Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 

altalt 

О благоговении Вере сопутствует благоговение. Благоговение... Термин вроде бы и не вовсе незнакомый, но как-то не сразу скажешь, что означает. Что это — чувство, состояние, свойство души? Иногда мы испытываем чувство благоговения, порой пребываем в состоянии благоговения, но счастлив тот, для кого благоговение — свойство его души.Благоговение есть благое почитание, оно признак страха Божия в душе, признак сильной любви и чести, смирения и душевной скромности.Порой про кого-то скажут: он очень верующий человек. Что имеется ввиду под «очень верующий»? Чаще всего набожность определяют простым набором — ходит в церковь, соблюдает посты, знает молитвы, читает Священное Писание. Всё это хорошо, но не присваивает вере меру — «очень». И посещение богослужения, и соблюдение постов, и молитвы не говорят о «качестве» и «количестве» веры, а могут лишь свидетельствовать о внешней религиозной жизни. Да, у кого-то она может таковой и оставаться долгие годы — всего лишь внешней. Благоговение открывает внутреннюю, укоренившуюся в сердце веру.Благоговейный человек узнается по благоговейному отношению ко всему Божиему. К самому даже слову «Бог», которое в его устах звучит особенно почтительно и никогда напрасно, всуе. К творению Божию, то есть к природному миру, его гармоничным законам. Благоговение перед Творцом побуждает его к изучению этих законов, но оно же кладет предел его вмешательству в мир природы. Благоговейный разум имеет тонкую организацию и умеет смиряться.Узнается он и по благоговейному отношению к человеку как высшему творению и образу Божию. Оно — в соблюдении заповедей, запрещающих наносить урон ближнему, во внимательном и почтительном обращении с ним, в милосердии, в старании не нанести даже невольную обиду, не огорчить чем-либо. Почитайте один другого высшим себя (Фил. 2, 3). Предпочтение другого человека себе, умение бескорыстно угодить или смириться перед ним, быть деликатным, всегда считалось высшей добродетелью, даже во внешнем нецерковном обществе. Как писал Антон Павлович Чехов: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-то другой».Узнается благоговение в благоговейном отношении к Божиему дару слова. Заметьте, насколько реже мы слышим грубые и скверные слова в среде верующих. Лет тридцать-сорок тому назад свою принадлежность к Православной Церкви не афишировали, а скрывали, по известной причине. И верующие люди находили (вычисляли) друг друга по некоторым признакам. Как-то один приятель рассказал мне, как нашел среди своих сотрудников верующего церковного человека и познакомился с ним: «Я вычислил его по лексикону. Он не ругался, грубых слов не говорил. И не поддерживал известные темы. Вот я и подошел...»Особенно видно благоговение или неблагоговение в отношении к святыне. Иконы сейчас есть почти во всяком доме, а вот как они содержатся? Порой замечаешь на образах пыль, видно, что лампадку перед ними не зажигают, или находятся они в случайном месте. Осталось от чего-то, более значимого в интерьере, местечко, туда их и повесили или поставили. Вспоминается мне рассказ одной благочестивой старушки. Случилось ей по телефонной просьбе знакомого иеромонаха предоставить на ночь кров женщине-паломнице. Познакомившись, женщины разговорились. И помимо прочего гостья рассказала странный сон, приснившийся ей накануне в дороге. «Будто собираюсь я на кладбище послужить панихидку, и вдруг раздается в квартире звонок. Открываю дверь, на пороге стоит старушка-монахиня маленького роста. Я ее спрашиваю: „Что вам, матушка, говорите быстрее, а то я на кладбище спешу, и панихидку уже заказала“. А она мне: „Панихидку это хорошо, только давай мы с тобой сначала дома помолимся. Где у тебя иконы?“ „Да вот, — говорю, — здесь они, в серванте“. И показываю на сервант, а там иконы стоят. „А полезай-ка ты сама туда!