.....Откуда заблуждения ума между вами, ученики Слова Божия? Откуда пороки сердца между вами, питомцы Духа Святого?
На сии нелегкие, но небесполезные вопросы есть у нас легкие, но весьма вредные ответы. Заблуждения, говорят, от ограниченности человеческой; пороки от слабости человеческой. Прекрасное родословие заблуждений и пороков — прекрасное для того, чтобы люди, преданные заблуждениям и погрязшие в пороках, люди, которых евангельская притча называет сынами лукавого, могли уверять себя и других, что они не худого рода! Невинное дело быть ограниченным, не стыдно признавать слабость сил человеческих, а из сего заключают, что и быть суеверным или безверным также невинное дело, что и в пороках пребывать также не стыдно.
Заблуждения от ограниченности? — Полно правда ли, что ограниченность есть мать заблуждений? Ограниченность есть неплоды; она не рождает ничего, потому что и сама не есть нечто, а только предел, край, недостаток существенности. Возьмем в пример способность зрения. Глаз твой ограничен; по сей причине удаляющийся предмет в известном расстоянии ты перестаешь видеть, и более ничего. Но если глаз твой вводит тебя в заблуждение, представляя окружающие тебя предметы в ложном движении кружащимися и падающими, отчего и ты падаешь, напрасно стал бы ты искать сему причины в ограниченности глаза; причины сему должно искать в твоем головокружении, происшедшем от употребления одуряющего зелья или вина в излишестве. Посему и рассуждай и о духовном зрении ума. Ум твой ограничен; по сей причине удаленные от мысленных взоров его предметы для него неизвестны или непонятны, и более ничего. Но если в уме твоем оказываются понятия, которые противны естественному, всеми здравомыслящими согласно примечаемому порядку вещей, которыми ты думаешь всю вселенную обратить вверх дном, но вместо того низвергаешь сам себя в нелепости, можно ли сие изъяснить ограниченностью, которая не есть начало действующие и которая есть недостаток, общий всем человекам? Не должно ли напротив, по необходимости производить от упоения нечистым и бродящим вином или одуряющим зелием такой мудрости, которая хотя по области явления её называется земною и человеческою, но которой источник хуже, нежели что-нибудь просто земное, которой корень ниже человечества?