все же сохранился лес, называемый Чернещина (от слова «чернец», прежде лес принадлежал монастырю), в котором прятались местные жители в годы Великой Отечественной войны от отступавших оккупантов – зверствовавших, сжигавших села.
Что неизменно в этих «избранных уголках земли»: сколько ни готовишься, какой опыт ни нарабатываешь, сколько ни посетишь святых мест, которые, как правило, находятся среди прекрасных угодьев природы, каждый раз ахаешь и поражаешься красоте места, выбранного подвижниками для обители, уединенной молитвы, – красе, в которой сходятся естественно-природное и надмирно-духовное.
Красота остается либо в нетронутых человеком местах, либо в усиленных его благодатным присутствием. Там, где жили молитвенники, или просто правильные люди, там природная (изначальная) красота усилена духовной, умножена молитвенным деланием.
Возле Даневки, над Остром, ощущаешь свет покоя, знакомый каждому человеку, когда-либо посещавшему святые места. Кажется, такое умиротворение воцаряется надолго, кажется, дождевая полоса осталась далеко позади. Но жди, непременно жди и испытания.
Сначала пошел мелкий дождичек, слепой. Внезапно на горизонте стали полыхать зарницы. В течение часа наш городок из четырех палаток они окружили со всех сторон. Около полуночи на нас обрушился шквальный поток воды. Поскольку современные палатки имеют вид индейского снежного жилища иглу, то есть верх – тент натянут вполне хорошо, грохот в палатке стоит барабанный. Казалось, нас просто смоет с берега в Остр. Впечатление усиливали молнии и громовой грохот…
Утром дождик то моросил, то уступал солнышку. Мы пешком отправились в монастырь, в связи с чем женская часть нашего паломнического коллектива облачилась в длинные юбки и косынки.
Свято-Георгиевский монастырь основан в 1654 г. Закрытая безбожной властью Даневская обитель возродилась в 1995 г. – как женский монастырь. С великим трепетом подошли мы к главной цели нашего путешествия – святыне этой обители, новопочитаемой чудотворной иконе «Азъ есмь съ вами и никтоже на вы», так называемой Леушинской Богородицей.
Этот образ нынче публикуется во многих православных журналах и календарях, в Свято-Георгиевском женском монастыре чудотворному образу написан акафист и ноты к нему. 13 апреля 2002 г. (в год прославления иконы как Чудотворной) в честь иконы в престольном монастырском храме освящен Престол левого придела. Сюда мы и стремились, здесь нам посчастливилось преклониться пред святыней, чья судьба таинственна и необычайна.
Икона была создана в Иоанно-Предтеченском женском монастыре (основан в 1875 году близ реки Шексны, между городами Череповцом и Рыбинском). В то время Леушинская обитель была одним из самых больших женских монастырей в России. Перед революцией 1917 года там проживало около 700 насельниц. Когда понадобилось расписывать иконостас Похвальского собора, игуменья Таисия направила нескольких послушниц в Академию художеств в качестве вольнослушательниц. Так на основе академической школы в монастыре возникла своя иконописная мастерская. (В настоящее время на Леушинском подворье открыта Леушинская иконописная реставрационная школа памяти монахини Алипии, продолжающая традиции иконописной мастерской Леушинского монастыря.)
Анна Ильинична Герасимова поступила в Леушинскую общину в 1877 году 9-летней отроковицей. Имея отменные вокальные данные, Анна с радостью и тщанием пела на клиросе. С возникновением в монастыре иконописи ярко проявились и ее живописные таланты. Через некоторое время игуменья назначила ее старшей в иконописной мастерской. Вскоре духовник обители совершил монашеский постриг послушницы Анны и нарек ее в честь преподобного Алипия Киево-Печерского, одного из первых русских иконописцев. Судя по всему, именно кисти Алипии принадлежит знаменитый Леушинский образ Царицы Небесной «Аз есмь съ вами, и никтоже на вы». С нового образа незамедлительно было сделано несколько списков (один из них находился в иконостасе храма Леушинского подворья в Санкт-Петербурге – в приделе Святой великомученицы Варвары).
В 1891 году Леушинскую обитель посетил известный подвижник и молитвенник Иоанн Кронштадтский.
Проникшись благодатью этого места, он стал регулярно приезжать в Леушино. Возможно, именно в тот знаменательный приезд, когда отец Иоанн взял Леушино под свой молитвенный покров, игуменья Таисия преподнесла отцу Иоанну точный список Леушинской иконы, написанный все той же монахиней Алипией, с пожеланием, чтобы именно перед этим образом батюшка молился за сестричество Леушинского монастыря. Этот образ отец Иоанн хранил в своей квартире в Кронштадте и совершал перед ним молитвы за Россию. В разгар революционной смуты 1905 года Царица Небесная утешила Своего избранника, явившись ему в образе Леушинской иконы. Об этом видении отец Иоанн так записал в своем дневнике: «В ночь на 27 мая 1905 года я видел во сне Предвечного Младенца Господа Иисуса Христа на руках Пречистой Девы Марии, (...) сердце мое порывалось к Нему умилением и любовью, я прикоснулся к ногам Его, и Владычица милостиво обратила взор Свой ко мне, соизволяя на целование ног Пречистого Младенца. Сердце мое горело радостью. Благодарю Господа за новое славное сновидение...»
Нельзя не видеть в этом удивительном событии свидетельство глубокой внутренней связи Иоанна Кронштадтского с Леушинским образом. Именно в это время у иконы появилось новое имя – «Спасительница России». Незадолго перед кончиной Иоанн Кронштадтский передал свой личный список с первообраза петербургскому купцу Василию Муравьеву, известному не только своим богатством, но и благочестием. Кто бы мог тогда предположить, что он станет известен в православном мире как преподобный Серафим Вырицкий?
Судьбоносная встреча всероссийского пастыря с Василием Муравьевым произошла в начале XX века. Один из последних хранителей иконы схиархимандрит Херувим (Дегтярь) пишет, что, передавая сей образ, Иоанн Кронштадтский сказал Серафиму: «Молись о спасении России пред этой иконой», – и повелел «повторить подвиг преподобного Серафима Саровского, (то есть молитвенное стояние на камне. – С.М.), чтобы Господь умиротворил нашу страну». Икона эта стала келейной у иеросхимонаха Серафима в Александро-Невской Лавре.
Получив благословение у епископа Григория (Лебедева) поехать на лечение в село Вырица, Серафим спросил владыку, как быть с сей иконой. Епископ Григорий сказал: «Раз вы получили ее себе в благословение, от Святого, то возьмите с собой икону на сохранение». Множество чудес совершилось в Вырице по молитвам старца. (А на Рыбинском водохранилище, под водами которого теперь скрыта Леушинская обитель, теперь ежегодно совершается Леушинское стояние – в память о затопленном монастыре.)
В годы Великой Отечественной войны отец Серафим исполнил волю Иоанна Кронштадтского: тысячу дней отстоял он на камне, воздев руки в непрестанной молитве пред иконой Преподобного Серафима Саровского и пред Леушинским образом.
В 1947 г. в Россию прибыл митрополит Гор Ливанских Илия, поведавший о том, как Господь открыл ему имена наипервейших праведников, чьи молитвы о спасении России и были приняты Им. Среди них было названо имя иеросхимонаха Серафима Вырицкого.
Когда в 1960-е годы возникла реальная опасность, что икона будет отобрана властями, отец Серафим передал ее своей духовной дочери матушке Варсонофии, проживавшей в Ленинграде близ Сенной площади. Незадолго перед кончиной своего духовного отца она спросила его о том, как быть с иконой в дальнейшем и кому ее передать. «Херувиму!» – таинственно ответил старец, оставив матушку в полном недоумении. Тем не менее она смиренно ждала исполнения предсмертной воли старца. Долгие годы чудотворный образ хранился у нее дома, пока матушка Варсонофия не встретила молодого монаха из Киева по имени... отец Херувим.
Сам он так рассказывает об этой встрече: «Я встретился с матушкой Варсонофией в Никольском соборе и по ее же просьбе зашел к ней на квартиру. Я попросил эту икону, ничего не зная о ней. Она сказала: "Я старая и очень слабенькая, и ввиду того, что не встретила до сей поры человека с именем Херувим, отдаю ее вам с тем, чтобы вы отдали ее в Леушинский монастырь, как только он будет восстановлен"».
Отец Херувим привез икону в Киев, где хранил ее в течение многих лет. И вновь перед ней был повторен подвиг тысячедневной молитвы, совершенный на этот раз матерью отца Херувима схиигуменией Александрой. Однажды во время молитвы она явственно услышала исходящий от иконы глас: «Будь готова в день Ангела в вечную жизнь!» И действительно, в день памяти святой царицы Александры, причастившись Христовых тайн, она мирно почила «в Бозе».
За три года до нового тысячелетия (в 1997 г.) отец Херувим решил передать Леушинский образ в Свято-Георгиевский Козелецкий монастырь Черниговской епархии. И вновь святыня эта явила многочисленные чудеса исцеления.
Здесь находится Чудотворная Икона
Передача иконы «Аз есмь съ вами и никтоже на вы» в монастырь произошла накануне праздника Похвалы Божией Матери. За время своего пребывания в обители икона прославилась – после молитв перед святыней – ниспосланием от Бога скорой благодатной помощи верующим, в том числе исцелением страждущих. Свидетельства об этих чудотворениях, среди которых много показаний священнослужителей, приведены в двух изданных Свято-Георгиевским монастырем книгах.
Благодаря посылаемой Господом людям благодатной помощи ради молитв у иконы «Аз есмь съ вами и никтоже на вы» святыня пользуется особой любовью и почитанием. Святой образ дважды привозили на поклонение в Свято-Введенский монастырь Киева, в храмы Кировограда, Чернигова, приходы Киевской епархии.
В Свято-Георгиевскую обитель в Даневке приезжает для поклонения чудотворному образу много паломников из разных городов Украины, России, Белоруссии, Молдавии.
Своей благодатной помощью, исходящей даже от литографии, икона прославилась и в Вашингтоне (США), и в Италии, о чем свидетельствуют письма и телефонные звонки из этих стран. В начале апреля 2002 г. из Вашингтона (США) верующими переданы записки для молебна перед чудотворным образом, закуплено много книг и литографий иконы, освященного возле святыни масла. В Свято-Георгиевский монастырь поступает много устных и письменных прошений благословить написание копии иконы Божией Матери «Аз есмь съ вами и никтоже на вы» для приходов. Во многих храмах различных епархий уже имеются копии святого образа (города Киев, Запорожье, Симферополь, Житомир, Вишневое, Днепропетровск, Измаил и др.).
23 апреля 2002 г. Священным Синодом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Даневская икона Божией Матери «Аз есмь съ вами и никтоже на вы» внесена в список чудотворных, и установлен день ее празднования на Похвалу Божией Матери (в субботу, на пятой неделе Великого поста).
В истории Церкви это первый богородичный образ с таким названием. Оно восходит к последним словам Спасителя, сказанным на горе Елеонской перед Вознесением: «Азъ есмь съ вами во все дни до скончания века». В отличие от наименования многих других богородичных икон, выражающих моления, обращенные к Божией Матери («Утоли моя печали», «Взыскание погибших»), в названии Леушинской святыни слышится ободряющий глас Самой Богородицы, сулящей неустанную поддержку тем, кто верит в Ее заступничество.
…У чудотворной иконы мы провели около часа. Нам была дарована эта несуетная возможность, когда в храм, кроме нас, зашли лишь несколько молитвенниц.
Глядишь на синеву Богородичного плаща, на небесную голубизну, из которой выступает лик Приснодевы, на распростертые к нам руки Младенца и думаешь не только и не столько о себе и близких, но и о судьбе Отечества, претерпевшего – Божиим промыслом – тяжкие испытания в ХХ в. Икона новых времен, в духовном своем послании и назидании «доставленная» нам двумя великими молитвенниками, – препп. Иоанном (от кончины коего нас отделяет менее столетия) и Серафимом (почившего чуть более полувека назад) – несет нам устами Богородицы простое и ясное сообщение: если я буду с вами (то есть если вы имеете сердечный посыл быть со мной), то никакой враг вас не одолеет.
«Яко с нами Бог». Врата Георгиевской обители
Купив книги и иконки, мы набрали воды из монастырского источника. Топтались, осененные, под дубами и липами у входа в обитель, не решаясь столь быстро уезжать…