“ — крикнула монахиня. Я и проснулась от крика. Только у меня икон в серванте сроду не бывало». Хозяйка как услышала про иконы в серванте, сразу вспомнила, что некоторое время назад привезла она из одной обители несколько небольших иконок, но сразу места им не нашла и поставила временно в сервант среди посуды. А потом забыла, а может недосуг было, и прошло уже тому несколько месяцев. «Вот так, через случайную гостью, Господь мне напомнил, что к иконам должно иметь благоговение», — закончила она свой рассказ.У Михаила Шолохова в «Судьбе человека» есть небольшой эпизод: фашисты загоняют наших пленных солдат на ночь в церковь. «И, как на грех, приспичило одному богомольному из наших выйти по нужде. Крепился-крепился он, а потом заплакал. „Не могу, — говорит, — осквернять святой храм“. Его и ругали, и смеялись над ним, а он бросился на дверь, стал стучать. А фашист-часовой, не долго думая, прошил дверь автоматной очередью и убил его».Благоговейное поведение в храме подразумевается как бы само собой. Но разве не случается нам слышать во время службы шепота, шарканья ног, а то и звон мобильного телефона? Одна дама возмущалась, что на службе через нее то и дело передают свечи и мешают ей молиться, а потом заметила, что к ее подруге, которая обычно стояла рядом, почти никогда с этой просьбой не обращаются. Она стала размышлять и поняла, что подруга стоит на службе совсем иначе — благоговейно. И это как-то передается окружающим, потому ее почтительно не беспокоят. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал, что в церкви нужно особенно заботиться о благоговении, причем не только для своей душевной пользы, но и для народа, «который благоговением... назидается».Семья тоже объект благоговейного отношения. Она сохраняется и процветает, когда в ней действуют внутренние законы взаимного почитания. Благоговейный человек не тяготится этими законами, даже когда в семье не всё гладко, он почитает семью как учреждение Божие и всеми силами старается сохранить ее, потому что понимает — семейными бурями Господь врачует именно его душу.«Имеющий благоговение руководствуется в своих поступках внутренним чувством», — учит Паисий Святогорец. Такой человек нередко предпочитает выгоде принцип. У недалеких людей такой выбор вызывает в лучшем случае жалость. А зря. Вот хороший пример из античности. После взятия Трои захватчики разрешили каждому свободнорожденному покидая город взять с собой что-то одно из принадлежащего им добра. Эней пожелал взять кумиров (статуи) отчих богов. Тогда эллины, восхищенные его благочестием, позволили ему взять еще что-нибудь. Эней вынес на плечах своего престарелого отца. Победители были поражены и подарили ему всё его имущество, подтверждая этим, что к благочестивым людям, чтущим своих родителей, сострадательны даже враги.Истинное благоговение необычайно притягательно и назидательно для окружающих. Помню, как в маленьком монастыре в Черногории по просьбе супружеской четы вышел на небольшую крытую веранду старец-монах. Он сел на плетеный стул, показав рукой на соседние, чтобы мы тоже сели. Молча налил нам кофе и жестом предложил взять печенье. Он был уже в очень преклонных годах, и пока мы сидели, не произнес ни одного слова, а только ласково смотрел на нас. Ласково смотрел он и на всё вокруг, и было заметно, что он видит окружающий мир иначе, чем мы. Он видит мир Божиим. Супруги-сербы рассказывали ему что-то свое, и он незаметно уснул. Так мы просидели несколько минут. Затем старец очнулся и, благословив нас, ушел. Ну что, казалось бы, дала нам эта встреча? Мы не услышали ни слова поучения, мы всего лишь 15-20 минут пребывали в его присутствии и созерцали его лицо. Но о себе скажу, что благодаря этим минутам в душе у меня всколыхнулась и ожила целая библиотека книжных поучений. Слова их стали истинно живыми.И еще из поучений старца Паисия Святогорца: «Благоговением приводится в умиление Бог». С человеком, имеющим в сердце благоговение, неизменно пребывает благодать Божия. И потому желаю всем нам, отвергнув лень и рассеянность и начав с самого малого, восходя от меры в меру, преуспеть в приобретении этой великой добродетели — благоговения.фото: Сергей Ворони .Протоиерей Сергий Николаев .slavianka.com›read/slovo-pastyrya/Slovo


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму